Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р О Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года

Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р


1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.


Председатель Правительства
Российской Федерации

М.Касьянов


Москва

11 июля 2002 г.

N 954-р


Концепция
развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р)

ГАРАНТ:

См. Стратегию развития туризма в РФ на период до 2020 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. N 941-р


Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.

Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.


I. Место туризма в мировой экономике


Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.


II. Современное состояние туризма в Российской Федерации


Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.


III. Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации


Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует:

разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:

определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:

создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;

создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;

формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:

разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;

реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.

Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.

Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др.

В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.


Приложение
к Концепции развития туризма
в Российской Федерации
на период до 2005 года


План
мероприятий по реализации Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года



Содержание мероприятий

Срок реализации

Ответственные исполнители


I. Нормативная правовая деятельность


1.

Подготовка предложений по совершенствованию существующих законодательных актов и нормативных правовых актов, относящихся к сфере туризма, в том числе внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

2002 - 2003 годы

Минэкономразвития России

Минюст России

2.

Подготовка проекта нового федерального закона о туризме в Российской Федерации

2005 год

Минэкономразвития России

Минюст России

3.

Разработка предложений по привлечению инвестиций для обновления основных фондов объектов гостиничного хозяйства, в том числе на основе их акционирования и продажи

2002 - 2003 годы

Минэкономразвития России

Минимущество России

4.

Анализ мировой практики применения системы налогообложения при строительстве, реконструкции и оборудовании туристических средств размещения. Разработка и внесение предложений по совершенствованию системы налогообложения гостиничного хозяйства

2002 - 2003 годы

Минэкономразвития России

Минфин России

5.

Разработка с учетом отечественной и зарубежной практики и введение в установленном порядке отраслевых правил аккредитации (аттестации) экскурсоводов и гидов-переводчиков

2002 - 2003 годы

Минэкономразвития России

6.

Разработка предложений по оптимизации условий для развития внутреннего, в том числе детско-юношеского, туризма

2002 - 2003 годы

Минэкономразвития России

Минтруд России


II. Межведомственная и межрегиональная координация, совершенствование туристической инфраструктуры


7.

Создание межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях улучшения межотраслевой и межрегиональной координации в этой области (в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на государственное управление)

2002 год

Минэкономразвития России

8.

Оказание содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития туризма.

Разработка профильных разделов в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

9.

Формирование реестра федеральной (в том числе долевой) собственности в области туристической индустрии и осуществление мер по ее эффективному использованию

2002 - 2005 годы

Минимущество России Минэкономразвития России

10.

Проведение комплекса работ по признанию прав собственности Российской Федерации на объекты туризма и санаторно-курортного комплекса, находящиеся на территории Украины, Грузии, Республики Казахстан и Республики Молдова, строительство которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также собственных средств предприятий и организаций бывшего республиканского и бывшего союзного подчинения

2002 - 2005 годы

Минимущество России Минэкономразвития России

МИД России

Управление делами Президента Российской Федерации

11.

Создание межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии с целью разработки системы учета туристических средств размещения и оформления прав на них, а также обеспечения контроля за использованием и сохранностью имущества на основе проведения полной инвентаризации объектов государственной собственности в сфере туризма (в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на государственное управление)

2002 - 2003 годы

Минимущество России Минэкономразвития России

Управление делами Президента Российской Федерации

12.

Разработка программы создания национальных гостиничных цепей на территории Российской Федерации

2002 год

Минэкономразвития России


III. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках


13.

Разработка и реализация рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создание циклов теле- и радиопрограмм в России и за рубежом, а также проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации. Организация ознакомительных поездок по России для иностранных журналистов

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

14.

Издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции о туристических возможностях России

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

15.

Участие в крупнейших международных туристических выставках путем создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации. Организация презентаций на международных туристических выставках туристических возможностей России

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

16.

Содействие субъектам Российской Федерации в организации и проведении региональных и межрегиональных туристических выставок-ярмарок в России

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

17.

Поддержка и обновление официального туристического Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

18.

Проведение маркетинговых исследований в области въездного и внутреннего туризма в России

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

19.

Разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию статистики в сфере туризма в соответствии с международными требованиями, в том числе:

совершенствование системы государственного статистического учета и отчетности в отраслях, непосредственно относящихся к сфере туристической индустрии, в соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации;

совершенствование ведомственного статистического наблюдения, касающегося международного и внутреннего туризма, а также внешнеторгового оборота в области туризма;

разработка методологии внедрения сателлитных счетов в рамках системы национальных счетов, учитывающих показатели смежных отраслей и позволяющих определить совокупный вклад туризма в отечественную экономику

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

Госкомстат России

ФПС России


IV. Повышение качества обслуживания в сфере туризма, подготовка кадров


20.

Разработка и введение в установленном порядке новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения

2002 - 2003 годы

Минэкономразвития России

21.

Разработка нормативных актов, регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения

2002 год

Минэкономразвития России

22.

Разработка предложений по перечню профессий, направлений подготовки и специальностей работников туристической индустрии в целях совершенствования профильного туристического образования. Совершенствование существующих квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристической индустрии и разработка на их основе новых образовательных стандартов для подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма

2002 - 2003 годы

Минэкономразвития России Минобразование России

Минтруд России

23.

Формирование при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма базы данных учебных заведений, специализирующихся на подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса

2002 - 2003 годы

Минэкономразвития России

Минобразование России

24.

Изучение потребностей учреждений туристического и гостиничного бизнеса в специалистах различного профиля

2002-2005 годы

Минэкономразвития России

Минтруд России

Минобразование России


V. Международное сотрудничество


25.

Активизация работы представительств по туризму за рубежом в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации (без увеличения численности работников загранаппарата Минэкономразвития России)

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

26.

Совершенствование визовой политики России в отношении иностранных государств (групп государств), безопасных в миграционном отношении, а также усиление контроля за выдачей виз туристам, следующим из государств, опасных в миграционном отношении

2002 - 2005 годы

МИД России

Минэкономразвития России

ФПС России

МВД России

27.

Подготовка к подписанию межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в области туризма с зарубежными странами. Осуществление деятельности рабочих групп в рамках межправительственных комиссий по туризму. Участие в работе Совета стран Содружества Независимых Государств по туризму

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

28.

Аккредитация представительств иностранных юридических лиц и их филиалов, осуществляющих деятельность в сфере туризма на территории Российской Федерации

2002 - 2005 годы

Минюст России

Минэкономразвития России

29.

Подготовка проекта документа о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках с целью отделения коммерческих торговых поездок от туристических поездок

2002 год

Минэкономразвития России

МИД России

ФПС России

МВД России

30.

Подготовка предложений по решению вопроса о ликвидации дискриминационных тарифов на услуги российских организаций, связанные с пребыванием иностранных туристов в России

2002 год

Минэкономразвития России

Минюст России

31.

Участие в работе по подготовке вступления России во Всемирную торговую организацию

в соответствии с планом работы

Минэкономразвития России

32.

Укрепление позиций России на мировом туристическом рынке в рамках работы в составе Исполнительного совета Всемирной туристской организации и ее Комиссии для Европы

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

33.

Сотрудничество с программой Европейского союза по оказанию содействия Содружеству Независимых Государств по реализации проектов в области нормативно-правового, рекламно-информационного обеспечения и подготовки кадров для сферы туризма

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

34.

Сотрудничество с Организацией экономического сотрудничества и развития и Организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в сфере привлечения инвестиций для развития туристических средств размещения в России и подготовки кадров в сфере туризма

2002 - 2005 годы

Минэкономразвития России

Минфин России

МИД России


Одобрена Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г., направленная на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии. Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Основной задачей развития туризма в РФ признается создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. Предусмотрен широкий перечень мер для достижения данной цели, в частности, введение финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности, создание благоприятного инвестиционного климата, совершенствование визовой политики и др.



Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р


Текст распоряжения опубликован в "Российской газете" от 24 июля 2002 г. N 134, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2902


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.