• ДОКУМЕНТ

Передача сигналов тревоги, вызовов и сообщений в случаях бедствия, срочности и безопасности

Глава 4. Передача сигналов тревоги, вызовов и сообщений в случаях
бедствия, срочности и безопасности


166. Процедуры и требования при связи в случаях бедствия, срочности и для обеспечения безопасности, изложенные в Руководстве (часть В, Приложение S 13 и Приложение S15), являются обязательными для всех береговых и судовых станций МПС и МПСС.


4.1. Наблюдение за вызовами бедствия


4.1.1. Наблюдение за вызовами в радиотелеграфии Морзе


167. Назначенные в установленном порядке береговые станции, должны нести круглосуточную вахту по наблюдению за вызовами судовых станций на частоте 500 кГц. При отсутствии круглосуточной вахты, часы работы береговой станции приурочиваются к часам международных судовых вахт.

168. Судовые станции, работающие в полосе частот между 415 и 526,5 кГц в период несения судовых вахт от 15-й до 18-й и от 45-й до 48-й минуты каждого часа, должны прекратить работу и обеспечить непосредственное слуховое наблюдение на международной частоте бедствия 500 кГц. Как исключение допускается прием циркулярных или других важных передач, но при условии обеспечения дежурства на частоте 500 кГц при помощи громкоговорителя.

169. В часы несения судовых вахт, судовые станции, работающие в диапазоне декаметровых волн, могут также продолжать работу в периоды молчания. В этом случае для обеспечения наблюдения на частоте 500 кГц на станции должен быть включен громкоговоритель или автоаларм.

170. Судовым станциям в период молчания не разрешается производить вызовы береговых станций, кроме случаев бедствия или необходимости передачи радиотелеграмм двух высших категорий ("вне категории" и "внеочередная").

171. На судах, находящихся в море, в период, когда не ведется слуховое наблюдение на частоте 500 кГц, в том числе и в периоды закрытия судовых вахт, должен быть включен автоматический приемник сигналов тревоги.

172. Исправность автоматического приемника сигналов тревоги должна проверяться ежедневно, а результаты проверок должны записываться в вахтенный журнал судовой станции. При неисправности автоаларма судовая станция может прекратить слуховое наблюдение на частоте 500 кГц только с разрешения капитана.

173. При стоянке морских судов на внешних рейдах в случаях отсутствия УКВ радиотелефонной связи с береговой или портовой станцией наблюдение на 500 кГц в вахтенное время судовой станции не прерывается. Наблюдение на 500 кГц прекращается только после захода в порт.

174. Береговые станции в периоды молчания (СП) должны принять меры по прекращению радиообмена в средневолновом диапазоне, обеспечивая тем самым возможность судовым станциям вести наблюдение на 500 кГц. В декаметровом диапазоне в периоды молчания береговые станции могут осуществлять радиообмен на рабочих каналах. Работа на вызывных каналах в этих случаях должна прекращаться, за исключением обмена по бедствию и передачи радиотелеграмм двух высших категорий срочности.

175. В периоды молчания береговые станции осуществляют наблюдение на всех своих вызывных каналах как в СВ, так и в KB диапазонах.

Примечание. Пункты 167 - 174 распространяются на суда не оборудованные аппаратурой ГМССБ.


4.1.2. Наблюдение за вызовами в радиотелефонии


176. Все станции МПС, которые ведут наблюдение в частотных полосах от 1605 до 2850 кГц, должны во время дежурства по возможности осуществлять наблюдение на международной частоте бедствия 2182 кГц каждый час от 0-й до 3-й минуты и от 30-й до 33-й минуты.

177. В периоды наблюдения на международной частоте бедствия 2182 кГц необходимо прекращать все передачи в полосе от 2173,5 до 2190,5 кГц за исключением передач с применением ЦИВ на вызывных частотах, а также передач относящихся к обмену по бедствию, срочности и безопасности.

178. Береговые станции МПС, осуществляющие радиотелефонный разговор в полосе 156 - 174 МГц, должны вести слуховое наблюдение за сигналами бедствия на международной частоте 156,8 МГц (16 канал).

179. Судовые станции, работающие в полосе 156 - 174 МГц, если это практически возможно, также должны вести наблюдение на частоте 156,8 МГц.

180. Наблюдение за вызовами по бедствию на частотах 156,8 МГц и 2182 кГц ведется в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых актов.


4.1.3. Наблюдение за вызовами бедствия в ГМССБ


181. Каждое судно, подпадающее под требование международной Конвенции СОЛАС-74 с поправками 1988 года, находясь в море, должно вести непрерывное наблюдение за вызовами по бедствию и для обеспечения безопасности при помощи радиоприемника с устройством ЦИВ на частоте 156,525 МГц или 156,525 МГц и 2187,5 кГц в зависимости от морского района ГМССБ. Если судно оборудовано коротковолновой радиостанцией, то также должно вестись автоматическое наблюдение на частоте 8414,5 кГц и на одной из следующих частот 4207,5 кГц, 6312 кГц, 12577 кГц и 16804,5 кГц в зависимости от времени суток и географического положения судна.

182. Судовые земные станции, находясь в море, должны вести постоянное наблюдение за исключением времени, когда они ведут радиообмен на рабочем канале. Если судно оборудовано судовой земной станцией со встроенным приемником группового вызова или приемником расширенного группового вызова необходимо осуществлять наблюдение за частотой или частотами передачи информации безопасности мореплавателям, передаваемой для района плавания судна или для района, куда направляется судно.

183. Береговые станции, которые выполняют обязанности по несению дежурства в ГМССБ, должны осуществлять дежурство с помощью автоматического ЦИВ на частотах и в периоды времени, указанные в List of coast stations.


4.2. Передача сигналов, вызовов и сообщений
о бедствии в телеграфии Морзе и телефонии


184. Ни одно из положений Руководства и Правил в случаях бедствия не препятствует использованию судовыми и береговыми станциями любых средств, находящихся в их распоряжении, для привлечения внимания к передаче сообщения о бедствии, ведения обмена по бедствию и для оказания помощи судовой станции, терпящей бедствие.

185. Сигналы, вызовы и процедура передачи сигналов бедствия, срочности, безопасности, тревоги и навигационных предупреждений, а также передача сообщений о бедствии должны соответствовать положениям Руководства (Приложение S 13)

186. Все сигналы бедствия, срочности и безопасности в радиотелеграфии Морзе, передаются со скоростью не превышающей шестнадцати слов в минуту.

187. Вызов в случаях бедствия пользуется абсолютным приоритетом перед всеми другими передачами. Все, услышавшие его станции, должны немедленно прекратить любую передачу, которая может причинить помеху обмену по бедствию, и вести наблюдение на частоте, на которой был услышан вызов бедствия.

188. Вызов и сообщение о бедствии должны передаваться только по приказу капитана судна или лица его заменяющего.

189. Передача сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности без действительной необходимости не допускается. Эти сообщения по радиотелефону должны передаваться немедленно и разборчиво, причем каждое слово произносится отчетливо, чтобы облегчить его запись.

190. Порядок организации прохождения сообщений о бедствии и других сообщений об авариях по ведомственным сетям связи, а также их адресования и доставки, в каждом ведомстве имеет свои особенности и регламентируется соответствующими ведомственными нормативными документами.


4.3. Передача сигналов, вызовов и сообщений о бедствии в ГМССБ


4.3.1. Общие положения


191. Сообщения о бедствии в ГМССБ представляют собой: - формат ЦИВ, передаваемый на одной или нескольких частотах бедствия, распределенных МПС; - формат сообщения о бедствии систем ИНМАРСАТ и ОКЕАН; - формат сообщения о бедствии системы КОСПАС-САРСАТ.


4.3.2.Оповещение о бедствии с помощью ЦИВ


192. Передача вызовов бедствия с использованием ЦИВ производится на частотах бедствия: 156.525 МГц; 2182,5 кГц; 4207,5 кГц; 6312 кГц; 8414,5 кГц; 12577 кГц; 16804,5 кГц.

193. Формирование вызывных последовательностей ЦИВ, порядок их передачи, ретрансляция и подтверждения, а также переход для обмена по бедствию на частоты бедствия в радиотелефонии и радиотелеграфии осуществляется по процедурам, приведенным в Руководстве (часть В, статья S54).

194. Координаты судна (широта и долгота) и время (UTC) должны вводиться в устройство ЦИВ автоматически от судового навигационного оборудования или непосредственно вручную не реже одного раза в течение 4 часов.

195. Все станции, которые принимают вызов бедствия, переданный с помощью ЦИВ, должны немедленно прекратить любую передачу, которая может создавать помехи сигналам бедствия, и должны поддерживать вахту до тех пор, пока вызов не будет подтвержден. Подтверждение передается на радиотелефонной частоте бедствия или, если в принятом формате бедствия есть указание подтвердить на УБПЧ, то на частоте бедствия для УБПЧ в той полосе частот, где был принят вызов бедствия.


4.3.3. Оповещение о бедствии через системы ИНМАРСАТ и ОКЕАН


196. Оповещение о бедствии в системах ИНМАРСАТ и ОКЕАН, а также сообщения с приоритетом срочности и безопасности передаются с приоритетом "Бедствие"-3 и "Срочность"-2 на каналах телексной или телефонной связи.

197. Порядок вызова и соединения по телефону или телексу осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации, находящейся в комплекте документации судовой земной станции.


4.3.4. Оповещение о бедствии в системе КОСПАС-САРСАТ


198. Для подачи сигналов бедствия через спутниковую систему КОСПАС-САРСАТ используются аварийные радиобуи, работающие в диапазоне 406 МГц (АРБ-406).

199. Сообщения, переданные АРБ-406, принимаются и обрабатываются бортовыми процессорами искусственных спутников земли и станциями приема и обработки информации (СПОИ), которые вычисляют координаты места бедствия. Полученная на СПОИ информация передается в Международный координационно-вычислительный центр системы (Россия, г.Москва), обеспечивающий взаимодействие с соответствующими поисково-спасательными службами и с зарубежными центрами системы.

200. На судах Российской Федерации эксплуатируются АРБ-406, закодированные в соответствии с одним из следующих протоколов:

- морской протокол с опознавателем МПС;

- серийный морской протокол.

201. Все аварийные буи АРБ-406, находящиеся на судах Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации в Международном координационно-вычислительном центре КОСПАС-САРСАТ.

202. Для регистрации каждого АРБ-406 в Международный координационный центр КОСПАС-САРСАТ должна направляться заявка со следующими данными:

а) идентификационный номер АРБ-406

б) тип протокола АРБ-406

в) код страны

г) содержание посылки АРБ-406

д) модель АРБ-406

е) тип и название судна установки

ж) пассажировместимость

з) радиопозывные судна;

и) судовладелец;

к) адрес судовладельца;

л) телеграфный адрес и телефонный номер судовладельца для связи в случае аварии/бедствия.

203. Ответственным за своевременность и достоверность информации по регистрации АРБ-406, а также оперативное информирование об изменениях в данных регистрации является Судовладелец.

204. Аварийные буи системы КОСПАС-САРСАТ должны использоваться только в аварийных ситуациях. Любое включение АРБ-406 не связанное с возникновением аварийной ситуации или бедствием, классифицируется как несанкционированное.

205. О факте несанкционированного включения АРБ-406 должна делаться запись в судовом журнале, а для предотвращения развертывания спасательной операции о несанкционированном включении АРБ-406 должно немедленно сообщаться радиотелеграммой в Международный координационно-вычислительный центр КОСПАС-САРСАТ:

- по сети Телекс - 412293 CMC RU

- по сети Абонентский телеграф - 113934 MKVC RU

- по сети связи Службы Морфлота - МОСКВА ЦШММ

- E-MAIL - cmc@morflot.ru

- Факс - (095) 926-93-75


4.4. Гидрометеорологические сообщения и навигационные предупреждения


206. Гидрометеорологические сообщения и навигационные предупреждения в МПС и МПСС имеют следующие наименования:

МЕТЕО - морские метеорологические предупреждения и прогнозы;

НАВАРЕА - навигационные предупреждения, передаваемые районными координаторами Всемирной службы навигационных предупреждений (ВСНП) для акваторий своих районов;

ПРИП - навигационные предупреждения на прибрежные районы;

НАВТЕКС - навигационные и гидрометеорологические предупреждения и срочная информация по бедствию и безопасности мореплавания, передаваемые в рамках Международной службы НАВТЕКС.

207. Очередные гидрометеорологические и навигационные сообщения МЕТЕО, НАВАРЕА и ПРИП передаются отечественными береговыми станциями в сроки и на частотах, приведенных в Расписании. Сроки и частоты для этих передач иностранными береговыми станциями приведены в List of Radiotermination and Special Service Stations.

208. Береговые станции могут передавать внеочередные гидрометеорологические, навигационные предупреждения и оповещения об опасностях для мореплавания вне сроков, предусмотренных Расписанием, после предварительного оповещения об этом на вызывных частотах.

209. Расписание передач навигационных предупреждений и гидрометеорологических сообщений по районам "Северного морского пути" содержится в указаниях по связи на период арктической навигации.

210. Суда, обнаружившие существование неожиданной серьезной угрозы безопасности мореплавания, в том числе и гидрометеорологического характера, немедленно сообщают об этом всем судам, находящимся в данном районе моря, а также направляют срочное сообщение с этими данными на береговую станцию обслуживания.

211. Радиотелеграммы, содержащие сведения об особо опасном явлении погоды или гидрологического режима (ураган, обледенение, плавающий лед и др.), должны иметь отметку срочности "Шторм". Эти радиотелеграммы должны приниматься береговыми станциями вне очереди (после радиотелеграмм вне категории) и немедленно передаваться всем судам в море, в местные территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и в другие адреса в соответствии с ведомственными нормативными документами.

212. В зависимости от важности и срочности сообщения ПРИП разделяются на особо важные (vital), важные (important) и обыкновенные (scheduled). Эти отметки указываются в служебном заголовке радиотелеграммы перед наименованием пункта подачи.

213. Если в один и тот же срок на береговую станцию поступают гидрометеорологическая и навигационная информация одной и той же категории срочности, то в первую очередь передаются гидрометсообщения.

214. Навигационные предупреждения НАВАРЕА и ПРИП отечественными береговыми станциями передаются на английском языке.

215. Все принятые судовой станцией гидрометеорологические и навигационные предупреждения без промедления вручаются вахтенному помощнику капитана.

216. Судовая станция после выхода судна из порта в первый же срок связи с береговой станцией проверяет количество всех передававшихся этой станцией навигационных предупреждений и в случае обнаружения пропуска в приеме, запрашивает служебной радиотелеграммой повторение пропущенных сообщений. Аналогичная процедура производится судовой станцией, если эта станция по какой либо другой причине не смогла принять сообщения.

217. Береговые станции в сроки: 0000-0020, 0600-0620, 1200-1220 и 1800-1820 по UTC, отведенные для приема судовых гидрометеорологических сообщений, обязаны производить сбор этих сообщений на всех рабочих каналах, прекратив обработку всякой другой корреспонденции, за исключением радиотелеграмм двух первых категорий срочности. Принятую от судовых станций гидрометинформацию береговые станции без замедления передают адресатам, руководствуясь ведомственными нормативными документами.

218. Береговые станции за 2-3 минуты до начала сбора от судовых станций гидрометинформации производят оповещение на вызывных и рабочих каналах о тех частотах, на которых судовые станции могут производить вызов и передачу своей гидрометинформации.

219. Береговые станции перед началом каждой циркулярной передачи очередных гидрометеорологичских и навигационных сообщений передают вызов всем (ЦЩ), после окончания которого передается оповещение по следующей форме:

     Будет             передано              всего              сообщений
________________________________________      из             них первично
___________________________________  (указываются   по   НАВАРЕА   номера
выпусков и номера районов, по ПРИП и МЕТЕО порядковые номера);
     вторично ________________________________ (указываются те же данные,
как и по первичным сообщениям).

220. После окончания передачи оповещения, начинается циркулярная передача, имеющихся на береговой станции сообщений, вначале первичные МЕТЕО, НАВАРЕА и ПРИП, затем в таком же порядке вторичные.

221. На всех береговых и судовых станциях должен вестись строгий учет всех принятых и переданных гидрометеорологических сообщений и навигационных предупреждений.


4.5. Передача информации по безопасности на море в системе ИНМАРСАТ


222. Передача информации по безопасности на море в системе ИНМАРСАТ производится через систему Расширенного Группового Вызова (РГВ), которая обеспечивает передачу информации для определенных групп судов или для всех судов, находящихся в определенных географических районах. Система РГВ имеет два вида служб: FleetNet (служба флота) и SafetyNet (служба безопасности). Служба SafetyNet дополняет службу НАВТЕКС, в тех районах, где ее передатчики на частоте 518 кГц не прослушиваются. Служба FleetNet предназначена для передачи информации по управлению флотом и общего характера для флота или групп судов.

223. SafetyNet является составной частью ГМССБ. Все передачи в этой службе ведутся на английском языке.

224. Очередность передачи сообщений в службе SafetyNet определяется их приоритетом, при этом соблюдается следующая очередность передачи: сообщения о бедствии; срочные сообщения; сообщения по безопасности и обычные сообщения.

В случае приема сигналов бедствия или срочности приемник РГВ подает звуковой и световой сигналы.

225. Полученное на судовой земной станции сообщение фиксируется по порядковому номеру и коду береговой земной станции, пославшей это сообщение. Эта информация закладывается в память приемника РГВ и используется для блокировки распечатывания сообщения в случае его повторной передачи.

226. В регионах, охватываемых несколькими спутниками системы ИНМАРСАТ, срочные сообщения проходят через все спутники, которые охватывают этот регион. Плановые же передачи передаются через назначенные спутники и в фиксированное время, как это предусмотрено гидрографическими и метеорологическими службами.

227. Для приема только той информации, которая необходима в зависимости от района плавания судна, следует ввести в приемник РГВ идентификационный код тех регионов, по которым требуется информация.

228. При заходе в порт приемник РГВ должен оставаться включенным, для последовательного получения текущей информации МЕТЕО, НАВАРЕА и ПРИП.

229. Если приемник РГВ имеет общую направленную антенну с судовой земной станцией, то в соответствии с расписанием приема плановой информации антенна должна ориентироваться на соответствующий спутник.


4.6. Служба НАВТЕКС


230. Каждая станция службы НАВТЕКС ведет передачи на свой район обслуживания в определенные расписанием сроки. Передача осуществляется на английском языке и по установленному для НАВТЕКС формату.

231. Сообщения всех видов передаются в порядке обратном их получению на станцию НАВТЕКС, т.е. последнее, полученное на станцию сообщение, передается в первую очередь.

232. В целях гарантийного получения на судовой станции всей необходимой информации о безопасности мореплавания, приемник НАВТЕКС необходимо включать не менее, чем за 8 часов до выхода судна в море.


4.7. Передача информации по безопасности мореплавания
в коротковолновом диапазоне


233. Для передачи информации по безопасности мореплавания, кроме служб SafetyNet и НАВТЕКС, на международной основе работает система передачи навигационной, метеорологической и другой важной для мореплавания информации на коротких волнах.

234. Передачи ведутся по установленным морским географическим районам НАВАРЕА, на УБПЧ с непосредственным исправлением ошибок и на следующих частотах: 4210 кГц, 6314 кГц, 8416,5 кГц. 12579 кГц, 16806,5 кГц, 19680 кГц, 22376 кГц и 26100,5 кГц.

235. Передача информации по безопасности на KB диапазоне осуществляется береговыми станциями координаторов навигационных районов НАВАРЕА, которые определены Международной морской организацией (ИМО) и Международной гидрографической организацией (МГО). Передача производится на частотах и в сроки установленные Расписанием.

236. Для обеспечения автоматического приема, все передаваемые сообщения должны строго соответствовать установленному формату.

237. Для срочного оповещения судов береговые станции могут применять на KB диапазоне систему цифрового избирательного вызова.


4.8. Медицинская консультация


238. Медицинская консультация для экипажей и пассажиров судов, находящихся в море, может проводиться через российские береговые станции, через иностранные береговые станции, указанные в List of Radiodetermination and Special Service Stations, а также через береговые земные станции системы ИНМАРСАТ

239. Медицинская консультация для судов в море в Российской Федерации оказывается бесплатно и проводится круглосуточно.

240. Перед вызовом береговой станции для передачи сообщения о медицинской консультации, судовая станция может передать сигнал срочности, слова PAN PAN.

241. Принятая на береговой станции радиотелеграмма для медицинской консультации немедленно доставляется дежурному врачу лечебного учреждения, уполномоченного организовывать такую консультацию.

242. Консультация врача специалиста направляется на береговую станцию, которая принимает все меры для ее срочной передачи судовой станции. В экстренных случаях такие консультации могут передаваться на береговую станцию по телефону.

243. Медицинская консультация для судов по радиосвязи может осуществляться как по телеграфу, так и по телефону. При радиотелефонной консультации береговая станция организовывает непосредственную связь врача с больным или ответственным лицом на судне.

244. Порядок вызова и соединения по телексу и телефону через системы ИНМАРСАТ осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации СЗС с применением кодов 32 (Medical Advice) и 38 (Medical Assistance).


4.9. Аннулирование ложных сигналов бедствия в системе ГМССБ


245. Ложный сигнал бедствия, переданный судовой или судовой земной станцией, должен быть аннулирован станцией в соответствии с Руководством (МСЭ 1999), часть В, раздел III, Резолюция 349 (ВКР-97) "Эксплуатационные процедуры аннулирования ложных сигналов бедствия в системе ГМССБ".


Актуальный текст документа