Письмо Минобразования РФ от 16 апреля 1999 г. N 16-52-66ин/16-13 "О рекомендациях по организации вступительных испытаний при приеме в образовательные учреждения среднего профессионального образования"

Письмо Минобразования РФ от 16 апреля 1999 г. N 16-52-66ин/16-13
"О рекомендациях по организации вступительных испытаний при приеме
в образовательные учреждения среднего профессионального образования"


Для обеспечения конкретизации положений Порядка приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 1999 г. N 573, Минобразование России направляет Рекомендации по организации вступительных испытаний при приеме в образовательные учреждения среднего профессионального образования, одобренные решением коллегии Минобразования России от 23 февраля 1999 г. N 4/2.


Первый заместитель Министра

В.Жураковский


Приложение

к письму Минобразования РФ

от 16 апреля 1999 г. N 16-52-66ин/16-13


Рекомендации
по организации вступительных испытаний при приеме
в образовательные учреждения среднего
профессионального образования


1. Общие положения


1.1. Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе в соответствии с результатами вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Проведение конкурса документов об образовании (аттестатов и др.) при приеме в образовательное учреждение не допускается.

1.2. Образовательное учреждение обеспечивает поступающим возможность держать вступительные испытания на русском языке, на государственном языке республики в составе Российской Федерации, на территории которой расположено образовательное учреждение среднего профессионального образования, или на другом языке народа Российской Федерации в соответствии с порядком использования языков народов Российской Федерации, определяемым законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

1.3. Образовательное учреждение может устанавливать 2-4 вступительных испытания.


2. Организационные вопросы


2.1. Подготовка к проведению вступительных испытаний:

2.1.1. Вступительные испытания проводятся в сроки, установленные Правилами приема в образовательное учреждение среднего профессионального образования, согласно расписанию, утвержденному директором учебного заведения, которое составляется и вывешивается в учебном заведении не позднее чем за десять дней до начала вступительных испытаний. При составлении расписания необходимо руководствоваться следующим: в один день разрешается проводить только оно вступительное испытание; перерыв между вступительными испытаниями должен составлять не менее двух дней.

2.1.2. Перед каждым вступительным испытанием проводится консультация, обеспечивающая ознакомление абитуриентов с особенностями контрольных заданий, технологии проведения вступительного испытания и др.

2.1.3. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям, выдаются экзаменационные листы установленной формы с фотографией поступающего, подписанные ответственным секретарем приемной комиссии и скрепленные печатью учебного заведения. Экзаменационный лист выдается поступающему лично накануне проведения первого вступительного испытания. Экзаменационный лист является пропуском на вступительные испытания. По окончании вступительных испытаний экзаменационный лист возвращается ответственному секретарю приемной комиссии и в дальнейшем постоянно хранится в личном деле студента.

2.1.4. Для проведения вступительных испытаний должны быть подготовлены соответствующие контрольные задания: экзаменационные билеты, тестовые задания и др.

2.1.5. Контрольные задания (экзаменационные билеты) для устных экзаменов и задания для письменных работ (темы, варианты задач) составляются ежегодно. Использование контрольных заданий прошлых лет не разрешается.

2.1.6. В контрольные задания включаются 2-3 вопроса из разных разделов программы вступительных испытаний. В тех случаях, когда по предмету предусмотрено только устное испытание, в контрольное задание включаются 1-2 задачи или примера, по русскому языку - предложение для разбора.

Формулировки вопросов и заданий для вступительных испытаний должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование; задания должны быть равноценными по сложности.

2.1.7. Комплект контрольных заданий должен охватывать всю программу вступительных испытаний по данному предмету.

2.1.8. Количество контрольных заданий должно быть не менее числа сдающих вступительные испытания в группе, а количество комплектов - в соответствии с количеством групп.

2.1.9. Задания для письменных вступительных испытаний по русскому языку и другим языкам народов Российской Федерации должны содержать: тексты диктантов или изложений по количеству групп; темы сочинений в количестве 4-5 тем на группу.

2.1.10. Утвержденные контрольные задания хранятся в запечатанном конверте у директора учебного заведения. Контрольные задания выдаются экзаменаторам за 15-20 минут до начала вступительных испытаний.

2.2. Проведение вступительных испытаний:

2.2.1. Вступительные испытания проводятся в специально подготовленном помещении, обеспечивающем необходимые условия абитуриентам для подготовки и сдачи вступительных испытаний.

2.2.2. На вступительных испытаниях должно быть обеспечено наличие необходимых вспомогательных материалов: наглядных пособий, справочных материалов (таблиц, схем, словарей для вступительных испытаний по иностранному языку) и др.

2.2.3. Все записи при подготовке к ответу на устных вступительных испытаниях и письменные работы выполняются на листах со штампом учебного заведения. Листы со штампом учебного заведения до выдачи их экзаменаторам хранятся у ответственного секретаря приемной комиссии и подлежат строгому учету.

2.2.4. В критерии оценки знаний абитуриентов входят: уровень теоретических знаний; умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; обоснованность, четкость и культура изложения ответа.

2.2.5. Опрос на устном вступительном испытании должен быть проведен по всем вопросам контрольного задания даже в том случае, если на первых вопросах поступающий показал недостаточную подготовленность. В необходимых случаях поступающему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах программы вступительных испытаний по данному предмету.

2.2.6. Лица, не выполнившие полностью письменную работу, сдают ее незаконченной.

2.2.7. Прием устных вступительных испытаний у каждого абитуриента осуществляется не менее чем двумя преподавателями.

2.2.8. Результаты вступительного испытания объявляются в день его проведения или на следующий день. Объявление результатов вступительного испытания необходимо осуществлять в форме списка, включающего всех сдававших данное вступительное испытание, для обеспечения возможности абитуриенту ознакомиться не только со своим результатом, но и получить информацию об общих результатах сдачи вступительного испытания.

2.2.9. Повторная сдача вступительного испытания при получении неудовлетворительной оценки и пересдача вступительного испытания с целью улучшения оценки не допускается.

2.2.10. Лица, не явившиеся на вступительные испытания по уважительной причине, допускаются к ним в параллельных группах или индивидуально в период до полного завершения вступительных испытаний. О невозможности явиться на вступительные испытания по болезни поступающий должен сообщить в учебное заведение до начала вступительного испытания или представить справку о болезни не позднее трех дней после вступительного испытания.

2.3. Проведение апелляции:

2.3.1. Прием заявлений об апелляции осуществляется в день объявления результатов вступительного испытания.

2.3.2. Рассмотрение апелляций осуществляется в день подачи заявлений об апелляции или на следующий день в соответствии с Правилами приема в образовательное учреждение.


3. Содержание вступительных испытаний


3.1. Перечень вступительных испытаний должен включать в себя испытание по русскому языку как государственному языку Российской Федерации и одно или несколько испытаний по предметам, определяемым содержанием профессиональной образовательной программы, на которую осуществляется прием.

3.2. Для проведения вступительных испытаний устанавливается следующий перечень общеобразовательных предметов: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранный язык.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования может предоставлять право поступающим сдавать по их выбору вступительные испытания по информатике в качестве альтернативных одному из вступительных испытаний.

Вступительные испытания по предметам "обществознание" и "информатика" проводятся только при приеме на базе среднего (полного) общего образования.

Не допускается проведение вступительных испытаний по отдельным разделам предмета "обществознание".

3.3. Рекомендуемый перечень общеобразовательных предметов по профилям образования (кроме обязательного вступительного испытания по русскому языку):

3.3.1. Технические и сельскохозяйственные специальности: математика, физика, химия, биология, география.

3.3.2. Экономические специальности: математика, география, история России, обществознание.

3.3.3. Гуманитарно-социальные специальности: обществознание, история России, русский язык, литература, математика.

3.3.4. Специальности здравоохранения: химия, биология, физика, математика.

3.3.5. Педагогические специальности: русский язык, литература, обществознание, история России, биология, математика, вступительное испытание по профилю специальности, специализации или программы дополнительной подготовки (география, иностранный язык и др.).

3.3.6. Специальности культуры и искусства: история России, обществознание, русский язык, литература.

3.4. Указанный перечень (пп.3.3) может быть дополнен вступительным испытанием по иностранному языку, если этот предмет является важной составляющей профессиональной образовательной программы по специальности в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности.

3.5. Образовательные учреждения среднего профессионального образования могут также проводить вступительные испытания по языкам народов Российской Федерации при приеме на обучение по специальностям, освоение которых требует знания соответствующих языков (педагогическим специальностям, специальностям в области культуры, экономики и управления и т.д.), а также в том случае, если преподавание в образовательном учреждении по специальности, на которую осуществляется прием, ведется на соответствующем языке.

3.6. При приеме на обучение по специальностям, требующим проверки каких-либо специальных знаний и умений (по специальностям в области культуры, искусства, физической культуры и архитектуры, отдельным педагогическим и гуманитарно-социальным специальностям, отдельным специальностям в области технологии товаров широкого потребления и т. д.), могут проводиться вступительные испытания по специальности (в области музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры и др.).

3.7. Все вступительные испытания [кроме вступительных испытаний по специальности (пп.3.6)] проводятся по программам, соответствующим образовательным программам основного общего и (или) среднего (полного) общего образования. Недопустимо включение в программу вступительных испытаний вопросов, не отражаемых в образовательных программах основного общего и (или) среднего (полного) общего образования.

3.8. Образовательное учреждение может выбрать из предложенного перечня предметов (пп.3.2-3.6) 1-3 предмета для проведения вступительных испытаний (помимо обязательного вступительного испытания по русскому языку как государственному языку Российской Федерации).

3.9. При необходимости по одному и тому же предмету может проводиться несколько вступительных испытаний.


4. Формы, системы оценок и технологии проведения
вступительных испытаний


4.1. Вступительные испытания проводятся в форме устного или письменного экзамена, собеседования, тестирования, прослушивания, просмотра или в иной форме, определяемой Правилами приема в образовательное учреждение среднего профессионального образования.

4.2. При большом конкурсе не рекомендуется проведение вступительных испытаний в форме собеседования, так как при этом затрудняется формирование критериев оценки знаний абитуриентов и, как следствие, рассмотрение апелляций.

4.3. Письменный экзамен по русскому языку проводится в форме сочинения, изложения или диктанта,

Для поступающих на базе основного общего образования письменный экзамен по русскому языку проводится, как правило, в форме диктанта или изложения.

Для лиц, изучавших русский язык как государственный [в образовательных учреждениях общего образования с русским (неродным) языком и с родным (нерусским) языком обучения], письменный экзамен по русскому языку проводится в форме диктанта или изложения.

4.4. В зависимости от системы оценок выделяется два вида вступительных испытаний:

- конкурсные (многобалльные);

- неконкурсные (двухбалльные).

Конкурсные вступительные испытания оцениваются по многобалльной системе (максимальное количество баллов не ограничивается). Зачисление в учебное заведение осуществляется по количеству баллов, набранных поступающими на этих испытаниях. Конкурсные вступительные испытания проводятся, как правило, в форме экзамена или тестирования.

Неконкурсные вступительные испытания оцениваются по системе "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Результаты сдачи этих вступительных испытаний не учитываются при подведении итогов конкурса. Абитуриенты, получившие оценку "удовлетворительно", участвуют в дальнейших вступительных испытаниях и в конкурсе, получившие оценку "неудовлетворительно" - выбывают из конкурса. Неконкурсные вступительные испытания проводятся, как правило, в форме собеседования, экзамена или тестирования.

4.5. Если вступительные испытания проводятся с применением компьютерных технологий в режиме диалога "абитуриент - компьютер", программные средства должны быть достаточно простыми и удобными в использовании. Образовательное учреждение должно предоставить абитуриентам возможность ознакомиться с используемыми компьютерными системами до вступительных испытаний (как правило, во время консультаций). Образовательное учреждение должно обеспечить абитуриентам предоставление квалифицированной помощи по использованию компьютерных систем во время вступительных испытаний.



Письмо Минобразования РФ от 16 апреля 1999 г. N 16-52-66ин/16-13 "О рекомендациях по организации вступительных испытаний при приеме в образовательные учреждения среднего профессионального образования"


Текст письма опубликован в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, 1999 г., N 7, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", декабрь 1999 г., N 23


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.