Постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 г. N 1457 "Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усилении социальных гарантий для трудящихся" (с изменениями и дополнениями)

Постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 г. N 1457
"Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усилении социальных гарантий для трудящихся"

С изменениями и дополнениями от:

1, 27 июля 1991 г.


В Советском Союзе право на труд является важнейшим завоеванием народа и неоспоримым преимуществом социализма. Каждому гражданину гарантируется работа в соответствии с профессиональной подготовкой, образованием, призванием, индивидуальными способностями. Учитываются при этом и потребности народного хозяйства.

Партия и государство проявляют постоянную заботу об эффективном использовании трудовых ресурсов, повышении роли и авторитета добросовестного и творческого труда рабочих, колхозников, интеллигенции. С этим неразрывно связаны крупные политические и социально-экономические достижения нашего общества, утверждение нового образа жизни людей.

В отличие от капитализма, с присущей ему постоянной безработицей, социализм реально обеспечивает полную занятость населения, предоставляет неограниченные возможности для приложения труда и раскрытия способностей каждого труженика. Советские законы надежно защищают права граждан на труд, образование, оберегают и укрепляют их социальные гарантии.

В стране создан огромный производственный потенциал. В крупных масштабах ведутся реконструкция и техническое перевооружение предприятий, строительство объектов, особенно в районах нового хозяйственного освоения. Высокими темпами развиваются отрасли, определяющие научно-технический прогресс. Одновременно крупномасштабные задачи решаются в непроизводственной сфере. На качественно новый уровень должны подняться наука, культура, просвещение, здравоохранение, что требует ускоренного развития их материально-технической базы. Эти прогрессивные структурные сдвиги в народном хозяйстве вызывают объективную необходимость коренного улучшения использования трудовых ресурсов, их перераспределения между сферами и отраслями экономики, регионами, предприятиями и организациями, непрерывного повышения квалификации кадров.

Вместе с тем имеющиеся в стране трудовые ресурсы и производственный аппарат используются еще неэффективно. Многие предприятия работают в одну смену. Народное хозяйство несет значительные потери из-за неритмичности производства, серьезных недостатков в организации труда, разного рода отвлечений работников от основной деятельности. Это приводит к содержанию на предприятиях излишней численности, сдерживает рост производительности труда и порождает искусственный дефицит кадров. На экономике страны отрицательно сказываются также большие перерывы в трудовой деятельности рабочих и служащих, связанные с изменением их места работы.

Партийные, советские, хозяйственные и профсоюзные органы недостаточно занимаются вопросами рационального использования трудовых ресурсов. Слабую роль в этом деле играют органы по труду и социальным вопросам. Во многих городах и районах до сих пор не создана служба трудоустройства. Неудовлетворительно поставлены профориентация населения, информация его о свободных рабочих местах и вакантных должностях. Нередко трудящиеся испытывают трудности с подбором места работы.

Ускорение научно-технического прогресса, переход к интенсивной экономике, радикальная реформа управления народным хозяйством, совершенствование организационных структур министерств, ведомств, объединений и предприятий повышают требования к обеспечению эффективной занятости населения и совершенствованию системы трудоустройства высвобождаемых работников. Все трудящиеся должны быть уверены, что им реально гарантируется право на труд. В то же время каждый рабочий, специалист и служащий обязан трудиться по-настоящему, с полной отдачей, дорожить своей работой, постоянно утверждать себя в коллективе добросовестным, высокопроизводительным трудом, повышать квалификацию и профессиональное мастерство, ценить социальные гарантии, предоставленные государством. Хорошая работа должна быть нормой для каждого советского труженика.

Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:

1. Считать важнейшей политической, социальной и экономической задачей в новых условиях хозяйствования неукоснительную реализацию гарантированного Конституцией СССР права граждан на труд как неотъемлемую часть активной социальной политики.

Руководствуясь установками XXVII съезда партии и решениями январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС по перестройке управления экономикой, обеспечить эффективную занятость населения во всех отраслях народного хозяйства и регионах страны, постоянно совершенствовать систему трудоустройства, расширить социальные гарантии для работников, высвобождаемых с предприятий, из организаций и учреждений.

2. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2


I. Об обеспечении эффективной занятости трудоспособного населения


3. Руководителям объединений и предприятий, организаций и учреждений, партийным и профсоюзным организациям обеспечивать необходимые условия для высокопроизводительного труда всех работников, добиваться укрепления порядка на производстве, повысить требовательность к нарушителям трудовой дисциплины, лодырям и летунам, утверждать атмосферу непримиримости коллектива к недобросовестному отношению к труду, общественному долгу. Поднять роль аттестации руководителей и специалистов при оценке качества их труда.

В ходе проведения организационно-технических мероприятий с учетом аттестации и рационализации рабочих мест и высвобождения в связи с этим работников обеспечивать их трудоустройство прежде всего внутри предприятия, добиваясь увеличения выпуска необходимой народному хозяйству продукции высокого качества, эффективного использования созданного производственного потенциала на основе введения многосменного режима работы оборудования, в первую очередь уникального и дорогостоящего.

Особое внимание уделять своевременному комплектованию кадрами вновь вводимых в действие объектов. Переводить высвобождаемых работников в подразделения, осуществляющие работы хозяйственным способом по реконструкции и техническому перевооружению производства, строительству жилья и объектов социально-культурного назначения.

Считать одним из важнейших направлений этой работы активное использование труда высвобождаемых работников для увеличения производства товаров народного потребления, расширения платных услуг для работников данного предприятия и населения, развития подсобных сельских хозяйств.

Расширять возможности для работы женщин, имеющих детей, и лиц с ограниченной трудоспособностью, по их желанию, на условиях неполного рабочего дня (недели), а также по гибкому графику или на дому.

Осуществлять подготовку и переподготовку высвобождаемых работников по необходимым профессиям и специальностям на собственной учебно-курсовой базе или по договорам с профессионально-техническими училищами, высшими и средними специальными учебными заведениями, а также с объединениями, предприятиями и организациями.

Учитывая повышенные требования к профессиональной подготовке кадров в условиях ускорения научно-технического прогресса и интенсификации производства, разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций использовать специалистов с высшим образованием, с их согласия, в качестве рабочих на отдельных наиболее сложных, уникальных и ответственных видах работ, требующих высокой квалификации и специальной подготовки.

4. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4


Информация об изменениях:

Постановлением Кабинета Министров СССР от 27 июля 1991 г. N 521 абзац первый пункта 5 настоящего постановления признан утратившим силу в части содействия индивидуальной трудовой деятельности


5. Считать одним из важных направлении использований труда высвобождаемых с предприятий, из организаций и учреждений работников вовлечение их в кооперативы, а также содействие индивидуальной трудовой деятельности.

Министерствам, ведомствам, хозяйственным руководителям обратить особое внимание на создание при предприятиях, организациях и учреждениях кооперативов по производству товаров народного потребления и оказанию различных услуг населению. Всемерно содействовать их развитию, предоставлять кооперативам в установленном порядке помещения, оборудование, транспорт, сырье и материалы.

Исполкомам местных Советов народных депутатов, исходя из конкретных потребностей в товарах и услугах и наличия незанятого населения в регионе, активизировать работу по созданию кооперативов в сфере общественного питания и бытового обслуживания, производства товаров народного потребления, изделий из местных материалов, заготовки и переработки вторичного сырья.

6. Советам Министров союзных республик, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам предусматривать в проектах планов экономического и социального развития республик и отдельных районов на 1989 - 1990 и последующие годы размещение в малых городах, рабочих поселках и в сельской местности небольших специализированных предприятий, филиалов и цехов, прежде всего связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством изделий из местного сырья. Добиваться, чтобы сельскохозяйственные предприятия располагали, как правило, собственными мощностями по переработке и хранению продукции.

В целях рационального использования трудовых ресурсов на селе, особенно в межсезонный период, и дополнительного выпуска продукции признать необходимым шире развивать в колхозах и совхозах промыслы и подсобные промышленные производства в первую очередь для изготовления товаров народного потребления и продукции на собственные нужды, а также другим предприятиям и организациям по договорам с ними и по заказам населения.

Расширять применение новых прогрессивных форм подряда на индивидуальных, семейных и кооперативных началах с передачей в аренду земельных участков, производственных зданий и сооружений, оборудования и техники.

7. Министерствам и ведомствам с участием профсоюзных органов, исходя из перспектив развития отрасли, реконструкции, технического перевооружения производства, ввода в действие новых мощностей, внедрения прогрессивной техники и технологии, развития производственной инфраструктуры, определять возможности высвобождения работников с учетом их профессионального состава, заблаговременно, на плановой основе предусматривать меры по их дальнейшему трудоустройству.

Оказывать предприятиям практическую помощь в эффективном использовании этих работников непосредственно в отрасли, создавать условия для направления их на стройки и предприятия, расположенные в районах нового хозяйственного освоения, укрепления отстающих производств квалифицированными рабочими и специалистами.

Считать одним из главных направлений деятельности министерств и ведомств организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в масштабе отрасли.

8. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, местным органам по труду и социальным вопросам, комсомольским органам всемерно содействовать высвобождаемым работникам в осуществлении, по их желанию, переезда на работу в другие регионы страны, прежде всего в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока и Нечерноземной зоны РСФСР, в порядке внутриотраслевого перевода, организованного набора, общественного призыва и сельскохозяйственного переселения, с предоставлением этим работникам соответствующих гарантий и компенсаций.

Руководителям объединений, предприятий и организаций, местным органам, министерствам и ведомствам создавать необходимые условия для закрепления прибывших работников, рационального использования труда каждого человека, проявлять заботу о создании для них надлежащих жилищных и других социально-бытовых условий, содействовать трудоустройству членов их семей.

9. Учитывая особое значение планомерного и организованного проведения работы по перестройке структур союзных, республиканских и других органов управления, расположенных в г.Москве, министерствам и ведомствам СССР, Совету Министров РСФСР, Мосгорисполкому и Мособлисполкому, партийным и профсоюзным органам разработать и осуществить комплекс дополнительных мер по трудоустройству высвобождаемых из органов управления работников, имея в виду:

обеспечить в первую очередь квалифицированными кадрами вновь создаваемые государственные производственные объединения, а также действующие научно-производственные и производственные объединения, предприятия соответствующих отраслей, расположенные в г.Москве и Московской области;

использовать возможности трудоустройства высвобождаемых работников на предприятиях и в организациях других однородных отраслей, в максимальной степени учитывая при этом профессиональные знания и производственный опыт каждого;

направлять высвобождаемых работников, с их согласия, на укрепление ведущих производственных участков на предприятиях и в организациях других регионов страны;

шире практиковать направление высвобождаемых работников на предприятия сферы услуг, способствовать созданию кооперативов;

организовать при необходимости переподготовку и повышение квалификации высвобождаемых работников органов управления с учетом нового профиля их трудовой деятельности.

Мосгорисполкому и Мособлисполкому совместно с министерствами и ведомствами рассмотреть вопрос о возможности ограничения в 1988 - 1990 годах направления выпускников высших учебных заведений на предприятия, в организации и учреждения, расположенные в г.Москве и Московской области.

10. В целях дальнейшего совершенствования подбора, расстановки и обновления кадров, правильного сочетания опытных и молодых работников считать необходимым улучшить использование труда рабочих и служащих, достигших пенсионного возраста, на предприятиях, в организациях, учреждениях, министерствах, ведомствах и других органах управления.

Признать целесообразным предоставить право администрации совместно с профсоюзным комитетом сохранять трудовые отношения с рабочими и служащими, достигшими пенсионного возраста, если они работают добросовестно, с полной отдачей, имеют высокие результаты труда и пользуются заслуженным авторитетом в коллективе. С другими работниками, достигшими пенсионного возраста и имеющими необходимый стаж для назначения полной пенсии, продолжать трудовые отношения по соглашению сторон путем заключения (перезаключения) срочного трудового договора (на срок до 2 лет) либо прекращать их по инициативе администрации с согласия профсоюзного комитета.

Настоящий порядок увольнения лиц, достигших пенсионного возраста, не распространяется на работников, избранных на должности трудовым коллективом, а также на лиц, в отношении которых законодательством установлен иной порядок освобождения от работы по возрасту.


II. О предоставлении льгот и компенсаций высвобождаемым работникам


11. Проявлять заботу о трудоустройстве высвобождаемых работников, с тем чтобы свести к минимуму возможные перерывы в работе, временные потери в заработной плате и другие затруднения в связи с изменениями в трудовой деятельности. В этих целях всесторонне использовать предусмотренные законодательством социальные гарантии для трудящихся.

Администрации предприятий, организаций и учреждений, профсоюзным комитетам совместно с советами трудовых коллективов рассматривать каждую кандидатуру на высвобождение в отдельности, на основе широкой гласности. При этом информировать работников о возможности трудоустройства, переподготовки и обучения новым профессиям, специальностям, а также о действующих льготах и компенсациях.

О предстоящем высвобождении работник предупреждается не позднее чем за 2 месяца.

Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата администрация предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в организации, учреждении. Если работнику предоставляется работа на том же предприятии, в организации, учреждении, то ему устанавливаются условия оплаты труда, льготы и компенсации по новой работе в соответствии с действующим законодательством.

12. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 12


Информация об изменениях:

Постановлением Кабинета Министров СССР от 1 июля 1991 г. N 432 в пункт 13 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1991 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


13. Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы.

За указанными работниками сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил 3 месяцев.

При реорганизации и ликвидации предприятий, организаций и учреждений за высвобожденными работниками сохраняются на период трудоустройства, но не более чем на 3 месяца, средняя заработная плата с учетом выплаты месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

За высвобожденными с предприятий, из организаций и учреждений (включая органы управления) работниками в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, сохраняется непрерывный стаж работы для получения процентных надбавок к заработной плате, единовременного вознаграждения за выслугу лет, а также другие льготы и выплаты, связанные со стажем работы, если они действуют по новому месту работы. Таким работникам при наличии непрерывного трудового стажа ежегодный отпуск предоставляется независимо от времени работы на новом месте.


Информация об изменениях:

Постановлением Кабинета Министров СССР от 1 июля 1991 г. N 432 в пункт 14 настоящего постановления, внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 1991 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


14. Предоставить право руководителям предприятий и организаций производить по согласованию с профсоюзным комитетом рабочим, приступившим к работе по новой или смежной профессии, доплату до среднего заработка, сложившегося по прежнему месту работы, на период до 3 месяцев. Доплата отменяется, если рабочий нарушает трудовую и производственную дисциплину.

Расходы по обучению и доплате работнику до среднего заработка несут объединение, предприятие, организация, заключившие с работником трудовой договор.

15. При переходе высвобождаемых работников на другое предприятие, в организацию, учреждение вопросы улучшения их жилищных условий решаются администрацией и профсоюзным комитетом совместно с советом трудового коллектива по новому месту работы. При этом учитывается время нахождения работника на учете для улучшения жилищных условий по прежнему месту работы, а также общий трудовой стаж и его отношение к труду.

Такие работники могут продолжать пользоваться детскими дошкольными учреждениями, пионерскими лагерями и медицинским обслуживанием по прежнему месту работы, если они проживают в том же городе, районе.

В отдельных случаях по инициативе администрации и профсоюзного комитета и с согласия совета трудового коллектива высвобождаемые работники могут быть оставлены на учете для улучшения жилищных условий по прежнему месту работы.

При переезде высвобождаемых работников на новое место работы в другую местность в порядке планового перераспределения трудовых ресурсов предприятия, организации и учреждения обязаны предоставить им и членам их семей жилую площадь в соответствии с условиями трудового договора. В дальнейшем с согласия совета трудового коллектива улучшение их жилищных условий может осуществляться с учетом времени постановки на очередь для улучшения жилищных условий по прежнему месту работы.

16. Установить при осуществлении мероприятий по совершенствованию структуры аппарата центральных и республиканских органов единый порядок предоставления следующих льгот и компенсаций:

а) утратил силу с 1 июля 1991 г.;

Информация об изменениях:

См. текст подпункта "а" пункта 16

б) утратил силу с 1 июля 1991 г.;

Информация об изменениях:

См. текст подпункта "б" пункта 16

в) при переводе высвобождаемых работников из аппарата министерств и ведомств СССР и союзных республик на предприятия, в объединения, организации и учреждения включать время их работы в этом аппарате в качестве руководителей и специалистов в стаж работы по соответствующей специальности, а для лиц, имеющих ученую степень, - в стаж научно-педагогической работы.

17. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС разработать и утвердить положение о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций.

ГАРАНТ:

Положение о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций утверждено Постановлением Госкомтруда СССР от 2 марта 1988 г. N 113/6-64


III. О создании общегосударственной системы трудоустройства населения


18. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 18

19. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 19

20. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 20

21. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 21

22. Академии наук СССР и академиям наук союзных республик, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС, министерствам и ведомствам обеспечить научное обоснование разработок социально-экономических проблем, связанных с прогнозированием высвобождения и трудоустройства работников, наиболее рациональных направлений их перераспределения и использования, с осуществлением мер, направленных на обеспечение эффективной занятости населения.

23. Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию, редакциям центральных, отраслевых и местных газет, журналов и издательств шире освещать вопросы занятости населения, высвобождения работников и их трудоустройства, переподготовки и профориентации, а также передовой опыт работы местных Советов народных депутатов, предприятий и организаций в этой области.

В целях оперативной информации граждан центрам по трудоустройству, переобучению и профориентации (бюро по трудоустройству населения) в республиках, краях, областях и городах регулярно издавать соответствующие бюллетени.

24. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 24

25. Утратил силу с 1 июля 1991 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 25

26. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством юстиции СССР и ВЦСПС:

давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления;

подготовить с участием заинтересованных министерств и ведомств и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления.


***


Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС выражают уверенность в том, что трудовые коллективы, партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские органы сделают все необходимое, чтобы намеченные меры осуществлялись организованно, при полной гарантии конституционных прав граждан, способствовали повышению трудовой и социальной активности трудящихся в интересах дальнейшего роста экономики и народного благосостояния.


Секретарь

Центрального Комитета КПСС

М. Горбачев


Председатель

Совета Министров СССР

Н. Рыжков


Председатель

ВЦСПС

С. Шалаев


Москва, 22 декабря 1987 г. N 1457



Постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 г. N 1457 "Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усилении социальных гарантий для трудящихся"


Текст постановления опубликован в Собрании Постановлений Правительства СССР, 1988 г, N 5, ст. 13


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Кабинета Министров СССР от 27 июля 1991 г. N 521


Постановление Кабинета Министров СССР от 1 июля 1991 г. N 432

Изменения вступают в силу с 1 июля 1991 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.