• ДОКУМЕНТ

Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации

Глава 13. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации


Статья 104. Высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации относится:

1) принятие Конституции Российской Федерации, внесение в нее изменений и дополнений;

2) определение внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2.1) ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции Российской Федерации;

3) принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Российской Федерации;

4) определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Российской Федерации;

5) решение вопросов об изменении границ Российской Федерации;

6) утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Российской Федерации, ее военного строительства;

7) формирование Верховного Совета Российской Федерации;

8) избрание Председателя Верховного Совета Российской Федерации;

9) избрание Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации;

10) утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации;

11) утверждение Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

12) избрание Конституционного суда Российской Федерации;

13) принятие решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации;

14) отмена актов, принятых Верховным Советом Российской Федерации, а также указом и распоряжений Президента Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает законы Российской Федерации и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатом Российской Федерации, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает решения о проведении всенародного голосования, (референдума).

Статья 105. Съезд народных депутатов Российской Федерации состоит из 1068 депутатов:

900 депутатов - от территориальных избирательных округов;

168 депутатов - от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 4 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, 2 депутата от каждой автономной области, один депутат от каждого автономного округа и 84 депутата от краев, областей (исключая автономные образования), городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Территориальные и национально-территориальные избирательные округа образуются в основном с равной численностью избирателей соответственно - территориальные на всей территории Российской Федерации и национально-территориальные - в пределах республики в составе Российской Федерации, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономного округа.

Статья 106. Съезд народных депутатов Российской Федерации созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.

По представлению избираемой им мандатной комиссии Съезд народных депутатов Российской Федерации принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Съезд Народных депутатов Российской Федерации созывается Верховным Советом Российской Федерации.

Очередные заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации проводятся один раз в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета Российской Федерации, по предложению одной из палат Верховного Совета Российской Федерации, Президиума Верховного Совета Российской Федерации, Председателя Верховного Совета Российской Федерации, не менее одной пятой народных депутатов Российской Федерации Президента Российской Федерации либо по инициативе республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице Совета народных депутатов.

Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов Российской Федерации открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации, а после избрания Председателя Верховного Совета Российской Федерации и его заместителей заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации ведет Председатель Верховного Совета Российской Федерации или его заместитель.

Статья 107. Верховный Совет Российской Федерации - орган Съезда народных депутатов Российской Федерации, постоянно действующий законодательный распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации.

Верховный Совет Российской Федерации формируется из числа народных депутатов Российской Федерации Съездом народных депутатов Российской Федерации и ему подотчетен.

Верховный Совет Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета Российской Федерации равноправны.

Совет Республики формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе. Совет Национальностей формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

При невозможности представительства республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей в Совете Национальностей Верховного Совета Российской Федерации депутатами от национально-территориальных округов по представлению территориальных депутатских групп в Совет Национальностей могут быть включены народные депутаты от территориальных избирательных округов.

Съезд народных депутатов Российской Федерации ежегодно обновляет часть состава Совета Республики и Совета Национальностей по установленной им норме.

Каждая палата Верховного Совета Российской Федерации избирает Председателя Палаты и его заместителя. Председатели Совета Республики и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета Российской Федерации, его заместители либо поочередно председатели Совета Республики и Совета Национальностей.

Статья 108. Верховный Совет Российской Федерации созывается Президиумом Верховного Совета Российской Федерации на очередные сессии, которые проводятся два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Российской Федерации Президента Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице Совета народных депутатов или не менее трети состава одной из палат Верховного Совета Российской Федерации.

Сессия Верховного Совета Российской Федерации состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.

По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов Российской Федерации нового состава Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 109. Верховный Совет Российской Федерации:

1) назначает выборы народных депутатов Российской Федерации и народных депутатов местных Советов народных депутатов Российской Федерации;

2) утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации;

3) дает согласие на назначение на должность Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, министра иностранных дел Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, министра безопасности Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации;

4) избирает Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, судей краевых, областных, Московского и Ленинградского городских судов и арбитражных судов, назначает Генерального прокурора Российской Федерации; назначает председателя Центрального банка Российской Федерации;

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;

6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории Российской Федерации; осуществляет в пределах компетенции Российской Федерации законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;

6.1) издает Основы законодательства и федеральные законы по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также издает кодексы и законы по предметам ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации;

7) решает вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав, свобод, обязанностей и равноправия граждан Российской Федерации;

8) дает толкование законов Российской Федерации;

8.1) обеспечивает совместно с Верховными Советами республик в составе Российской Федерации соответствие Конституций республик в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации;

9) устанавливает порядок организации и деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; устанавливает общие принципы организации системы органов представительной и исполнительной власти на территории Российской Федерации;

10) определяет правовой статус общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на всей территории Российской Федерации;

11) направляет деятельность Советов народных депутатов Российской Федерации;

12) вносит на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации предложения об образовании новых республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов;

13) представляет на утверждение Съезда народных депутатов Российской Федерации проекты перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Российской Федерации, утверждает государственные планы экономического и социального развития Российской Федерации, государственный бюджет Российской Федерации; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета, утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

14) устанавливает доходы, поступающие на образование Государственного бюджета Российской Федерации;

15) ратифицирует и денонсирует международные договоры Российской Федерации;

16) разрабатывает основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности Российской Федерации;

17) учреждает государственные награды Российской Федерации, устанавливает почетные знания Российской Федерации;

18) издает акты об амнистии лиц, осужденных судами Российской Федерации;


Информация об изменениях:

Законом РФ от 9 декабря 1992 г. N 4061-I пункт 19 статьи 109 настоящей Конституции в части приостановления действия указов и распоряжений Президента Российской Федерации Верховным Советом Российской Федерации не вступает в действие до проведения референдума по основным положениям проекта новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации


19) отменяет указы и постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации, распоряжения Председателя Верховного Совета Российской Федерации, а также указы и распоряжения Президента Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации; вносит представления Президенту Российской Федерации об отмене решений Правительства Российской Федерации; вправе приостанавливать действие указов и распоряжений Президента Российской Федерации до разрешения Конституционным Судом Российской Федерации дел об их конституционности в случае обращения Верховного Совета Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

20) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров республик в составе Российской Федерации, решения краевых, областных, городских (городов федерального значения) Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов в случае несоответствия их Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;

21) исключен;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 21

22) исключен;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 22

23) исключен;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 23

24) решает вопросы досрочного прекращения депутатских полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации о статусе народных депутатов Российской Федерации; полномочия народного депутата Российской Федерации, назначенного или избранного на должность, пребывание в которой в соответствии с настоящей Конституцией несовместимо со статусом народного депутата Российской Федерации, прекращаются с момента назначения или избрания его на указанную должность;

25) объявляет всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации или по требованию не менее чем одного миллиона граждан Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа народных депутатов Российской Федерации;

26) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Верховный Совет Российской Федерации принимает законы Российской Федерации и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом Российской Федерации, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов Российской Федерации.


Информация об изменениях:

Законом РФ от 9 декабря 1992 г. N 4061-I статья 110 настоящей Конституции в части предоставления права законодательной инициативы Совету Министров Российской Федерации не вступает в действие до проведения референдума по основным положениям проекта новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации


Статья 110. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов Российской Федерации и в Верховном Совете Российской Федерации принадлежит народным депутатам Российской Федерации, Совету Республики, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Совету Министров Российской Федерации, Конституционному суду Российской Федерации, республикам в составе Российской Федерации в лице их высших органов государственной власти, краям, областям, автономным областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в лице Совета народных депутатов, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Высшему арбитражному суду Российской Федерации.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации, осуществляющие деятельность на всей территории Российской Федерации.

Статья 111. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.

Проекты законов, внесенные Президентом Российской Федерации, могут быть определены им как первоочередные.

Закон Российской Федерации считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации за него проголосовало большинство членов палаты.

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Российской Федерации, принятым по его инициативе или по предложению республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице Советов народных депутатов, могут быть вынесены на народное обсуждение.

Статья 112. Каждая палата Верховного Совета вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета Российской Федерации.

Рассмотрению прежде всего в Совете Республики подлежат вопросы государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие общее для всей республики значение, прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации.

Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие важное значение для республики в составе Российской Федерации, автономной области и автономного округа; совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.

Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета Российской Федерации.

В случае разногласия между Советом Республики и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Республики и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Статья 113. Президиум Верховного Совета Российской Федерации является подотчетным Верховному Совету Российской Федерации органом, обеспечивающим организацию работы Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации.

В состав Президиума Верховного Совета Российской Федерации входят по должности: Председатель Верховного Совета Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Председатели Совета Республики и Совета Национальностей, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации.

Президиум Верховного Совета Российской Федерации возглавляет Председатель Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 114. Президиум Верховного Совета Российской Федерации:

1) созывает сессии Верховного Совета Российской Федерации;

2) организует подготовку заседаний Съезда народных депутатов Российской Федерации и сессий Верховного Совета Российской Федерации;

3) координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации;

4) оказывает содействие народным депутатам Российской Федерации в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;

5) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и обеспечивает соответствие Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Конституций и законов республик в составе Российской Федерации;

6) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Российской Федерации и других наиболее важных вопросов государственной жизни;

7) устанавливает памятные и знаменательные дни Российской Федерации;

8) публикует законы Российской Федерации и другие акты, принятые Съездом народных депутатов Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации, Президиумом Верховного Совета Российской Федерации и Председателем Верховного Совета Российской Федерации;

9) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Российской Федерации.

Президиум Верховного Совета Российской Федерации издает указы и принимает постановления.

Статья 115. Председатель Верховного Совета Российской Федерации избирается Съездом народных депутатов Российской Федерации из числа народных депутатов Российской Федерации тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации подотчетен Съезду народных депутатов Российской Федерации и Верховному Совету Российской Федерации.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации:

1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации; подписывает акты, принятые Съездом народных депутатов Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации и Президиумом Верховного Совета Российской Федерации;

2) представляет Съезду народных депутатов Российской Федерации и Верховному Совету Российской Федерации сообщения о положении республики и о важных вопросах ее внутренней и внешней политической деятельности; об участии в обеспечении обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

3) представляет Съезду народных депутатов Российской Федерации кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации, а также предложения о персональном составе Конституционного суда Российской Федерации;

4) представляет Верховному Совету Российской Федерации кандидатуры для избрания на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов Российской Федерации на утверждение;

5) ведет переговоры и подписывает соглашения между законодательными органами (парламентами) Российской Федерации и суверенных государств с последующим предоставлением соглашений на ратификацию Верховному Совету Российской Федерации.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации издает распоряжения.

Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Совета Российской Федерации выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Российской Федерации отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

Статья 116. Совет Республики и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета Российской Федерации, других народных депутатов Российской Федерации постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Российской Федерации, а также для содействия проведению в жизнь законов Российской Федерации и иных решений, принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

В этих же целях палаты Верховного Совета Российской Федерации могут создавать на совместных началах комитеты Верховного Совета Российской Федерации из числа членов палат Верховного Совета Российской Федерации и других народных депутатов Российской Федерации.

Верховный Совет Российской Федерации, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации ежегодно обновляются по нормам, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 117. Законы и другие решения Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета Российской Федерации.

Законы Российской Федерации подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации в течение 14 дней. Президент Российской Федерации вправе вернуть до истечения указанного срока закон Российской Федерации, принятый Верховным Советом Российской Федерации, для повторного рассмотрения. В этом случае закон Российской Федерации подписывается Президентом Российской Федерации в трехдневный срок после повторного его принятия большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации.

Избрание судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также назначение Генерального прокурора Российской Федерации производятся при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета Российской Федерации, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.

Статья 118. Народный депутат Российской Федерации на заседаниях Съезда народных депутатов Российской Федерации и сессиях Верховного Совета Российской Федерации имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета Российской Федерации к Президенту Российской Федерации, к Совету Министров Российской Федерации, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета Российской Федерации не более чем в трехдневный срок.

Народные депутаты Российской Федерации освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов Российской Федерации, в Верховном Совете Российской Федерации, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения. Народные депутаты Российской Федерации, избранные в состав Верховного Совета Российской Федерации, освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете Российской Федерации.

Народный депутат Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Съезда народных депутатов Российской Федерации, а в период между его заседаниями - без согласия Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 119. Конституционный суд Российской Федерации избирается Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Порядок избрания и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определятся Законом Российской Федерации о Конституционном суде Российской Федерации, утверждаемым Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Статья 120. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных им государственных органов.

Статья 121. Порядок деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и их органов определяется Регламентом Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и другими законами Российской Федерации, издаваемыми на основе Конституции Российской Федерации.


Актуальный текст документа