Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038
"Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2001 г., 29 ноября 2002 г., 18 января, 31 июля 2003 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 настоящее постановление признано утратившим силу

См. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное названным постановлением

 

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.

2. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации уточнить в первом полугодии 2001 г. перечень организаций, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 1997 г. N 501 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 24, ст.2758; 1998, N 34, ст.4087; N 45, ст.5521);

постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1033 "Об утверждении Положения о Федеральной дорожной службе России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 34, ст.3974; N 49, ст.5601; 1998, N 45, ст.5526);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 1999 г. N 1319 "Об утверждении Положения о Федеральной службе воздушного транспорта России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст.6003).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М.Касьянов

 

Москва

30 декабря 2000 г.

N 1038

 

Положение
о Министерстве транспорта Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038)

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2001 г., 29 ноября 2002 г., 18 января, 31 июля 2003 г.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство транспорта Российской Федерации упразднено

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству транспорта и связи Российской Федерации, функции по контролю и надзору в сфере транспорта - Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере воздушного транспорта - Федеральному агентству воздушного транспорта, в сфере дорожного хозяйства - Федеральному дорожному агентству, в сфере морского и речного транспорта - Федеральному агентству морского и речного транспорта

Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Министерство транспорта и связи Российской Федерации преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

 

I. Общие положения

 

1. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

2. Транспортный комплекс включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют:

1) перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;

2) работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств и их экипажей;

3) организацию использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов;

4) обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования, водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений, морских (за исключением рыбных) и речных портов;

5) добычу и переработку нерудных ископаемых для дорожного строительства;

6) научные исследования;

7) информационное обеспечение;

8) подготовку кадров;

9) изготовление и ремонт транспортных средств и технологического оборудования;

10) иные работы, выполняемые входящими в транспортный комплекс организациями.

3. Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство транспорта Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями и объединениями, в том числе общественными.

5. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Министерства транспорта Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

6. В ведении Министерства транспорта Российской Федерации находятся федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения.

 

II. Основные задачи и функции Министерства транспорта Российской Федерации

 

7. Основными задачами Министерства транспорта Российской Федерации являются:

1) разработка и реализация государственной транспортной политики, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей государства в транспортных услугах, сокращение транспортных издержек, сохранение на территории Российской Федерации единого транспортного пространства;

2) формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;

3) разработка и реализация совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти программ развития транспортного комплекса, проведение в транспортном комплексе структурной перестройки;

4) обеспечение эффективного управления федеральной собственностью в транспортном комплексе;

5) содействие повышению эффективности работы организаций транспортного комплекса и росту конкурентоспособности российских транспортных операторов на российском и зарубежном рынках транспортных услуг;

6) координация развития транспортной инфраструктуры и формирования на территории Российской Федерации международных транспортных коридоров;

7) организация оптимального взаимодействия различных видов транспорта;

8) организация совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведения статистических наблюдений в транспортном комплексе;

9) содействие развитию экспорта транспортных услуг и повышению эффективности транспортного обеспечения экспортно-импортных операций;

10) осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса;

11) формирование и проведение в транспортном комплексе единой экономической, инвестиционной, тарифно-ценовой, научно-технической, информационной, кадровой и социальной политики;

12) осуществление взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов предоставления транспортных услуг, обеспечения энергопотребления в транспортном комплексе и других комплексных проблем развития транспорта;

13) взаимодействие в установленном порядке с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации по вопросам формирования и реализации государственной транспортной политики;

14) осуществление государственной политики в области развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Российской Федерации с другими государствами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, при координации этой деятельности Министерством иностранных дел Российской Федерации.

8. Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

 

в области государственной транспортной политики

 

1) проводит во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплексный анализ деятельности и осуществляет разработку прогнозов развития транспортного комплекса на основе прогнозов развития входящих в него видов транспорта и дорожного хозяйства, вырабатывает рекомендации и реализует меры по обеспечению их устойчивого функционирования и развития;

2) разрабатывает во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и реализует концепции и программы социально-экономического развития транспортного комплекса на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, участвует в формировании и реализации межгосударственных и межотраслевых программ;

3) выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых и иных программ развития транспортного комплекса;

4) обосновывает потребности в финансовых, в том числе валютных, материальных и трудовых ресурсах для реализации межгосударственных и федеральных целевых программ развития транспортного комплекса, обеспечения его устойчивого и безопасного функционирования, выполнения государственного оборонного заказа и обеспечения других федеральных государственных нужд;

5) подготавливает во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием организаций транспортного комплекса предложения по размещению заказов на изготовление продукции, выполнение работ (услуг) для реализации федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа и обеспечения других федеральных государственных нужд, осуществляет меры по развитию кооперации организаций транспортного комплекса, производящих специальные виды промышленной продукции;

 

в области правового и нормативного обеспечения

 

6) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих функционирование транспортного комплекса, в установленном порядке принимает участие в их рассмотрении;

7) издает в установленном порядке нормативные акты по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и направлении их на государственную регистрацию, утвержденное приказом Минтранса РФ от 12 июля 2001 г. N 116

 

принимает участие в установленном порядке в разработке и согласовании проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов;

8) контролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных, иных нормативных правовых и нормативных технических актов, проводит анализ практики их применения в транспортном комплексе и на его основе разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

 

в области развития транспортной инфраструктуры

 

9) содействует совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации развитию смешанных перевозок, осуществляет координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах, разрабатывает предложения о преодолении внутриструктурных и региональных диспропорций в развитии транспортных систем;

10) разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции программы формирования и планомерного развития российской части международных транспортных коридоров, интегрированных в единую евро-азиатскую транспортную сеть;

11) содействует развитию наземной транспортной инфраструктуры, разрабатывает схемы оптимального размещения крупных объектов транспортной инфраструктуры;

12) осуществляет координацию работ по строительству портовых и аэропортовых комплексов, грузовых терминалов, подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог к транспортным узлам, других объектов транспортного комплекса;

13) осуществляет меры по развитию и совершенствованию транспортно-экспедиционной деятельности, формированию разветвленной сети терминалов в транспортном комплексе;

14) организует и координирует работу организаций транспортного комплекса по обеспечению завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, перевозок экспортно-импортных и других грузов для государственных нужд;

15) проводит в установленном порядке работу по приобретению, закреплению и резервированию земель, необходимых для строительства и реконструкции объектов транспортного комплекса (федеральных автомобильных дорог общего пользования, аэропортов, морских и речных портов и других объектов), находящихся в федеральной собственности;

 

в области экономики, финансов и инвестиционной деятельности

 

16) участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в транспортном комплексе и создании условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, взаимодействует по этим вопросам в установленном порядке с международными финансовыми и другими организациями;

17) осуществляет анализ предложений организаций транспортного комплекса о размещении инвестиций в иностранных государствах, а также о привлечении инвестиций и кредитов, в том числе под гарантии государства, представляет заключения о целесообразности их привлечения; вносит предложения по развитию международного инвестиционного сотрудничества;

18) содействует развитию лизинговой деятельности в транспортном комплексе;

19) вносит в установленном порядке предложения по вопросам формирования регулируемых государством тарифов на услуги транспорта и цен на дорожные работы, а также участвует в разработке и обосновании сквозных тарифов на перевозку грузов;

20) обосновывает объемы и направления бюджетного финансирования в транспортном комплексе, в качестве главного распорядителя бюджетных средств осуществляет распределение средств государственной поддержки и контроль за целевым и рациональным их использованием, содействует привлечению внебюджетных источников финансирования развития транспортного комплекса;

21) содействует развитию обязательного и добровольного страхования в транспортном комплексе, направлению финансовых ресурсов страховых организаций на инвестирование мероприятий по обеспечению безопасности функционирования транспортного комплекса;

22) осуществляет в установленном порядке распоряжение средствами, получаемыми Министерством за счет внебюджетных источников, включая добровольные целевые отчисления предприятий, организаций и учреждений;

23) исключен;

Информация об изменениях:

См. текст подпункта 23 пункта 8

24) организует в транспортном комплексе проведение в установленном порядке конкурсов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение объектов транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, заключает в установленном порядке договоры (контракты) с отечественными и зарубежными организациями, осуществляет контроль за их реализацией;

 

в области государственного регулирования, контроля и надзора

 

25) организует по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств; согласовывает вопросы организации стационарных постов органов внутренних дел на федеральных автомобильных дорогах;

26) организует и проводит в установленном порядке в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, стационарных и передвижных контрольных пунктах, в аэропортах, на аэродромах, в морских (за исключением рыбных) портах, речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

27) организует и осуществляет в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирование соответствующих видов деятельности, надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий;

28) осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов воздушным, морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом;

29) осуществляет координацию действий поисковых и аварийно-спасательных служб на морском, внутреннем водном и воздушном транспорте, находящихся в ведении Министерства, и аналогичных служб, находящихся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, в установленных случаях взаимодействует с такими службами иностранных государств при проведении работ (операций) по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспортных средствах и транспортных коммуникациях, в том числе при поиске и спасании людей и транспортных средств, терпящих или потерпевших бедствие;

30) организует и координирует работу специализированных организаций при разливах нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

31) организует государственную регистрацию гражданских воздушных и морских судов (кроме судов, используемых для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, и судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс), судов внутреннего плавания, а также в случаях, установленных федеральными законами, прав собственности, иных вещных прав на них и сделок с ними;

 

в области структурной перестройки

 

32) осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, организует создание и обеспечивает работу балансовых комиссий, а также координирует деятельность организаций транспортного комплекса по решению возложенных на Министерство задач;

33) участвует в установленном порядке в акционировании и приватизации объектов транспортного комплекса, находящихся в федеральной собственности, формировании рынка ценных бумаг, реализации законодательства по вопросам банкротства и санации организаций транспортного комплекса;

34) реализует во взаимодействии с Министерством имущественных отношений Российской Федерации комплекс мер по совершенствованию управления объектами транспортного комплекса, находящимися в федеральной собственности;

35) принимает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участие в подготовке предложений по передаче из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, приватизации либо ликвидации в установленном порядке неперспективных организаций и объектов транспортного комплекса;

36) содействует совместно с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства формированию конкурентной среды, поддержке и развитию предпринимательства на рынке транспортных услуг;

37) участвует в установленном порядке в управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ транспортного комплекса;

38) организует и проводит в установленном порядке аттестацию руководителей находящихся в ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;

39) обеспечивает в установленном порядке контроль за целевым и эффективным использованием федерального имущества в транспортном комплексе, организует его централизованное приобретение, согласовывает размер платы за аренду этого имущества, совместно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации ведет учет имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного в установленном порядке за организациями транспортного комплекса;

40) участвует в совершенствовании системы управления и экономических механизмов регулирования работы организаций транспортного комплекса в условиях рыночных отношений;

41) исключен;

Информация об изменениях:

См. текст подпункта 41 пункта 8

 

в области технической политики

 

42) реализует государственную научно-техническую политику в транспортном комплексе, организует проведение научно-исследовательских, проектных и научно-технических работ по приоритетным направлениям его развития и функционирования, координирует деятельность научных организаций транспортного комплекса, организует разработку и реализацию федеральных и межотраслевых научно-технических программ и инновационных проектов;

43) разрабатывает, согласовывает и в установленном порядке утверждает технические нормативы (стандарты, нормы, правила, включая федеральные авиационные), определяющие требования к внутренним водным путям, судоходным гидротехническим сооружениям, технологической сети связи, транспортным средствам, дорожным машинам, технологическому оборудованию, материалам, используемым в транспортном комплексе, а также работам (услугам), организует в пределах своей компетенции контроль за соблюдением этих требований;

ГАРАНТ:

Об утверждении норм обеспечения подразделений авиапредприятий и организаций гражданской авиации, выполняющих задачи по поисковому, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов и противопожарному обеспечению объектов инфраструктуры гражданской авиации, см. распоряжение Минтранса РФ от 1 октября 2003 г. N НА-294-р

 

44) организует во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти работы по обязательной сертификации объектов транспортного комплекса (транспортных средств, дорожной техники, технологического и иного оборудования, работ (услуг), материалов и иных объектов), подлежащих такой сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в установленном порядке проводит сертификацию этой продукции или участвует в ней, утверждает правила сертификации, определяет по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов порядок оплаты работ по обязательной сертификации; выдает соответствующие сертификаты (свидетельства), содействует добровольной сертификации продукции транспортного комплекса;

45) организует во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по обеспечению единства измерений, совершенствованию метрологического обеспечения и стандартизации производственной деятельности, созданию современной измерительной, испытательной и диагностической базы в транспортном комплексе;

46) планирует и осуществляет мероприятия по охране окружающей природной среды и ресурсосбережению в транспортном комплексе;

47) организует и координирует работы по развитию и совершенствованию технических средств и систем информатизации в транспортном комплексе, повышению их качества, обеспечению их доступности и информационной безопасности, а также по созданию, функционированию и развитию технологической сети связи, в том числе с использованием спутниковых систем и средств навигации; участвует в разработке и реализации планов частотного обеспечения, в работах по международно-правовой защите частотных присвоений радиоэлектронным средствам в транспортном комплексе; организует и осуществляет контроль использования выделенных полос радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств, используемых в транспортном комплексе;

48) осуществляет ведение и хранение банков данных, формируемых в транспортном комплексе, в том числе реестра его субъектов, организует информационное обеспечение организаций транспортного комплекса;

 

в области труда, кадров и социальной политики

 

49) участвует в формировании и реализации государственной политики, направленной на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров транспортного комплекса, обеспечение занятости, социальной защиты работников транспортного комплекса, их пенсионное обеспечение, развитие трудовых отношений на основе социального партнерства и предотвращения трудовых конфликтов, охраны труда;

50) участвует в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, взаимодействует с отраслевыми профсоюзами и по поручению работодателей организаций транспортного комплекса заключает соответствующие отраслевые тарифные соглашения;

51) осуществляет управление находящимися в ведении Министерства высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями транспортного комплекса;

52) проводит в установленном порядке государственную аккредитацию находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования;

53) согласовывает государственные образовательные стандарты в области высшего и среднего профессионального образования по перечню специальностей, закрепленных за Министерством;

54) в установленном порядке организует и проводит аттестацию работников, обеспечивающих в организациях транспортного комплекса безопасность полетов, мореплавания, судоходства и движения автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, ядерную, радиационную, промышленную безопасность и производство аварийно-спасательных работ;

55) содействует развитию сети образовательных учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров транспортного комплекса;

56) взаимодействует с Министерством здравоохранения Российской Федерации по вопросам медицинского обслуживания работников транспортного комплекса;

57) осуществляет общее руководство проведением в транспортном комплексе аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;

 

в области международного сотрудничества и внешнеэкономических связей

 

58) осуществляет контроль за соблюдением на территории Российской Федерации и за ее пределами (где ответственность за этот контроль возложена на Российскую Федерацию) национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, промышленного, автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства (за исключением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения);

59) организует, координирует и контролирует выполнение по международным договорам Российской Федерации обязательств, касающихся деятельности транспортного комплекса, в пределах своей компетенции представляет и защищает в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях;

60) участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в деятельности Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, Комитета по транспорту, связи, туризму и развитию инфраструктуры Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана, Европейской конференции министров транспорта, а также других международных специализированных транспортных организаций;

61) регулирует в установленном порядке паспортно-визовые вопросы в отношении членов экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания (кроме судов, используемых для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, а также обслуживающих рыбопромысловый комплекс) и воздушных судов гражданской авиации, водителей автомобильного транспорта, занятых на международных перевозках, осуществляет подбор, оформление и командирование специалистов за границу по служебным делам;

62) обеспечивает при осуществлении межгосударственных отношений проведение транспортной политики, отвечающей интересам Российской Федерации, выработку соответствующих позиций и их поддержку в международных организациях;

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2001 г. N 679 в подпункт 63 пункта 8 настоящего Положения внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

 

63) осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации функции компетентного органа по реализации на территории Российской Федерации подписанных и ратифицированных международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, а также функции Уполномоченного Российской Федерации по осуществлению условий Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 году;

64) осуществляет руководство и координацию участия представителей Российской Федерации в межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и зарубежными странами, в том числе государствами - участниками Содружества Независимых Государств, по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

65) разрабатывает по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию Министерства транспорта Российской Федерации;

 

в других областях

 

66) организует, координирует и контролирует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выполнение мероприятий по реализации задач гражданской обороны, мобилизационной подготовки;

67) осуществляет руководство проведением мер по обеспечению безопасности полетов российских воздушных судов гражданской авиации, российского морского судоходства в условиях вооруженных конфликтов, при появлении непосредственной угрозы агрессии или в период агрессии против Российской Федерации;

68) обеспечивает участие организаций транспортного комплекса в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;

69) создает функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по транспортному обеспечению при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в транспортном комплексе и руководит деятельностью этих подсистем;

70) организует, координирует и контролирует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку и выполнение организациями транспортного комплекса мероприятий по обеспечению охраны их объектов, предотвращению в отношении этих объектов совершения террористических актов и иных противоправных действий;

71) осуществляет сбор и обработку бухгалтерских отчетов находящихся в ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, формирует сводную бухгалтерскую отчетность по транспортному комплексу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

72) осуществляет проведение государственных статистических наблюдений в транспортном комплексе в соответствии с официальной статистической методологией, утверждаемой Государственным комитетом Российской Федерации по статистике; разрабатывает предложения по совершенствованию системы государственного статистического наблюдения в транспортном комплексе;

73) организует в установленном порядке издание карт и схем навигационно-гидрографического обеспечения плавания морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, других справочных изданий по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

74) обеспечивает защиту государственных информационных ресурсов ограниченного доступа и контролирует эффективность защиты сведений, составляющих государственную тайну, в организациях, находящихся в ведении Министерства;

 

в области гражданской авиации

 

75) является специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;

76) утверждает номенклатуру подлежащих обязательной сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности;

77) участвует в установленном порядке в организации и проведении сертификации категорированных и международных аэродромов, типов их оборудования, типов наземных радиотехнических средств и комплексов радиолокации, радионавигации и радиосвязи, отдельных подсистем и компонентов, автоматизированных и неавтоматизированных систем управления воздушным движением, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов по воздушным трассам, а также в осуществлении производства этого оборудования;

78) участвует в сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, а также в процедурах признания норм летной годности и удостоверений о годности к полетам гражданских воздушных судов иностранного производства, импортируемого наземного авиационного оборудования; выдает удостоверения о годности гражданских воздушных судов к полетам (сертификаты летной годности воздушных судов);

79) ведет государственные реестры гражданских воздушных судов, аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестры лицензий, реестры федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденных в Российской Федерации, баз и банков данных нормативных документов в области гражданской авиации, являющихся федеральными информационными ресурсами;

80) осуществляет государственный контроль обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности гражданской авиации, а также летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов во время их эксплуатации;

81) участвует в установленном Правительством Российской Федерации порядке в расследовании авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации и с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств; организует и проводит расследования чрезвычайных происшествий, инцидентов и повреждений гражданских воздушных судов на территории Российской Федерации, участвует в расследовании таких событий с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств; ведет учет авиационных и чрезвычайных происшествий, инцидентов с гражданскими воздушными судами и их повреждений;

82) организует и контролирует поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры гражданской авиации;

83) участвует в проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также проводит по ним служебные расследования;

84) выполняет функции государственного заказчика федеральных целевых программ развития гражданской авиации, создания и испытания авиационной и наземной техники, систем и средств организации воздушного движения, совместно с Министерством обороны Российской Федерации - программ модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждает технические условия на поставляемую серийную технику;

85) утверждает по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации программы и планы оснащения гражданских органов единой системы организации воздушного движения Российской Федерации средствами радиолокации, радионавигации и радиосвязи, автоматизированными комплексами, предназначенными для планирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения, а также программы и планы оснащения гражданских воздушных судов средствами государственного радиолокационного опознавания;

86) выполняет функции государственного заказчика в области аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключает с пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном обслуживании;

87) организует взимание платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, распределяет полученные средства между организациями по аэронавигационному обслуживанию и осуществляет контроль за целевым и эффективным их использованием;

ГАРАНТ:

См. приказ Минтранса РФ от 28 февраля 2002 г. N 25

 

88) устанавливает формы перевозочных документов (билета, багажной квитанции, грузовой накладной), удостоверяющих заключение договора о перевозке воздушным транспортом пассажиров, багажа, груза; совместно с Министерством Российской Федерации по связи и информатизации устанавливает форму почтовой накладной, удостоверяющей договор о перевозке почты воздушным транспортом;

89) утверждает в установленном порядке правила формирования, применения и регистрации тарифов, взимания сборов (включая разработку и утверждение их перечня) в области гражданской авиации;

90) утверждает ставки сборов за аэронавигационное обслуживание, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с межправительственными соглашениями - тарифы на международные перевозки;

ГАРАНТ:

См. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов российских воздушных судов на трассах Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 14 августа 2003 г. N 175

См. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний на трассах Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 9 октября 2002 г. N 128

 

91) устанавливает классификацию районов воздушного пространства по видам обслуживания воздушного движения;

92) участвует в разработке и реализации планов развития системы контроля воздушного пространства, создания единых радиолокационных и радионавигационных полей, полей радиосвязи;

93) организует и осуществляет контроль летной работы, выдает сертификаты (свидетельства) авиационному персоналу гражданской авиации;

94) разрабатывает и организует выполнение мероприятий по развитию материально-технической базы для технического обслуживания и ремонта авиационной техники и топливозаправочных комплексов;

95) согласовывает с полномочными государственными органами гражданской авиации других государств маршруты и частоту полетов, типы воздушных судов и предоставляемых емкостей, квоты на международные воздушные перевозки и условия их выполнения;

96) утверждает в установленных случаях требования к состоянию здоровья авиационного персонала, организует и совершенствует проведение врачебно-летной экспертизы и оказание лечебно-профилактической помощи;

ГАРАНТ:

О медицинском освидетельствовании летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации см. Федеральные авиационные правила, утвержденные приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. N 50

 

97) осуществляет организационно-методическое руководство авиационной медициной и координацию деятельности в области охраны труда и медицинского обслуживания работников в сфере гражданской авиации;

98) осуществляет функции головной организации по обеспечению участия Российской Федерации в Международной организации гражданской авиации (ИКАО); обеспечивает деятельность Комиссии Российской Федерации по делам Международной организации гражданской авиации;

 

в области морского транспорта

 

99) осуществляет контроль соответствия судоходных компаний и судов (за исключением организаций рыбопромыслового комплекса и судов, используемых для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, а также судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс) требованиям международных правил, стандартов и норм, в том числе Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения морской среды и меморандумов о взаимопонимании о контроле со стороны государства порта, организует государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области безопасности мореплавания и охраны морской среды в российских морских торговых портах всеми судами независимо от формы собственности, ведомственной и национальной принадлежности;

100) является головным межотраслевым координирующим органом в системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам морской деятельности Российской Федерации, в том числе по проблемам развития и использования торгового, речного, ледокольного и служебно-вспомогательного флота Российской Федерации, а также прибрежно-береговой инфраструктуры гражданского назначения;

101) организует создание и функционирование объектов и средств обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов (за исключением рыбных) и на подходе к ним, в том числе средств управления движением судов;

102) осуществляет общее руководство операциями по спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных веществ в море;

103) организует при выпуске судов из морских портов (за исключением рыбных) контроль их технического состояния и соответствия международным требованиям и требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам пожарной безопасности;

104) участвует в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для судовых ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

105) выдает разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже судами, плавающими под иностранным флагом;

106) содействует развитию Северного морского пути;

107) осуществляет государственный надзор за судоходством по Северному морскому пути, обеспечивает навигационную, гидрографическую и гидрологическую обстановку в Арктике;

108) выдает разрешения на проводку судов по Северному морскому пути;

109) координирует вопросы, связанные с завозом морем грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

110) регулирует в пределах своей компетенции вопросы найма и трудоустройства моряков на суда, плавающие под иностранным флагом;

111) осуществляет руководство и контроль деятельности администраций морских портов (за исключением рыбных), в том числе по созданию условий для добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в морских портах, эффективного использования объектов, находящихся в федеральной собственности, и соблюдения установленного порядка выдачи паспортов моряка;

112) осуществляет методическое руководство и контроль деятельности организаций морского транспорта по выполнению международных договоров Российской Федерации в области охраны морской среды и требований природоохранительного законодательства Российской Федерации;

113) вносит в установленном порядке представления об утверждении тарифов на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути;

ГАРАНТ:

См. Тарифы за услуги по проводке судов на трассах Северного морского пути, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 10 января 2003 г. N 6

 

114) проводит работу, направленную на увеличение объемов экспортно-импортных и транзитных перевозок через российские морские порты;

115) устанавливает на основе международных требований правила выдачи морякам дипломов и подтверждений к ним, квалификационных и специальных свидетельств специалиста, осуществляет контроль за выполнением этих требований;

116) принимает по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, а в необходимых случаях и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти от имени Российской Федерации поправки технического характера к международным договорам Российской Федерации о торговом мореплавании;

117) осуществляет государственное управление использованием атомной энергии на морском транспорте, а также ведомственный учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

118) разрабатывает и реализует меры по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии;

119) представляет в Правительство Российской Федерации предложения по перечню портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов и иных плавучих средств с ядерными установками и радиационными источниками;

120) участвует в предупреждении, выявлении и пресечении ядерного терроризма и ликвидации (локализации) его последствий на ядерно опасных и радиационно опасных объектах морского транспорта;

121) проводит во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мероприятия по защите морского торгового судоходства от актов незаконного вмешательства, направленных против безопасности мореплавания;

122) осуществляет функции головной организации по обеспечению участия Российской Федерации в Международной морской организации (ИМО) и при наличии соответствующих полномочий - в других международных организациях по вопросам морского транспорта;

123) осуществляет функции секретариата Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Международной морской организации;

124) осуществляет совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации руководство работой Постоянного представительства Российской Федерации при Международной морской организации;

 

в области внутреннего водного транспорта

 

125) организует и обеспечивает проведение государственного надзора за соответствием судоходных компаний внутреннего водного транспорта и судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, работающих на внутренних водных путях, требованиям безопасности судоходства и пожарной безопасности;

126) организует и осуществляет в портах внутреннего водного транспорта, в том числе устьевых и открытых для захода иностранных судов, государственный надзор за соблюдением международных правил, стандартов и норм, в том числе меморандумов о взаимопонимании о контроле со стороны государства порта; организует государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области безопасности судоходства и охраны окружающей природной среды всеми судами независимо от формы собственности, ведомственной и национальной принадлежности (кроме военных, военно-вспомогательных судов, судов, используемых для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс);

127) организует в установленном порядке технический надзор в отношении судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания;

128) организует регулирование движения судов по внутренним водным путям;

129) осуществляет координацию и взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства, эксплуатации и содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;

130) подготавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждает планы строительства судов и плавучих средств за счет средств федерального бюджета;

131) согласовывает размещение искусственных сооружений на внутренних водных путях;

132) обеспечивает государственный надзор за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, ведет регистр судоходных гидротехнических сооружений, участвует в формировании и ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, организует навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов по внутренним водным путям;

133) взаимодействует с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами, а также с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования режимов попуска воды и эксплуатации водохранилищ;

134) устанавливает габариты судовых ходов, категорию и сроки действия судоходной обстановки, а также сроки работы шлюзов;

135) координирует и регулирует работу организаций внутреннего водного транспорта по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также экспортно-импортные перевозки по государственным заказам;

136) утверждает в установленном порядке размер платы за услуги, оказываемые судам и судовладельцам государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, федеральным государственным унитарным предприятием "Канал имени Москвы" и морскими администрациями портов внутреннего водного транспорта, а также порядок применения такой платы;

137) представляет Российскую Федерацию в Постоянной международной ассоциации конгрессов по судоходству и при наличии соответствующих полномочий - в других международных организациях по вопросам внутреннего водного транспорта;

 

в области автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта

 

138) участвует в разработке и реализации мер по повышению безопасности дорожного движения и снижению вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, поддержанию находящихся в эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии;

139) участвует в рабочих и государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию новых образцов транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и опасных грузов;

140) согласовывает с компетентными органами иностранных государств и Европейской конференцией министров транспорта квоты на международные перевозки автомобильным транспортом и условия их выполнения, получает и распределяет на конкурсной основе между российскими перевозчиками разрешения на эти перевозки;

141) организует всероссийские конкурсы профессионального мастерства работников автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта;

142) согласовывает с компетентными органами иностранных государств вопросы об открытии регулярных международных автобусных маршрутов, обменивается в установленном порядке бланками разрешений на осуществление нерегулярных международных пассажирских перевозок, выдает такие разрешения российским перевозчикам;

143) рассматривает заявки, осуществляет в случаях, установленных международными договорами и законодательством Российской Федерации, оформление и выдачу в установленном порядке российским и иностранным перевозчикам специальных разрешений на международные перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации;

 

в области дорожного хозяйства

 

144) организует исполнение федерального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства, включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации;

145) выполняет в установленном порядке функции по управлению федеральными автомобильными дорогами общего пользования и федеральным имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования;

146) координирует деятельность по развитию сети автомобильных дорог общего пользования во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; осуществляет перспективное и текущее планирование развития федеральной дорожной сети, совершенствование системы обеспечения ее содержания;

147) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общественные работы в рамках федеральных и региональных программ дорожного строительства;

148) рассматривает и готовит заключения по вопросам строительства, содержания и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их технические и эксплуатационные параметры;

149) осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования федеральными автомобильными дорогами общего пользования и правил их охраны;

150) согласовывает нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения или сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и средствами связи и электропередачи и другими сооружениями, а также порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия;

151) вносит предложения о порядке использования земель, занятых автомобильными дорогами общего пользования, организует их рациональное использование в целях привлечения дополнительных средств для реализации дорожных программ и проектов, согласовывает в установленном порядке размещение в полосе отвода и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог общего пользования сооружений и объектов;

152) разрабатывает и утверждает техническую классификацию автомобильных дорог общего пользования, готовит в установленном порядке предложения по изменению и уточнению классификации автомобильных дорог общего пользования и перечней федеральных автомобильных дорог общего пользования;

153) организует учет автомобильных дорог общего пользования, учет интенсивности движения транспортных средств, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог общего пользования, информирование пользователей о состоянии этих автомобильных дорог;

154) организует ежегодное планирование работ на автомобильных дорогах общего пользования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утверждает перечень объектов, в отношении которых должны разрабатываться технико-экономические обоснования, перечни, титульные списки строек и проекты строительства объектов дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, проводит экспертизу проектно-сметной документации;

155) участвует в разработке и согласовании программ ликвидации пересечений автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей на одном уровне, рассматривает вопросы долевого финансирования строительства путепроводов в местах их пересечения;

156) утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правила пропуска по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств со сверхнормативными нагрузками на ось, массой и габаритами;

157) уведомляет в установленном порядке полномочные органы государств, заключивших с Российской Федерацией соглашения о международном автомобильном сообщении, о правовых актах, предусматривающих ограничение движения по автомобильным дорогам или устанавливающих нормативы допустимых весовых нагрузок на ось и габаритов транспортных средств, заблаговременно оповещает эти органы о времени и маршрутах введения ограничения движения по сезонно-климатическим условиям на федеральных автомобильных дорогах общего пользования;

158) организует взимание установленных неналоговых сборов и платежей за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования (в том числе платы в счет компенсации ущерба от перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов) и контроль за их целевым использованием;

159) осуществляет контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм, проводит проверку деятельности организаций дорожного хозяйства по выполнению законодательства Российской Федерации, стандартов и иных нормативных актов;

160) участвует непосредственно или через уполномоченные Министерством организации в расследовании причин аварий и разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них;

161) устанавливает порядок определения размера платы за проезд транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, взимаемой в счет компенсации ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам общего пользования и дорожным сооружениям на них;

162) выдает специальные разрешения для пропуска по федеральным автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, осуществляющих международные автомобильные перевозки;

163) выполняет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

III. Права Министерства транспорта Российской Федерации

 

9. Министерство транспорта Российской Федерации имеет право:

1) распределять выделенные из федерального бюджета средства и осуществлять контроль за их расходованием;

2) вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения по вопросам транспортного комплекса, участвовать в установленном порядке в рассмотрении органами государственной власти Российской Федерации вопросов, затрагивающих интересы транспортного комплекса;

3) осуществлять в установленном порядке концентрацию средств, получаемых за счет внебюджетных источников;

4) утверждать в установленном порядке по объектам транспортного комплекса, финансируемым за счет средств федерального бюджета, технико-экономические обоснования, типовые проекты, проектно-сметную документацию, титульные списки строек и объектов, а также требования к составу проектной документации;

5) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о приостановлении выделения субъектам Российской Федерации субвенций, субсидий и дотаций из Федерального дорожного фонда Российской Федерации в случае нецелевого использования этих средств;

6) создавать рабочие и государственные комиссии и осуществлять приемку объектов транспортного комплекса, относящихся к федеральной собственности;

7) издавать в установленном порядке обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами нормативные правовые и нормативные технические акты, в том числе межведомственного характера, а также методические и инструктивные документы по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, давать по ним разъяснения; согласовывать в установленном порядке проекты нормативных правовых и нормативных технических актов, разрабатываемых иными федеральными органами исполнительной власти;

8) вносить в установленном порядке проекты законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы транспортного комплекса;

9) отменять решения территориальных органов Министерства, принятые ими в нарушение законодательства Российской Федерации или с превышением полномочий, а также рекомендовать организациям, находящимся в ведении Министерства, отменять такие решения, принятые этими организациями;

10) утверждать уставы и положения находящихся в ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;

ГАРАНТ:

См. Устав федерального государственного учреждения "Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации", утвержденный приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2003 г. N 193

См. Устав федерального государственного учреждения "Российский морской регистр судоходства", утвержденный приказом Минтранса РФ от 17 июня 2003 г. N 144

См. Устав государственного учреждения "Центр информатизации и связи в дорожном хозяйстве Министерства транспорта Российской Федерации", утвержденный распоряжением Минтранса РФ от 31 декабря 2002 г. N ИС-1184-р

См. Устав федерального государственного учреждения "Российский Речной Регистр", утвержденный приказом Минтранса РФ от 17 июня 2002 г. N 82

 

11) разрабатывать и утверждать совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении;

12) разрабатывать и в установленном порядке представлять на утверждение правила дорожного движения Российской Федерации;

13) выдавать в установленных случаях и порядке юридическим и физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в транспортном комплексе, лицензии и свидетельства; при выявлении нарушений приостанавливать действие лицензий или аннулировать свидетельства, а также вносить предложения об аннулировании лицензий в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, привлекать нарушителей к ответственности;

14) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об открытии (закрытии) для международного сообщения автомобильных переходов, аэропортов, аэродромов, морских торговых и речных портов, а также об установлении и закрытии в них пунктов пропуска; принимать в установленном порядке решение об открытии автомобильных, воздушных, морских и речных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

15) согласовывать в установленном порядке планы размещения зданий, сооружений и объектов (в том числе наружной рекламы), не относящихся к транспортному комплексу, в полосе отвода внутренних водных путей и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог общего пользования, подъездных железнодорожных путей, в зонах действия аэропортов, объектов аэронавигации, морских торговых и речных портов, других объектов транспортного комплекса;

16) проводить проверки соблюдения юридическими и физическими лицами, входящими в транспортный комплекс, требований в области обеспечения авиационной безопасности, безопасности полетов и судоходства, соблюдения правил пользования воздушным пространством, внутренними водными путями и гидротехническими сооружениями на них;

17) запрещать или приостанавливать выполнение полетов воздушных судов гражданской авиации при обнаружении обстоятельств, угрожающих безопасности полетов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

18) принимать по согласованию с территориальными органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации решения о временном ограничении или прекращении движения по федеральным автомобильным дорогам общего пользования при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, вводить по согласованию с указанными территориальными органами временное ограничение движения по федеральным автомобильным дорогам общего пользования при проведении дорожных работ на проезжей части и в полосе отвода указанных дорог;

19) вводить по согласованию с Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в установленном порядке временное ограничение движения при неблагоприятных сезонных природно-климатических условиях;

ГАРАНТ:

Об организации движения транспорта по федеральным автомобильным дорогам в весенний период 2003 года см. приказ Минтранса РФ от 24 января 2003 г. N 4

 

20) выдавать паспорт моряка членам экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания (кроме судов, используемых для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, и судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс), устанавливать и продлевать срок действия этих паспортов;

21) вносить в специально уполномоченные органы предложения о проведении проверок соблюдения требований пожарной, промышленной безопасности и охраны труда юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области транспортного комплекса, и участвовать в проведении этих проверок;

22) создавать в установленном порядке временные рабочие группы и комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций при их возникновении на транспортных коммуникациях и с транспортными средствами;

23) утверждать мобилизационные планы организаций транспортного комплекса, заключать с ними договоры (контракты) на выполнение мобилизационных заданий и мероприятий по мобилизационной подготовке;

24) проводить в установленном порядке проверки деятельности организаций транспортного комплекса и территориальных органов Министерства по соблюдению законодательства Российской Федерации в области транспорта, финансовой дисциплины, мобилизационной подготовки, безопасности движения и экологических норм, принимать меры по устранению выявленных нарушений;

25) устанавливать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне и подлежащих засекречиванию в транспортном комплексе;

26) приостанавливать работы со сведениями, отнесенными к государственной тайне, в случае обнаружения утечки (или предпосылок к утечке) указанных сведений до устранения причин, повлекших несанкционированный доступ к таким сведениям;

27) принимать по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и по представлению организаций транспортного комплекса решения о консервации транспортных средств, дорожной техники, технологического оборудования и другого федерального имущества, имеющего мобилизационное назначение или временно не используемого в связи с сокращением объема перевозок и производства продукции, работ и услуг;

28) вносить и согласовывать в установленном порядке предложения о закреплении федерального имущества за организациями транспортного комплекса в хозяйственном ведении, оперативном управлении или о его отчуждении, а также о разграничении государственной собственности в транспортном комплексе на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации и о передаче федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации;

29) давать заключения по проектам решений об акционировании и приватизации предприятий и объектов транспортного комплекса, находящихся в федеральной собственности;

30) вносить предложения и согласовывать решения об отчуждении или передаче закрепленных в федеральной собственности акций организаций транспортного комплекса в собственность субъектов Российской Федерации, а также о других изменениях, касающихся вопросов управления и распоряжения этими акциями;

31) представлять в установленном порядке интересы государства в акционерных обществах транспортного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении этими акционерными обществами ("золотая акция");

32) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы, а также подведомственные федеральные государственные учреждения, утверждать их уставы и положения;

33) подготавливать и вносить в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий транспортного комплекса, утверждать их уставы;

34) давать заключения по вопросам отчуждения, списания и (или) утилизации федерального имущества, закрепленного за организациями транспортного комплекса в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

35) заключать, изменять и расторгать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контракты с руководителями находящихся в ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также капитанами морских торговых портов;

36) осуществлять в установленном порядке финансирование проектных, научно-технических и научно-исследовательских работ по важнейшим проблемам транспортного комплекса, привлекать на договорной основе научные организации, ученых и специалистов, в том числе иностранных, к решению проблем, относящихся к ведению Министерства;

37) определять в установленном порядке размер, правила взимания и использования платы за услуги, оказываемые государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, а также правила взимания и использования платы за услуги, оказываемые администрациями морских торговых портов;

38) утверждать в установленном порядке правила применения и регистрации тарифов и взимания сборов за услуги, оказываемые организациями морского, внутреннего водного, автомобильного и промышленного транспорта;

39) вносить в установленном порядке предложения о размере платежей и сборов, взимаемых с иностранных перевозчиков, пользующихся на территории Российской Федерации воздушными трассами, морскими, внутренними водными путями и федеральными автомобильными дорогами общего пользования, в случаях, когда международными договорами Российской Федерации не предусмотрено на взаимной основе освобождение от взимания указанных платежей и сборов или когда такие платежи и сборы устанавливаются в отношении российских перевозчиков полномочными государственными органами иностранных государств в одностороннем порядке;

40) разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти квалификационные требования в отношении отдельных категорий работников организаций транспортного комплекса; устанавливать порядок присвоения званий лицам командного состава воздушных и морских судов (кроме судов, используемых для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, и судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс), судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания и выдавать дипломы, удостоверяющие эти звания;

41) разрабатывать и утверждать перечни должностей работников, имеющих право на ведение работ в области использования атомной энергии в транспортном комплексе;

42) получать в установленном порядке у организаций транспортного комплекса информацию (в том числе статистические данные и бухгалтерскую отчетность) по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

43) учреждать в установленном порядке ведомственные награды и награждать ими;

44) устанавливать правила ношения форменной одежды и знаки различия для работников центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и работников отдельных организаций транспортного комплекса;

45) формировать по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сеть межреспубликанских и межобластных автобусных маршрутов, утверждать по согласованию с компетентными органами других государств международные автобусные маршруты;

46) осуществлять в установленном порядке координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, связанным с транспортным комплексом;

47) создавать в установленном порядке межведомственный координационный совет по транспорту, совет по координации действий с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в работе межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

48) заключать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и отраслевыми ассоциациями (союзами) соглашения о взаимодействии в области транспортного комплекса;

49) представлять по поручению Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации на межгосударственном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в установленном порядке участвовать в подготовке и заключении договоров с иностранными государствами и международными, в том числе финансовыми, организациями, осуществлять контроль за выполнением этих договоров;

50) направлять по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации своих представителей в секретариаты и рабочие органы специализированных международных организаций по вопросам транспорта и дорожного хозяйства и осуществлять оперативное руководство деятельностью этих представителей;

51) вырабатывать по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти позицию Российской Федерации по вопросам, относящимся к гражданской авиации, морскому, внутреннему водному, автомобильному и городскому электрическому транспорту и дорожному хозяйству;

52) вносить в установленном порядке предложения об открытии и закрытии представительств Министерства за рубежом, осуществлять оперативное руководство их деятельностью и кадровое обеспечение, а также в случае необходимости иметь своих представителей в составе дипломатических представительств Российской Федерации, их торгово-экономических отделов и представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам;

53) аккредитовывать в установленном порядке при Министерстве российские организации и представительства иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области транспортного комплекса;

54) принимать в установленном порядке иностранные делегации, прибывающие в Российскую Федерацию, и направлять делегации в иностранные государства для решения вопросов, входящих в компетенцию Министерства;

55) согласовывать с компетентными органами других государств квоты на международные перевозки гражданской авиацией, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом и условия их выполнения;

56) учреждать в установленном порядке журналы, газеты и другие средства массовой информации для освещения деятельности транспортного комплекса;

57) проводить конференции, совещания и семинары, организовывать выставки по проблемам совершенствования и развития транспортного комплекса, в том числе международного характера.

 

IV. Организация деятельности Министерства транспорта Российской Федерации

 

10. Министерство транспорта Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Министр руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.

11. Министр транспорта Российской Федерации:

1) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

2) распределяет обязанности между своими заместителями;

3) распределяет обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства и его территориальных органов;

4) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и о его территориальных органах;

5) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата Министерства, руководителей его территориальных органов, находящихся в ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, перечень которых устанавливается Министерством, поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на указанных работников;

6) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, численность и фонд оплаты труда работников его территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также смету расходов на их содержание в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;

7) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и работников организаций транспортного комплекса к награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает указанных работников, а также работников других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления ведомственными наградами;

8) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве и его территориальных органах;

9) осуществляет в установленном порядке полномочия по отнесению сведений к государственной тайне и организует их защиту;

10) является по должности начальником гражданской обороны Министерства и осуществляет руководство гражданской обороной в Министерстве;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В Министерстве транспорта Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра, входящих в нее по должности.

В состав коллегии могут включаться руководящие работники центрального аппарата Министерства и руководители организаций транспортного комплекса, представители федеральных органов государственной власти, ведущие ученые и специалисты.

Численность и члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы, входящие в компетенцию Министерства. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Российской Федерации.

Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем в Правительство Российской Федерации.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2002 г. N 854 в пункт 13 настоящего Положения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

13. В центральном аппарате Министерства транспорта Российской Федерации создаются в установленном порядке департаменты, другие структурные подразделения, а также Администрация Северного морского пути.

Структурные подразделения Министерства, осуществляющие специальные функции отраслевого управления, объединяются в соответствующие отраслевые блоки, возглавляемые первыми заместителями (заместителями) Министра (государственная служба гражданской авиации, государственная служба дорожного хозяйства, государственная служба морского флота, государственная служба речного флота, служба автомобильного и городского пассажирского транспорта).

Первые заместители (заместители) Министра, возглавляющие отраслевые блоки - государственную службу гражданской авиации и государственную службу морского флота, имеют право в установленном порядке подписывать (утверждать) нормативные правовые акты по вопросам безопасности полетов и безопасности мореплавания соответственно.

ГАРАНТ:

См. Правила безопасности морской перевозки грузов, утвержденные приказом Минтранса РФ от 21 апреля 2003 г. N ВР-I/п

 

Подписанные (утвержденные) первыми заместителями (заместителями) Министра правовые акты могут быть отменены Министром транспорта Российской Федерации.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 26 в пункт 14 настоящего Положения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

14. Министерство транспорта Российской Федерации имеет Российскую транспортную инспекцию, состоящую из подразделения центрального аппарата Министерства - Департамента Российской транспортной инспекции и территориальных органов Министерства - отделений Российской транспортной инспекции.

Российскую транспортную инспекцию возглавляет первый заместитель Министра - главный государственный транспортный инспектор Российской Федерации.

Положение о Российской транспортной инспекции утверждается Правительством Российской Федерации.

15. В Министерстве транспорта Российской Федерации могут быть образованы научно-консультативные, экспертные и иные советы по проблемам функционирования транспортного комплекса.

Состав научно-консультативных, экспертных и иных советов, а также положения о них утверждаются Министром.

Организационно-техническое обеспечение деятельности указанных советов осуществляется центральным аппаратом Министерства.

ГАРАНТ:

См. Положение о Совете службы автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и его состав, утвержденные приказом Минтранса РФ от 18 марта 2003 г. N 24

 

16. Министерство транспорта Российской Федерации является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение об эмблеме и флаге Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 июля 2002 г. N 545

 

Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, к которому Положение относит: гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению МПС России) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Одной из основных задач Министерства является максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей государства в транспортных услугах. В целях осуществления этой и других задач Министерство наделяется широкими полномочиями в области государственной транспортной политики, правового и нормативного обеспечения, развития транспортной инфраструктуры, в области экономики, финансов и инвестиционной деятельности, а также государственного регулирования, контроля и надзора и др.



Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 3 ст. 235


Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 465


Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 26


Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2002 г. N 854


Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2001 г. N 679