Письмо Минтруда РФ от 14 февраля 2003 г. N 1085-ГК "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"

Письмо Минтруда РФ от 14 февраля 2003 г. N 1085-ГК
"О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"


В целях оказания методической помощи в организации работы стационарных учреждений социального обслуживания по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", Министерство труда и социального развития Российской Федерации направляет информационно-аналитический материал, подготовленный Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения.


Первый заместитель
Министра труда и социального развития
Российской Федерации

Г.Н.Карелова


Информационно-аналитический материал по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244
"О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" и мерах, принимаемых для улучшения условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания субъектов Российской Федерации


Одним из острых вопросов, требующих оперативного решения, в 2002 году являлся вопрос нормативного правового регулирования оплаты за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.

С целью его урегулирования и руководствуясь п.7 статьи 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Минтрудом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", который после его согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами 17 апреля 2002 года за N 244 был утвержден Правительством Российской Федерации. Существенной нормативной помощью, оказанной в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", явилось принятое 17 мая 2002 г. постановление Минтруда России N 35, прошедшее государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июля 2002 г. N 3511, которым утверждены форма примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и Положение о порядке заключения, изменения и расторжения таких договоров.

С момента принятия вышеназванных нормативных правовых документов Минтрудом России формировалась правоприменительная практика путем правовых консультаций и ответов на вопросы, возникающие в результате применения названных актов.

Для облегчения деятельности органов социальной защиты населения и стационарных учреждений социального обслуживания по разработке и заключению договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, определению структурной основы платы за стационарное обслуживание, механизма ее расчета, взимания и перечисления Министерством в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации направлены информационные письма (23 апреля 2002 г. N 2450-ГК, 30 мая 2002 г. N 3507-ГК, 8 июля 2002 г. N 4519-ГК, 15 ноября 2002 г. N 7639-ГК), проведены всероссийские селекторные совещания, семинары, выездные встречи. Кроме того, 30 сентября 2002 г. полномочным представителям Президента Российской федерации и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации были направлены обращения Министра труда и социального развития Российской Федерации А.П.Починка с просьбой провести углубленный анализ ситуации, сложившейся в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, и принять возможные дополнительные меры, направленные на улучшение условий жизнеобеспечения лиц, находящихся на социальном обслуживании (в части повышения уровня и качества питания, медицинского обслуживания, обеспечения мягким инвентарем, индивидуальными техническими средствами реабилитации и т.д.), а также при формировании бюджетов различных уровней на 2003 год предусмотреть в максимально возможном объеме бюджетное финансирование деятельности указанных учреждений и мероприятий по укреплению их материально-технической базы в рамках программ социально-экономического развития регионов и региональных целевых программ.

Согласно информации, поступившей от полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, мероприятия, предложенные Минтрудом России, будут учтены при разработке программ социально-экономического развития регионов.

Более того, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе К.Б.Пулковским # дано поручение главным федеральным инспекторам в субъектах федерации округа скоординировать работу территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и контрольных органов субъектов федерации по улучшению материального, социально-бытового и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Анализ информации, поступившей от органов социальной защиты населения 74 субъектов Российской Федерации о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" и мероприятиях, проведенных в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания по улучшению условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, позволяет Департаменту по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России отметить следующее.


Об организации нормативно-правового регулирования оплаты стационарного обслуживания гражданами пожилого возраста и инвалидами


В большинстве субъектов Российской Федерации в развитие вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации были приняты региональные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок расчета платы за стационарное обслуживание и осуществления контроля за использованием средств, поступающих в обеспечение платы за стационарное обслуживание регулирующие деятельность учреждений по заключению договоров о стационарном обслуживании, а также разработаны и утверждены формы договоров о стационарном обслуживании.

Во многих органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (Республике Татарстан, Красноярском крае, Владимирской, Ярославской областях и других субъектах) разработан и утвержден механизм исчисления и утверждения платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. В ряде регионов он продолжает оставаться в стадии утверждения.

В 2002 году в стационарных учреждениях социального обслуживания были проведены исследования, направленные на выявление настоящей потребности обслуживаемых граждан в организации питании# и обеспечения мягким инвентарем. В большинстве регионов были пересмотрены ранее утвержденные нормы питания и нормативы обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Расчет полной стоимости платы за стационарное обслуживание проводится по каждому стационарному учреждению социального обслуживания, с учетом действующих в регионе норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, и согласовывается с органом социальной защиты населения. В Липецкой области расчет полной стоимости платы за стационарное обслуживание по каждому учреждению согласовывается с управлением социальной защиты населения администрации Липецкой области и департаментом потребительского рынка и управления экономики администрации Липецкой области. Расчет платы за стационарное обслуживание прилагается к договору о стационарном обслуживании.

Формы примерных договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста разработаны и утверждены в Республиках Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Алтайском, Ставропольском краях, Московской, Нижегородской, Тюменской областях, г.Москве и других субъектах Российской Федерации. В Нижегородской области в разработке форм примерных договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов принимали участие руководители стационарных учреждений социального обслуживания. В Ростовской, Самарской областях, г.Москве и других регионах были подготовлены и направлены в стационарные учреждения социального обслуживания образцы документов, связанных с процедурой организации работы по заключению договоров о стационарном обслуживании и взимании платы за стационарное обслуживание: уведомления граждан о необходимости заключения договоров, заявления о порядке внесения платы за стационарное обслуживание, приложения к договору о стационарном обслуживании и т.д. Органами социальной защиты населения Ставропольского края, Иркутской, Калужской, Костромской областей были внесены дополнения и изменения, связанные с введением платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов и заключения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, в существующие порядки приема, проживания и выбытия граждан пожилого возраста и инвалидов из стационарных учреждений социального обслуживания. Доработаны типовые формы заявления о приеме граждан в стационарные учреждения социального обслуживания.


Об определении платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов


Практически во всех стационарных учреждениях социального обслуживания субъектов Российской Федерации ежемесячная плата за стационарное обслуживание определена в максимально допустимом размере - 75% от установленного размера пенсии обслуживаемых граждан, т.к. полная стоимость фактических затрат на стационарное обслуживание, исчисленная в учреждениях, значительно превышает размер платы, вносимый пенсионерами. При решении вопросов о размере ежемесячной платы за стационарное обслуживание администрации стационарных учреждений социального обслуживания учитывали мнение граждан, проживающих в учреждениях. В стационарных учреждениях социального обслуживания общего профиля Костромской области предельный размер платы за стационарное обслуживание установлен в размере 75% в соответствии с решениями общего собрания обслуживаемых граждан. В стационарных учреждениях социального обслуживания психоневрологического профиля области в принятии данного решения участвовали созданные при учреждениях опекунские (попечительские) советы.

Органами социальной защиты населения Калужской области в настоящее время рассматривается вопрос видовой дифференциации стационарных учреждений социального обслуживания с учетом вносимой гражданами платы за стационарное обслуживание. Будут предусмотрены условия повышенной комфортности для граждан, имеющих высокие пенсии и, соответственно, вносящих плату за стационарное обслуживание в более высоком размере. Подобный механизм уже действует в стационарных учреждениях социального обслуживания Томской области. Учитывая, что больше 80 процентов граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания области, получают пенсию в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе, было принято решение в случаях, когда размер пенсии обслуживаемых граждан превышает прожиточный минимум, установленный в регионе, в договоре о стационарном обслуживании предусматривать либо дополнительные услуги (предоставление более комфортных жилых помещений, дополнительного питания, обеспечение индивидуального ухода и т.д.), либо сумму платы устанавливать в размере, который равен среднему размеру платы, сложившемуся в регионе.


О заключении договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов


В настоящее время работа по заключению договоров о стационарном обслуживании с гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, в большинстве регионов практически завершена. В среднем договоры о стационарном обслуживании заключены с 90 - 99% граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Однако в Минтруд России не прекращают поступать от граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, обращения, свидетельствующие, что процесс заключения договоров продолжает для определенной части обслуживаемых оставаться проблемным. Так, 14 граждан, проживающих в Кызылском доме-интернате для ветеранов и инвалидов Республики Тыва, отказываются заключать договоры о стационарном обслуживании, мотивируя свой отказ тем, что Министерством внутренних дел Республики Тыва им был дан ответ о том, что удержания из установленного им размера пенсии проводились необоснованно, и постановление Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" противоречит Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающему осуществлять выплату пенсии в полном объеме. В этой связи по указанному вопросу Минтрудом России направлено подробное разъяснение в Министерство внутренних дел Российской Федерации по вопросу введения платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов и заключения договоров о стационарном обслуживании с просьбой довести его до сведений региональных органов.

По состоянию на 1 ноября 2002 года договоры о стационарном обслуживании заключены со всеми гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания Республик Адыгея, Бурятия, Саха (Якутия), Краснодарского края, Амурской, Архангельской, Брянской, Липецкой, Мурманской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Читинской областях.


О внесении платы за стационарное обслуживание гражданами пожилого возраста и инвалидами


Наибольшее количество граждан пожилого возраста и инвалидов, заключивших договоры о стационарном обслуживании, выбирают безналичную форму перечисления платы за стационарное обслуживание, как более удобную, простую и привычную им форму. В Чувашской Республике, Иркутской, Челябинской, Ярославской областях и других регионах органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и территориальными отделениями Пенсионного фонда разработаны совместные нормативные правовые документы (порядки, соглашения о сотрудничестве и т.п.), регламентирующие выплату и доставку части пенсий гражданам, проживающим в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.

В настоящее время Минтрудом России совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации прорабатываются варианты нормативного правового регулирования вопроса безналичного перечисления по заявлению пенсионеров части пенсии на счета стационарных учреждений социального обслуживания в обеспечение платы за стационарное обслуживание.

По мнению Минтруда России, вопросы, связанные с волеизъявлением пенсионера по распоряжению своей пенсией, являются предметом регулирования Правил выплаты пенсии, которые должны быть приняты Пенсионным фондом Российской Федерации и Минтрудом России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пенсионным фондом Российской Федерации в территориальные органы фонда 30 декабря 2002 г. направлена телетайпограмма N МЗ-25-32/12033, в соответствии с которой до особых распоряжений рекомендуется продолжить перечисление части пенсий по заявлению граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляется на основании совместной телетайпограммы Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 08.01 2002 N 57-ЮЛ от 23.01.2002 N КА-06-32/571.


О контроле за целевым использованием средств, поступающих от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание


Что касается контроля за целевым использованием средств, поступающих от граждан пожилого возраста и инвалидов в обеспечение платы за стационарное обслуживание по договорам о стационарном обслуживании, то он осуществляется путем утверждения смет, составления бухгалтерской отчетности (при предоставлении бухгалтерской отчетности), проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений в пределах статей утвержденной сметы. По мнению Минтруда России, механизм осуществления контроля за целевым использованием учреждениями средств, поступающих от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание, должен быть урегулирован нормативным правовым документом на уровне субъекта Российской Федерации. Названный документ может включать также порядок исчисления, установления и утверждения платы за стационарное обслуживание. Отсутствие такого механизма ведет к тому, что средства, поступающие в обеспечение платы за стационарное обслуживание, расходуются не только на те цели, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", но и на повышение качества медико-социального обслуживания (Республика Башкортостан); приобретение медикаментов, вспомогательных средств для жизнедеятельности обслуживаемых граждан, организацию их реабилитации, досуга, а также посильной трудовой деятельности (Ненецкий автономный округ); благоустройство домов-интернатов (Республика Хакасия); другие расходы, связанные с жизнедеятельностью граждан пожилого возраста и инвалидов (Краснодарский край); приобретение медикаментов, реабилитационного и технологического оборудования, предметов личной гигиены, дополнительного нижнего белья и обуви, организацию культурно-массовых мероприятий и приобретение товаров культурно-бытового назначения общего пользования (Амурская область) и т.п.

В рамках действующего законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании это не является допустимым даже в соответствии с утвержденными сметами расходов. Складывающаяся ситуация настоятельно требует от органов социальной защиты населения и стационарных учреждений социального обслуживания поиска различных путей решения вопросов улучшения финансирования деятельности учреждений. В стационарных учреждениях социального обслуживания Владимирской области вопрос увеличения средств на приобретение медикаментов решается за счет перераспределения бюджетных ассигнований с одной статьи на другую. В Тульской области был увеличен объем финансовых средств на 2002 и 2003 годы, выделяемых из областного бюджета детским домам-интернатам в связи с тем, что в отношении детей-инвалидов, подпадающих под действие Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", договоры о стационарном обслуживании не заключаются и, соответственно, плата за их стационарное обслуживание не взимается. Вместе с тем, в большинстве регионов (Республики Дагестан, Удмуртская, Чувашская, Волгоградская, Калининградская, Мурманская, Ростовская, Рязанская, Смоленская области и др.) расходование денежных средств, поступающих в качестве оплаты за стационарное обслуживание, осуществляется на цели, установленные постановлением Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов". В Ростовской области определен порядок осуществления контроля за целевым использованием учреждениями средств, поступающих от граждан в качестве платы за стационарное обслуживание. Указанный порядок предполагает результаты проведенных проверок выносить на заседания комиссии.

В стационарных учреждениях социального обслуживания Свердловской области контроль за целевым использованием средств, поступающих в обеспечение платы за стационарное обслуживание осуществляется с привлечением опекунских (попечительских) советов, созданных в учреждениях.


Организационно-методические мероприятия по урегулированию деятельности, связанной с заключением договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов


Нормативные правовые документы, касающиеся вопросов оплаты за стационарное обслуживание, принятые на федеральном и региональном уровнях, были доведены до сведения работников стационарных учреждений социального обслуживания, а отдельными органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по данному вопросу подготовлены и направлены информационно-методические указания.

Департаментом социальной политики Калужской области был подготовлен и направлен в районные отделы социальной защиты населения и стационарные учреждения социального обслуживания сборник нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов "Определение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания населения Калужской области". Вопросы заключения договоров в стационарных учреждениях социального обслуживания освещаются на страницах местной печати (Калужская, Ростовская области). Кроме того, органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации проводились совещания и практические семинары с директорами стационарных учреждений социального обслуживания, на которых обсуждались вопросы, возникающие в ходе проведения работы по заключению договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, и возможные варианты их решения.

Встречи-беседы, в том числе индивидуальные, проводились с гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания руководителями и специалистами органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, руководителями стационарных учреждений социального обслуживания с привлечением родственников обслуживаемых, а также юристов и психологов. Для удобства граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания (Владимирская, Иркутская, Калужская, Пензенская, Ростовская области) на существующих стендах была обновлена наглядная информация по вопросам предоставления социального обслуживания, а также оформлены новые стенды. В библиотеках учреждений представлена не только художественная литература, периодические издания, но и нормативные правовые документы, касающиеся вопросов социального обслуживания.


О предоставлении социальных услуг


Наряду с организационно-методическими мероприятиями по урегулированию деятельности, связанной с заключением договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации предприняты меры по упорядочению работы по оказанию социальных услуг указанной категории граждан, в том числе на платной основе. Так, 24 июня 2002 года было принято постановление главы администрации Томской области N 200 "О предоставлении платных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания на территории Томской области".

Администрацией Тамбовской области 17 июля 2002 года было принято постановление N 538 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", которым устанавливается порядок введения платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания области, а также утверждаются тарифы на платные социальные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими полустационарное и стационарное социальное обслуживание. Органами социальной защиты населения Астраханской области подготовлен проект постановления главы администрации области о тарифах на платные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам. Проект названного документа находится на согласовании в администрации области.

Органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации проведена необходимая работа и по приведению в соответствие территориальных перечней гарантированных государством социальных услуг, в соответствии с изменениями, внесенными в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, а также расширения перечня предоставляемых социальных услуг.


О мероприятиях по улучшению условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания


Что касается улучшения условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, то можно отметить, что в этом направлении органами социальной защиты населения и администрациями стационарных учреждений социального обслуживания проводятся многоплановые мероприятия.


О кадровом обеспечении деятельности стационарных учреждений социального обслуживания


Так, во всех стационарных учреждениях социального обслуживания Пермской области введены штатные должности специалистов по социальной работе, а в трех учреждениях - должности психологов.

По информации органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, серьезное внимание уделяется повышению квалификации персонала стационарных учреждений социального обслуживания. В Волгоградской области организованы и проведены курсы повышения квалификации для врачей, работающих в стационарных учреждениях социального обслуживания по темам: "Актуальные вопросы терапии", "Педиатрия", "Стоматология", "Ортопедия"; для среднего медицинского персонала по темам: "Первичная медико-профилактическая помощь населению", "Диетология", "Современные методы клинических исследований лабораторной диагностики", "Сестринское дело в психиатрии", "Сестринское дело в терапии", "Лечебный массаж", "Физиотерапия" "Лечебная физкультура", "Управление и экономика в здравоохранении".


О финансировании деятельности стационарных учреждений социального обслуживания


Департаментом труда и социального развития Вологодской области были направлены информационно-методические письма главам муниципальных образований о необходимости предусмотреть в муниципальных бюджетах на 2003 год расходы на содержание муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания в полном объеме в соответствии с утвержденными нормативами. В Брянской области на текущий и капитальный ремонт стационарных учреждений социального обслуживания в 2002 года из областного бюджета было выделено 11318,2 тыс.руб., в рамках программ Пенсионного фонда Российской Федерации - 8042,0 тыс.руб. При этом на ремонт муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания направлено 7715 тыс.руб. В Липецкой области из областного бюджета в 2000 году было выделено 112 млн.руб., в 2001 году - 123 млн.руб, в 2002 году - 120 млн.руб. Это позволило вывести из долгостроя многие строящиеся объекты и капитально ремонтируемые здания и сооружения хозяйственного назначения, перевести на газ 4 котельные, отремонтировать все инженерные сети, заасфальтировать подъездные дороги и провести благоустройство территорий, оснастить учреждения мягким и жестким инвентарем. За 10 месяцев 2002 года фактические расходы бюджета Ростовской области на содержание стационарных учреждений социального обслуживания составили 180,8 млн.руб. или 100% от запланированных ассигнований. В 2003 году стационарным учреждениям социального обслуживания Пензенской области за счет средств бюджета для приобретения медикаментов ассигнования, по сравнению с 2002 годом, увеличены на 20%. В детские дома-интернаты для приобретения продуктов питания, мягкого инвентаря выделено финансовых ассигнований на 80% больше, чем в 2002 году.

Следует отметить, что в некоторых регионах за прошедший 2002 год финансирование деятельности стационарных учреждений социального обслуживания произведено не в полном (запланированном) объеме. Так, в Камчатской области на питание, мягкий инвентарь, медикаменты и коммунальные услуги выделено только 57% от запланированного объема ассигнований.

Следует признать, что в 90-е годы наблюдался спад в деятельности учреждений социального обслуживания. Однако с 1999 года и по настоящее время учреждениям социального обслуживания, особенно стационарного типа, оказывается существенная дополнительная финансовая поддержка. На развитие учреждений социального обслуживания выделялись финансовые ресурсы из средств федерального бюджета по федеральной целевой программе "Старшее поколение", за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения и других внебюджетных источников. В результате в большинстве стационарных учреждений социального обслуживания субъектов Российской Федерации приобретено новое современное оборудование, мебель, инвентарь длительного пользования, улучшен интерьер спальных корпусов, столовых, холлов и мест отдыха.


О развитии стационарных учреждений социального обслуживания


Органами социальной защиты населения, с учетом социально-экономической и демографической ситуации в регионе, потребностей населения прорабатываются модели развития учреждений социального обслуживания.

В Вологодской области с 1999 года реализуется концепция развития сети стационарных учреждений социального обслуживания с учетом социальной и реабилитационной направленности в их деятельности и укрепления материально-технической базы. В целях улучшения условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, повышения качества предоставляемых услуг проводится работа по разукрупнению многоместных домов-интернатов. Для создания более комфортных условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Саратовской области открывается 4 дома-интерната малой вместимости. В двух действующих стационарных учреждениях производится переоборудование 4-местных комнат в одно-, двухместные комнаты с отдельными санузлами и душевыми комнатами. В Нижегородской области утверждены областные целевые программы на 2002 - 2005 годы "Создание системы реабилитации инвалидов Нижегородской области" и "Старшее поколение". В этих программных документах одним из мероприятий предусмотрено выделение средств на создание реабилитационно-геронтологических отделений в действующих стационарных учреждениях, на развитие социально-психологической службы.

В Курганской области разработана целевая программа "Питание" на 2003 год, реализацией (конечным результатом) которой планируется достичь уменьшения обострений заболеваний, связанных с организацией питания, острых кишечных инфекций и пищевых отравлений, увеличения продолжительности жизни престарелых и инвалидов и т.д. В стационарных учреждениях социального обслуживания Владимирской области при составлении семидневного меню учитываются пожелания проживающих, которые рассматриваются на заседаниях кулинарного совета учреждения. При обеспечении проживающих мягким инвентарем (одеждой, обувью) все шире практикуется система заказов (выбор модели, цвета, качества и пр.). В учреждениях социального обслуживания Челябинской области обуживаемые граждане обеспечиваются современной одеждой и обувью по специальным индивидуально разработанным эскизам с подбором практичных тканей и моделей, с учетом пожеланий приобретается постельное белье.

Больше внимания уделяется содержанию помещений и благоустройству территорий учреждений.


О медицинском обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания


Важным направлением работы по улучшению условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания является организация их медицинского обслуживания и оздоровления.

Так, в Томской области все областные стационарные учреждения имеют лицензию на право ведения медицинской деятельности, в Иркутской области учреждения проходят аккредитацию для получения лицензии на право ведения медицинской деятельности.

Интересен опыт управления социальной защиты населения Волгоградской области. В области были приняты специальные нормативные правовые документы, способствующие повышению эффективности организации предоставления медицинского обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Так, управлением совместно с комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области 7 мая 2002 г. утвержден приказ "Об оформлении личных дел престарелых граждан и инвалидов, направляемых в учреждения социальной защиты населения"; совместно с комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Волгоградской области, 6 мая 2002 г. утвержден приказ "Об организации совместной работы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и стационарных учреждений управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области по проведению лечебно-профилактических и санитарно-эпидемических мероприятий престарелым гражданам и инвалидам, детям-инвалидам"; совместно с комитетом по здравоохранению Волгоградской области 13 ноября 2002 г. утвержден приказ "О совершенствовании психиатрической помощи престарелым гражданам и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях". Кроме того, в стационарных учреждениях социального обслуживания области разработаны и реализуются планы по исключению вспышек инфекционных заболеваний. Совместно с фондом "Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Волгоградской области" проводится добровольное медицинское страхование персонала учреждений и обслуживаемых граждан от последствий природных очаговых инфекций и страхование от несчастных случаев. Управлением выделяются средства на иммунизацию против гепатитов А и В, неотложные профилактические и лечебные мероприятия в эпидемический сезон гриппа и острых респираторных вирусных заболеваний в 2002 - 2003 гг. Ежеквартально проводятся семинары-совещания с руководителями медицинских служб стационарных учреждений социального обслуживания по вопросам повышения качества медицинского обслуживания проживающих.


Организация досуга граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания


Особое значение в системе социального обслуживания занимает организация отдыха и досуга обслуживаемых граждан. Большинство органов социальной защиты населения в своих информациях уделили большое внимание этому направлению деятельности стационарных учреждений. В учреждениях сохраняется работа кружков художественной самодеятельности, хорового пения, проводятся турниры игры в шахматы и бильярд, организуются выезды в театры, музеи, проводятся спортивные мероприятия, традиционно отмечаются праздничные и памятные даты и т.д. Практически во всех стационарных учреждениях социального обслуживания субъектов Российской Федерации для верующих открыты молельные комнаты, где представители церкви проводят службы.


Об организации охраны учреждений


По сообщению большинства органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в стационарных учреждениях социального обслуживания серьезное внимание уделяется организации безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов, а также принятию дополнительных мер по усилению охраны.

Так, во Владимирской области во исполнение постановления главы администрации области от 16.09.1999 г. N 577 "О мерах по повышению защиты населения" департаментом социальной защиты населения области разработаны мероприятия по повышению готовности по предотвращению террористических актов, утвержденные приказом департамента от 17.09.1999 г. N 86. Во исполнение распоряжения главы администрации Смоленской области от 25 октября 2002 г. N 919р департаментом по труду и социальному развитию области совместно с правоохранительными органами разработан комплекс неотложных мер по усилению безопасности обслуживаемых граждан, организованы проверки степени защиты объектов повышенной опасности (котельные, прачечные, гаражи, пищеблоки и т.д.) и иные мероприятия. В Омской области главным управлением социальной защиты населения, руководителями стационарных учреждений социального обслуживания совместно с районными и окружными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям также принимаются дополнительные меры, направленные на усиление охраны и безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания области (разработаны планы действий администраций и персонала учреждений по предупреждению и последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; мероприятия по охране и безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов; определены сотрудники, ответственные за проведение указанных мероприятий).

Проведенный анализ информации, поступившей от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", а также мероприятиях, проводимых в стационарных учреждениях социального обслуживания по улучшению условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, показал, что при общем заметном внимании к организации данной работы на местах в ряде органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации продолжают иметь место отдельные недостатки. Заключение договоров о стационарном обслуживании не осуществляется в Кабардино-Балкарской Республике, здесь перечисление части пенсий осуществляется по заявлениям пенсионеров в качестве благотворительных взносов. По сообщению Комитета социальной защиты населения Агинского Бурятского автономного округа: "Стационарные учреждения Агинского Бурятского автономного округа применяют механизм исчисления, установления и утверждения платы за стационарное обслуживания граждан пожилого возраста по ранее установленному принципу: 75% пенсии граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждении, органы Пенсионного фонда перечисляют на расчетный счет учреждения, а оставшиеся 25% эти граждане получают на руки. Контроль за целевым использованием учреждениями средств, поступающих в качестве платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, органы Пенсионного фонда осуществляют ежегодно".

Рекомендации:

Учитывая вышеизложенное, в целях совершенствования работы по предоставлению социальных услуг и стационарного обслуживания в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов считаем необходимым рекомендовать:

- отладить механизм предоставления стационарного обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания;

- усилить контроль за целевым использованием средств, поступающих от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание;

- создавать более четкие и эффективные механизмы по дальнейшему жизнеустройству граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания;

- рассмотреть возможность дифференцированного подхода к установлению размера платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом результатов исследования состава обслуживаемых по категориям, условиям проживания, размеру пенсии и другим критериям;

- усилить координацию деятельности государственных и муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания по расчету и утверждению платы за стационарное обслуживание;

- продолжить проведение семинаров и совещаний с персоналом учреждений, в том числе по вопросам профессиональной этики работников учреждений, индивидуальной разъяснительной работы среди обслуживаемых граждан с привлечением психологов, юристов и др.;

- регулярно рассматривать на заседаниях коллегии и оперативных совещаниях результаты работы стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов";

- создавать в стационарных учреждениях социального обслуживания условия, направленные на самообслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов и способствующие их посильной трудовой занятости, приобретению новых трудовых навыков с последующим трудоустройством;

- постоянно обновлять наглядную информацию (стенды), обеспечить регулярное освещение вопросов социального обслуживания в средствах массовой информации, качественно обновить наглядную информацию (стенды) учреждений.


Руководитель Департамента
по делам ветеранов, пожилых
людей и приема населения

Н.Е.Ускова



Письмо Минтруда РФ от 14 февраля 2003 г. N 1085-ГК "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"


Текст письма опубликован в журнале "Социальный мир", 3 - 9 марта 2003 г., N 9


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.