Предварительная оценка исполнения федерального бюджета Российской Федерации за январь - март 2000 года (на основе данных о финансировании, с учетом Дорожного и Экологического фондов и связанных кредитов)

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета Российской Федерации за январь - март 2000 года (на основе данных о финансировании*, с учетом Дорожного и Экологического фондов и связанных кредитов)


Предварительные данные
об исполнении объемов финансирования за I квартал 2000 года


Доходы федерального бюджета (с учетом Дорожного и Экологического фондов) в январе-марте по предварительным данным определились в сумме 221,3 миллиарда рублей, что составило 17,9 процента к предварительным данным по объему ВВП за январь-март 2000 года и 27,8 процента к годовым назначениям по доходам, утвержденным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее "к годовым бюджетным назначениям").

По расходам федеральный бюджет в январе-марте 2000 года, по предварительным данным, исполнен в сумме 215,3 миллиарда рублей (с учетом Дорожного и Экологического фондов и связанных кредитов), что составило 17,5 процента к предварительным данным по объему ВВП за январь-март 2000 года и 25,2 процента к годовым бюджетным назначениям по расходам.

Профицит федерального бюджета (с учетом операций по связанным кредитам), по предварительным данным, определился в объеме 6,1 миллиарда рублей, что составило 0,5 процента к предварительным данным по объему ВВП за январь-март 2000 года.

Первичный профицит федерального бюджета по предварительным данным составил 46,5 миллиарда рублей, или 3,8 процента к предварительным данным по объему ВВП за январь-март 2000 года.


Доходы федерального бюджета


Доходы федерального бюджета в I квартале 2000 года составили 221,3 миллиарда рублей, в том числе в марте - 83,2 миллиарда рублей.

Динамика доходов в I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 1999 года характеризуется значительным ростом доходов федерального бюджета - 27,8 процента к годовым бюджетным назначениям, или 4,1 процента к ВВП на год (в I квартале 1999 года доходы составляли 18,8 процента к годовым бюджетным назначениям, или 2,0 процента годового ВВП). Относительный рост доходов произошел более чем в 2 раза.

Такой высокий уровень доходов обусловлен следующими факторами:

1. Федеральный бюджет перестал исполнять роль генератора неплатежей, чему способствовало отсутствие текущей задолженности по финансированию из федерального бюджета, в предыдущие годы порождавшей рост неплатежей между субъектами экономики и недоимки по налоговым доходам в бюджеты и внебюджетные фонды.


Объемы финансирования расходов федерального бюджета
в 1999-2000 гг.


  1999 г. 2000 г.
  I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв.
Всего,
млрд. рублей
119,5 169,2 167,5 210,1 215,3
% ВВП 14,5 16,5 13,2 15,4 17,5
в том числе
непроцентные
расходы, млрд. рублей
88,7 119,7 130,5 171,8 174,8
% ВВП 10,8 11,7 10,3 12,6 14,2

Более того, увеличение расходной части федерального бюджета (в том числе непроцентных расходов) и переход в режим опережающего финансирования расходов привели к тому, что федеральный бюджет стал источником экономического роста. Увеличение потребления в государственном секторе экономики позволяет частично компенсировать затухающий эффект девальвации и вызывает увеличение объема налоговых поступлений.

Продолжился рост экономики и промышленного производства (особенно ориентированного на экспорт), что дополнительно увеличило налогооблагаемую базу.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником


3. Цены на нефть и нефтепродукты, газ и иные экспортные товары были в I квартале заметно выше заложенных при расчетах бюджета на 2000 год (по нефти - 18 долл. США за баррель).

4. Осуществлены мероприятия административного порядка, направленные на пополнение доходной части федерального бюджета, в том числе:

В рамках выполнения постановления Правительства РФ N 1002 "О реструктуризации задолженности" обеспечивалось выполнение налогоплательщиками в полном объеме, обязательств по уплате текущих налоговых платежей (в течение двух месяцев);

Новый механизм распределения доходов от уплаты налогов (в том числе НДС) между федеральным и региональными бюджетами, вступивший в действие с 1 января 2000 г., создал ситуацию, когда для региональных властей становится крайне невыгодным проведение зачетов и неденежных расчетов в различной форме. В результате (по экспертной оценке) произошло увеличение налоговых отчислений в федеральный бюджет на 1 - 2 миллиарда рублей ежемесячно;

Увеличились выплаты "живыми" деньгами крупнейших налогоплательщиков, прежде всего "Газпрома" и РАО "ЕЭС России". Согласно заявлению Правительства Российской Федерации и Банка России "Об экономической политике на 2000 год" естественные монополисты в течение года должны перейти на 100-процентную оплату "живыми" деньгами.

Ставки вывозных таможенных пошлин в I квартале 2000 года планомерно повышались - по мере роста цен на нефть сырую и нефтепродукты, а также иные экспортные позиции.

Доходы от уплаты федеральных налогов, контролируемых МНС России, составили 136 миллиардов рублей (31,4 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 50 миллиардов рублей. При этом доля налогов и иных платежей, контролируемых МНС России, в общем объеме поступлений в федеральный бюджет в январе-марте 2000 года составила 61,4 процента. По ГТК России (включая ФРТС) соответственно: 74,1 миллиарда рублей (24 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 28,7 миллиарда рублей; доля в общем объеме поступлений - 33,5 процента.

Достигнутый уровень выполнения бюджетного задания в I квартале 2000 года Государственным таможенным комитетом Российской Федерации был обеспечен за счет увеличения в 1,5 - 2 раза вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (с 7,5 до 15,0 евро за тонну), нефтепродукты (дизтопливо, мазут, авиакеросин, автобензин) и введения экспортных пошлин на иные подакцизные товары.

Доходы, контролируемые:

Министерством государственного имущества Российской Федерации - 2,5 миллиарда рублей (23,1 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 0,7 миллиарда рублей; Министерством финансов Российской Федерации и другими федеральными органами - 3,2 миллиарда рублей (13,2 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 0,9 миллиарда рублей; Минатомом России - 3,4 миллиарда рублей (23,9 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 1,7 миллиарда рублей; Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству - соответственно 1,8 миллиарда рублей (35,2 процента) и 1,2 миллиарда рублей.


Профицит федерального бюджета
(с учетом операций по связанным кредитам)


Федеральный бюджет в I квартале 2000 года по предварительным данным исполнен с профицитом в сумме 6,1 миллиарда рублей, или 0,5 процента к предварительным данным по объему ВВП за январь-март 2000 года (доходы 221,3 миллиарда рублей, расходы 215,26 миллиарда рублей).

Внутренние источники финансирования федерального бюджета в январе-марте текущего года по предварительным данным составили 3,6 миллиарда рублей и сложились из:

сальдо поступлений от приватизации в объеме 1,1 миллиарда рублей;

сальдо по госзапасам - 9,6 миллиарда рублей;

сальдо внутреннего госдолга - 7,1 миллиарда рублей.

Внешние источники (приложение N 5) сложились в сумме 27,7 миллиарда рублей.

Привлечение средств включает - угольный кредит МБРР "СЕКАЛ-2" в марте на сумму 100 миллионов долларов США и кредит правительства Японии в январе на сумму 100 миллионов долларов США (что в сумме эквивалентно 5,5 миллиарда рублей). Кроме того привлечено связанных кредитов по предварительным данным в сумме, эквивалентной 6 миллиардам рублей.

Погашение средств в I квартале сложилось из:

     МВФ          24,1 млрд. рублей (855 млн. долл. США);
     МБРР          1,7 млрд. рублей (62 млн. долл. США);
     ЕБРР          0,6 млрд. рублей (23 млн. долл. США);
     Долг России   8,8 млрд. рублей (320 млн. долл. США);
     Приоритетные
     платежи       1,5 млрд. рублей (54 млн. долл. США);
     Экспортеры    2,0 млрд. рублей (71 млн. долл. США);
     Другие        0,5 млрд. рублей (20 млн. долл. США).

Остатки на счетах федерального бюджета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (без остатков на лицевых счетах бюджетополучателей) на конец периода с учетом фактически произведенного финансирования составили 19,5 миллиарда рублей.


Расходы федерального бюджета


Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга в I квартале 2000 года, по предварительным данным, составили 15,6 миллиарда рублей, или 24,7 процента к годовым бюджетным назначениям по этому виду расходов, в том числе в марте - 4,9 миллиарда рублей.

Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга составили 24,8 миллиарда рублей, или 15,8 процента к годовым бюджетным назначениям. Относительно низкое финансирование связано с заключением Соглашения с Парижским клубом кредиторов о реструктуризации задолженности бывшего СССР, а также с благоприятными колебаниями курсов валют по платежам (курсовая разница).

Политика Правительства Российской Федерации в области финансирования расходов федерального бюджета осуществлялась в I квартале 2000 года в соответствии с положениями Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".

Дополнительным фактором успешного исполнения федерального бюджета стали финансовые результаты 1999 года. Созданный в прошлом году финансовый задел позволил избежать ставшего уже традиционным сокращения темпов финансирования в начале года. Уже в первой декаде января финансирование осуществлялось из кассовых ресурсов на счетах федерального казначейства, сложившихся по результатам исполнения 1999 года.

Правительство Российской Федерации последовательно сокращало задолженность федерального бюджета по заработной плате и социальным выплатам. С целью погашения региональной задолженности по заработной плате субъектам Российской Федерации предоставлялись бюджетные ссуды.

В связи с опережающими объемами поступления в бюджет налоговых доходов в течение I квартала Правительством Российской Федерации было принято решение о направлении поступающих ресурсов на опережающее финансирование расходов в пределах годовых назначений по:


     Национальной обороне                               3,2 млрд. рублей;
     Правоохранительной деятельности и обеспечению
     безопасности государства                           3,3 млрд. рублей.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации средства на опережающее финансирование расходов в пределах объемов, установленных Федеральным законом о федеральном бюджете, были направлены также на:

Раздел "Социальная политика" (Пенсионный фонд, опережающее финансирование апреля) - 2,8 миллиарда рублей;

Раздел "Финансовая помощь другим уровням власти" (трансферты, опережающее финансирование апреля) - 4,2 миллиарда рублей.

Таким образом, в I квартале 2000 года сложилась ситуация, когда ресурсы на счетах федерального бюджета позволили дополнительно профинансировать ряд расходов текущего характера в пределах годовых объемов финансирования расходов, дефицита и поступления доходов федерального бюджета Российской Федерации, уменьшив объем непроцентных расходов апреля 2000 года, тем самым высвободив апрельские ресурсы для финансирования расходов сезонного характера, приходящихся на II квартал 2000 года, - северный завоз, весенне-полевые работы, отпускные в бюджетной сфере и другие.

Финансирование отдельных разделов расходов:

- "Государственное управление и местное самоуправление" - 6 миллиардов рублей (23,1 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 2 миллиарда рублей с переносом на апрель 2000 года расходов в сумме 0,5 миллиарда рублей;

- "Судебная власть" - 1,9 миллиарда рублей (22,9 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 0,6 миллиарда рублей;

- "Национальная оборона" - 44,7 миллиарда рублей (31,7 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 21,7 миллиарда рублей;

- "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" - 24 миллиарда рублей (30,1 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 11,3 миллиарда рублей;

- "Фундаментальные исследования и содействие НТП" - 3 миллиарда рублей (18,7 процента), в том числе в марте - 1 миллиард рублей;

- "Промышленность, энергетика и строительство" - 3,8 миллиарда рублей (18,8 процента), в том числе в марте - 1,8 миллиарда рублей;

- Финансирование агропромышленного комплекса - 2 миллиарда рублей (17,6 процента к годовым бюджетным назначениям), в том числе в марте - 0,9 миллиарда рублей;

- Финансирование заработной платы и денежного довольствия.

В ходе исполнения федерального бюджета в первоочередном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим.

Всего на выплату заработной платы (с начислениями) работникам учреждений бюджетной сферы, состоящим на федеральном бюджете, и денежного довольствия военнослужащим за I квартал текущего года перечислено 45,4 миллиарда рублей.

Задолженность по выплатам заработной платы из федерального бюджета в текущем году продолжает оставаться на уровне технического остатка (который погашается в первых числах следующего месяца).

По разделам социальной сферы заработная плата также полностью (100 процентов) выплачена работникам образования, культуры и искусства, средств массовой информации, здравоохранения (99,9 процента - остаток финансирования в объеме 37,2 миллиона рублей будет погашен в начале апреля); социальной политики.

Кроме того, полностью выполнены бюджетные обязательства по выплатам стипендий студентам образовательных учреждений федерального ведения. На эти цели в I квартале 2000 года из средств федерального бюджета направлено 1,25 миллиарда рублей.


Финансовая помощь субъектам Российской Федерации


Всего за январь - март текущего года финансовая помощь субъектам Российской Федерации профинансирована в сумме 18,2 миллиарда рублей, в том числе из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) - 15,6 миллиарда рублей, из которых 0,3 миллиарда рублей - это государственная финансовая поддержка районов Крайнего Севера.

В марте из ФФПР регионам перечислено 8004,6 миллиона рублей (с учетом дополнительного финансирования, за счет II квартала - 4200 миллионов рублей), в том числе 100 миллионов рублей - на северный завоз.

Кроме того, в марте оказана дополнительная финансовая помощь 59 субъектам Российской Федерации в виде предоставления беспроцентных бюджетных ссуд в сумме 3407 миллионов рублей для обеспечения выплаты текущей заработной платы и погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы.

С учетом дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, которая оказана регионам в марте текущего года, и мобилизации регионами собственных доходов задолженность по заработной плате работникам организаций бюджетной сферы по прогнозу снизилась на 3,1 миллиарда рублей и составила на 1 апреля 2000 года около 1,1 миллиарда рублей, или в среднем 0,1 месяца. По данным отчета, в 33 регионах задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы отсутствует либо незначительна и еще в 36 регионах составляет менее 1 месяца.

Финансирование Чеченской Республики в I квартале 2000 года составило, по предварительным данным, 562,8 миллиона рублей, из которых 159,3 миллиона рублей составили трансферты, перечисленные из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; на сумму 11,6 миллиона рублей выделены государственные пособия гражданам, имеющим детей; на 391,9 миллиона рублей произведено финансирование мероприятий федерального значения; приобретение техники, запчастей, ГСМ, семян, удобрений и т.д. - 341,6 миллиона рублей. Оставшиеся средства - на мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению и обустройству временных пунктов проживания пострадавшего населения Чеченской Республики, а также на содержание учреждений федерального значения и станций наземной космической связи.


Управление по связям с государственными

и общественными организациями

Министерства финансов РФ



------------------------------

* Данные о финансировании представляются на основе отчетных данных по доходам (обороты по счету 40102 с 1 января по 31 марта) и выписок по расходным счетам ГУФК Минфина. Кассовый отчет об исполнении бюджета составляется на основании отчетов территориальных органов федерального казначейства и отчетов Министерств (не переведенных на казначейское исполнение). Разница между финансированием и кассовым расходом должна соответствовать объему остатка средств на лицевых счетах бюджетополучателей. Данные об исполнении бюджета на основе кассового исполнения становятся известны не раньше, чем через 25 дней после отчетного периода.



Предварительная оценка исполнения федерального бюджета Российской Федерации за январь - март 2000 года (на основе данных о финансировании, с учетом Дорожного и Экологического фондов и связанных кредитов)


Текст документа опубликован в "Российской газете" от 15 апреля 2000 г. N 15


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.