Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 18 сентября 2001 г. N 119 "Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности негосударственного пенсионного фонда"

Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ
от 18 сентября 2001 г. N 119
"Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности
негосударственного пенсионного фонда"


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1117 Инспекция негосударственных пенсионных фондов является государственным органом при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения населения и контроль за указанной деятельностью. В связи с необходимостью повышения эффективности проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности негосударственных пенсионных фондов приказываю:

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 18 октября 2004 г. N 1320 Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации упразднена


1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении проверки деятельности негосударственного пенсионного фонда.

2. Начальнику общего отдела Инспекции НПФ Б.И.Мельнику обеспечить ознакомление с содержанием данного Положения сотрудников всех отделов Инспекции негосударственных пенсионных фондов.

3. Начальнику контрольно-ревизионного отдела М.М.Аранжерееву обеспечить выполнение требований данного Положения при осуществлении проверок деятельности фондов.

4. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.


Руководитель Инспекции

В.И.Мудраков


Положение
о проведении проверки деятельности негосударственного пенсионного фонда
(утв. приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов
при Минтруде РФ от 18 сентября 2001 г. N 119)


1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с задачами и функциями Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, определенными Положением об Инспекции негосударственных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года N 1117, и в целях обеспечения всесторонней, полной и единообразной проверки деятельности негосударственных пенсионных фондов.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 18 октября 2004 г. N 1320 Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации упразднена

См. Положение о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 ноября 2007 г. N 07-108/пз-н


1.2. Положение определяет основные направления деятельности фондов, подлежащие проверке, регламентирует порядок и процедуру ее проведения, права и обязанности должностных лиц, проводящих проверку, требования к разрабатываемым проверяющими документам.

1.3. Основными задачами проверок негосударственных пенсионных фондов являются контроль за выполнением фондами федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов, постановлений, разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и других нормативных правовых актов; законностью финансовых и хозяйственных операций; обеспечением сохранности и целевого использования материальных и денежных средств; состоянием бухгалтерского учета и отчетности.

1.4. Основанием для проведения проверок являются планы проверок контрольно-ревизионного отдела Инспекции, утверждаемые Руководителем Инспекции, приказы Руководителя Инспекции и его отдельные поручения. Проведение проверки оформляется приказом Инспекции.

1.5. Сроки проведения проверок и состав комиссий по проведению проверок определяются исходя из объема и особенностей деятельности проверяемого негосударственного пенсионного фонда. Предельный срок проверки - 30 дней. Он может быть продлен в исключительных случаях Руководителем Инспекции.

Проведению проверок должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения актов предыдущих проверок, сведений о выполнении предложений по этим актам, годовых и квартальных отчетов, состава и структуры пенсионного резерва, другими документами.

Проверки деятельности негосударственных пенсионных фондов проводятся комиссией, создаваемой из представителей подразделений Инспекции, председателем которой назначается начальник или заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела Инспекции.

Председатель комиссии составляет план проведения проверки, в котором определяет вопросы, подлежащие проверке, и сроки их выполнения. План подписывается начальником контрольно-ревизионного отдела и утверждается приказом Руководителя Инспекции.


2. Виды проверок. Основные направления деятельности фондов, подлежащие
проверке


2.1. Проверки негосударственных пенсионных фондов могут быть комплексными и целевыми. При комплексной проверке негосударственный фонд проверяется по всем вопросам, перечисленным в настоящем Положении. Целевая проверка одного или группы фондов проводится с целью выяснения одного или нескольких аспектов деятельности негосударственного пенсионного фонда. Вопросы, подлежащие целевой проверке, определяются приказом о ее проведении.

2.2. В ходе комплексной проверки деятельности негосударственных пенсионных фондов проверяются следующие вопросы:

2.2.1. Организационно-технологические характеристики и результаты деятельности фонда.

2.2.1.1. Необходимо проверить наличие разрешительных документов на деятельность организации в качестве негосударственного пенсионного фонда, с указанием правовой формы, местонахождения, даты учреждения, кем и когда зарегистрирован, документы, подтверждающие регистрацию. Проверить наличие лицензии на право деятельности в области дополнительного пенсионного обеспечения, приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ.

2.2.1.2. Проверить наличие учредительного договора, с обязательным перечислением всех учредителей с указанием их местонахождения и их доли в совокупном вкладе учредителей фонда и представительства в совете фонда.

2.2.1.3. Определить, по представленным фондом документам, величину заявленного и оплаченного совокупного вклада учредителей, с обязательным указанием, на каких бухгалтерских счетах размещен совокупный вклад учредителей.

2.2.1.4. Проверить по ведущимся в фонде документам сумму и структуру расходов на ведение дел фонда, а также расходы на ведение дел со дня основания фонда, состав собственных средств фонда, состав и количество вкладчиков - юридических и физических лиц, количество участников фонда, сумму пенсионных взносов, состав и структуру пенсионных резервов, сумму выплат негосударственных пенсий и выкупных сумм, количество участников, получающих негосударственную пенсию, минимальный накопительный период, наличие или отсутствие задолженности по выплате негосударственных пенсий.

2.2.1.5. Произвести анализ производственно-технологической структуры фонда, проверить организацию работы с вкладчиками, порядок выплаты негосударственных пенсий, развитие сети филиалов и представительств фонда.

2.2.1.6. Сделать анализ применяемых пенсионных схем на их соответствие требованиям Инспекции. Проверить применение всех схем, по которым работает фонд, в том числе и не зарегистрированным в Инспекции, наличие схем с солидарной ответственностью вкладчика.

2.2.1.7. Проверить организацию работы с жалобами, письмами и заявлениями граждан, поступивших в фонд и Инспекцию.

2.2.1.8. Проанализировать компетенцию руководящих органов фонда в разработке и принятии необходимых решений. Оценить деловой имидж, дать оценочный рейтинг фонда на рынке дополнительного пенсионного обеспечения в регионе его деятельности.

2.2.2. Организация работы с вкладчиками и участниками фонда.

2.2.2.1. Запросить основные данные о вкладчиках фонда.

2.2.2.2. Оценить используемые фондом договоры о негосударственном пенсионном обеспечении, проверить наличие и порядок учета и ведения договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, проверить наличие журнала учета договоров, а также соответствие типового договора требованиям Инспекции.

2.2.2.3. Проверить наличие и порядок ведения именных или солидарных пенсионных счетов и учета участников, а также порядок ознакомления вкладчиков и участников с состоянием именных пенсионных счетов, наличие данных о вкладчиках и участниках в именных и солидарных пенсионных счетах.

2.2.2.4. Проверить порядок сбора и учета пенсионных взносов.

2.2.2.5. Проверить порядок расчета и учет обязательств фонда перед участниками.

2.2.2.6. Проверить организацию и содержание рабочих мест специалистов по работе с вкладчиками и участниками фонда.

2.2.2.7. Проверить соблюдение фондом нормативных размеров пенсионного и страхового резервов.

2.2.2.8. Определить возможность и порядок перевода вклада в другой НПФ.

2.2.3. Финансово-хозяйственная деятельность фонда:

2.2.3.1. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности фонда проверяется структура бухгалтерской службы, организация, формы и методы бухгалтерского учета, кассовая дисциплина, проведение кассовых и банковских операций.

2.2.3.2. При проверке структуры бухгалтерской службы определяется:

наличие утвержденного в установленном порядке положения о бухгалтерской службе фонда и его выполнение;

наличие отдельного оборудованного помещения для размещения бухгалтерии и обеспечение сохранности бухгалтерских документов.

2.2.3.3. Проверка соблюдения установленного порядка безналичных расчетов. Обоснованность открытия расчетных счетов в банках. Правильность открытия в учреждении банка счетов и ведения операций по ним. Учет чековых книжек, полученных из учреждения банка, правильность использования чеков и соблюдения порядка их списания. Соответствие остатка денежных средств на день начала проверки, выведенного по учету организации, остатку на тот же день по выпискам из расчетного счета фонда в учреждении банка.

2.2.3.4. Проверка формирования и состояния учетной политики.

Учетная политика фонда на отчетный год должна быть утверждена приказом руководителя фонда и предусматривать:

ведение раздельного учета средств для обеспечения уставной деятельности и пенсионных резервов (средств участников и вкладчиков);

ведение раздельного учета результатов размещение средств для обеспечения уставной деятельности и пенсионных резервов;

ведение аналитического учета по счетам всех вкладчиков и всем открытым пенсионным счетам участников фонда;

ведение аналитического учета обязательств по каждому договору о НПО и каждому пенсионному счету участников;

ведение аналитического учета пенсионных выплат по каждой из применяемых фондом пенсионных схем;

ведение аналитического учета результатов размещения пенсионных резервов по каждой компании по управлению активами фонда, по объектам и направлениям инвестирования;

ведение аналитического учета использования инвестиционного дохода, полученного от размещения пенсионных резервов фонда;

ведение аналитического учета расходов фонда по статьям утвержденной сметы расходов.

2.2.3.5. Проверка ведения бухгалтерского учета с использованием Плана счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в фонде необходимо вести в соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина СССР от 31 октября 2000 г. N 94н, и инструкции по его применению, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "учетная политика предприятия" ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.98 г. N 60н, а также временными указаниями о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах, утвержденными приказом Инспекции НПФ от 07.02.96 г. N 16, а также приказами Минфина России 91н и 110н.

При наличии филиалов в фонде проверить наличие обособленных балансов филиалов и консолидированного баланса фонда.

Необходимо проверять учет наличия и движения денежных средств по статьям баланса, в том числе характеризующих основные параметры деятельности фонда (пенсионные взносы, формирование пенсионных и страховых резервов, получение инвестиционного дохода, пенсионные выплаты).

2.2.3.6. Проверка наличия финансового плана работы фонда, его утверждение советом фонда и его исполнение.

2.2.3.7. Проверка порядка отражения обязательств фонда перед участниками. Информация о формировании финансового результата деятельности фонда.

2.2.3.8. Проверка наличия ревизионной комиссии, актов ревизии и инвентаризации. Наличие попечительского совета.

2.2.3.9. Проверка кассовой дисциплины и соблюдения инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40 "О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации".

2.2.3.10. Необходимо проанализировать результаты финансовых проверок фонда различными органами государственного контроля; проверить наличие и своевременность получения заключения независимого аудитора и независимого актуария.

2.2.4. Размещение пенсионных резервов, организация работы с управляющей компанией (компаниями) и депозитарием.

2.2.4.1. Оценить соответствие используемых фондом договоров с управляющей компанией требованиям нормативных документов и соответствие договора с депозитарием общим требованиям к депозитарному договору, установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами.

2.2.4.2. Проверить соответствие выплачиваемого депозитарию вознаграждения предельному размеру, установленному постановлением ФКЦБ от 05.07.2000 г. N 4.

2.2.4.3. Запросить у фонда основные характеристики компании (компаний) по управлению активами, сведения об учредителях управляющей компании (компаний), сумму средств, переданных в управление. Запросить у фонда основные характеристики депозитария, перечень ценных бумаг, переданных на хранение и для учета прав.

2.2.4.4. Оценить соответствие состава и структуры пенсионных резервов требованиям нормативных документов. При наличии согласованного с Инспекцией особого порядка проконтролировать соответствие ему состава и структуры размещенных пенсионных резервов. А также проанализировать экономический эффект от применения особого порядка.

2.2.4.5. Оценить результаты размещения пенсионных резервов фонда по каждому направлению их размещения.

2.2.4.6. Определить размер начисленного инвестиционного дохода за проверяемый период, а также порядок перечисления фонду инвестиционного дохода, полученного компанией.

2.2.4.7. Проанализировать распределение полученного инвестиционного дохода в проверяемом периоде.

2.2.4.8. Дать оценку организации оперативного взаимодействия фонда и компании в решении вопросов размещения пенсионных резервов, проанализировать порядок и содержание отчетности компании перед фондом по размещению пенсионных резервов. Проверить наличие и своевременность представления отчетности о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых депозитарием.

2.2.4.9. Проверить наличие страхового резерва и его соответствие установленному нормативному размеру или утвержденному плану формирования.

2.2.5. Рекламная деятельность фонда.

2.2.5.1. Дать оценку соответствия рекламной деятельности фонда действующему законодательству.

2.2.5.2. Оценить общие затраты на рекламу за проверяемый период.

2.2.5.3. Проанализировать структуру рекламы и затраты по каждому ее виду.

2.2.5.4. Оценить работу фонда по выявлению эффективности каждого вида рекламы.

2.2.6. Делопроизводство.

2.2.6.1. Проверить наличие номенклатуры дел, книг и журналов, порядок их ведения и хранения.

2.2.6.2. Проверить учет печатей, штампов, бланковой продукции и порядок их хранения.

2.2.6.3. Проверить организацию кадрового делопроизводства (наличие и учет трудовых книжек, порядок оформления сотрудников фонда на работу).

2.2.6.4. Проверить ведение архива фонда, наличие положения о нем, условия хранения документов и обеспечения их сохранности.

2.2.6.5. Меры защиты информации от сбоев и несанкционированного доступа.

2.2.7. Штатная структура и организация фонда:

2.2.7.1. Проверить наличие утвержденной штатной структуры фонда.

2.2.7.2. Проверить соответствие количества сотрудников и их должностей утвержденной штатной структуре фонда.

2.2.7.3. Проверить наличие планов работы фонда и сотрудников.

2.2.7.4. Проверить соответствие специальностей сотрудников и опыта их работы установленным квалификационным требованиям и занимаемым должностям.

2.2.7.5. Проверить соблюдение норм трудового законодательства и состояние исполнительской и трудовой дисциплины.

2.2.7.6. Проверить наличие и качество положений о структурных подразделениях фонда и функциональных обязанностях его специалистов.

2.2.7.7. Проверить состояние материального и социального обеспечения сотрудников фонда.

2.2.8. Отчетная дисциплина.

2.2.8.1. Проверить полноту и своевременность представления в Инспекцию НПФ и другие органы государственного контроля установленных отчетных показателей о деятельности фонда.

2.2.8.2. Проверить представление данных бухгалтерской отчетности.

2.2.8.3. Проверить достоверность представляемых отчетных данных.

2.2.8.4. Проверить организацию работы по подготовке отчетных данных.

2.2.8.5. Проверить постановку работы по анализу отчетных данных.

2.3. В процессе работы по проверке деятельности негосударственного пенсионного фонда могут рассматриваться и другие ее аспекты.


3. Регламент и процедура проведения проверки деятельности фонда


3.1. Проверка деятельности негосударственных пенсионных фондов проводится комиссией или отдельным проверяющим.

3.1.1. В конце текущего года издается приказ о постоянно действующей комиссии по проверке фондов на следующий год.

3.2. Комиссия по проверкам отдельных фондов формируется начальником контрольно-ревизионного отдела из числа членов постоянно действующих комиссий.

3.2.1. В состав комиссии могут входить руководители и специалисты Инспекции НПФ, представители заинтересованных федеральных и региональных органов власти и управления, представители общественных организаций негосударственных пенсионных фондов.

3.3. Руководитель комиссии и ее персональный состав или проверяющий утверждаются приказом по Инспекции НПФ, в соответствии с которым членам комиссии (проверяющему) выдаются удостоверения об их полномочиях.

3.4. Во исполнение приказа по Инспекции НПФ руководитель комиссии по проверке деятельности фонда (проверяющий) разрабатывает в соответствии с требованиями настоящего Положения и утверждает у руководства Инспекции НПФ конкретную программу проведения проверки, в которой каждому члену комиссии определяются направления его деятельности. Программа проверки доводится до членов комиссии.

3.5. Руководитель комиссии до начала проверки проводит установочное совещание с ее членами, в ходе которого рассматриваются и решаются вопросы организации работы комиссии.

3.6. Каждый член комиссии несет ответственность за качество и результаты проверки по выделенным ему направлениям проверки.

3.7. По прибытии на место проверки руководитель комиссии (проверяющий) с участием ее членов докладывает председателю совета фонда (или лицу, его замещающему), а также руководителю фонда о цели прибытия комиссии, согласовывает порядок ее работы, а также знакомит их с настоящим Положением, приказом и программой проведения проверки.


4. Права и обязанности комиссии по проверке деятельности фондов
(проверяющих)


4.1. Комиссия по проверке негосударственного пенсионного фонда (проверяющий), в соответствии с Положением об Инспекции, имеет право:

знакомиться со всей ведущейся в фонде документацией, делать выписки и снимать копии с документов;

требовать от руководителей и специалистов фонда необходимые объяснения и справки об их работе;

по согласованию с руководителем фонда привлекать сотрудников фонда для оказания помощи комиссии (проверяющему) по проведению проверки;

оперативно информировать руководство Инспекции о ходе проверки и предварительных выводах комиссии.

4.2. При несогласии с выводами акта комиссии член комиссии имеет право изложить особо мнение, которое является неотъемлемой частью акта комиссии.

4.3. Комиссия по проверке деятельности негосударственного пенсионного фонда (проверяющий) обязана:

полно, всесторонне и объективно осуществить проверку деятельности фонда;

подготовить в соответствии с требованиями настоящего Положения акт проверки деятельности фонда и ознакомить с его содержанием руководителя фонда;

доложить результаты проверки с необходимыми предложениями руководству Инспекции.

4.4. Члены комиссии (проверяющий) несут установленную законом ответственность за разглашение ставших им известными сведений, составляющих коммерческую тайну фонда.


5. Требования к разрабатываемым комиссией (проверяющим) документам


5.1. Член комиссии по проверке деятельности негосударственного пенсионного фонда подготавливает справку о работе фонда по проверенным им направлениям деятельности фонда с необходимой информацией и предложениями об улучшении его деятельности.

5.2. На основании справок членов комиссии ее руководитель организует подготовку акта по результатам проведенной проверки. После обсуждения результатов проверки акт подписывается членами комиссии. Все справки членов комиссии прилагаются к акту проверки деятельности фонда.

5.3. При проведении проверки проверяющим акт по результатам проверки готовит поверяющий.

5.4. В подготавливаемом акте проверки должны быть отражены вопросы деятельности фонда в соответствии с настоящей Инструкцией (форма акта прилагается).

5.5. Председатель комиссии (проверяющий) знакомит с актом проверки деятельности фонда председателя совета фонда (или лица его замещающего) и руководителя фонда. При несогласии с выводами акта руководитель фонда имеет право изложить особо мнение, которое является неотъемлемой частью акта.

5.6. Акт проверки деятельности фонда утверждается приказом руководителя Инспекции и подлежит постоянному хранению.



Акт
проверки деятельности негосударственного пенсионного фонда
__________________________________________________________________________

1. Основание для проверки
2. Комиссия в составе:
Председателя комиссии
Членов комиссии
(должность, фамилия, имя, отчество проверяющего)
в период с "..." г. по "..." г. проверила (проверил) деятельность
негосударственного пенсионного фонда _______________________________________
по следующим направлениям: (перечисляются предусмотренные приказом
направления проверки деятельности фонда).
2. Проверкой установлено (перечисляются фактически полученные в
результате проверки данные).
3. На основании проведенной проверки комиссия (проверяющий)
пришла к следующим выводам: (приводятся выводы комиссии
(проверяющего)).
4. Предложения комиссии (проверяющего):
5. Перечень приложений к акту.
6. Акт составлен в двух экземплярах:
первый экземпляр - в адрес Инспекции НПФ;
второй экземпляр - в адрес фонда.
7. Подписи председателя и членов комиссии (подпись проверяющего).
8. Особое мнение членов комиссии (при наличии).
9. С актом ознакомлен.
Подпись руководителя фонда.
10. Особое мнение руководителя фонда (при наличии).



Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 18 сентября 2001 г. N 119 "Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности негосударственного пенсионного фонда"


Текст приказа опубликован в журнале "Пенсия", 2001 г., N 10, стр. 16, в еженедельном приложении к газетам "Финансовая Россия" и "Учет, Налоги, Право" от 28 ноября 2001 г., N 44


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.