Концепция развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ 28 октября 2003 г.)

Концепция
развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации
(утв. Минтрансом РФ 28 октября 2003 г.)


Введение


Внутренний водный транспорт (далее - ВВТ) является сложным народнохозяйственным комплексом и, одновременно, важной составной частью транспортной системы страны.

Для обеспечения безопасности судоходства и охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, диспетчерского регулирования движения судов и ускоренной их проводки через шлюзованные системы, мониторинга, управления и регулирования деятельности ВВТ, а также решения специальных задач, необходима высокотехнологичная комплексная система электросвязи внутреннего водного транспорта (далее - КСЭ ВВТ).

Внутренние водные пути (далее - ВВП) России все в большей степени становятся частью мировых транспортных коммуникаций на Евразийском континенте. В будущем неизбежна технологическая интеграция систем безопасности судоходства, систем управления движением судов и информационных систем, применяемых на водном транспорте России, с аналогичными системами Западной Европы. Поэтому представляется целесообразным выработка согласованных подходов создания служб управления движением и транспортом в процессе судоходства на ВВП, гармоничное взаимодействие с транспортными узлами и узлами связи транспортного комплекса России и Западной Европы.

Несмотря на определенные усилия, предпринимаемые в последние годы, действующая система электросвязи (далее - связь) и информационного обеспечения ВВТ пока не соответствует современным мировым и национальным стандартам и требованиям, не располагает техническими возможностями для качественного удовлетворения нужд ВВТ необходимыми и востребованными услугами электросвязи.

В значительной мере это объясняется ухудшением общей экономической ситуации в России в 90-е годы, резким сокращением возможностей капитальных вложений в развитие береговой инфраструктуры системы связи ВВТ, старением флота, а также отсутствием организационно-технических возможностей применения современных технологий и систем связи.

Для преодоления этих недостатков и негативных тенденций требуется консолидация усилий соответствующих подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, других заинтересованных ведомств и предприятий по реконструкции и развитию системы связи ВВТ.

Настоящая Концепция развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи, принципы и направления развития системы связи ВВТ на период до 2010 года.

Концепция разработана на основе анализа отечественного и зарубежного опыта создания систем связи и электрорадионавигации (далее - радио навигация) на водном транспорте, а также обеспечения безопасности судоходства на ВВП в условиях конкуренции и многообразия форм собственности.

В Концепции учтены положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федерального закона "О связи" Российской Федерации. Учтены требования по совершенствованию организации государственного регулирования в области ВВТ, а также меры по обеспечению безопасности судоходства и информационному обеспечению судов, предусмотренные Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации.


I. Состояние и основные проблемы системы связи


КСЭ ВВТ в настоящее время представляет собой совокупность органов управления и обслуживающих предприятий и служб связи различных форм собственности, собственных первичных и вторичных сетей связи речных бассейнов, а также арендованных каналов сетей связи других ведомств, объединенных единством решаемых задач.

КСЭ ВВТ, являясь частью инфраструктуры внутреннего водного транспорта, относится к категории технологических сетей связи, присоединенных к сети связи общего пользования.

Система связи ВВТ была создана в 1940-60-х годах, получила соответствующее развитие в 1970-80-х годах в условиях жесткого централизованного управления народным хозяйством страны и не соответствует экономическим условиям, сложившимся в последнее десятилетие на ВВТ и в транспортном комплексе России.

Основу КСЭ ВВТ составляют бассейновые сети связи, находящиеся в оперативном ведении государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (далее - ГБУВПиС), хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий связи (далее - ФГУП) и служб связи судоходных компаний различных форм собственности, которые обслуживают системы безопасности судоходства, судоходных гидротехнических сооружений, диспетчерские службы и производственную деятельность.

КСЭ ВВТ обеспечивает структуру государственного регулирования, координации и контроля, состоящую из трех звеньев:

- высшего - государственная служба речного флота Министерства транспорта Российской Федерации (Росречфлот), Государственная речная судоходная инспекция (ГРСИ), Российский речной регистр (РРР);

- среднего - Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС), управления открытых акционерных обществ (ОАО);

- первичного - районы водных путей и судоходства (РВПС), районы гидросооружений (РГС), бассейновые инспекции ГРСИ и РРР, предприятия и учреждения ВВТ, суда.

Сети бассейнов состоят из подсетей проводной и радиорелейной связи и радиосвязи.

Подсети проводной и радиорелейной связи образованы:

- магистральными каналами и линиями связи (собственными, арендованными у других ведомств), которые обеспечивают связь на бассейнах и межбассейновую связь;

- внутрибассейновыми линиями и каналами связи (собственными и арендованными), которые обеспечивают связь между предприятиями данного бассейна и управление радиопроводной УКВ радиосистемой;

- каналообразующей, коммутационной и оконечной аппаратурой телефонной и телеграфной связи;

Подсети радиосвязи образованы:

- комплексом береговых приемных и передающих ПВ/КВ радиоцентров, обеспечивающих дальнюю радиосвязь с судами и организацию внутрибассейновых и межбассейновых каналов радиосвязи;

- комплексом береговых УКВ радиостанций (диапазон частот 300 - 336 Мгц, далее - "речной" диапазон);

- комплексом судовых ПВ/КВ и УКВ радиостанций.

Состояние сетей КСЭ ВВТ в настоящее время характеризуется моральной и физической изношенностью, низкой пропускной способностью, высокой стоимостью их эксплуатации:

- 50% проводных линий связи - воздушные линии. Около 40% кабельных линий не соответствуют техническим условиям и нормам. Каналообразующая аппаратура типа В-3-3, К-12-12, К-60 всех модификаций выработала свой технический ресурс, промышленностью не выпускается;

- в радиорелейных линиях (далее - РРЛ) используются радиорелейные станции (далее - РРС) устаревших типов: Р-401, Р-403, "Контейнер" и "Трал";

- ПВ/КВ радиостанции, применяемые на судах и в береговых сетях, разработки 50-60-х годов, выработали свой ресурс и подлежат замене;

- основной парк береговых и судовых УКВ радиостанций семейства "Кама", портативных радиостанций "Волжанка" и РСД-70, обеспечивающих диспетчерскую и радиопроводную связь между судами и берегом, имеют предельный износ, морально устарели не только сами, но и принципы организации связи с их применением;

- большинство автоматических телефонных станций (далее - АТС), определяющих количество и качество предоставляемых услуг связи, морально устарели и имеют срок эксплуатации в пределах от 20 до 30 лет.

Анализ проблем предприятий связи и состояния бассейновых сетей указывает на то, что в организации работы предприятий и в сетях продолжают присутствовать специфические особенности и объективные условия, способствующие снижению качества и надежности услуг связи всех видов, а также загрузки сетей.

Моральный и физический износ сетей, изменения в структуре управления ВВТ, а также отсутствие нормативных правовых актов, определяющих порядок организации и содержания связи в рыночных условиях хозяйствования, резко снизили объемы услуг связи и привели к существенному падению производственных, финансово-экономических показателей предприятий связи и их кризисному состоянию.

При этом для улучшения связи недостаточно используются современные достижения в области связи и информатизации, а также возможности отраслевых предприятий различных форм собственности и других операторов связи.

Проблемы развития КСЭ ВВТ связаны также с тем, что при ее создании радиосвязь была отнесена к Сухопутной подвижной службе.

Как следствие:

- снижена эффективность развития радиосвязи и радионавигации на ВВП в соответствии с международными обязательствами и соглашениями России;

- ограничено применение на ВВП современных технологий и правовых норм в области судовой связи и радионавигации, в частности автоматических информационных систем (далее - АИС) в составе систем управления движением судов (далее - СУДС);

- затруднена информационная интеграция судовых и береговых систем связи и радионавигации внутреннего водного транспорта и морского транспорта;

- затруднено решение вопросов подготовки и переподготовки кадров, прежде всего судоводительского состава, для судов смешанного (река-море) плавания и выходящих на участки ВВП с морским режимом судоходства;

- судоходные компании, имеющие в ведении суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, выходящие на участки ВВП с морским режимом судоходства, вынуждены создавать и поддерживать на этих судах две системы радиосвязи - морскую и речную. На практике это трудно реализуемо и требует больших финансовых затрат.

Все это вызывает необходимость принятия активных действий по модернизации и развитию КСЭ ВВТ, изменению структурно-функционального построения сетей с учетом возможностей систем связи других видов транспорта, разработке и утверждению нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области связи ВВТ, и совершенствованию организации управления работой предприятий связи.


II. Предпосылки и нормативно-правовые основы целесообразности использования полос радиочастот "морского" диапазона на внутреннем водном транспорте


Основными предпосылками и нормативно-правовыми актами, определяющими целесообразность использования полос радиочастот диапазона Морской подвижной службы (далее - МПС) на ВВТ являются:

предстоящее открытие отдельных участков ВВП России для международного судоходства и присоединение к международным соглашениям в области электросвязи на ВВТ Западной Европы;

необходимость создания систем управления движением судов на устьевых и сложных в навигационном отношении участках магистральных рек России;

постановления Правительства Российской Федерации: от 21 июля 2000 года N 547 "Об утверждении Правительством России Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения"; от 12 августа 2002 года N 590 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям"; от 26 мая 2002 года N 413 "О сближении распределения и условий использования полос радиочастот в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот";

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого приказа следует читать как "26 мая 2000 года"


Государственная комиссия по радиочастотам (далее - ГКРЧ), учитывая данные обстоятельства, решениями от 23 декабря 2002 года N 23/4, от 31.03.2003 года N 25/6 признала целесообразным использование частот "морского" диапазона на отдельных участках ВВП, исходя из возможностей предоставления указанных частот.


III. Принципы, цели и задачи развития системы связи


Основные принципы развития КСЭ ВВТ проистекают из того, что развитие ВВТ и решение задач по обеспечению высокого уровня безопасности судоходства, повышению конкурентоспособности ВВТ, расширению рынка транспортных услуг, созданию единого информационного пространства могут быть наиболее успешно осуществлены при наличии систем связи, радионавигации и информатизации, построенных на основе современных технологий.

Основные принципы развития КСЭ ВВТ состоят в следующем:

- осуществление перехода УКВ радиосвязи на "морской" диапазон с учетом национальных нормативных правовых актов, международных обязательств России, технической и экономической целесообразности, а также предоставления необходимых частот морской подвижной службы для использования на ВВП на постоянной основе:

а) построение радиосвязи на водных путях Единой глубоководной системы (далее - ЕГС) Европейской части России на основе применения УКВ радиосвязи, в том числе с использованием АИС и, где это целесообразно, с использованием транкинговых технологий;

б) построение радиосвязи в речных бассейнах Сибири и Дальнего Востока:

в районах с развитой инфраструктурой и интенсивным судоходством - УКВ радиосвязи, в том числе с использованием АИС и, где это целесообразно, транкинговых технологий;

в районах с неразвитой инфраструктурой - ПВ/КВ радиосвязи и/или спутниковой связи;

- централизованное обеспечение в течение 2002-2010 годов поэтапного комплексного развития бассейновых сетей связи. В первую очередь (2002-2006 г.г.) вести работы по развитию сетей ЕГС Европейской части России, где прогнозируется увеличение грузопотоков в ближайшей перспективе более чем в 1,5 раза;

- равноправное участие судоходных компаний, индивидуальных судовладельцев и других организаций различных форм собственности в развитии сетей связи ВВТ в соответствии с действующим законодательством по мере расширения своей деятельности и увеличения грузоперевозок;

- создание в процессе роста грузовых и пассажирских перевозок условий для эффективного использования бассейновых сетей связи в интересах обеспечения безопасности судоходства, диспетчерского регулирования движения судов и мониторинга судоходства и расширения перечня услуг связи, предоставляемых организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическим лицам;

- создание, при необходимости, новых организационно-экономических структур для эксплуатации сетей связи, удовлетворяющих интересы федерального и бассейновых органов государственного управления на ВВТ, а также судоходных компаний;

- разработка и утверждение на отраслевом уровне нормативно-правовых, нормативно-технических и организационно-технических документов по связи на ВВП, определяющих правоотношения в области организации, использования и эксплуатации систем связи и радионавигации ВВТ, порядок и периодичность переподготовки и повышения квалификации плавсостава, руководящего состава береговых организаций и специалистов предприятий связи и радионавигации. При этом должны быть учтены, применимые на ВВП, положения нормативно-правовых, нормативно- технических и других документов государственной службы морского флота Министерства транспорта Российской Федерации (Росморфлот) по созданию и функционированию систем обеспечения безопасности мореплавания: глобальной морской системы связи при бедствии (далее - ГМССБ), СУДС, АИС, дифференциальных подсистем глобальных навигационных спутниковых систем (далее - ДГНСС ГЛОНАСС/GPS), а также по организации обучения и тренажерной подготовке соответствующих специалистов.

Целями развития КСЭ ВВТ, с учетом состояния и перспектив развития ВВТ, увеличения объемов перевозок, являются:

- укрепление управления безопасностью судоходства, обеспечение устойчивого функционирования системы связи в интересах ВВТ, транзитных и региональных перевозок грузов и пассажиров;

- переход от информационно-управляющих бассейновых систем связи старого поколения к созданию информационно-управляющих бассейновых систем связи нового поколения, ориентированных на реформированные структуры управления ВВТ и рыночные условия хозяйствования;

- объединение на высоком организационно-технологическом уровне бассейновых систем в систему связи и информатизации ВВТ, прежде всего для ЕГС России;

- организация связи для речных информационных служб (далее - РИС), в том числе с использованием возможностей Глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля местоположения морских и смешанного (река-море) плавания судов, созданной в соответствии с приказом Минтранса России от 17.07.2000 г. N 74, а также с использованием принципов передачи информации по безопасности мореплавания применяемых в ГМССБ.

Для достижения указанных целей потребуется решение задач отраслевого, бассейнового уровней и уровня хозяйствующих субъектов на ВВП:

А) Задачи отраслевого уровня:

- разработка нормативных правовых актов на основе действующих федеральных законов, определяющих правоотношения в области использования связи, обеспечивающей безопасность судоходства и диспетчерское регулирование движения судов на ВВП;

- разработка и финансирование государственных программ развития и поддержки КСЭ ВВТ;

- создание системы государственного контроля КСЭ ВВТ - предприятий и служб связи в составе бассейновых органов государственного управления на ВВТ;

- развитие интегрирующей роли КСЭ ВВТ в транспортном комплексе регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока;

- организация магистральной сети связи совещаний;

- координация развития бассейновых систем связи ВВТ;

- содействие организации сертификации берегового и судового оборудования связи и радионавигации, предназначенного для судов внутреннего плавания, не выходящих в море и на участки ВВП с морским режимом судоходства;

- координация работ по развертыванию сервисных ремонтных центров на бассейнах;

- совершенствование организации радиосвязи на ВВП, в том числе на участках, где должны применяться средства морской связи и радионавигации;

- организация мониторинга судов внутреннего плавания и передачи информации в систему мониторинга Минтранса России;

- координация деятельности хозяйствующих субъектов на ВВП по развитию собственных информационно-управляющих систем;

- организация переподготовки и повышения квалификации специалистов связи предприятий и организаций ВВТ.

Б) Задачи бассейнового уровня:

- управление развитием бассейновых сетей связи в границах закрепленных ВВП;

- реализация государственных программ развития и поддержки КСЭ ВВТ;

- разработка и реализация проектов развития внутрибассейновой связи;

- координация развития информационно-управляющих систем хозяйствующих субъектов в границах закрепленных ВВП;

- создание в установленных районах СУДС, включая мониторинг судов;

- организация и развитие речных информационных служб в зависимости от потребностей бассейнов;

- усиление позитивного влияния КСЭ ВВТ на жизнеобеспечение, социально-культурные условия работников ВВТ, а также предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на ВВП и населения территорий, тяготеющих к ним, где отсутствуют другие операторы связи;

- обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов связи подведомственных служб (подразделений) связи.

В) Задачи уровня хозяйствующих субъектов на внутренних водных путях:

- создание собственных информационно-управляющих систем, сопрягаемых с КСЭ ВВТ, в том числе систем управления безопасностью судоходства и диспетчерского управления;

- участие и оказание содействия в развитии КСЭ ВВТ в целях ускорения ее модернизации и развития;

- участие в создании систем мониторинга судоходства на ВВП

- обеспечение участия судов в системе мониторинга Минтранса России;

- обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов связи подведомственных служб (подразделений) связи.


IV. Основные направления развития системы связи


Динамика и направления реконструкции и развития системы связи ВВТ будут определяться темпами экономического развития регионов. Развитие сетей связи ЕГС Европейской части России предусматривается осуществлять в первую очередь, что стимулируется темпами роста объемов перевозок, планами создания транспортного коридора "Север-Юг", и необходимостью создания системы, обеспечивающей высокий уровень безопасности судоходства, соответствующий требованиям международных стандартов.

Реконструкцию, техническое перевооружение первичных и вторичных сетей связи, совершенствование их структурно-функционального построения и создание новых систем связи и радионавигации предусматривается осуществлять на основе разработанной с учетом положений настоящей Концепции, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Совершенствование структурно-функционального построения сетей связи и реорганизацию предприятий связи предполагается вести в направлении укрепления управления через бассейновые органы государственного управления на ВВТ и формирования, в итоге выполнения всех работ, современной КСЭ ВВТ, интегрированной в систему связи Минтранса России.

Для создания условий, обеспечивающих широкий спектр высококачественных и экономически выгодных услуг связи всем хозяйствующим субъектам на ВВП, реконструкцию бассейновых сетей связи планируется осуществлять, применяя цифровые технологии, другие современные достижения в области связи и информатизации, широко используя возможности предприятий связи транспортного комплекса и других операторов связи.

Основные направления работ:

1. Осуществление реконструкции и развития первичных сетей связи в направлении создания высокоскоростных сетей. В этих целях аналоговые средства формирования каналов заменять цифровыми, воздушные линии связи заменять многоканальными цифровыми РРЛ.

Вновь проектируемые линии, в зависимости от возрастания трафика и возможностей, строить на основе волоконно-оптических линий там, где это целесообразно и обосновано.

Межбассейновую связь организовывать на основе использования цифровых сетей связи общего пользования и сетей связи других операторов.

2. Модернизация сетей радиосвязи посредством: замены устаревших средств радиосвязи на современные, в которых находят применение новые средства сетевого управления, обработки и передачи сигналов, а также новые антенные системы; осуществления модернизации систем радиосвязи ЕГС Европейской части России и других участков ВВП с развитой инфраструктурой с обеспечением гарантированного покрытия УКВ радиосвязью без "мертвых" зон, а на других участках ВВП, где это целесообразно и обосновано, КВ радиосвязью модернизированными радиоцентрами с заменой передатчиков и приемников на аппаратуру связи нового поколения, заменой режима Морзе радиотелексной связью и автоматизации процессов установления связи и обмена информацией. При необходимости, создание условий для использования спутниковых систем связи и радионавигации для дальней связи с судами и мониторинга судоходства.

Перевод УКВ радиосвязи с "речного" диапазона на "морской" диапазон предусматривается осуществлять поэтапно на основе технико-экономических обоснований. Это вызвано необходимостью открытия отдельных участков ВВП России для международного судоходства и предстоящее присоединение к международным соглашениям в области электросвязи на ВВТ.

Такой переход может быть осуществлен в три этапа:

Первый - принятие решения ГКРЧ о переходе системы связи ВВТ на частоты Морской подвижной службы.

Второй - получение разрешения ГКРЧ на использование предприятиями связи ВВТ на первичной основе по заявительной системе 4-х частот УКВ радиосвязи МПС: 156,800 МГц (16 канал), 156,525 МГц (70 канал ЦИВ), 161,975 МГц (канал АИС-1) и 162,025 МГц (канал АИС-2). Эти частоты, в первую очередь, необходимы для ЕГС Европейской части России для Волго-Балтийского, Волжского, Волго-Донского и Азово-Донского бассейнов в целях организации радиосетей безопасности судоходства и систем управления движением судов;

Третий - получение разрешения ГКРЧ на выделение предприятиям связи ВВТ необходимого количества симплексных и дуплексных каналов УКВ радиосвязи МПС и принципиального разрешения на их использование на ВВП. Это позволит организовать сети связи в звеньях судно-судно, судно-берег, радиосети безопасности и охраны человеческой жизни на ВВП, диспетчерского управления и регулирования движения флота, обмена служебной и общественной корреспонденцией и по завершении работ отменить УКВ радиосвязь "речного" диапазона.

Обязательным условием перехода на "морские" частоты должно быть максимально возможное применение процедур радиосвязи, установленных Руководством по радиосвязи МПС и морской подвижной спутниковой связи Международного союза электросвязи (МПСС МСЭ), Правилами радиосвязи МПС и МПСС.

"Речной" диапазон УКВ радиосвязи на переходный период будет приоритетным, а "морской" - дополнительным (резервным).

Береговые и судовые УКВ радиостанции старого поколения (типа "Кама") планируется заменять радиостанциями нового поколения с применением "морского" диапазона на тех участках ВВП, для которых имеется решение ГКРЧ о применении этого диапазона на постоянной основе, на других - с применением "речного" диапазона.

Судовые ПВ/КВ радиостанции старого поколения планируется заменять на радиостанции нового поколения, в том числе обеспечивающие работу в ГМССБ.

В качестве альтернативы ПВ/КВ радиостанциям там, где это целесообразно, для обеспечения безопасности судоходства, передачи и приема прогнозов погоды, навигационной и оперативной путевой информации, в том числе и мониторинга, могут устанавливаться и использоваться на судах ВВТ России станции МПСС, обеспечивающие работу в ГМССБ.

3. Выполнение мероприятий по внедрению на ВВТ России АИС. Аппаратура АИС, устанавливаемая на судах ВВТ России, должна быть по параметрам радиоканала совместима с аппаратурой АИС, применяемой на морских судах.

4. Выполнение мероприятий по повышению эффективности системы КВ радиосвязи в Министерстве транспорта Российской Федерации путем оптимизации функций радиоцентров Росречфлота и Росморфлота и создания единого радиоцентра водного транспорта. Для этих целей предусматривается выполнение работ по обоснованию и, при целесообразности, объединению расположенных в Москве и Московской области радиоцентров Росречфлота (ФГУП "Центр связи, информатики и радионавигации") и Росморфлота (ФГУП "Главный центр связи и спутниковых систем").

5. Модернизация систем коммутации каналов посредством замены физически изношенных и морально устаревших координатных и декадно-шаговых АТС и шнуровых междугородных коммутаторов на многофункциональные электронные станции с программным управлением. Системы коммутации данных строить на основе совершенных интегральных технологий с применением цифровых высокоскоростных маршрутизаторов. Помимо стандартной абонентской кабельной проводки могут находить применение системы беспроводного доступа на базе широкополосных радиомодемов и систем, поддерживающих открытые протоколы.

6. Создание систем сетевого управления и централизованной технической эксплуатации оборудования, позволяющих осуществлять дистанционное управление техническими средствами, контроль их функционирования, диагностику и тарификацию из единого центра, что существенно повлияет на снижение эксплуатационных расходов.

7. Создание подсистем информационной безопасности, позволяющих с одной стороны защитить сети и их технические средства от несанкционированного доступа, а с другой - обеспечить защиту конфиденциальной информации.

8. Разработка и создание СУДС на определенных участках ВВП в целях обеспечения безопасности судоходства в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

СУДС планируется создавать на основе применения средств электронной картографии, АИС, радиолокационного контроля за наиболее сложными участками водных путей и дифференциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС/GPS. При проектировании и создании СУДС предусматривать возможность их информационной интеграции с подобными системами Росморфлота и ФПС России (при необходимости), функционирующими или создаваемыми в сопредельных районах.

Средства УКВ радиосвязи в СУДС на ВВП должны обеспечивать надежную радиосвязь с флотом, как в "речном", так и в "морском" диапазонах.

Аппаратура АИС, устанавливаемая в СУДС на ВВП, должна быть совместимой с аппаратурой АИС, устанавливаемой на судах внутреннего плавания и морских судах.

9. Организация связи для бассейновых речных информационных служб.

Речные информационные службы планируется формировать из двух групп (приложение 1):

А) Служб управления движением, обеспечивающих безопасность судоходства и охрану окружающей среды (сбор, обработка и передача информации о состоянии водного пути (фарватера), текущие и прогнозируемые гидрометеорологические условия и тому подобное), (приложение 3);

Б) Служб управления транспортом, обеспечивающих эффективность перевозок пассажиров и грузов (сбор, обработка и передача информации о судах, текущая дислокация и прогнозируемый подход). Информация представляется в виде изображения судоходной обстановки - в виде таблицы или совмещенной с электронной географической картой- схемой расстановки судов.

Осуществление всех проектных решений по реконструкции развитию и техническому переоснащению бассейновых сетей должно обеспечить управление конфигурацией сетей, качеством и расчетами, защитой информации и устранением последствий отказов и вестись при сохранении работоспособного состояния сетей.

Выполнение первоочередных работ по модернизации КСЭ ВВТ предусмотрено подпрограммой "Внутренние водные пути" ФЦП "Модернизация транспортной системы России".


V. Управление системой связи


Управление системой связи организуется на уровне речных бассейнов предприятиями и службами связи трех организационно-правовых форм: 8 ФГУП; 4 бассейновых узла связи и радионавигации в составе ГБУВПиС; и 9 служб связи в составе акционерных обществ. Общая численность рабочего персонала около 3,0 тысяч человек.

Такое положение с управлением системой связи не позволяет оперативно и эффективно решать проблемы содержания и развития бассейновых сетей связи.

В целях совершенствования управления системой связи планируется реорганизация предприятий связи. Государственное имущество технологической связи, не подлежащее приватизации и находящееся на балансе судоходных компаний и ФГУП связи, планируется передать в течение 2003-2004 годов в оперативное управление ГБУВПиС с образованием в их составе бассейновых узлов связи и радионавигации. ФГУП связи к 2005 году планируется реорганизовать.

В ходе реорганизации предприятий связи и передачи их имущества ГБУВПиС должно осуществляться непрерывное выполнение функций по организации связи для целей обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни, передачи судам навигационной и гидрометеорологической информации, контроля и регулирования движения судов на участках, закрепленных за ними, а также в период арктических навигаций в бассейнах Сибирских рек и прибрежных Арктических водах, прилегающих к устьям этих рек.


VI. Системно - сетевые требования по надежности и живучести сетей связи


С целью живучести бассейновых и межбассейновых сетей связи, обеспечивающих безопасность судоходства и диспетчерское регулирование движением судов, осуществлять их двух-трех кратное резервирование посредством использования, как различных видов связи, так и пространственно разнесенных линий связи. Коэффициент готовности каналов проводной, радиорелейной и радиосвязи должен обеспечиваться на уровне не ниже 0,99. Среднее время безотказной работы технических средств должен быть более 10000 часов, ресурс аппаратуры связи - более 20 лет.


VII. Основные выводы и заключение


Положения настоящей Концепции соответствуют Концепции развития ВВТ. Концепция учитывает требования международных и национальных нормативных документов в области радиосвязи, в частности, Регламента радиосвязи МСЭ. Концепция может корректироваться и уточняться с учетом изменений в технологиях электросвязи и развития системы ВВТ.

В соответствии с классификацией сетей принятой в Федеральном законе от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" КСЭ ВВТ относится к категории технологических сетей связи, присоединенных к сети связи общего пользования.

Условия функционирования КСЭ ВВТ, предоставление услуг связи пользователям в составе Единой сети электросвязи Российской Федерации должны соответствовать положениям Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

Выполнение работ по модернизации КСЭ ВВТ предусмотрено подпрограммой "Внутренние водные пути" ФЦП "Модернизация транспортной системы России".

В результате реализации Концепции будет создана высокотехнологичная комплексная система электросвязи, соответствующая потребностям ВВТ с учетом планов его развития на долгосрочную перспективу, как по направлению обеспечения безопасности судоходства, так и управления транспортом, и располагающая возможностями устойчивого функционирования в условиях рыночной экономики.

Будут созданы специализированные структуры управления бассейновыми системами связи и информатизации - узлы связи в составе бассейновых органов государственного управления на ВВТ.

Найдут решение вопросы ценообразования на услуги связи и образования механизмов регулирования тарифов.

Концепция определяет принципиальные положения, характеризующие сущность технической политики по созданию современной информационно-управляющей системы связи ВВТ, и основные направления действий органов управления внутренним водным транспортом по развитию бассейновых сетей связи.

Концепция является основой для формирования долгосрочных и текущих планов развития систем связи и радионавигации внутреннего водного транспорта.


Министр транспорта
Российской Федерации

С.О.Франк


Приложение N 1


9.1. Классификация информационных служб



NN

Наименование служб

Службы управления движением

1.

Службы путевой информации

1.1.

Визуальные знаки судоходной обстановки

1.2.

УКВ и ПВ/КВ радиосвязь, спутниковая связь на внутренних водных путях

1.3.

Интернет

1.4.

Служба электронной картографии

2.

Службы информации о движении флота

2.1.

Отображение текущей дислокации флота (тактическая информация)

2.2.

Отображение долгосрочной дислокации флота (стратегическая информация)

3.

Службы управления движением флота

3.1.

Управление движением флота в зоне ответственности (СУДС)

3.2.

Управление работой шлюзов и мостов

4.

Аварийно-спасательные службы

Службы управления транспортом

5.

Рейсовое планирование

6.

Управление портами и терминалами

7.

Управление флотом и грузами

8

Статистика

9.

Информация о тарифах и сборах


Приложение N 2


9.2 Технологические системы Речных информационных служб


Технологические системы

Речные информационные службы

Информация о фарватере

Информация о дислокации флота

Системы

управления движением

флота

Предотвращение и ликвидация аварий

Рейсовое планирование

Управление портами и терминалами

Управление флотом и грузом

Статистика

Информация о текущих тарифах и сборах

Тактическая информация

Стратегическая информация

Управление движением флота

Управление шлюзами и мостами

Береговые и плавучие знаки судоходной обстановки

x











Светофоры




x

x







Сотовая связь

x




x

x

x

x

X


x

Спутниковые системы позиционирования судов


x

x



x

x

x




УКВ и ПВ/КВ радиосвязь

x

x

x

x

x

x

x

x




Сеть Интернет (Интранет)

x






x

x

X


x

Судовые радиолокаторы

x

x










Береговые радиолокаторы


x


x

x







Береговые системы видеонаблюдения


x


x

x







Электронные картографические системы

x

x


x

x

x

x





Автоматизированные информационные системы (АИС)


x

x

x

x

x

x

x

X



Системы судовых сообщений



x


x

x

x

x

X

x

x


Приложение N 3


9.3. Распределение информации между пользователями РИС


NN

Информационная служба (функция)

Пользователь

Судоводители

Операторы СУДС

Операторы шлюзов и мостов

Администрация бассейна

Технические службы

Аварийные службы

Судоходные компании

Грузоотправители

1.

Путевая информация









1.1

Географические данные бассейна с обновлениями

X

X

X

X


X

X

X

1.2

Береговые и плавучие знаки судоходной обстановки

X

X

X

X


X



1.3

Габариты судоходного пути

X

X

X

X

X

X


X

1.4

Постоянные препятствия на фарватере

X

X


X


X



1.5

Текущая метеорологическая информация

X

X


X


X



1.6

Временные препятствия на фарватере

X

X


X


X



1.7

Текущий и прогнозируемый уровень воды в контрольных точках

X

X


X


X



1.8

Состояние рек, каналов, шлюзов и мостов в бассейне

X

X


X


X



1.9

Ограничения из-за подъема воды или ледовой обстановки

X

X


X


X



1.10

Повреждения знаков судоходной обстановки

X

X


X





1.11

Краткосрочные изменения в графике работы шлюзов и мостов

X

X


X





1.12

Краткосрочные изменения в знаках судоходной обстановки

X

X


X





1.13

Постоянный график работы шлюзов и мостов

X

X


X


X

X


1.14

Физические ограничения водных путей, шлюзов и мостов

X

X

X

X


X

X

X

1.15

Местные правила судоходства

X

X

X

X


X



1.16

Тарифы и сборы

X



X



X

X

1.17

Правила плавания для прогулочных судов, яхт и т.п.

(X)



X





2.

Информации о движении флота










Тактическая (текущая) информация









2.1

Определение собственного местонахождения

X








2.2

Определение местонахождения других судов

X









Стратегическая (среднесрочная и долгосрочная) информация









2.3

Отображение информации о водном пути (фарватере)

X



X





2.4

Отображение дислокации флота на акваториях большой протяженности

X



X





2.5

Среднесрочная и долгосрочная оценка судоходной ситуации

X



X





2.6

Представление характеристик судов

X


X

X

X

X


X

2.7

Представление характеристик грузов

X


X

X

X

X


X

2.8

Ожидаемый маршрут и пункт назначения

X

X


X

X

X


X

2.9

Информация о происшествиях /авариях в зоне ответственности

X

X


X


X



2.10

Организация судоходства в бассейне

X

X


X





3.

Управление движением флота










Система управления движением флота (локальная)









3.1

Отображение актуальной дислокации флота


X







3.2

Контроль подготовки движения (маневра)


X







3.3

Краткосрочная оценка судоходной ситуации


X







3.4

Организация и регулирование движением в зоне ответственности


X




























Система управления шлюзами и мостами









3.5

Отображение текущего состояния шлюзов и мостов

X


X






3.6

Краткосрочное планирование работы шлюзов и мостов (график прохода судов, места отстоя)

X

X

X






LBM.2

Среднесрочное и долгосрочное планирование работы шлюзов и мостов

X

X

X






4.

Аварийно - спасательные службы









4.1

Информация об авариях, связанных с судоходством

X



X


X



4.2

Оценка судоходной ситуации на фоне аварии




X


X



4.3

Координация работы спасательных средств


X


X


X



4.4

Оценка влияния последствий аварии на людей, окружающую среду и судоходство




X


X



4.5

Передача сообщений патрульным, милицейским и пожарным катерам




X


X



4.6

Организация и координация поисково-спасательных операций

X



X


X



4.7

Мероприятия по защите людей, окружающей среды и судоходства




X


X



5.

Рейсовое планирование









5.1

Порт назначения, планируемое время прибытия, тип груза

X






X


5.2

Информация о судоходных путях

X






X


5.3

Информация о графике работы шлюзов и мостов; общее время простоев

X






X


5.4

Долгосрочный прогноз погоды

X






X


5.5

Среднесрочный и долгосрочный прогноз уровней воды

Х






X


5.6

Характеристики маршрута с RTA, ETA, ETD по узловым точкам

X






X


5.7

Информация о событиях, влияющих на процесс передачи путевой информации

X








6.

Управление флотом и грузами









6.1

Информация о флоте; транспортные характеристики







X


6.2

Информация о грузе







X

X

7.

Управление портами и терминалами










Отображение текущего состояния порта/терминала









7.1

Отображение судов: в ожидании, под погрузкой или выгрузкой





X




7.2

Отображение текущего состояния процесса обработки судна





X




7.3.

Планируемое время прибытия, места стоянок, координаты судна

X




X





Планирование работы порта / терминала









7.4

ETAs прибывающих судов





X




7.5

Среднесрочный и долгосрочный график работы терминала





X




7.6

Среднесрочный и долгосрочный график подхода судов

X




X




8.

Статистика




X





8.1

Учет прохождения флота и груза в узловых точках водного пути ( напр. в шлюзах)




X





9.

Тарифы и сборы

X


X

X






Согласовано


Заместитель председателя ГКЭС,
Первый заместитель
Министра Российской Федерации
по связи и информатизации

Б.Д.Антонюк


03 октября 2003 г.


Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации

В.В.Рукша


10 октября 2003 г.


Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации

А.П.Насонов


15 октября 2003 г.


Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации

Н.Г.Смирнов


09 октября 2003 г.



Концепция развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ 28 октября 2003 г.)


Текст концепции размещен на сайте Государственной службы речного флота Минтранса РФ (Росречфлота) в Internet (http://www.rechflot.mintrans.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение