Постановление Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"

Постановление Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"


В целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в организации деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей" согласно приложению.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) домов-интернатов для детей с физическими недостатками использовать Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей", утвержденные настоящим постановлением.


Министр труда и социального развития
Российской Федерации

А.Починок


Приложение

к постановлению Минтруда РФ

от 8 августа 2002 г. N 54


Методические рекомендации
по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"


I. Общие положения


1.1. Настоящие рекомендации разработаны на основании Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4872), Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3198) для оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в организации деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей.

1.2. Государственное (муниципальное) учреждение социального обслуживания "Дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - Учреждение) рекомендуется создавать в целях предоставления в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям (далее - дети-инвалиды), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

1.3. Учреждение создается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, и действует на основании устава, утверждаемого учредителем.

При подготовке устава Учреждения рекомендуется использовать Рекомендации по подготовке уставов государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, утвержденные постановлением Минтруда России от 28 декабря 2000 г. N 93.


II. Основные направления деятельности Учреждения


2.1. Деятельность Учреждения направлена на социальное обслуживание детей-инвалидов, в связи с чем Учреждение осуществляет:

- предоставление социальных услуг детям-инвалидам в целях создания для них благоприятных условий жизнедеятельности;

- реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;

- мероприятия по социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество;

- организацию ухода за детьми-инвалидами, досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

- организацию физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей;

- социальную, психологическую или иную помощь родителям (законным представителям) детей-инвалидов для ликвидации трудной жизненной ситуации;

- защиту прав и законных интересов детей-инвалидов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- организацию образования детей-инвалидов с учетом их физических возможностей и умственных способностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2. При социальном обслуживании детей-инвалидов рекомендуется использовать средства малой механизации и средства самообслуживания, которые позволят:

- повысить качество обслуживания, содержания и ухода за детьми-инвалидами;

- использовать прогрессивные формы и методы работы по социальному обслуживанию детей-инвалидов;

- облегчить труд обслуживающего персонала по уходу за тяжело больными детьми и привить детям-инвалидам навыки самообслуживания;

- использовать новые реабилитационные технологии, повышающие результативность реабилитационного процесса детей-инвалидов.

2.3. В Учреждении могут создаваться следующие структурные подразделения: приемное отделение, отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, отделение социально-трудовой реабилитации, отделение социально-консультативной помощи, отделение милосердия, группа дневного пребывания и другие отделения, отвечающие целям и задачам Учреждения.

2.3.1. Приемное отделение Учреждения предназначается для:

- осуществления первичного и, при необходимости, последующего приема детей-инвалидов в Учреждение, выявления имеющихся у них потребностей в социальных услугах, направления в соответствующие функциональные подразделения Учреждения;

- создания банка данных о детях-инвалидах, обратившихся в Учреждение за помощью, осуществления обмена необходимой информацией с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями;

- осуществления анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, обслуживаемой Учреждением.

2.3.2. Отделение медико-социальной реабилитации Учреждения предназначается для:

- освоения и использования традиционных и новых эффективных методик и технологий в проведении реабилитационных мероприятий;

- направления детей-инвалидов при необходимости и по согласованию с органами здравоохранения в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи;

- обеспечения взаимодействия специалистов отделения с родителями (законными представителями) детей-инвалидов для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей-инвалидов в семье, осуществления их обучения основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыкам и умениям для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- проведения лечебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми-инвалидами.

2.3.3. Отделение психолого-педагогической помощи Учреждения предназначается для:

- оказания практической помощи в организации обучения детей-инвалидов, разработки, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей-инвалидов, образовательных программ;

- проведения психолого-коррекционной работы с детьми-инвалидами;

- подготовки и проведения мероприятий по организации досуга детей-инвалидов вместе с их родителями (законными представителями), проведения медико-социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов;

- обучения детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации;

- организации игротерапии детей-инвалидов;

- проведения развернутой диагностики психического развития детей-инвалидов с целью определения форм и методов психокоррекционной работы.

2.3.4. Отделение социально-трудовой реабилитации Учреждения предназначается для:

- проведения мероприятий по оказанию психолого-профориентационных услуг детям-инвалидам;

- проведение мероприятий, способствующих развитию и освоению детьми-инвалидами профессиональных навыков и умений;

- организации трудотерапии и предпрофессионального трудового обучения детей-инвалидов на базе учебно-производственных мастерских Учреждения исходя из местных условий;

- решения вопросов будущего трудоустройства детей-инвалидов на специализированные предприятия для инвалидов в установленном порядке.

2.3.5. Отделение социально-консультативной помощи Учреждения предназначается для:

- консультирования родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности детей-инвалидов с ограничениями в развитии;

- оказания социально-консультативной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, по вопросам социально-правовой защиты и обеспечения их жизнедеятельности.

2.3.6. Отделение милосердия Учреждения предназначается для:

- организации реабилитационных групп, объединяющих детей-инвалидов с учетом их возраста и тяжести заболевания;

- осуществления деятельности реабилитационных групп на основе индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.

2.3.7. Группа дневного пребывания Учреждения предназначается для:

- реализации индивидуальных программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;

- обеспечения режима временного содержания детей-инвалидов с учетом семейных обстоятельств и интересов детей-инвалидов.

2.4. Для оказания помощи в деятельности Учреждения может быть создан попечительский совет, порядок выборов и компетенция которого определяется уставом Учреждения, одним из направлений деятельности которого является привлечение территориальных общественных объединений, организаций, фондов к решению проблем детей-инвалидов, проживающих в Учреждении.

2.5. Штатное расписание вышеперечисленных отделений рекомендуется составлять в соответствии с Примерным штатным расписанием, предусмотренным приложением к настоящим Методическим рекомендациям.


III. Порядок приема, содержания и выписки из Учреждения детей-инвалидов


3.1. В Учреждение принимаются дети-инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации.

3.2. Не принимаются в Учреждение дети-инвалиды, страдающие по заключению медицинских учреждений психическими, онкологическими, кожно-венерологическими и другими формами инфекционных заболеваний, требующих лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях.

3.3. Дети-инвалиды принимаются в Учреждение на постоянное, временное (на срок до 6 месяцев), пятидневное в неделю проживание и дневное пребывание. Социально-реабилитационная работа с родителями (законными представителями) проводится в течение всего срока проживания или пребывания детей-инвалидов в Учреждении.

3.4. Основанием для помещения в Учреждение является путевка, выданная органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Путевка для помещения ребенка-инвалида может выдаваться на основании заявления его родителей (законных представителей).

3.5. На каждого проживающего в Учреждении заводится личное дело, в котором хранятся: путевка; история болезни, к которой приобщается медицинская карта; справка из учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; индивидуальная программа реабилитации, амбулаторная карта, поступившая из медицинского учреждения, все медицинские и другие документы со времени нахождения ребенка-инвалида в Учреждении.

3.6. Стационарное обслуживание детей-инвалидов осуществляется на платной основе, включающей затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1571).

Плата производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между родителями ребенка-инвалида (законными представителями) и Учреждением в соответствии с Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формой примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденными постановлением Минтруда России от 17 мая 2002 г. N 35.

3.7. Детям-инвалидам, за счет денежных средств их родителей (законных представителей), могут предоставляться дополнительные платные или частично оплачиваемые услуги (по индивидуальному уходу и питанию, лечению и другие) перечень и стоимость которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

3.8. Временное выбытие ребенка-инвалида из Учреждения осуществляется только по заявлению родителей (законных представителей) и с согласия директора Учреждения на срок не более трех месяцев или на период каникул.

3.9. При выписке из Учреждения ребенка-инвалида выдаются личные вещи ребенка-инвалида и ценности, хранившиеся в Учреждении, а также справка с указанием времени пребывания в Учреждении, медицинские и другие документы, имеющиеся в личном деле ребенка-инвалида и не подлежащие дальнейшему хранению в Учреждении.


Приложение

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

государственного муниципального) учреждения

"Дом-интернат для умственно отсталых детей"


Примерное штатное расписание государственного (муниципального) учреждения "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (из расчета на 200 детей-инвалидов)


N Должность Количество штатных единиц
1. Директор Учреждения 1
2. Заместитель директора Учреждения 4
3. Главный бухгалтер 1
4. Бухгалтер 2
5. Кассир 1
6. Делопроизводитель 1
7. Инженер 1
8. Начальник отдела кадров 1
9. Инспектор по кадрам 1
10. Заведующий прачечной 1
11. Заведующий складом 2
12. Заведующий хозяйством 1
13. Агент по снабжению 1
14. Библиотекарь 1
15. Культорганизатор 1
16. Музыкальный руководитель 1
17. Парикмахер 2
18. Шеф-повар 1
19. Повар 6
20. Кухонный рабочий 9
21. Буфетчик 15
22. Дезинфектор 1
23. Лифтер 5
24. Техник 1
25. Рабочие прачечной 5
26. Швея по ремонту одежды 3
27. Экспедитор 1
28. Грузчик 1
29. Гардеробщик 2
30. Сестра-хозяйка 1
31. Кладовщик 1
32. Секретарь-машинистка 1
33. Подсобный рабочий 10
34. Слесарь-электрик по ремонту
электрооборудования
0,5
35. Слесарь-сантехник 0,5
36. Столяр 1
37. Электромонтер по обслуживанию
подстанции
1 - при наличии
собственной
электроподстанции
38. Уборщик служебных помещений Расчет производится исходя
из площади помещений и
утвержденной нормы на 1
человека
39. Сторож (вахтер) 4, 5 - при круглосуточном
режиме работы по 1 челове-
ку в смену
40. Уборщик территорий Расчет производится исходя
из площади территории и
утвержденной нормы на 1
человеку
41. Конюх 1 - при наличии гужевого
транспорта
42. Садовник 1 - при наличии фруктового
участка и зеленых
насаждений, площадью не
менее 1,5 га
43. Возчик (при вывозе нечистот) 1 - при отсутствии
канализации
44. Машинист насосных установок 4, 5 - при круглосуточном
режиме работы по 1
человеку в смену
45. Водитель 4
46. Рабочие по обслуживанию котельной Расчет производится по
нормативам работников
котельных - при наличии
собственной котельной
II. Приемное отделение
1. Заведующий отделением 1
2. Оператор электронно-вычислительной
машины
1
3. Специалист по социальной работе 1
4. Социальный работник 1
5. Медицинская сестра 1
III. Отделение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов
(наполняемость групп - не более 12 детей-инвалидов)
1. Заведующий отделением 1
2. Психиатр 1
3. Врач-терапевт 2
4. Стоматолог 0,5
5. Психолог 2
6. Главная медицинская сестра 1
7. Врач-педиатр 1
8. Врач-физиотерапевт 1
9. Врач по лечебной физкультуре 1
10. Специалист по социальной работе
(на каждую реабилитационную группу
1
11. Инструктор-методист по лечебной
физкультуре
1 на 75 детей-инвалидов,
самостоятельно
передвигающихся
12. Медицинская сестра 1 на 30 коек
13. Медицинская сестра (по диетпитанию) 2
14. Медицинский дезинфектор 1
15. Сестра-хозяйка 1
16. Медицинская сестра (процедурная, по
массажу)
2
17. Медицинская сестра (стерилизационная) 1
18. Фармацевт 1
19. Санитарка (мойщица) (на каждую
реабилитационную группу)
2
20. Социальный работник (на каждую
реабилитационную группу)
1
21. Социальный педагог 1
22. Педагог-дефектолог 1
23. Медицинская сестра
(физиотерапевтические процедуры)
1
IV. Отделение психолого-педагогической помощи
1. Заведующий отделением 1
2. Специалист по социальной работе 2
3. Психолог 1
4. Врач-психотерапевт 1
5. Логопед 3
6. Педагог дополнительного образования Согласно учебному плану
(при нагрузке на учителя
20 часов в неделю)
7. Учитель (по каждому предмету) согласно учебному плану
(при нагрузке на учителя
20 часов в неделю)
8. Методист 1
9. Воспитатель 2,5 на группу
(наполняемость группы не
более 12 детей-инвалидов)
10. Социальный педагог 1
V. Отделение социально-трудовой реабилитации
1. Заведующий отделением 1
2. Специалист по социальной работе 1
3. Социальный педагог 1
4. Социальный работник 1
5. Психолог 1
6. Инструктор по труду 1 на каждую учебную группу
VI. Отделение социально-консультативной помощи
1. Заведующий отделением 1
2. Специалист по социальной работе 3
3. Юрисконсульт 1
VII. Отделение милосердия
(из расчета на 5 реабилитационных групп по 5 человек)
1. Заведующий отделением 1
2. Медицинская сестра (по диетпитанию) 1
3. Старшая медицинская сестра 1
4. Медицинская сестра (по массажу) 2
5. Младший медицинский персонал (младшая
медицинская сестра по уходу за
больными, санитарка (мойщица), сестра
- хозяйка)
22
6. Инструктор-методист по лечебной
физкультуре
1
7. Буфетчик 1 на 10 коек
8. Уборщик 1 на 10 коек
VIII. Группа дневного пребывания
(из расчета на 30 детей-инвалидов)
1. Заведующий отделением 1
2. Специалист по социальной работе 1
3. Социальный педагог 1
4. Воспитатель 1
5. Психолог 1
6. Инструктор-методист по лечебной
физкультуре
1
7. Медицинская сестра (по массажу) 1
8. Санитарка (мойщица) 3
9. Музыкальный руководитель 1

Примечание. Директор Учреждения, исходя из производственной необходимости и по согласованию с учредителем, может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат Учреждения должности, не предусмотренные штатным расписанием, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из соответствующего бюджета на эти цели.



Постановление Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"


Текст постановления опубликован в журнале "Социальный мир", 26 августа - 1 сентября 2002 г., N 21, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2002 г., N 8


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.