Методические рекомендации по развитию межрегиональных связей и формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках (утв. МАП РФ)

Методические рекомендации по развитию межрегиональных связей и формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках
(утв. МАП РФ)


1. Общие положения


Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1988 года N 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 годах".

Методические рекомендации основываются на законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации, в том числе непосредственно на Федеральном законе от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции от 6 мая 1998 года N 70-ФЗ (далее - Закон "О конкуренции"), а также на утвержденном МАП России Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (Приказ МАП России от 20 декабря 1996 года N 169, зарегистрирован в Минюсте России 10 января 1997 года за N 1229).

Методические рекомендации разработаны в целях согласования действий антимонопольных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других заинтересованных организаций по развитию межрегиональных связей и формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках.

Методические рекомендации предназначены для использования территориальными управлениями МАП России, ассоциациями экономического взаимодействия, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, любыми другими заинтересованными организациями при анализе товарных рынков в целях правоприменительной практики, разработке программ развития межрегиональных связей, демонополизации межрегиональных товарных рынков, а также в случаях разработки и осуществления мероприятий по формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках.

В Методических рекомендациях используются понятия и положения, закрепленные в законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в указанном Порядке проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках.

Кроме того, применяются понятия и термины в следующих значениях:

регион - территория субъекта Российской Федерации, на которую распространяется действие его законодательства. Понятие "регион", определение которого дано в Указе Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803, конкретизировано применительно к задачам антимонопольного регулирования;

федеральный товарный рынок - рынок определенного товара (группы взаимозаменяемых товаров), географические границы которого охватывают ту часть территории Российской Федерации, на которую осуществляется 100% поставок данного товара в Российской Федерации;

межрегиональный товарный рынок - рынок определенного товара (группы взаимозаменяемых товаров), географические границы которого охватывают территорию двух и более субъектов Российской Федерации. Емкость (объем товарных ресурсов) составляет менее 100% поставок данного товара в Российской Федерации;

региональный (местный) товарный рынок - рынок определенного товара (группы взаимозаменяемых товаров), географические границы которого лежат в пределах территории одного субъекта Российской Федерации и охватывают два и более его муниципальных образования;

товарные рынки, включающие территории вдоль границ двух соседних субъектов Российской Федерации (т.е. занимающие приграничное положение), условно отнесены к региональному уровню;

локальный товарный рынок - рынок определенного товара (группы взаимозаменяемых товаров), географические границы которого лежат в пределах территории одного муниципального образования субъекта Российской Федерации или его части.

Если федеральный и межрегиональный товарные рынки, как правило являются оптовыми, то к локальным относится большинство розничных рынков;

местный поставщик (потребитель) - хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории данного субъекта Российской Федерации;

внешний поставщик (потребитель) - хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории любого другого субъекта Российской Федерации, внешнего по отношению к данному;

межрегиональные связи - вывоз товаров из одних регионов и соответствующий ему ввоз в другие регионы, осуществляемый различными видами транспорта.

Когда внешние (местные) поставщики и местные (внешние) потребители становятся субъектами одного товарного рынка, то формируются межрегиональные товарные рынки. Когда поставщики и потребители не объединены общими границами товарного рынка, то внешние поставщики (потребители) выступают как внешнее воздействие на товарный рынок. Например, известно, что многие импортные товары для ряда регионов приобретаются оптовыми покупателями не за рубежом, а в Москве, где налажена система растаможивания грузов. Между Москвой и регионом имеется однонаправленное движение импортных товаров (в регион). Но Москва и регион по этим товарам не объединены единым межрегиональным рынком, т.к. ни оптовые, ни розничные московские покупатели в регионе упомянутые товары, как правило, не приобретают. Розничный рынок этих товаров в регионе является локальным или местным.


2. Цели и задачи государственной политики по развитию межрегионального товарообмена и межрегиональных товарных рынков.


2.1. Развитие конкуренции на товарных рынках, как одной из составляющих рыночных отношений, имеет свои особенности на разных этапах реформирования экономики

На начальной стадии реформ одновременное проведение мероприятий по приватизации и демонополизации, а также ряд других преобразований привели к ликвидация крупных хозяйственных монополий федерального масштаба и появлению частного предпринимательства, в том числе малого, что послужило основой для создания конкурентной среды на товарных рынках.

В то же время разрыв традиционных хозяйственных связей (из-за распада СССР в начале 90-х годов, опережающего роста тарифов на перевозки грузов и т.д.), повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации в условиях неравного социально-экономического положения отдельных регионов и некоторые другие факторы способствовали фактическому разделению экономического пространства страны на отдельные, относительно замкнутые региональные и локальные товарные рынки, формированию монополизма на местном и локальном уровнях. Этим процессам способствовали сокращение объемов производства и масштабов потребления, неравномерная отраслевая и территориальная концентрация капитала, а, следовательно, и спроса, давление неудовлетворенных потребностей населения, неотрегулированная деятельность естественных монополий, в том числе на локальном уровне, и другие диспропорции создаваемого хозяйственного механизма.

Характерно, что на данном этапе региональные власти приоритетным направлением считали удовлетворение потребительского спроса за счет насыщения местных рынков товарами, для чего запрещали вывоз из регионов. Результаты рыночных преобразований доказали, что решение проблемы удовлетворения потребностей населения возможно только за счет развития конкурентной среды на открытых товарных рынках и местного конкурентоспособного производства.

Изменение социально-экономических условий обусловило новый этап развития конкуренции на товарных рынках. Постепенное насыщение рынков товарами (услугами), а также объективные законы развития бизнеса, определяющие стремление к расширению сферы деятельности, способствуют, с одной стороны, ужесточению конкуренции на региональных и локальных рынках (в связи с ограниченностью спроса на них), с другой - развитию разнообразных интеграционных процессов. В результате, на фоне начавшегося незначительного и неравномерного экономического подъема и более активного поведения хозяйствующих субъектов, восстановления хозяйственных связей между регионами, происходит расширение границ товарных рынков: увеличивается число рынков, включающих территории соседних регионов, региональные рынки преобразуются в межрегиональные. На этой основе формируется единое экономическое пространство страны, что, в свою очередь, создает новый импульс для развития производства и повышения благосостояния населения.

Вместе с тем, приход на рынок новых хозяйствующих субъектов из других регионов в краткосрочной перспективе может иметь следствием снижение объемов или даже остановку местного производства в случае его низкой конкурентоспособности, а, следовательно, и сокращение числа рабочих мест, рост безработицы, уменьшение поступлений в местные бюджеты. Именно этих негативных последствий стараются избежать местные власти, когда все чаще в настоящее время прибегают к "защите" местных производителей (поставщиков), ограничивая или запрещая деятельности на своей территории хозяйствующих субъектов из других регионов. Однако мировой опыт свидетельствует, что защита местных производителей от конкуренции при насыщенном рынке ведет к консервации неэффективных производств, снижает заинтересованность в их модернизации, и, в конечном счете, не способствует решению социальных проблем, т.к. закрепляет низкий уровень удовлетворения потребностей населения.

2.2. Эффективность рыночных преобразований в экономике в настоящее время в значительной степени зависит от темпов и масштабов преодоления разобщенности товарных рынков субъектов Российской Федерации и создания единого для страны экономического пространства. Интеграционные процессы связаны как с восстановлением и развитием хозяйственных связей, приводящим к расширению товарообмена между регионами, так и с формированием значительных по географическим границам товарных рынков, охватывающих несколько территорий сразу. Применительно к этим более сложным рынкам по новому формируются и иначе решаются проблемы имущественных отношений, контроля за процессами перераспределения собственности, предупреждения монополизации и расширения сферы конкурентных отношений.

2.3. Межрегиональные проблемы развития товарных рынков и конкуренции обусловлены:

неравными условиями хозяйствования на одном межрегиональном рынке для хозяйствующих субъектов, относящихся к разным субъектам Российской Федерации, за счет разной региональной политики:

предоставления различным регионам, областям и хозяйствующим субъектам льгот, исключительных прав и привилегий;

регулирования деятельности предприятий;

сертификации;

налогообложения и других сборов;

государственной помощи;

административными барьерами на перемещение товаров в другой регион и из другого региона;

различной социальной значимостью товарных рынков разных субъектов Российской Федерации и незаинтересованностью исполнительной власти региона решать проблемы межрегиональных связей и межрегионального товарного рынка, если не достигнуто взаимопонимание о стратегии и тактике развития экономики регионов на уровне руководителей соответствующих субъектов Российской Федерации;

наличием высоких и постоянно растущих тарифов на межрегиональные перевозки и, в том числе, на железнодорожные грузовые перевозки;

предоставлением льгот по доставке железнодорожным транспортом отдельных видов продукции за счет увеличения провозной платы на другие виды продукции;

различной ценовой и тарифной политикой на услуги (продукцию) естественных монополий в регионах, объединенных одним товарным рынком;

неразвитостью системы торговых посредников;

неразвитостью рыночной инфраструктуры (связь, транспорт, информация и др.);

низкой конкурентоспособностью местного производства;

сужением внутреннего рынка, вызванным экономическим кризисом и низкой платежеспособностью потребителей, взаимными неплатежами;

отсутствием необходимой информационной базы данных о состоянии товарных рынков.

2.4. Специфика проблем межрегиональных товарных рынков заключается в недостаточности полномочий и информированности органов исполнительной власти одного региона для осуществления мер по развитию межрегиональных связей и рынков, охватывающих территории других субъектов Российской Федерации. В то же время недоучет состояния конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках может привести к ухудшению положения на товарных рынках отдельных регионов или снизить положительный эффект от проведения соответствующих мероприятий на них. Наконец, из-за разобщенности действий по демонополизации и (или) развитию конкуренции на отдельных сегментах межрегиональных товарных рынков, меры по формированию конкурентной среды на товарном рынке одного субъекта Российской Федерации могут привести к негативным последствиям на рынке другого. Решение вышеобозначенной проблемы требует согласованных действий органов исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, вовлеченных в межрегиональные связи или охваченных одним рынком.

2.5. Целью государственной политики развития межрегиональных связей и межрегиональных товарных рынков (в дальнейшем - МТР) является создание единого экономического пространства Российской Федерации на основе оживления местного производства и повышения его конкурентоспособности, расширения ассортимента и увеличения объемов взаимных поставок между регионами, что способствует росту уровня занятости и благосостояния населения.

Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

снижение значимости или полная ликвидация барьеров для межрегиональных связей, осуществляемых с использованием услуг железнодорожного, автомобильного, речного, морского, авиационного транспорта;

размещение филиалов основного производства в других регионах страны;

выравнивание условий хозяйствования, влияющих на факторы производства и стоимость продукции субъектов одного товарного рынка, расположенного на территориях разных субъектов Российской Федерации;

создание организационно-правовой базы для взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении проблем и вопросов межрегиональных связей и МТР;

развитие инфраструктуры МТР;

создание условий равного доступа к информации любым субъектам рынка;

формирование положительного общественного мнения о важности межрегиональных связей для развития экономики и повышения благосостояния населения на территории каждого субъекта Российской Федерации, вовлеченных в межрегиональные связи и (или) охваченного МТР;

изменение монопольной структуры межрегиональных рынков по выделенным приоритетным товарным группам или проведение мероприятий с аналогичным ожидаемым не более двух лет эффектом;

повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей при возникновении конкурентов со стороны хозяйствующих субъектов из других регионов.


3. Организационные формы решения проблем, связанных с расширением межрегиональных связей и межрегиональных товарных рынков.


3.1. Вопросы расширения межрегиональных связей, развития МТР и конкурентных отношений являются составной частью региональной экономической политики.

3.2. Отрицательные последствия монополизации отдельных МТР почти не заметны на федеральном уровне. Вместе с тем ситуация на них определяет многие аспекты развития конкурентных отношений и поведения хозяйствующих субъектов на уровне регионов.

Обращение к изучению проблем межрегиональных связей и разработке мер государственного воздействия на экономические условия функционирования и структуру МТР в целях развития конкуренции должно иметь на региональном уровне достаточно веские побудительные причины, поскольку связано с расходованием ресурсов. Очевидно, что повышение уровня концентрации или монополизация МТР на региональных его сегментах может иметь следующие негативные последствия:

сокращение числа поставщиков на региональных рынках и/или вытеснение местных поставщиков (производителей);

повышение уровня концентрации региональных рынков;

уменьшение объемов ввоза или вывоза товаров;

снижение объемов товарных ресурсов на региональном рынке и/или рост цен на конкретные товары, превышающий обоснованный уровень (темпы инфляции, региональные особенности, транспортные расходы и т.д.);

ухудшение качества товаров (услуг);

злоупотребления отдельным хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке;

появление и усиление барьеров входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Соответственно, индикаторами экономической эффективности межрегиональных связей, свидетельствующими о необходимости организованного воздействия на них, служит сочетание следующих факторов: негативная динамика цен, несоответствие между спросом и предложением, нерациональное предложение, изменение структуры рынка, негативная динамика межрегиональных поставок, наличие барьеров для межрегиональных связей, систематические злоупотребления внешних (местных) поставщиков (потребителей) доминирующим положением на региональном (или локальном) товарном рынке.

3.3. Перечисленные индикаторы прямо или косвенно характеризуют недостаточность развития межрегиональных связей и МТР и наоборот - развитие межрегиональных связей и МТР является продуктивным и иногда единственным способом повышения эффективности региональной экономики, решения проблем местных (локальных) товарных рынков.

3.4. Рекомендуемыми организационными формами решения задач развития межрегиональных связей, МТР и конкуренции на них являются:

а) контроль деятельности доминирующих на межрегиональных товарных рынках хозяйствующих субъектов с включением их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, причем в границах МТР;

б) разработка мероприятий по развитию межрегиональных связей;

в) разработка соответствующих целевых программ по формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках.

3.5. В силу общности индикаторов экономической эффективности межрегиональных связей и МТР, а также роли межрегиональных связей в развитии МТР целесообразно объединение мер развития межрегиональных связей и МТР в одной целевой программе.

Перечень товарных групп выбирается исходя из сложившейся структуры промышленного и сельскохозяйственного производства и приоритетных направлений его развития, анализа индикаторов экономической эффективности межрегиональных связей, предложений ТУ МАП России, ассоциаций экономического взаимодействия и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других заинтересованных организаций.

3.6. Изучение межрегиональных связей и конкуренции на МТР с целью их развития осуществляется центральным аппаратом и территориальными управлениями МАП России во взаимодействии с ассоциациями экономического взаимодействия, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными организациями в рамках имеющихся полномочий и в соответствии с достигнутыми соглашениями.

Порядок работ по развитию межрегиональных связей и конкуренции на МТР включает следующие этапы:

обоснование необходимости воздействия на развитие межрегиональных связей и конкуренции на МТР;

принятие решения об организационной форме решения проблем, связанных с развитием межрегиональных связей и конкуренции на МТР;

включение (исключение) в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, или разработка Программы развития межрегиональных связей и конкуренции на МТР (концепции, планов мероприятий);

согласование и утверждение Программы развития межрегиональных связей и конкуренции на МТР (концепции, планов мероприятий);

контроль за реализацией мероприятий Программы развития межрегиональных связей и конкуренции на МТР (концепции, планов мероприятий);

мониторинг состояния рынков, на которых применялись меры государственного воздействия.


4. Обоснование необходимости воздействия на развитие межрегиональных связей и конкуренции на МТР


4.1 Обоснование необходимости воздействия на развитие межрегиональных связей и конкуренции на МТР (далее - Обоснование) включает следующее:

определение продуктовых границ рынка;

анализ структуры рынка по поставщикам и потребителям;

определение географических границ рынка как межрегиональных;

определение количественных характеристик региональных сегментов МТР;

анализ индикаторов экономической эффективности межрегиональных связей;

анализ зависимости экономики субъекта(ов) Российской Федерации от развития межрегиональных связей и конкуренции на МТР;

анализ и прогноз возможного изменения основных экономических показателей региональной экономики при условии увеличения межрегиональных поставок (например, на определенный процент по выделенным товарным группам), а также при развитии конкурентных отношений на МТР;

определение задач, решаемых активизацией межрегиональных связей и развитием конкуренции на МТР.

4.2. При изучении межрегиональных связей и ситуации на МТР следует руководствоваться Порядком анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (приказ МАП России от 20 декабря 1996 года N 169, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 10 января 1997 года N 1229).

Определение товарных групп по ввозу, вывозу при межрегиональных связях, а также продуктовых границ МТР производится в соответствии с разделом 2 вышеупомянутого Порядка анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

При выделении товарных групп целесообразно ориентироваться на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК-004-93. В случаях, если товарная группа указана в ОКДП недостаточно конкретно, допустимо использование Общероссийского классификатора сельскохозяйственной и промышленной продукции ОКП ОК-005-93.

4.3. Определение состава поставщиков, участвующих в межрегиональных связях, и поставщиков (потребителей) на МТР осуществляется согласно разделу 3 Порядка анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

В перечень поставщиков, участвующих в межрегиональных связях, а также поставщиков (потребителей) на МТР включаются имущественно и организационно независимые хозяйствующие субъекты и группы лиц в соответствии с определением группы лиц, данным в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции Федерального Закона от 06.05.98 г. N 70-ФЗ.

При определении поставщиков (потребителей) на МТР за основу принимается перечень действующих на данном региональном рынке хозяйствующих субъектов. Далее список уточняется по запросам в другие регионы.

4.4. Географические границы МТР по одной товарной группе включают наименования каждого региона-поставщика и соответствующих регионов-получателей грузов.

Определение географических границ межрегиональных товарных рынков производится в соответствии с разделом 4 Порядка анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. Это наиболее сложный и важный этап изучения МТР. От корректности решения данного вопроса зависит правильность всех последующих построений.

Выявление географических границ МТР включает следующие этапы:

опрос местных потребителей (поставщиков) о фактических адресах приобретения (реализации) товаров;

выяснение адресов фактических и возможных поставщиков (потребителей) рассматриваемой группы взаимозаменяемых товаров на МТР;

исходя из используемых транспортных путей, тарифов и времени, затрачиваемого на перевозку, оптовых среднеотраслевых цен (или цен производителей), сложившегося соотношения цен и спроса на местном рынке вычисляется рубеж 5-10% превышения стоимости транспортировки товара на МТР над его ценой. Этот рубеж принимается за теоретическое обоснование максимальной удаленности географических границ товарного рынка.

Поставка продукции одного предприятия в разные города является необходимым, но не достаточным признаком работы этого предприятия на межрегиональном или федеральном рынке. Для такого вывода необходимо убедиться в том, что покупатели могут с равной эффективностью или, примерно, одинаковыми сопутствующими затратами на достижение места продажи (переезд) покупать эти товары в указанных городах. Поставка продукции в разные населенные пункты может означать, что поставщик работает на соответствующих локальных рынках, и именно их нужно анализировать и при необходимости принимать решение о стимулировании развития конкуренции. Это, в первую очередь, относится к розничной торговле. Оптовая торговля по мере развития и использования современных средств связи все больше приобретает межрегиональный характер. Выбор регионов в качестве поставщиков лимитируется вместе с технологическими особенностями производства затратами на перевозку и временем осуществления перевозок.

Наложение и согласование полученных на каждом этапе анализа рынка результатов позволяет достаточно точно определить реальные географические границы МТР.

Примеры:

розничный рынок хлеба и хлебопродуктов, как правило, является локальным. В последнее время на этот рынок в некоторых населенных пунктах осуществляется ввоз продукции. Однако, приобретение продукции происходит в основном по месту жительства конечных потребителей;

розничный рынок чая, как правило, также является локальным, несмотря на то, что оптовая закупка чая с последующей реализацией на локальных рынках осуществляется на оптовых базах, расположенных для многих регионов вне их территории.

Например, оптовая база чая расположена в Москве, а ввозится этот чай на территорию Вологодской области. В данном случае по розничной реализации чая Москва и районы Вологодской области не объединены МТР, так как вологодские покупатели чая в розницу в основном не едут за ним в Москву. Но между Москвой и Вологодской областью существует однонаправленное движение этого товара, то есть имеется элемент товарообмена. Однако, по оптовой реализации чая эти территории могут быть объединены единым МТР;

розничный рынок холодильников может быть региональным (местным). В связи с достаточно высокой ценой на эти изделия, а также в связи с тем, что холодильник - изделие длительного пользования, в связи с большим количеством марок холодильников и определенным дефицитом качественных, но дешевых бытовых приборов покупатели, как правило, не замыкаются на один локальный рынок. При этом производитель холодильников для многих регионов является внешним поставщиком. Поставка может осуществляться также посредниками, которые являются местными поставщиками. Если производитель холодильников расположен достаточно далеко от рассматриваемого региона, имеется элемент товарообмена по данной товарной группе, но нет МТР. Однако, оптовый рынок холодильников скорей всего после соответствующего изучения окажется межрегиональным или федеральным;

розничный товарный рынок по ряду товарных групп, организованный в виде ярмарки в зависимости от его емкости и местоположения ярмарки может быть региональным и даже межрегиональным;

рынок газа, поставляемого по газопроводу, является региональным (местным), несмотря на то, что трубопровод проходит по территории нескольких регионов. Потребители могут приобрести газ только в своем регионе через распределительную сеть, и не могут подключаться к распределительной сети другого региона. При этом поставщик газа работает на нескольких региональных (местных) рынках.

Существующие географические границы товарных рынков подвержены изменениям под влиянием различных факторов.

Наиболее стабильны географические границы, связанные с транспортной доступностью территории: наличием дорог в том или ином направлении, их качеством и величиной пропускной способности, существующими природными преградами и сезонными ограничениями, недостатками современных транспортных средств и т.д. Однако в процессе социально-экономического развития территорий границы, связанные с транспортными условиями, могут трансформироваться.

Примеры:

1) проложили автомобильную дорогу, которая связала город N с деревней M. Очевидно, что географические границы отдельных товарных рынков в этом случае раздвинутся и будут охватывать оба населенных пункта;

2) из деревни M сырое молоко на переработку можно было доставлять речным транспортом в город N и автотранспортом в поселок K. Но в первом случае на транспортировку уходило 6 часов и молоко портилось. Поэтому молоко возили только в поселок K, на что затрачивали только 2 часа. Когда город N соединили автомобильной дорогой с деревней M, время на доставку молока к месту переработки сократилось до 3 часов. В результате, стало возможным возить молоко на переработку из деревни M как в поселок K, так и в город N.;

Еще более подвижны географические границы, связанные с экономическими условиями: стоимостью (себестоимостью) товаров, приемлемым уровнем рентабельности, транспортными тарифами, наличием льгот и дотаций.

Примеры:

1) цена промышленных товаров в поселке K на 20% выше, чем в городе N. Но транспортные расходы на дорогу в поселок K потребителей из деревни M были на 30% ниже, чем в город. Поэтому покупки жителями деревни делались в основном в поселке, а город не входил в этот локальный рынок. После строительства автодороги транспортные затраты на поездку в город из деревни снизились на 10%. Жители деревни стали делать покупки и в поселке, и в городе, который теперь вошел в географические границы местного товарного рынка;

2) в поселке K закупочная цена на сырое молоко была на 15% ниже, чем в городе N. Со временем на поселковом перерабатывающем предприятии ввели новое оборудование, в результате чего на 20% возросла рентабельность производства. Вследствие этого оказалось возможным поднять закупочную цену на сырое молоко и более успешно конкурировать с перерабатывающим предприятием в городе N;

3) на отдельные товары в городе N по решению местных органов власти были установлены дотации, а в поселке К таких дотаций установлено не было. В связи с этим из деревни M за этими продуктами ездят исключительно в город, а поселок K не входит в географические границы данного местного товарного рынка;

4) до строительства автодороги некоторые жители деревни M пользовались льготами при поездке в город N. Для этой категории потребителей географические границы товарного рынка всегда включали город N.

Самые динамичные географические границы товарных рынков связаны с административными барьерами.

Например, запретили вывозить мясо из города N. Для жителей деревни M и поселка K рынок мясных продуктов сразу сузился.

Но так как данные барьеры являются административными, для их устранения не требуется значительных материальных затрат, в отличие от методов расширения географических границ в предыдущих случаях.

4.5. Объемные показатели межрегиональных связей определяются в натуральных и (отдельно) стоимостных показателях.

Объем товарных ресурсов МТР и доли хозяйствующих субъектов на нем определяются в соответствии с разделом 5 Порядка анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. Количественные показатели определяются на данном этапе применительно к отдельному региональному сегменту единого МТР.

4.6. Одновременный предварительный анализ регионального товарного рынка и индикаторов экономической эффективности межрегиональных связей позволяет принять решение о целесообразности воздействия на развитие межрегиональных связей и/или конкуренции на МТР, а также об организационной форме разрешения данных проблем.

Известно общее отрицательное воздействие концентрации и монополизации рынка на объем производства и реализации, качество, уровень цен, конкурентоспособность продукции и удовлетворение потребности. Причиной этого является гарантия определенного дохода при контроле рынка, эгоизм и самоуспокоенность товаропроизводителя. Степень отрицательных последствий концентрации и монополизации рынка определяет необходимость его деконцентрации и этапность работ. Когда в регионах на отдельных товарных рынках, определенных как сегмент МТР или в значительной степени зависящих от ввоза-вывоза, имеют место перечисленные в п. 3.2 настоящих Методических рекомендаций негативные явления, то можно говорить о необходимости воздействия на развитие межрегиональных связей или конкуренции на МТР.

4.7. К основным экономическим показателям региональной экономики, связанным с развитием межрегиональных связей и конкурентной среды МТР относятся:

динамика объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;

динамика уровня занятости населения;

динамика цен;

динамика удовлетворения платежеспособного спроса;

динамика затрат на консервацию производственных мощностей (при наличии спада производства);

динамика выплат из местного бюджета по безработице;

динамика объемов государственной помощи из местного бюджета;

динамика поступления налогов в местный бюджет;

уровень качества товаров по сравнению с другими регионами.

При анализе структуры МТР необходимо оценить степень технологической взаимозависимости предприятий и зависимости их от поставок сырья, материалов и комплектующих, в том числе из другого региона или из-за рубежа. Это необходимо для выделения технологических цепочек, производство продукции которых взаимно обусловлено, и развитие в рамках межрегиональных связей и МТР экономически выгодно и целесообразно.


5. Разработка Межрегиональной программы развития товарообмена и формирования конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках.


5.1. Решение о разработке Программы развития межрегиональных связей и конкурентной среды на МТР (концепции, плана мероприятий) принимается на основании представленного Обоснования и согласно достигнутым соглашениям МАП России с ассоциациями экономического взаимодействия и/или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными организациями. В нем указывается:

цели и задачи социально-экономического развития регионов, решаемых в результате выполнения Программы;

наименование товара (в словесном выражении и в виде кода в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК-004-93), ситуация на межрегиональном и региональных рынках которого требует принятия мер по увеличению объемов ввоза-вывоза и развитию конкурентной среды;

организация-разработчик Межрегиональной программы или порядок проведения тендера на разработку;

сроки разработки;

источники финансирования работ;

долевое участие каждого субъекта Российской Федерации в разработке Межрегиональной программы;

порядок согласования Межрегиональной программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в программе;

источники информационного обеспечения разработки программы.

5.2. Межрегиональная программа разрабатывается с учетом Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 216).

5.2.1. Межрегиональная программа разрабатывается с позиции взаимной экономической заинтересованности субъектов Российской Федерации, охваченных товарообменом и (или) МТР, в их развитии.

Межрегиональная программа включает исходные данные, мероприятия и ответственность, касающиеся всех субъектов Российской Федерации, охваченных межрегиональными связями и (или) МТР.

5.2.2. Требования к Плану мероприятий по развитию межрегиональных связей и формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках:

одновременность (согласованность) действий по развитию межрегиональных связей или развитию конкуренции, осуществляемых органами исполнительной власти в рамках своей компетенции на территориях, охваченных межрегиональными связями или географическими границами МТР;

полнота мер по демонополизации и (или) развитию конкуренции на межрегиональном товарном рынке, обеспечивающая положительный результат для каждой территории, охваченной географическими границами рассматриваемого рынка;

ориентация на согласование интересов изготовителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) из разных регионов;

комплексность решения задач по развитию межрегиональных связей, формированию конкурентной среды на МТР, структурной перестройки экономики и социальных проблем субъектов Российской Федерации;

взаимосвязанное разрешение вопросов демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

мониторинг изменения характеристик межрегиональных связей, МТР;

обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

5.3. Рекомендуемая структура Межрегиональной программы приведена в Приложении N 1.

5.3.1 Раздел "Состояние проблемы" включает доработанные и расширенные материалы Обоснования, в том числе:

существующие МТР с указанием их географических границ, с краткой характеристикой важности каждого из них для решения

социально-экономических проблем субъекта Российской Федерации, описанием динамики цен по основным товарным группам, структуры рынков, уровня их монополизации, характера и частоты нарушения антимонопольного законодательства. При разработке данного раздела следует учесть, что вдоль границы каждого субъекта Российской Федерации местные (локальные) рынки имеют межрегиональный характер;

основные социально-экономические проблемы региона, связанные с развитием местных (локальных) товарных рынков и конкуренции. Этот материал прорабатывается с учетом п.3.2. настоящих Методических рекомендаций;

предложения по улучшению социально-экономической ситуации в регионе путем целенаправленного развития межрегиональных связей с определенными регионами по определенным товарным группам, формирования межрегиональных рынков и конкуренции с оценкой затрат на проведение специальных мероприятий и ожидаемого экономического эффекта от их реализации. Разработка данного раздела осуществляется с учетом задач, сформулированных в п.2 настоящих Методических рекомендаций;

определение экономической выгоды для регионов, объединенных с данным межрегиональными связями, масштабы которых предполагается расширить, и (или) общим товарным рынком.

5.3.2. Раздел "Ожидаемые конечные результаты реализации" включает доработку краткосрочного и разработку долгосрочного прогноза экономических последствий проведения специальных мероприятий, направленных на развитие межрегиональных связей и конкуренции на МТР.

Краткосрочный прогноз представляет собой уточненный и расширенный по мере необходимости раздел Обоснования, в котором были определены возможные изменения основных экономических показателей региональной экономики при условии увеличения межрегиональных поставок и/или развития конкурентных отношений на МТР, а также возможная экономическая выгоды для регионов, участвующих в межрегиональных связях и (или) объединенных МТР (п.4.8 настоящих Методических рекомендаций).

Долгосрочный прогноз состоит в:

определение степени достижения цели работ по развитию межрегиональных связей и МТР, определенной в п.2. настоящих Методических рекомендаций.

определение значимых побочных следствий принятия мер по развитию межрегиональных связей и МТР и их влияния на решение основной задачи.

При разработке мероприятий по развитию межрегиональных связей и МТР необходимо учитывать возможную многоаспектность результатов их реализации, оценивать и соразмерять положительные и отрицательные социально-экономические последствия этих мер, выбирать меры с доказываемым положительным социально-экономическим эффектом.

Ниже, в качестве примера, приведены возможные варианты результатов различных мер, принимаемых органами исполнительной власти.

5.4. К Межрегиональной программе прикладывается План мероприятий Межрегиональной программы развития межрегиональных связей и формирования конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках.

План мероприятий формируется на основании проведенного анализа существующих межрегиональных связей и структуры межрегиональных рынков, в результате которого выделены приоритетные направления работ. Для каждой товарной группы в соответствии с товарными приоритетами развития конкуренции, с учетом географических границ межрегиональных связей, географических границ и структуры рынка составляется свой план работ, учитывающий специфику именно рассматриваемого рынка.

5.4.1. В перечне мер по демонополизации и развитию конкуренции на товарном рынке по продукции рассматриваемого предприятия меры воздействия непосредственно на это предприятие (например, разделение в соответствии со статьей 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") находятся в компетенции территориального управления, расположенного с упомянутым предприятием в границах одного субъекта Российской Федерации.

5.4.2. Поскольку рассматриваемое предприятие работает не на одном региональном (местном) товарном рынке, его реакция на меры по

демонополизации и развитию конкуренции на одном из рынков, на которых он работает, может иметь нежелательные экономические последствия (например, уход с рынка). В связи с этим меры по демонополизации и развитию конкуренции на рынках по продукции предприятия, если хотя бы на одной из территорий для этого есть действительная экономически обоснованная причина, должны всегда применяться одновременно на всех территориях, где торгует предприятие;

если по каким-то причинам согласованные действия территорий по демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках нецелесообразны или невозможны, обстоятельства по взаимозависимости рынков территорий через деятельность рассматриваемого предприятия, должны приниматься во внимание при принятии решений о демонополизации и развитии конкуренции на региональных (местных) товарных рынках, на которых это предприятие торгует.


6. Особенности развития межрегиональных связей как отдельного направления формирования конкурентной среды на товарных рынках


6.1. В настоящее время развитие межрегиональных связей является наиболее эффективным направлением совершенствования конкурентной среды на региональных товарных рынках и, одновременно, основой для формирования МТР.

Основными препятствиями для развития межрегиональных связей служит состояние транспортно-складской и информационной систем, а также административные и организационные барьеры для перемещения товаров из одних регионов в другие

Под барьерами для развития межрегиональных связей понимаются условия, препятствующие ввозу-вывозу товаров или снижающие их объем, повышающие стоимость продукции, удлиняющих пути следования грузов и/или время нахождения грузов в пути, увеличивающие время разгрузки и движения от станции назначения до места конечной реализации продукции, снижающие качество товаров

Ликвидация или снижение барьеров для перемещения товаров из одних регионов в другие способствует расширению географических границ рынков, росту числа хозяйствующих субъектов на них, увеличению объемов товарных ресурсов и спроса, усилению конкуренции и снижению индексов цен в регионах. В результате стимулируется приток инвестиций и рост местного конкурентоспособного производства, формируются МТР, а на их основе единое экономическое пространство Российской Федерации. В конечном счете расширение межрегиональных связей направлено на подъем экономики и уровня благосостояния населения регионов Российской Федерации.

6.2. Межрегиональные связи, в которых участвует субъект Российской Федерации, характеризуется:

перечнем товарных групп по ввозу продукции в регион, вывозу продукции из региона;

объемными показателями по ввозу, вывозу определенных товарных групп продукции;

составом поставщиков и потребителей, участвующих в межрегиональных связях;

географическими границами межрегиональных связей;

используемыми видами транспорта для ввоза, вывоза продукции;

техническим состоянием средств и путей перевозки грузов;

барьерами для ввоза, вывоза продукции;

удовлетворением спроса по ввозимой в регион продукции;

конкурентоспособностью по вывозимой из региона продукции;

зависимостью уровня занятости населения региона от объемов вывоза продукции в другие регионы;

выгодой (потерями) от ввоза(вывоза) продукции.

6.3. Входит в перечень барьеров для межрегиональных связей и (или) входа на рассматриваемый товарный рынок, выхода с рынка в виде исключительных прав, льгот, других привилегий, в том числе законодательных, нормативных актов об ограничении движения товаров, работ, услуг, исключительных прав министерств и ведомств по отношению к деятельности хозяйствующих субъектов, преимущественных форм и долгосрочных соглашений о поставках и реализации продукции, технологических ограничений на использование сырья, материалов и комплектующих, тарифов, квот, других ограничений на ввоз и вывоз, специальных условий поставки, ограничений на рекламную деятельность, ограничений на использование каналов связи, радио и телевидения, высоких процентов за кредит или привилегированного характера его распределения, неравных условий пользования объектами существующей товаропроводящей сети, наличия ограничений на создание параллельных товаропроводящих путей, неразвитости торговой сети, в том числе для розничной, оптовой, фьючерсной торговли и т.д.


7. Мероприятия по снижению правовых, организационных, финансовых барьеров для межрегиональных связей и (или) входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, выхода с рынка.


7.1. Мероприятия по снижению административных (правовых и организационных) барьеров включают следующий перечень работ:

введению конкурсных методов квотирования и предоставления лицензий;

ликвидации барьеров на ввоз и вывоз продукции;

ограничению и согласованию в рамках задействованных в программе регионов масштабов и сроков предоставления льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

отмена, сокращение и/или согласование осуществляемой в отдельных регионах дополнительной сертификации товаров и услуг, не подлежащих обязательной сертификации.

7.2. Меры по ликвидации или снижению до обоснованного уровня организационно-экономических барьеров входа (выхода), в том числе:

разработка плана мероприятий по развитию транспортной межрегиональной системы, а также развитию конкуренции в транспортном комплексе;

разработка плана мероприятий по развитию прямых договорных отношений, прямых контрактов и договоров о поставке, созданию благоприятных условий для товарообмена и товародвижения;

разработка плана мероприятий по развитию форм долевого участия в собственности на инфраструктурные и производственные объекты, обеспечению равноправного доступа к инфраструктуре товародвижения и МТР;

разработка предложений по демонополизации кредитно-финансовой системы и обеспечению доступа предприятий материального производства к кредитно-финансовым ресурсам;

отмена, сокращение и/или согласование осуществляемой в отдельных регионах дополнительной сертификации товаров и услуг, не подлежащих обязательной сертификации.

7.3. Мероприятия по снижению информационных барьеров входа на рынок.

Информационное обеспечение рынка является основным условием его существования. Оно включает в себя данные о продавцах, данные о покупателях, рекламу деятельности, информацию об инфраструктуре рынка, технологические аспекты хранения, передачи, обработки, накопления, а также получения информации заинтересованными пользователями по доступным ценам.

Мероприятия по информационному обеспечению рынка включают в себя:

определение перечня информационных барьеров входа на рынок, выхода с рынка;

разработку нормативных актов по снижению информационных барьеров, если они существуют;

капитальные вложения в развитие информационной инфраструктуры и систем телекоммуникаций;

принятие мер к широкому информированию покупателей и продавцов о рынке (перечень продавцов, потребность, характеристики товара, общие условия реализации и т.п.).

7.4. Мероприятия в случае ввоза продукции на товарные рынки по решению администрации.

Снижение барьеров входа стимулирует появление на рынке новых поставщиков или увеличение объема поставок, т.е. создаются условия для демонополизации рынка и развития конкуренции.

Однако, в целях ускорения процесса или в целях удовлетворения потребностей администрация может принять решение о необходимости и целесообразности прямой товарной интервенции. Для этого необходимы:

прямой контакт и заключение договоров о поставке с соответствующими производителями (поставщиками);

создание благоприятных условий для продвижения товара по территории России и по его реализации на территории региона (создание СП, филиала фирмы, предоставление торговых площадок и т.д.)

7.5. Мероприятия в случае развития конкуренции путем стимулирования развития предпринимательства.

Развитие предпринимательства в целях развития конкуренции на товарных рынках осуществляется в рамках общих программ развития предпринимательства.

План мероприятий по развитию предпринимательства в целях развития конкуренции должен включать в первую очередь создание системы приоритетов и льгот поддержки предпринимательства.

7.6. Мероприятия по развитию конкуренции путем совершенствования инфраструктуры рынков могут включать следующее:

введению новых форм реализации продукции, расширению использования гласных методов оптовой торговли;

развитие транспортно-складского хозяйства,

создание межрегиональных информационно-маркетинговых центров по получению, обработке и обмене информацией о товарных рынках.


Приложение N 1


1. Рекомендуемая структура Программы развития межрегиональных связей и конкурентной среды на межрегиональном товарном рынке


Паспорт Программы развития межрегиональных связей и конкурентной
среды на межрегиональном товарном рынке
Паспорт программы включает следующие кратко изложенные
данные:
наименование Программы;
наименование, номер и дата принятия решения о разработке
Программы;
заказчик Программы;
основные исполнители Программы;
основные разработчики Программы;
цель Программы;
задачи Программы;
основные мероприятия Программы;
сроки реализации Программы;
объемы и источники финансирования;
ожидаемые конечные результаты реализации Программы;
система контроля за выполнением Программы.
Введение В нем указываются юридические основания для разработки
Программы, ее преемственность и взаимосвязь с
действующими в регионах программными документами,
экономические основания разработки, например, в виде
проведенных ранее анализов структуры товарных рынков и
конкуренции. В разделе могут использоваться материалы
Обоснования необходимости воздействия на развитие
межрегиональных связей и конкуренции на межрегиональном
рынке (п. 4 настоящих Методических рекомендаций).
Состояние
проблемы
Этот раздел включает в себя общую характеристику МТР, с
выделением зависимости экономического развития регионов
от ввоза-вывоза товаров и (или) конкуренции на МТР.
В данном разделе не рассматриваются проблемы развития
рынков, которые в ближайшей перспективе (2-3 года)
останутся региональными (местными) или локальными.
Раздел разрабатывается путем уточнения и дополнения
материалов Обоснования (п.4 настоящих Методических
рекомендаций)
Цели и задачи
Программы
При разработке раздела целесообразно учитывать материал,
изложенный в п.2 настоящих Методических рекомендаций.
Общие
требования к
реализации
Программы.
При разработке раздела целесообразно использовать
материал, изложенный в п.5.2 настоящих Методических
рекомендаций.
Приоритеты
политики
развития
межрегиональ-
ных связей и
конкурентной
среды на МТР.
В данном разделе на основании общей характеристики МТР и
зависимости развития экономики субъектов Российской
Федерации от расширения межрегиональных связей и
конкуренции на МТР выделяются приоритетные направления
работ, способствующие расширению межрегиональных поставок
и развитию конкурентной среды на межрегиональном рынке.
Основные
направления и
мероприятия
по реализации
Программы
В разделе кратко описываются экономические основания для
проведения работ, которые определены приоритетами
политики развития межрегиональных связей и конкуренции на
МТР и входят в План мероприятий Программы.
Механизм
реализации и
контроль
выполнения
Программы
Раздел разрабатывается в соответствии с достигнутыми
соглашениями МАП России с ассоциацией экономического
взаимодействия и/или органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными
организациями.
Целесообразно предусмотреть договорные отношения между
заказчиками программы и исполнителями работ, поскольку
это позволяет включить механизм ответственности в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Информацион-
ное
обеспечение
Программы
Основным источником информации для изучения
межрегиональных рынков служит государственная
статистическая отчетность: форма П-1, форма 1-мон, форма
1-опт, форма 1-пс территория, форма 3-сб вывоз,
ежемесячное федеральное государственное статистическое
наблюдение потребительских цен на товары и услуги
("Средние цены на непродовольственные, продовольственные
товары и услуги").
Дополнительными данными являются сведения непосредственно
от хозяйствующих субъектов, выборочных опросов субъектов
рынка и покупателей, товароведческих экспертиз,
ведомственных и независимых информационных служб, а также
собственные расследования ТУ МАП России (например,
материалы для принятия решений по ст. 18 Закона "О
конкуренции").
Целесообразно также использовать информацию по изучению
рынка из формы Приложения 1 к Порядку проведения анализа
и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках
(приказ ГКАП России от 20 декабря 1996 г. N 169) и формы
N 9 периодической отчетности территориальных управлений
(Приказ ГАК России от 16.02.98 N 52).
По возможности следует учитывать данные налоговых и
таможенных органов, банковских структур и инвестиционных
фондов.
Ресурсное
обеспечение
Программы
Раздел включает описание источников финансирования
мероприятий программы, их целевое направление, порядок
финансирования мероприятий и контроля за расходованием
средств. Целесообразно прямое бюджетное финансирование
непосредственного исполнителя работ.
В разделе указывается также кадровое обеспечение
программы.
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы должны
корреспондироваться с задачами, отраженными в разделе
"Цели и задачи Программы".
Конечным результатом реализации Программы должно стать
преодоление негативных явлений, послуживших причиной
воздействия на развитие межрегиональных связей и
конкуренции на МТР (п.3.2. настоящих Методических
рекомендаций).

2. Рекомендуемая структура Концепции развития межрегиональных связей и конкурентной среды на МТР в значительной степени повторяет структуру Программы развития межрегиональных связей и конкурентной среды на МТР, за исключением раздела "Паспорт", отдельные положения которого (указание заказчиков, разработчиков и исполнителей, сроков реализации и т.д.) включаются в раздел "Введение".

Объединяются в один также разделы:

"Цели и задачи" и "Общие требования к реализации";

"Приоритеты политики развития межрегиональных связей и конкурентной среды на МТР" и "Основные направления развития межрегиональных связей и конкурентной среды на МТР";

"Механизм реализации и контроль выполнения", "Информационное обеспечение" и "Ресурсное обеспечение".



Методические рекомендации по развитию межрегиональных связей и формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках (утв. МАП РФ)


Текст Методических рекомендаций получен с официального сайта МАП РФ http://www.maprus.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение