Решение Государственной комиссии по электросвязи при Минсвязи РФ от 28 июня 2002 г. N 44 "О состоянии и перспективах развития систем спутниковой связи и вещания Российской Федерации"

Решение Государственной комиссии по электросвязи при Минсвязи РФ от 28 июня 2002 г. N 44
"О состоянии и перспективах развития систем спутниковой связи и вещания Российской Федерации"


Заслушав и обсудив доклад руководителя Департамента радио, телевидения и спутниковой связи Минсвязи России Павлова В.И. и содоклад заместителя генерального директора НИИР Цирлина И.С., ГКЭС отмечает:

Основным документом, определявшим в последнее десятилетие задачи и направления развития спутниковой связи в Российской Федерации, являлась "Программа развития системы спутниковой связи и вещания Российской Федерации" (Программа "Россия"), подготовленная Минсвязи России и одобренная Правительством Российской Федерации в 1992 г.

Программой "Россия" устанавливалось, что в соответствии с общей концепцией развития ВСС России система спутниковой связи и вещания Российской Федерации должна включать в себя следующие три подсистемы:

- подсистему фиксированной спутниковой связи для обеспечения в структуре первичной сети ВСС России каналов и трактов международной, междугородной, внутризоновой и местной связи, в том числе для обеспечения надежной связи с удаленными и труднодоступными районами;

- подсистему подвижной связи с различными абонентами как в пределах территории Российской Федерации, так и с обеспечением возможности связи в глобальном масштабе;

- подсистему многопрограммного телевизионного и радиовещания, в том числе непосредственного телевизионного вещания, с охватом всей территории Российской Федерации программами федерального, регионального и местного телерадиовещания.

Программой предусматривалось: модернизация и существенное наращивание ресурса системы, повышение надежности ее функционирования, в том числе в чрезвычайных ситуациях. В рамках указанной программы предусматривалось создание и запуск, взамен используемых космических аппаратов (КА) серии "Горизонт", космических аппаратов нового поколения "Экспресс", "Галс", "Галс-Р", "Аркос", "Маяк". Для восполнения и наращивания действующей орбитальной группировки предусматривалось ежегодно запускать не менее 2-х новых космических аппаратов.

В связи со сложившейся экономической ситуацией в России основные программные мероприятия оказались невыполненными. В период с 1996 по 1999 год не проводилось ни одного запуска.

Предусмотренная Программой "Россия" разработка и создание отечественной системы подвижной спутниковой связи "Марафон" на базе специализированных космических аппаратов "Аркос" и "Маяк" в силу длительности выполнения работ и устаревших технических решений утратили актуальность и прекращены.

Работы по созданию перспективного космического аппарата "Гало-Р16" для организации непосредственного телевизионного вещания до настоящего времени не обеспечены финансированием.

В связи со сложившейся ситуацией в области спутниковой связи Правительством Российской Федерации было принято постановление от 01.02.2000 N 87, которым одобрена "Программа экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения".

Благодаря принятым мерам в период с 2000 по 2001 год было обеспечено производство и запуск 4-х космических аппаратов ("Экспресс-А2", "Экспресс-А3", "Горизонт-45" и "Экран-М" N 18). Указанные запуски позволили частично восполнить и одновременно провести перегруппировку космических аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите, что, в свою очередь, позволило снять возникшую напряженность в обеспечении устойчивой работы спутниковой связи и вещания, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Таким образом, к началу 2002 г. российская орбитальная группировка государственного назначения состоит из 10 космических аппаратов ("Экспресс" - 1, "Экспресс-А" - 2, "Горизонт" - 6, "Экран-М" - 1).

Космические аппараты серии "Горизонт" (5 из 6) работают за пределами гарантийных сроков и не обеспечивают надлежащие параметры основных эксплуатационных характеристик (стабильность удержания на орбите и выходная мощность ретранслятора).

Весь орбитально-частотный ресурс, обеспечиваемый действующей космической группировкой спутников связи находится в хозяйственном ведении и эксплуатационном обслуживании у ФГУП "Космическая связь", в составе которого также имеется 5 центров космической связи - телепортов и центр управления космическими аппаратами.

В настоящее время ФГУП "Космическая связь" обеспечивается около 70% потребностей фиксированной спутниковой связи. В связи с чем для обеспечения работы сетей спутниковой связи на территории Российской Федерации активно используется ресурс международных организаций "Интелсат" и "Евтелсат". Кроме того, для обеспечения спутниковой связи и вещания используется часть ресурса космического аппарата "Ямал-100", запущенного в 1999 г. в орбитальную позицию 90 град.в.д. и находящегося в хозяйственном ведении и эксплуатационном обслуживании ОАО "Газком", а также космического аппарата LMI-1, принадлежащего компании "Локхид-Мартин-Интерспутник", и космический аппарат "Бонум-1", принадлежащий ЗАО "Бонум".

Подвижная спутниковая связь в настоящее время может обеспечиваться в интересах президентской и правительственной связи с использованием ретрансляторов в L-диапазоне, установленных на действующих космических аппаратах "Горизонт" с учетом последующего перехода на аппараты серии "Экспресс-АМ".

Действующая низкоорбитальная космическая система связи "Гонец", созданная по заказу Росавиакосмоса, обладает ограниченными возможностями по обеспечению связи с подвижными объектами из-за незавершенности разработки и медленных темпов развития космической группировки.

Для обеспечения связи с подвижными объектами достаточно активно используют средства системы "Инмарсат".

Заявленные в начале 90-х годов рядом российских предприятий проекты создания коммерческих систем подвижной спутниковой связи "Сигнал", "Эликон-Стир", "Ростелесат" с использованием, главным образом, конверсионных разработок, оказались нереализованными из-за трудностей в финансировании и жесткой конкуренции со стороны зарубежных систем.

Наряду с указанным Минсвязи России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти решает в установленном действующими нормативно-правовыми документами порядке вопросы допуска и использования на территории Российской Федерации услуг связи зарубежных систем глобальной подвижной спутниковой связи "Иридиум", "Глобалстар", "Орбкомм", ICO, "Турайя". В настоящее время в коммерческой эксплуатации находится пока только российский сегмент системы "Глобалстар".

Распределение федеральных программ телерадиовещания (ОРТ и ВГТРК) обеспечивается с использованием стволов космических аппаратов "Горизонт", "Экспресс" и "Ямал-100" действующей космической группировки с охватом 98,9% и 96,7% территории России соответственно.

Кроме того, действует система спутникового телевизионного вещания "Москва-Глобальная", которая распределяет программу ОРТ на сеть загранучреждений МИД России более чем в 100 странах. Для этого используется один космический аппарат "Горизонт" (96,5 град.в.д.) и космический аппарат "Экспресс" (14 град.з.д.).

Вместе с тем отсутствует необходимый ресурс для распределения ряда новых федеральных и межрегиональных программ.

Региональное телерадиовещание обеспечивается с использованием ресурсов космических аппаратов "Экспресс", "Ямал-100", а также международных организаций "Интелсат" и "Евтелсат".

Реальные потребности развития регионального телерадиовещания и по распределению коммерческих телепрограмм в должной мере не обеспечиваются.

Непосредственное телевещание обеспечивается с использованием космических аппаратов "Экран-М" и Eutelsat W4 в точке 36 град.в.д. Кроме того, в точке геостационарной орбиты 56 град.в.д. находится космический аппарат "Бонум-1" производства американской фирмы "Хьюз", предназначенный для передачи программ телевидения на территории Сибири.

Требует специального рассмотрения и решения вопрос о возможности использования для обеспечения непосредственного телевизионного вещания резервного космического аппарата "Экран-М" N 17, находящегося на хранении на космодроме Байконур.

Перспективы дальнейшего развития спутниковой связи определены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.01 N 626 "О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения". Указанным постановлением уточнена Федеральная космическая программа России до 2005 года и определены конкретные меры по государственной поддержке производства в период 2002 - 2005 годы и запуска 7 современных космических аппаратов серии "Экспресс-АМ". Каждый КА, запущенный в производство, будет иметь свою конфигурацию, разработанную под удовлетворение потребностей заказчиков и с учетом востребованности новых видов услуг. В результате реализации указанной Программы будет увеличен спутниковый ресурс орбитальной группировки до 227 транспондеров.

При этом орбитально-частотный ресурс, закрепленный за Российской Федерацией, будет задействован в С-диапазоне на 67% и в Ku-диапазоне - на 72% и тем самым будет снята напряженность в возможности занятия наших позиций зарубежными операторами.

В соответствии с этой Программой в мае текущего года завершены работы по производству и комплексным испытаниям спутника связи серии "Экспресс-А" N 4 с полезной нагрузкой фирмы "Алкатель". Этот аппарат оснащен спецретранслятором для подвижной президентской и правительственной связи. Его запуск с космодрома осуществлен 10 июня текущего года. В 2003 г. планируется запуск 1 КА "Экспресс-АМ", в 2004 г. - 3 КА "Экспресс-АМ" и в 2005 г. - 2 КА "Экспресс-АМ". Общая стоимость Программы составляет 846 млн. долларов США, включая 257 млн. долларов США выплат в виде процентов за полученные кредиты.

Одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 N 87 "Программа экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восстановления и развития российских систем спутниковой связи и вещания государственного назначения", способствовала активизации деятельности ведущих российских предприятий ракетно-космического комплекса по реализации ряда коммерческих проектов создания современных космических аппаратов различного назначения с использованием передовых российских и иностранных технологий.

ГКНПЦ им.Хруничева за счет собственных средств ведется разработка малого космического аппарата "Диалог" с возможностью его вывода на геостационарную орбиту с помощью ракет-носителей легкого класса "Рокот" и "Ангара", а также в варианте группового запуска или в качестве дополнительной нагрузки с помощью ракеты-носителя тяжелого класса.

В соответствии с Федеральной космической программой России на 2001 - 2005 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2000 N 288, РКК "Энергия" им.С.П.Королева по заказу ОАО "Газком" выполняются работы по созданию современных космических аппаратов связи среднего класса "Ямал-200", первые два из которых планируется запустить в 2003 г. одной ракетой-носителем.

НПО ПМ им.Академика Решетнева по заказу ЗАО "Зонд-Холдинг" завершило разработку технических предложений по созданию сверхмалого космического аппарата связи "Гном", выводимого на геостационарную орбиту в качестве дополнительной нагрузки к "тяжелому" аппарату.

НТС Росавиакосмоса в апреле с.г. одобрены технические решения по созданию космического аппарата "Гном" и рекомендовано включить его в установленном порядке в Федеральную космическую программу России на 2001 - 2005 гг.

ЗАО НПО "Кросна" выполняет работы по созданию Российской региональной системы спутниковой мобильной (персональной) связи "Садко", системный проект которой был рассмотрен и одобрен ГКЭС в апреле 2001 г. Работа системы "Садко" будет обеспечиваться на базе использования современных космических аппаратов на геостационарной орбите, бортовой комплекс которых будет иметь раскрываемую многолучевую антенну и обеспечивать повышенную энергетику абонентских радиолиний.

ФГУП "Космическая связь" в I квартале 2002 г. закончена разработка системного проекта создания "Спутниковой мультисервисной телекоммуникационной сети Дальневосточного федерального округа", который рассмотрен и одобрен ГКЭС в мае с.г. Полученный опыт развертывания и работы указанной сети может послужить основой для создания аналогичных сетей и в других федеральных округах.

ФГУП "Космическая связь" проводит работы по реализации проекта создания сетей спутниковой связи в Северо-Восточном регионе для замены тропосферных радиорелейных линий связи ОАО "Ростелеком".

В настоящее время на территории Российской Федерации работают около 2000 станций спутниковой связи типа VSAT, что составляет не более 0,3% от общего количества работающих станций VSAT в мире.

Для создания наземных сетей спутниковой связи используются в основном зарубежные VSAT станции таких фирм, как Huhges, NEC, Gilat. В настоящее время отсутствуют рекомендации и типовые решения по использованию VSAT станций отечественного производства. Имеющийся опыт эксплуатации выделенной сети спутниковой связи Банка России на базе отечественных станций типа "Стела" показывает ее высокую экономическую и эксплуатационную эффективность.

В соответствии с решением ГКЭС подготовлен "План мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы для обеспечения развития в России спутниковых сетей VSAT на базе малых и больших земных станций", который утвержден Министрам Российской Федерации по связи и информатизации. Выполнение запланированных мероприятий будет способствовать упрощению получения необходимых разрешительных документов на развертывание земных сегментов спутниковой связи.

В I квартале 2002 г. отраслевыми научно-исследовательскими и проектными институтами связи (ЦНИИС - головной) закончена научно-исследовательская работа "Маркетинговые исследования потребностей спутникового ресурса Российской Федерации. Требования к созданию перспективных систем спутниковой связи и вещания на период до 2010 года".

В результате выполненных исследований было определено, что в ближайшие годы потребности в спутниковой связи должны возрасти в 2 - 3 раза для обеспечения передачи всех видов трафика. Для реализации указанных задач были подготовлены следующие основные рекомендации:

- космическая группировка для систем спутниковой связи и вещания Российской Федерации должна формироваться на сочетании использования тяжелых, средних и малых космических аппаратов, которые должны размещаться как на геостационарной орбите, так и на эллиптических и круговых орбитах (средне- и низковысотных);

- бортовые радиотехнические комплексы космических аппаратов связи должны обладать многофункциональностью, высокой энергетикой и длительными сроками активного существования;

- в системах спутниковой связи и вещания должны найти применение современные технологии обработки сигналов и их коммутация на борту, межспутниковая связь;

- должна проводиться гибкая тарифная политика по использованию орбитально-частотного спутникового ресурса, с тем чтобы обеспечить ускоренное развитие наземных сегментов спутниковой связи.

ГКЭС решила:

1. Принять к сведению информацию, содержащуюся в докладах и выступлениях участников заседания ГКЭС.

2. Отметить, что системы спутниковой связи являются важнейшей компонентой телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации.

В ближайшие годы будет усиливаться тенденция роста потребностей в услугах спутниковой связи, особенно при создании системы универсального обслуживания в России и реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия", для обеспечения доступа к национальным и глобальным информационным сетям, расширения непосредственного телевизионного вещания, а также для предоставления услуг подвижной персональной спутниковой связи на всей территории Российской Федерации, в том числе в приполярных районах.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 N 87 успешно завершен первый этап восполнения национальной орбитальной группировки спутников связи и вещания. В период с 1999 по июнь 2002 года осуществлены запуски на геостационарную орбиту 7 космических аппаратов общей емкостью 78 транспондеров, в том числе: три КА - "Экспресс-А" (51 транспондер), "Горизонт-45" (8 транспондеров), "Экран-М" (1 транспондер), "Ямал-100" (10 транспондеров), "Бонум-1" (8 транспондеров), а также трех космических аппаратов "Гонец-Д1" на низкую круговую орбиту высотой 1500 км.

В ходе второго этапа 2002 - 2005 гг. планируется завершение обновления и развитие орбитальной группировки, в результате этого 6 космических аппаратов серии "Горизонт" будут заменены на перспективные КА серии "Экспресс-АМ". Кроме того, в соответствии с Федеральной космической программой России на 2001 - 2005 годы предусматривается производство и запуск 4-х космических аппаратов "Ямал-200".

Таким образом, на дуге геостационарной орбиты от 14 град.з.д. до 145 град.в.д. будут функционировать современные спутники связи и вещания, одновременно с этим будет обеспечена защита российского орбитально-частотного ресурса.

3. Рекомендовать членам ГКЭС усилить контроль, в части касающейся, и оказывать содействие по выполнению Федеральной космической программы России на 2001 - 2005 годы, а также "Программы экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 N 87, и мероприятий, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.01 N 626 "О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения".

4. Принять к сведению информацию о проводимых ФГУП "Космическая связь", НПО ПМ им.Академика Решетнева, ГКНПЦ им.Хруничева, ОАО "Газком", ЗАО НПО "Кросна", ЗАО "Зонд-Холдинг" работах по реализации коммерческих проектов создания космических аппаратов связи различного назначения, направленных на дальнейшее восполнение и развитие российской орбитальной группировки и на более эффективное использование скоординированных орбитально-частотных планов Российской Федерации, а также способствующих расширению международного сотрудничества в области развития современных услуг спутниковой связи и космических технологий. Признать актуальность и важность успешной реализации указанных проектов в заявленные сроки.

5. Рекомендовать ЦНИИС внести на рассмотрение НТС Минсвязи России научно-исследовательскую работу "Маркетинговые исследования потребностей спутникового ресурса Российской Федерации. Требования к созданию перспективных систем спутниковой связи и вещания на период до 2010 года".

Одобрить предложение о привлечении к участию в подготовке и проведении заседания НТС представителей от Минобороны России и МПТР России.

В рамках проведения указанного заседания НТС целесообразно рассмотреть предложения по уточнению Концепции развития систем спутниковой связи и вещания Российской Федерации на период до 2015 года, включая перспективы развития подвижной персональной спутниковой связи и непосредственного телевизионного вещания в Российской Федерации.

Поручить члену ГКЭС Рудакову В.В. включить в План работы ГКЭС на 2003 г. рассмотрение результатов указанной НИР.

6. Рекомендовать членам ГКЭС заинтересованных министерств и ведомств, осуществляющих государственный заказ на использование услуг спутниковой связи и/или аренду российского орбитально-частотного ресурса, предусматривать своевременное согласование с Минэкономразвития России и Минфином России своих бюджетных заявок для их включения в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и в последующие годы.

7. Считать приоритетным развитие отечественных спутниковых технологий и необходимость усиления внимания развитию земных сегментов спутниковой связи.

7.1. Рекомендовать ДРТС Минсвязи России (Павлов В.И.) организовать в установленном порядке выполнение в 2003 г. отраслевыми научно-исследовательскими организациями комплексной НИР по уточнению задач, роли и места спутниковой связи в ЕСС России и определению долгосрочных перспектив и направлений развития спутниковых технологий для решения указанных задач.

Поручить членам ГКЭС решить вопрос об участии в выполнении указанной НИР подведомственных научно-исследовательских организаций.

7.2. Принять предложения о включении в план работы ГКЭС на 2003 г. рассмотрение вопроса "Об опыте создания и организации работы сети спутниковой связи Банка России на базе спутниковых станций типа VSAT отечественного производства и мерах по активизации развития спутниковых сетей на территории Российской Федерации с использованием конкурентоспособных средств отечественного производства".

7.3. Поручить члену ГКЭС Матвееву А.С. с участием ДРТС и ДНСИ Минсвязи России обеспечить завершение в IV квартале 2002 г. выполнение "Плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения развития в России спутниковых сетей VSAT на базе малых и больших земных станций" с целью упрощения порядка, сокращения финансовых расходов и времени для получения разрешений на развертывание и ввод в эксплуатацию соответствующих объектов спутниковой связи.

8. Поручить ДРТС Минсвязи России (Павлову В.И.), члену ГКЭС Козлову В.И. определить возможность использования космического аппарата "Экран-М" N 17, находящегося на хранении на космодроме Байконур, и подготовить в IV квартале 2002 г. взаимно согласованное решение Минсвязи России и Росавиакосмоса о порядке и сроках приведения указанного аппарата в готовность к запуску с учетом обеспечения финансирования всех необходимых работ.


Председатель Государственной
комиссии по электросвязи

Л.Д.Рейман



Решение Государственной комиссии по электросвязи при Минсвязи РФ от 28 июня 2002 г. N 44 "О состоянии и перспективах развития систем спутниковой связи и вещания Российской Федерации"


Текст решения опубликован в журнале "СвязьИнформ", 2002 г., N 7


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.