• ДОКУМЕНТ

Глава 5. Проекты типовых документов, включая законодательные и иные нормативно-правовые документы Курганской области, муниципалитетов, а также соглашений и договоров, необходимых для реализации модели взаимодействия участников Программы, фиксирующих их права и обязанности

Глава 5. Проекты типовых документов, включая законодательные и иные нормативно-правовые документы Курганской области, муниципалитетов, а также соглашений и договоров, необходимых для реализации модели взаимодействия участников Программы, фиксирующих их права и обязанности

 

Проведенный анализ нормативного правового регулирования, административно-судебной практики, а также российского и мирового опыта ГЧП на коммунальных системах теплоснабжения выявил три возможные схемы организационно-правовой модели, обладающие достаточной степенью устойчивости: (1) арендная модель, (2) концессионная модель и (3) приватизационно-инвестиционная модель. Сравнительный анализ указанных схем приведен в таблице 10.1.

Все указанные модели соответствуют критериям финансирования ГК "Внешэкономбанк", предъявляемым Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2007 года N 1007-р.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "27 июля 2007 года"

В частности, пункт 4 указанного Меморандума к основным принципам деятельности ГК "Внешэкономбанк" относит "частно-государственное партнерство", так как "Внешэкономбанк отдает предпочтение проектам, реализация которых основана на механизмах частно-государственного партнерства", а пункт 6 Меморандума одно из основных направлений деятельности банка определяет как "реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма".

В случае предоставления финансирования от ГК "Внешэкономбанк" на возвратной основе одним из основных рисков частного оператора систем коммунальной инфраструктуры теплоснабжения Курганской области будет являться обеспечение возвратности кредитных ресурсов банка через тарифное регулирование.

Минимизация такого риска в значительной степени достигается при применении модели концессионного соглашения и в определенной степени - при применении приватизационно-инвестиционной модели.

С позиции устойчивости модели и, как следствие, обеспеченности денежного потока для возврата заемных ресурсов ГК "Внешэкономбанк" наиболее надежной представляется приватизационно-инвестиционная модель, имеющая значительный устоявшийся опыт нормативного регулирования и административно-судебной практики применения. Кроме того, по имеющейся информации, у ГК "Внешэкономбанк" существует опыт финансирования проектов государственно-частного партнерства в коммунальной сфере, структурированных по подобной модели.

С точки зрения скорости реализации той или иной модели предпочтение следует отдать аренде. Помимо этого к положительным моментам арендной схемы следует отнести отсутствие выявленных рисков и ограничений при проведении совместных торгов (в форме конкурса или аукциона) на право заключения договора аренды несколькими муниципальными районами Курганской области, что является предпочтительным с целью консолидации коммунального бизнеса на системах теплоснабжения в масштабах всего или значительной части региона.

Выбор конкретной модели государственно-частного партнерства на системах теплоснабжения Курганской области будет зависеть как от позиции региональных и муниципальных властей региона, так и от конкретных требований ГК "Внешэкономбанк" как возможной стороны, финансирующей реализацию Программы.

 

Таблица 10.1.

Сравнительная таблица моделей государственно-частного и муниципально-частного (публично-частного) партнерства в проектах модернизации систем коммунального теплоснабжения

 

 

Аренда

(договор аренды)

Концессия

(концессионное соглашение)

Приватизация

("двойная приватизация")

Процедура реализации

Торги (конкурс или аукцион; конкурс предпочтительней)

Конкурс

Нет обязательности по торгам; желательна конкурсность

Сроки реализации

6 - 9 месяцев

8 - 10 месяцев

12 - 18 месяцев

Статус частного оператора

Арендатор имущества

Концессионер

Собственник имущества

Статус публичного партнера (муниципальное образование)

Арендодатель (собственник) имущества; возможно и регулятор

Концедент (собственник имущества); возможно и регулятор

Возможно: (1) регулятор и/или (2) акционер ОКК

Инвестиционные обязательства частного оператора

Возможны в виде:

(1) неотделимых улучшений или

(2) дополнительных обязательств

Основные обязательства концессионера (строительство и/или реконструкция)

Возможна фиксация на втором этапе приватизации

Учет имущества

Арендатором на забалансовых счетах

Концессионером на отдельном балансе

Собственником

Собственность на имущество

Публичный партнер (муниципальное образование)

Публичный партнер (муниципальное образование)

Частный оператор

Начисление амортизации на имущество

Публичным партнером (собственником имущества)

Частным оператором (концессионером)

Частным оператором (собственником имущества)

Плата за пользование имуществом

Арендная плата обязательна в том или ином виде

Концессионная плата может не предусматриваться

-

Тарифная политика

Невозможность договорного закрепления

Возможно определить в концессионном соглашении

Сложность договорного закрепления

Инвестиции публичного образования в имущество

Возможны параллельно, риски независимого инвестирования

Возможно предусмотреть договорные обязанности

Возможны параллельно, риски независимого инвестирования

Лицензирование

Необходимо

Необходимо

Отсутствует необходимость

Перевод персонала

Необходим

Необходим

Отсутствует необходимость

Перевод функций сбыта услуг

Необходим

Необходим

Отсутствует необходимость

Риски банкротства муниципальных унитарных предприятий

Присутствуют

Присутствуют

Отсутствуют

Риски "вывода" имущества из хозяйственного ведения

Присутствуют

Присутствуют

Отсутствуют

Ликвидация муниципального унитарного предприятия

Необходима

Необходима

Нет

Регистрация прав на недвижимое имущество

Необходима

Необходима

Необходима

Наличие судебно-административной практики

Есть достаточно

Нет

Есть достаточно

Устойчивость модели

Достаточно высокая

Высокая

Высокая

В целях практического применения предложенной в данном разделе организационно-правовой модели реализации Программы подготовлены следующие проекты нормативно-правовых актов Курганской области, а также проекты типовых соглашений и договоров, представленные в приложениях 1-5 к настоящей Программе:

Приложение 1. Проект Закона Курганской области "О реализации проектов государственно-частного партнерства в Курганской области".

Приложение 2. Форма договора аренды.

Приложение 3. Типовое концессионное соглашение.

Приложение 4. Форма Соглашения об организации и проведении совместного конкурса на право заключения договора аренды/концессионного соглашения в отношении объектов муниципальной собственности систем теплоснабжения, принадлежащих различным муниципальным образованиям Курганской области.

Приложение 5. Примерный проект решения о проведении конкурса.

Представленные проекты документов носят рекомендательный характер и могут быть уточнены с учетом реальной ситуации в ходе подготовки к реализации настоящей Программы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.