Приказ МНС РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 5 марта 2001 г. N БГ-3-16/71/100 "Об объявлении решения Всероссийского совещания руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции от 13 февраля 2001 года "О мерах по повышению эффективности контроля за поступлением налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями"

Приказ МНС РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 5 марта 2001 г. N БГ-3-16/71/100
"Об объявлении решения Всероссийского совещания руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции от 13 февраля 2001 года "О мерах по повышению эффективности контроля за поступлением налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями"

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 с 1 июля 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции РФ упразднена, ее функции переданы Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ


1. Объявляется для руководства и исполнения решение Всероссийского совещания руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции от 13 февраля 2001 года "О мерах по повышению эффективности контроля за поступлением налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями" (далее именуется - Всероссийское совещание).

2. С решением Всероссийского совещания ознакомить сотрудников налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа и решения Всероссийского совещания возложить на первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам главного государственного советника налоговой службы Гусева В.В. и на первого заместителя директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации генерал-лейтенанта налоговой полиции Авдийского В.И.


Министр Российской Федерации
по налогам и сборам

Г.И. Букаев


Директор Федеральной службы
налоговой полиции
Российской Федерации

В.Ф. Солтаганов


Решение
Всероссийского совещания руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции "О мерах по повышению эффективности контроля за поступлением налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями"


Всероссийское совещание отмечает, что налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", иными нормативными правовыми актами, в целом успешно выполняют возложенные на них задачи по эффективному проведению налоговой политики государства, защите экономических интересов Российской Федерации в сфере исполнения законодательства о налогах и сборах.

В 2000 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 1437,4 млрд. рублей налогов и сборов, что в 1,6 раза больше, чем в 1999 году. Кроме того, перечислено доходов в целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды в сумме 271,6 млрд. рублей.

Объем налогов и сборов, контролируемых МНС России (без учета доходов Федерального дорожного фонда и отчислений в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы), перечисленных в федеральный бюджет, составил 628,5 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем за 1999 год.

Задание, установленное в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" в целом на 2000 год в размере 392,6 млрд. рублей, выполнено на 160%. В федеральный бюджет перечислено дополнительно 236 млрд. рублей. Задание, установленное в соответствии с Федеральным Законом от 25 декабря 2000 года N 145-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" на 2000 год в размере 617,6 млрд. рублей, выполнено почти на 102%. В федеральный бюджет перечислено дополнительно около 11 млрд. рублей.

Впервые за три последних года ни в одном из месяцев 2000 года не было допущено невыполнение установленного задания.

Темпы роста задолженности по налогам и сборам значительно снизились по сравнению с 1999 годом. Так, если в 1999 году задолженность ежемесячно росла в среднем на 7 млрд. рублей, то в 2000 году - на 4 млрд. рублей.

Указанные позитивные тенденции в немалой степени обусловлены принимаемыми налоговыми органами и федеральными органами налоговой полиции мерами, направленными на повышение эффективности налогового контроля, выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений и преступлений.

За истекший год в результате контрольной работы, проведенной налоговыми органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими контролирующими и правоохранительными органами, в государственную казну дополнительно начислено налогов и пени и применено налоговых санкций на сумму 249 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет доначислено 142 млрд. рублей, что на 31,0 млрд. рублей больше, чем в 1999 году. Из доначисленных платежей в бюджетную систему поступило 41,6 млрд. рублей, на 11 млрд. рублей больше, чем в 1999 году.

В 2000 году по результатам документальных проверок, проведенных федеральными органами налоговой полиции при реализации оперативно-розыскных материалов как самостоятельно, так и во взаимодействии с налоговыми и другими государственными органами, установлен ущерб, причиненный государству вследствие нарушений законодательства о налогах и сборах, в сумме 68 млрд. рублей, что в 2,1 раза больше, чем в 1999 году.

Проведено 12 тыс. совместных выездных налоговых проверок юридических лиц и 16,3 тыс. - физических лиц. Сумма доначисленных налогов и сборов по результатам совместных проверок в 2000 году составила 15,6 млрд. рублей, сумма взысканных платежей - 4,6 млрд. рублей.

В 2000 году налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации направили в федеральные органы налоговой полиции для принятия процессуального решения по выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах 14,4 тыс. материалов на сумму дополнительно начисленных платежей 39,8 млрд. рублей. По результатам рассмотрения указанных материалов федеральными органами налоговой полиции возбуждено 3,2 тыс. уголовных дел, что в 2,5 раза больше по сравнению с 1999 годом.

В целом в 2000 году следственными подразделениями федеральных органов налоговой полиции по выявленным преступлениям возбуждено и принято к производству 32,1 тыс. уголовных дел, что в 1,9 раза больше, чем в 1999 году. Количество уголовных дел, возбужденных по фактам налоговых преступлений, отнесенных к исключительной подследственности федеральных органов налоговой полиции, также возросло в 1,9 раза и составило 22,3 тыс. (69% от общего количества возбужденных уголовных дел).

Сумма причиненного ущерба по уголовным делам, оконченным производством следственными подразделениями федеральных органов налоговой полиции, в 2000 году составила 17,4 млрд. рублей, что составляет 45% от размера причиненного материального ущерба, выявленного всеми правоохранительными органами по преступлениям экономической направленности, равного 37,2 млрд. рублей. Возмещено в бюджет 14,2 млрд. рублей, что в 4,1 раза больше, чем в 1999 году.

Всего в консолидированный бюджет федеральными органами налоговой полиции возмещен ущерб на сумму 40,3 млрд. рублей. Сумма средств, дополнительно уплаченных в бюджет в результате уголовно-процессуальной деятельности федеральных органов налоговой полиции, составила более 3 млрд. рублей.

Дальнейшему повышению эффективности взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции в 2001 году при проведении совместной контрольной работы будет способствовать реализация контрольных и оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Межведомственным планом мероприятий контролирующих и правоохранительных органов по пополнению доходной части федерального бюджета на 2001 год, утвержденным руководителями МНС России, ФСНП России, ГТК России, МВД России и ФСБ России и предусматривающим проведение крупномасштабных совместных мероприятий в отношении категорий налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений.

К настоящему времени в основном сформирована методологическая база, регулирующая основные направления совместной деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции. В соответствии с решением совместного совещания МНС России и ФСНП России от 12 июля 2000 года "О мерах по совершенствованию взаимодействия МНС России и ФСНП России по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", объявленного приказом МНС России и ФСНП России от 4 августа 2000 года N БГ-3-24/279/300, разработан пакет документов, регламентирующих порядок взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при организации и проведении совместных мероприятий.

Вместе с тем Всероссийское совещание отмечает, что, несмотря на принимаемые меры и снижение темпов роста задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет, ее объем достаточно велик. За прошедший год задолженность выросла почти на 20%. Огромные резервы имеются в финансово-кредитной сфере, в сферах торговли, топливно-энергетического комплекса, производства алкогольной продукции. Теневая экономика обладает значительной частью валового внутреннего продукта. Реальной угрозой для экономики Российской Федерации являются нецелевое использование государственных средств и их прямое хищение.

Обращая внимание на положительные сдвиги в проведении совместных контрольных мероприятий, Всероссийское совещание считает, что количество проверок, проводимых с участием федеральных органов налоговой полиции, по отношению к общему количеству выездных налоговых проверок, является недопустимо низким -1,8 %.

Не разрешена проблема, связанная с возбуждением уголовных дел по переданным налоговыми органами в федеральные органы налоговой полиции по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в крупных и в особо крупных размерах. Отмечается наличие значительного количества материалов, по которым федеральными органами налоговой полиции принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вследствие отсутствия состава преступления, относительно общего количества рассмотренных материалов - 74% к количеству рассмотренных органами налоговой полиции материалов. Это свидетельствует о значительных неоправданных затратах рабочего времени специалистов налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции на подготовку и рассмотрение таких материалов.

Требует разрешения проблема существования "фирм - однодневок", деятельность которых является одной из наиболее распространенных причин, создающих условия для уклонения от уплаты налогов. Количество организаций, относящихся к указанной категории налогоплательщиков, в общем количестве состоящих на учете составляет порядка 50%, из них не представляющих отчетность - 43%, представляющих "нулевую" отчетность - 7%. Сложившаяся ситуация требует принятия незамедлительных мер законодательного и организационного характера по пресечению противоправной деятельности вышеуказанной группы налогоплательщиков.

Необходимо качественно повысить уровень аналитической, методической деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции, а также разъяснительной работы среди налогоплательщиков.

Остается актуальной проблема совершенствования информационно-технологического взаимодействия между МНС России и ФСНП России. Очевидна необходимость организации действующей на постоянной основе, в том числе в автоматизированном режиме, соответствующей системы обмена информацией, позволяющей оперативно и наиболее эффективно решать вопросы, отнесенные к компетенции указанных ведомств. Вместе с этим, действующее законодательство накладывает ряд ограничений, препятствующих расширению такого информационного обмена. В этой связи необходимо активизировать работу по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Одновременно необходимо отходить от практики регулирования налоговых правоотношений ведомственными инструкциями и приказами, стремиться к тому, чтобы законы в налоговой сфере имели характер прямого действия и не нуждались в каких-либо дополнительных толкованиях.

Активизация деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции по защите экономических интересов государства вызывает постоянно усиливающееся противодействие со стороны недобросовестных налогоплательщиков и связанных с ними организованных групп и преступных сообществ. Так, в 2000 году было зафиксировано 1298 фактов преступных посягательств, связанных со служебной деятельностью налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции, 60% которых составляют факты посягательств на сотрудников налоговых органов.

Вместе с этим, остается исключительно злободневной проблема охраны объектов налоговых органов. Так, в настоящее время комендантскими подразделениями федеральных органов налоговой полиции охраняется всего 302 объекта налоговых органов из 2870 подлежащих охране.

Учитывая необходимость обеспечения полноценной охраны объектов налоговых органов, совместной рабочей группой подготовлены проекты указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении охраны объектов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов" и положения о специализированных подразделениях охраны федеральных органов налоговой полиции по охране государственных органов.

В целях дальнейшего повышения эффективности контроля за поступлением налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями Всероссийское совещание решило:

1. Руководителям налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции всех уровней в 2001 году принять исчерпывающие меры по повышению эффективности деятельности по контролю за поступлением налогов и сборов в бюджеты всех уровней, выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, совершенствованию межведомственного взаимодействия и сотрудничества, переводу их на качественно новый уровень.

В своей повседневной деятельности строго и неуклонно руководствоваться принципом соблюдения законности, уважения к налогоплательщику. Жестко пресекать любое необоснованное вмешательство в деятельность организаций и граждан, исключить факты дублирующих хаотических проверок.

Рассматривать в качестве ключевой задачи совершенствование налогового администрирования.

2. Руководителям управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам территориальных органов налоговой полиции:

принять меры к значительному расширению практики проведения совместных мероприятий, в первую очередь в отношении крупнейших налогоплательщиков; налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не сдающих отчетность в налоговые органы или представляющих "нулевые" балансы; организаций-экспортеров, предъявляющих к возмещению суммы налога на добавленную стоимость; лиц, претендующих на освобождение от обязанностей плательщика НДС, индивидуальных предпринимателей по вопросу соблюдения ими положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации; банков, задерживающих исполнение платежных поручений налогоплательщиков о перечислении налоговых платежей в бюджет; организаций, получающих дополнительные налоговые льготы в ЗАТО и в оффшорных зонах; организаций, функционирующих в сфере производства и оборота алкогольной продукции; иных категорий налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений;

ввести в практику проведение совместных мероприятий по контролю за поступлением единого социального налога (взноса), в первую очередь в отношении крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не сдающих отчетность в налоговые органы или представляющих "нулевые" балансы;

обеспечить повышение качества проводимых проверок за счет широкого внедрения в практику работы предпроверочного анализа, позволяющего выявлять перспективные направления и объекты проверки, методов осуществления контроля, основанных на системе оценок косвенных индикаторов налоговой базы и анализе информации о физических объемах потребляемых ресурсов и производимой продукции;

в месячный срок рассмотреть на совместных коллегиях (служебных совещаниях) вопросы дальнейшего укрепления взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции в работе по контролю за поступлением налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и иных связанных с ними правонарушений и преступлений с учетом специфики регионов. Разработать и осуществить конкретные меры по выполнению настоящего решения Всероссийского совещания.

3. Руководителям управлений МНС России по субъектам Российской Федерации:

принять меры по повышению уровня правовой проработки материалов налоговых проверок, усилению роли досудебного разбирательства в практике урегулирования налоговых споров. Обеспечить личное рассмотрение актов налоговых проверок руководителями налоговых органов (их заместителями), подготовку решений по результатам проверок и последующее сопровождение соответствующих дел в арбитражных судах специалистами юридических подразделений налоговых органов;

активизировать информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками при обеспечении их своевременного информирования об изменениях в налоговом законодательстве;

в неотложном порядке провести инвентаризацию имеющейся задолженности налогоплательщиков перед бюджетами всех уровней и принять меры к ее погашению на основе использования процедур, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;

установить личный контроль за своевременностью представления налоговыми агентами справок по форме N 3 "Справка о доходах физического лица за 2000 год".

4. Руководителям структурных подразделений центральных аппаратов МНС России и ФСНП России в 2001 году:

4.1. Подготовить предложения в Администрацию Президента Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство с целью:

наделения налоговых органов функцией государственной регистрации юридических лиц;

восстановления счетов недоимщиков для организаций, имеющих длительное время неснижаемую задолженность перед бюджетом, а также установления мер ответственности организации-должника за уклонение от открытия таких счетов и нарушение режима их работы;

восстановления прав налоговых органов на бесспорное взыскание задолженности по платежам в бюджет организаций-недоимщиков с их дебиторов.

4.2. Ввести в практику работы МНС России и ФСНП России ежегодное совместное планирование и проведение комплексных межведомственных операций всероссийского масштаба по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и иных связанных с ними преступлений и правонарушений в отношении проблемных категорий налогоплательщиков, функционирующих в конкретных отраслях экономики и сферах деятельности. В I квартале т.г. разработать план указанных операций на 2001 год.

4.3. Совместно разработать и осуществить комплекс мер по повышению эффективности контрольных и оперативно-розыскных мероприятий в отношении налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не сдающих отчетность в налоговые органы или представляющих "нулевую" отчетность.

Подготовить и в установленном порядке внести предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство Российской Федерации, предусматривающих:

ужесточение ответственности юридических и физических лиц, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, представляющих заведомо ложные сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности или не представляющих сведения о них в налоговые органы;

ограничение возможности регистрации новых структур учредителями, которые не ликвидировали ранее созданные организации, имеющие задолженность перед бюджетом;

введение упрощенного порядка ликвидации организаций, не представляющих отчетность в налоговые органы или представляющих "нулевую" отчетность.

Рассмотреть возможность распространения опыта работы налоговых органов г. Москвы и Московской области по осуществлению постановки на налоговый учет организаций с их предварительной проверкой.

4.4. На основе анализа сложившейся практики принять меры по совершенствованию действующего порядка передачи налоговыми органами в органы налоговой полиции материалов о нарушениях налогового законодательства в крупных и в особо крупных размерах, включая подготовку необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство.

4.5. Подготовить предложения по организации взаимодействия федеральных органов налоговой полиции и налоговых органов по своевременному предъявлению и обеспечению гражданских исков в целях возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, по всем уголовным делам, направляемым в суд.

4.6. Разработать программу совместных мероприятий по обмену опытом контрольной работы налоговых органов и документально-проверочной деятельности федеральных органов налоговой полиции, в которой, в частности, предусмотреть:

активизацию взаимного обмена информацией о применяемых налогоплательщиками схемах уклонения от уплаты налогов, о выявленных нарушениях валютного законодательства, информацией учебно-методического и научно-методического характера по применению положений законодательства о налогах и сборах при организации контрольной и документально-проверочной работы;

планирование и проведение в сентябре-ноябре 2001 года в федеральных округах совместных научно-практических семинаров сотрудников налоговых органов и подразделений документальных проверок федеральных органов налоговой полиции в целях повышения квалификации, обеспечения единства правоприменительной практики в условиях действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

обобщение практики применения положений части второй Налогового кодекса Российской Федерации и представление в МНС России и ФСНП России предложений их территориальных органов по совершенствованию контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, повышению эффективности работы по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

4.7. Обеспечить принятие необходимых мер по решению вопроса о предоставлении федеральным органам налоговой полиции информационных ресурсов МНС России, содержащих, в том числе, сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков, реестра лицензий на производство, розлив и реализацию алкогольной продукции; сведения об иностранных юридических лицах, зарегистрированных в налоговых органах; по формам налоговой отчетности, утвержденным в установленном порядке, о выявленных нарушениях налогового законодательства и других необходимых для работы материалов и документов. Организовать автоматизированный обмен информацией между информационными системами МНС России и ФСНП России.

В этих целях объединить усилия для проведения научно-исследовательских работ по разработке и внедрению программно-аппаратных средств, позволяющих идентифицировать пользователя при обращении за сведениями конфиденциального характера о конкретном налогоплательщике, с последующей подготовкой и внесением в установленном порядке согласованных предложений об изменениях федерального законодательства.

4.8. Рассмотреть возможность распространения на деятельность по учету табачных изделий положительного опыта УМНС России по Республике Башкортостан и УФСНП России по Республике Башкортостан по автоматизированному учету алкогольной продукции.

4.9. Продолжить работу по обеспечению безопасности деятельности налоговых органов, усилению борьбы с коррупцией и ограждению налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции от проникновения преступных элементов.

В марте 2001 года разработать и направить в территориальные органы МНС России и ФСНП России методические рекомендации по порядку взаимодействия подразделений внутренней безопасности и кадровых подразделений налоговых органов и подразделений безопасности и борьбы с коррупцией федеральных органов налоговой полиции в процессе осуществления проверок кандидатов на работу в налоговые органы.

4.10. Внести в установленном порядке предложения об улучшении ресурсного обеспечения налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции, а также повышении уровня социальной защищенности их сотрудников.

5. Первому заместителю Министра Российской Федерации по налогам и сборам Гусеву В.В. и первому заместителю директора ФСНП России Авдийскому В.И. в недельный срок утвердить календарный план выполнения департаментами (управлениями) МНС России и подразделениями ФСНП России мероприятий, предусмотренных пунктом 4 настоящего решения Всероссийского совещания.


Министр Российской Федерации
по налогам и сборам

Г.И. Букаев


Директор Федеральной службы
налоговой полиции
Российской Федерации

В.Ф. Солтаганов



Приказ МНС РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 5 марта 2001 г. N БГ-3-16/71/100 "Об объявлении решения Всероссийского совещания руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции от 13 февраля 2001 года "О мерах по повышению эффективности контроля за поступлением налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.