Распоряжение Минтранса РФ от 8 мая 2003 г. N АН-143-р "О принятии и введении в действие комплекта стандартов Системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте"

Распоряжение Минтранса РФ от 8 мая 2003 г. N АН-143-р
"О принятии и введении в действие комплекта стандартов Системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте"


В целях установления общих правил проведения работ по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте, а также единых процедур планирования и финансирования этих работ:

1. Принять комплект стандартов Системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте:

1.1. Стандарт Минтранса России "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Общие положения".

1.2. Стандарт Минтранса России "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Порядок разработки, принятия и внедрения стандартов";

1.3. Стандарт Минтранса России "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению стандартов Министерства транспорта Российской Федерации";

1.4. Стандарт Минтранса России "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Правила ведения реестра".

2. Ввести в действие в установленном порядке комплект стандартов, указанных в п.1, с 1 июня 2003 года.

3. Возложить функции специально уполномоченного подразделения по стандартизации на Управление безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте.

4. Управлению безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте (П.Л. Лаврентьеву):

4.1. Организовать ведение реестра Системы и актуализацию фонда нормативно-технических документов;

4.2. Информацию о принятии и введении в действие указанных стандартов Минтранса России довести до сведения участников Системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте и других заинтересованных организаций.


Первый заместитель Министра -
главный государственный транспортный
инспектор Российской Федерации

А.П.Насонов


Стандарт Министерства транспорта РФ СМТ АЭ 001-03
"Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Общие положения"
(принят и введен в действие распоряжением Минтранса РФ
от 8 мая 2003 г. N АН-143-р)


Предисловие


1 Разработан и внесен Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ)

2 Принят и введен в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от "08" мая 2003 г. N АН-143-р

3 Введен впервые


Дата введения 2003-06-01


1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие правила проведения работ по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте, включая: цели и задачи стандартизации; сферу ее применения; объекты стандартизации и принципы их классификации;

основные правила проведения работ по стандартизации; виды нормативных документов по стандартизации и основные требования к ним; порядок распространения информации по стандартизации, а также процедуры планирования и финансирования работ по стандартизации.

Стандарт предназначен для применения в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта при организации и проведении работ по стандартизации.


2 Термины и определения


В настоящем стандарте используются термины и соответствующие им определения по [1].


3 Цели и задачи стандартизации


3.1 Стандартизация на автомобильном и городском пассажирском транспорте должна способствовать обеспечению:

безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

взаимозаменяемости продукции автомобильного и городского пассажирского транспорта.

3.2 Достижение указанных целей предполагает решение ряда задач, связанных с созданием и развитием единой системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте (далее - Система СМТ), включающих в себя:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами (поставщиками) и потребителями (заказчиками) продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- установление рациональных требований к номенклатуре и качеству продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта в интересах потребителей и государства, в т.ч. обеспечивающих безопасность для жизни и здоровья граждан и охрану окружающей среды;

- установление требований по совместимости (конструктивной, информационной и др.), а также взаимозаменяемости продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- согласование и увязку показателей и характеристик продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта, их элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов и т.п.;

- установление метрологических норм, правил, положений и требований в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа и измерений), сертификации и оценки качества продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных программ в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, в т.ч. в области безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды;

- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- установление единых принципов разработки и регистрации нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- введение типовых требований к форме, структуре и содержанию нормативных документов по стандартизации, используемых в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- типизацию процедур внедрения нормативных документов по стандартизации;

- создание системы информирования предприятий и организаций о разработке и принятии нормативных документов по стандартизации;

- создание системы распространения нормативных документов по стандартизации;

- проведение анализа, прогнозирования и планирования процессов стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте.


4 Общие положения


4.1 Правовой основой процедур стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте является законодательство Российской Федерации, определяющее общие принципы стандартизации в Российской Федерации, взаимоотношения участников деятельности в сферах автомобильного и городского пассажирского транспорта, их права, обязанности и ответственность.

4.2 Проведение стандартизации должно основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготовляющих и потребляющих продукцию, работы (процессы), услуги автомобильного и городского пассажирского транспорта к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению многообразием продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта, их качеству, экономичности, соответствию назначению, совместимости и взаимозаменяемости, безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья граждан и их имущества, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

4.3 Процедуры стандартизации предусматривают повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении задач, стоящих перед автомобильным и городским пассажирским транспортом при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.

4.4 Целесообразность разработки нормативных документов по стандартизации оценивается с точки зрения их социальной, технической и экономической необходимости применения в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта. При этом в приоритетном порядке должны разрабатываться нормативные документы по стандартизации, способствующие обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества и окружающей среды; стандарты, обеспечивающие совместимость и взаимозаменяемость в сфере производства и потребления продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта; а также документы по стандартизации на новые и перспективные виды продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта.

4.5 Разработка нормативных документов по стандартизации должна осуществляться на принципах, принятых системой стандартизации Российской Федерации с учетом требований международных договоров, Российских и международных стандартов и рекомендаций по стандартизации, стандартов в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, Правил ЕЭК ООН и других международных организаций, а также, при необходимости, национальных стандартов других стран.

Нормативные документы по стандартизации должны учитывать перспективы и тенденции технического развития автомобильного и городского пассажирского транспорта и не создавать препятствий для международной торговли.

4.6 Нормативные документы по стандартизации могут устанавливать опережающие нормы и требования к каким-либо видам продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта, технологиям их выполнения, используемому оборудованию, инструментам, средствам измерения и т.п. В этом случае они должны иметь ограниченную сферу применения и действовать одновременно с ранее введенными нормативными документами по стандартизации, регламентирующими действующие нормы и требования. Срок ограничения действия документов должен соответствовать сроку ввода (замены) соответствующих норм и требований.

4.7 При разработке нормативных документов по стандартизации необходимо обеспечивать:

- соответствие устанавливаемых в документах требований действующим законодательно-правовым нормам;

- комплексность стандартизации продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта, путем согласования требований к этим объектам и увязкой сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации.

4.8 Нормативные документы по стандартизации должны устанавливать требования к основным свойствам объектов стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья граждан, их имущества и окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также методы их контроля.

4.9 Нормативные документы по стандартизации должны быть изложены четко и ясно для того, чтобы обеспечить однозначность понимания их требований.

4.10 При стандартизации должны быть предусмотрены процедуры своевременной замены устаревших норм и требований, содержащихся в нормативных документах по стандартизации, путем их периодического обновления для обеспечения соответствия современным достижениям науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта.

4.11 Учет и регистрация нормативных документов по стандартизации осуществляется на основе ведения Реестра, порядок ведения которого устанавливается соответствующим документом Системы СМТ.


5 Объекты стандартизации и принципы их классификации


5.1 Объектами стандартизации в Системе СМТ являются продукция, работы (процессы), услуги, системы качества и производства, персонал и рабочие места, производимые (используемые), либо реализуемые в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, их отдельные свойства и показатели, а также процессы организации и управления деятельностью на автомобильном и городском пассажирском транспорте, в т.ч. в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - объекты стандартизации).

5.2 Классификация объектов стандартизации должна осуществляться на основе общероссийских классификаторов видов деятельности, продукции и услуг (работ).


6 Нормативные документы по стандартизации


6.1 Нормативные документы по стандартизации Системы СМТ включают в себя:

- стандарты Министерства транспорта Российской Федерации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- национальные и международные стандарты в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, а также стандарты других организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- иные нормативные документы, устанавливающие требования в отношении объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта.

6.1.1 Стандарты Министерства транспорта Российской Федерации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта (СМТ)

СМТ разрабатываются на объекты стандартизации по требованиям, входящим в компетенцию Минтранса России в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Порядок разработки, принятия и регистрации, а также требования к структуре, содержанию и оформлению СМТ определяются соответствующими документами Системы СМТ.

6.1.2 Национальные и международные стандарты в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, стандарты других организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации

6.1.2.1 Национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации разрабатываются на объекты автомобильного и городского пассажирского транспорта в порядке установленном [1].

6.1.2.2 Стандарты других организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта разрабатываются в следующих случаях:

а) для соблюдения требований технических регламентов, а также для обеспечения применения национальных стандартов Российской Федерации, международных и национальных стандартов других стран;

б) на создаваемые и применяемые на данном предприятии объекты автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Порядок разработки, согласования, утверждения (пересмотра, отмены), учета, издания (тиражирования), применения стандартов организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливается субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно.

6.1.2.3 Национальные и международные стандарты в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, стандарты других организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации вводятся в Систему СМТ Распоряжением Минтранса России по представлениям заинтересованных подразделений Минтранса России, а также других заинтересованных организаций и лиц в случае, если они устанавливают какие-либо требования к объектам автомобильного и городского пассажирского транспорта, предназначенные для всеобщего и многократного применения.

При вводе в Систему СМТ указанные документы заносятся в Реестр. При этом используются ранее присвоенные им номера и обозначения.

6.1.3 Иные нормативные документы, устанавливающие требования в отношении объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта

Иные нормативные документы, устанавливающие требования в отношении объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта подразделяются на:

- документы, разработанные по заказу Минтранса России, либо по инициативе предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- документы, разработанные в рамках различных государственных систем управления и надзора (система безопасности труда, единая система конструкторской документации, система обеспечения единства измерений и т.п.), регламентирующие различные специальные вопросы деятельности автомобильного и городского пассажирского транспорта.

6.1.3.1 Нормативные документы, разработанные по заказу Минтранса России, либо по инициативе предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта вводятся в Систему СМТ Распоряжением Минтранса России по представлениям заинтересованных подразделений Минтранса России, а также других заинтересованных организаций и лиц в случае, если они содержат нормы и правила в отношении объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта, предназначенные для всеобщего и многократного применения.

При вводе в Систему СМТ нормативные документы проходят экспертизу на соответствие действующим нормам и правилам и регистрируются в Реестре.

При регистрации нормативным документам присваиваются регистрационные номера, структура которых определяется соответствующими документами Системы СМТ.

6.1.3.2 Нормативные документы, разработанные в рамках различных государственных систем управления и надзора, находящиеся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, подлежат включению в Систему СМТ на основании Распоряжения Минтранса России по представлению заинтересованных подразделений Минтранса России, а также других заинтересованных организаций и лиц, в случае, если объектами их регламентации являются какие-либо свойства, процессы, показатели объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта, предназначенные для всеобщего многократного применения, в т.ч:

- охрана и безопасность труда на предприятиях автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- пожарная безопасность на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- охрана окружающей природной среды;

- обеспечение единства измерений при выполнении работ, оказании услуг на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- сертификация на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- проектирование и эксплуатация предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- безопасность дорожного движения;

- перевозки грузов и пассажиров;

- безопасность производственных объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- производство продукции автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- работы по ремонту и техническому обслуживанию техники автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- работы по эксплуатации техники автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- экономика автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- подготовка и аттестация кадров автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Правила разработки и утверждения указанных документов регламентируются соответствующими нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. [2], [3], [4].

При вводе в Систему СМТ нормативные документы, разработанные в рамках различных государственных систем управления и надзора регистрируются в Реестре. При этом используются ранее присвоенные им номера и обозначения.


7 Организация работ по стандартизации


7.1 Управление и координацию работ по стандартизации осуществляет Служба автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России (Служба "Росавтотранс").

Для обеспечения выполнения этой задачи на одно из подразделений Службы "Росавтотранс" возлагаются функции специально уполномоченного подразделения по стандартизации.

7.2 Основными задачами Службы "Росавтотранс" в области стандартизации являются:

- формирование технической политики в области стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- определение направлений и объектов стандартизации;

- установление правил и процедур стандартизации;

- организационно-методическое руководство и контроль за проведением работ по стандартизации;

- обеспечение связей с национальным органом по стандартизации, международными организациями, иными федеральными органами исполнительной власти, предприятиями и организациями автомобильного транспорта, их объединениями, общественными организациями по вопросам стандартизации.

7.3 Непосредственное проведение работ по стандартизации осуществляется подразделениями Службы "Росавтотранс" по закрепленным за ними направлениям деятельности с привлечением компетентных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, иных заинтересованных предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Подразделения Службы "Росавтотранс" по закрепленным за ними направлениям деятельности, осуществляют:

- формирование тематики работ по стандартизации, в т.ч. по разработке новых и пересмотру действующих документов по стандартизации;

- разработку технических заданий на проведение научно-исследовательских работ, необходимых для разработки документов по стандартизации или предъявления требований автомобильного и городского пассажирского транспорта к нормативным документам, разрабатываемым другими организациями, в т.ч. международными;

- определение требований, показателей, норм и характеристик для включения их в нормативные документы по стандартизации, регламентирующие требования к объектам автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- принятие работ по стандартизации, экспертизу и согласование их результатов, подготовку распоряжений (приказов) об утверждении и введении в действие документов по стандартизации.


8 Основные положения по ведению реестра Системы СМТ и информационному фонду нормативных документов


8.1 Основой информационного обеспечения деятельности в Системе СМТ является Реестр, содержащий сведения о фонде нормативных документов по стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта.

8.2 Ведение Реестра осуществляется компетентной организацией, уполномоченной Минтрансом России, основными направлениями деятельности которой являются:

- ведение централизованного учета сведений о нормативных документах по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- формирование и актуализация фонда нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- информационное обеспечение деятельности Минтранса России в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- информационное обеспечение заинтересованных предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта.

8.3 В целях реализации функций, связанных с информационным обеспечением, в рамках деятельности Реестра осуществляется формирование ежегодного Указателя нормативных документов по стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Издание ежегодного Указателя нормативных документов по стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта осуществляется Минтрансом России.

8.4 Обеспечение заинтересованных предприятий и организаций информацией Реестра о нормативных документах по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте, а также самими документами осуществляется на договорной основе.


9 Планирование и финансирование работ по стандартизации


9.1 Планирование работ по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте осуществляется специально уполномоченным подразделением Службы "Росавтотранс" путем формирования планов стандартизации на основе предложений других подразделений Службы "Росавтотранс" по закрепленным за ними направлением деятельности с привлечением компетентных организаций, предприятий и специалистов автомобильного и городского пассажирского транспорта.

При необходимости могут разрабатываться программы стандартизации по важнейшим направлениям развития автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Порядок разработки, а также структура и содержание планов по стандартизации определяются соответствующим документом Системы СМТ.

9.2 Планы по стандартизации должны формироваться с учетом анализа состояния действующей нормативной базы в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, результатов оценки эффективности применения нормативных документов в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, анализа необходимости документирования новых методов управления, организации производства, технологий и т.п.

В проектах планов стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта предусматривается как разработка новых документов по стандартизации, так и обновление действующих документов.

Разработке проектов планов стандартизации, как правило, должны предшествовать научно-исследовательские работы по анализу состояния нормативного обеспечения сферы автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Формирование проектов планов стандартизации должно производиться с учетом приоритетных направлений работ по стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта. Состав приоритетных направлений определяется Минтрансом России на основе предложений компетентных предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта.

9.3 Финансирование работ по разработке программ по стандартизации, нормативных документов по стандартизации, а также деятельности Реестра осуществляется в рамках плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Минтранса России.

9.4 Финансирование работ по разработке нормативных документов по стандартизации, разработанных в инициативном порядке, осуществляется за счет средств разработчиков.


Приложение А
(информационное)


Библиография


[1] Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

[2] Правила разработки введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности, утв. приказом МВД России от 23 ноября 1998 г. N 769, зарег. Минюстом России 31 декабря 1998 г. рег. N 1678

[3] Постановление Правительства РФ "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" от от# 23 мая 2000 г. N 399

[4] Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 6 апреля 2001 г. N 30


Стандарт Министерства транспорта РФ СМТ АЭ 002-03
"Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте.
Порядок разработки, принятия и внедрения стандартов"
(принят и введен в действие распоряжением Минтранса РФ
от 8 мая 2003 г. N АН-143-р)


Предисловие


1 Разработан и внесен Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ)

2 Принят и введен в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от "08" мая 2003 г. N АН-143-р

3 Введен впервые


Дата введения 2003-06-01


1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к разработке, согласованию, принятию, регистрации, изменению (пересмотру), продлению, отмене стандартов Минтранса России в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта (далее - СМТ), а также к процедурам их внедрения и распространения.

Стандарт предназначен для применения в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта при организации и проведении работ по стандартизации.


2 Общие положения


2.1 Порядок разработки и принятия СМТ установлен настоящим стандартом в соответствии с [1].

2.2 Разработка СМТ должна осуществляться при участии компетентных предприятий, организаций и специалистов автомобильного и городского пассажирского транспорта.

2.3 СМТ не должны нарушать требования нормативно-правовых документов, носящих обязательный характер в соответствии с правовыми нормами Российского законодательства (технические регламенты, постановления Правительства РФ, международные договоры и т.п.).


3 Порядок разработки и изменения СМТ


3.1 Необходимость разработки или изменения (далее - разработка) СМТ определяется с учетом их социальной, технической и экономической необходимости применения в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта. При этом в приоритетном порядке должны разрабатываться СМТ, способствующие обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества и окружающей среды; обеспечивающие совместимость и взаимозаменяемость в сфере производства и потребления продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта; а также СМТ на новые и перспективные виды продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта.

3.2 Разработка СМТ производится в соответствии с планом стандартизации, формируемым ежегодно на основании анализа состояния действующей нормативной базы; результатов оценки эффективности применения нормативных документов по стандартизации, анализа необходимости документирования новых методов управления, организации производства, технологий автомобильного и городского пассажирского транспорта и т.п., а также на основе предложений предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта.

3.3 План стандартизации должен включать в себя следующую информацию:

наименование СМТ;

цель разработки СМТ;

сроки разработки с указанием промежуточных этапов;

стоимость разработки СМТ;

наименование заказчика;

наименование разработчика;

ожидаемый эффект.

3.4 Формирование и корректировка плана стандартизации, а также координация работ по его выполнению осуществляется специально уполномоченным подразделением Службы "Росавтотранс" на основе предложений других подразделений Службы "Росавтотранс" по закрепленным за ними направлениями деятельности с привлечением компетентных организаций, предприятий и специалистов автомобильного и городского пассажирского транспорта.

3.5 Сформированный план стандартизации утверждается руководителем Службы "Росавтотранс".

3.6 Организация выполнения плана и контроль его исполнения осуществляется соответствующими подразделениями Службы "Росавтотранс" в пределах их компетенции.

3.7 В качестве разработчиков СМТ могут выступать научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также иные предприятия и организации, специализирующиеся по определенным видам продукции, услуг (работ), процессов, технологий автомобильного и городского пассажирского транспорта и обладающие в данной области наибольшим научно-техническим потенциалом и необходимым объемом информации.

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником


3.9 Разработанный проект СМТ направляется разработчиком на отзыв в Службу "Росавтотранс", а также в другие заинтересованные организации.

3.10 Формирование сводки отзывов о проекте документа осуществляет разработчик стандарта.

3.11 Доработанный с учетом принятых предложений и замечаний проект СМТ направляется на рассмотрение и утверждение в порядке, установленном в разделе 4 настоящего стандарта.


4 Порядок утверждения, регистрации и введения в действие СМТ


4.1 Подготовленный к утверждению проект СМТ вместе со сводкой отзывов и пояснительной запиской направляется разработчиком в соответствующее подразделение Службы "Росавтотранс" для рассмотрения и проведения его проверки на соответствие действующим законодательно-правовым нормам, метрологическим нормам и правилам, терминологическим требованиям, правилам построения, изложения и оформления СМТ.

4.2 При положительных результатах рассмотрения проекта документа, соответствующее подразделение Службы "Росавтотранс" подготавливает заключение, направляемое вместе с проектом СМТ на рассмотрение и утверждение руководителю Службы "Росавтотранс".

СМТ утверждается путем издания соответствующего Распоряжения Минтранса России (Приложение Б).

4.3 При принятии СМТ устанавливается дата его введения с учетом сроков осуществления мероприятий по подготовке к применению СМТ.

4.4 Утвержденный СМТ подлежит регистрации.

Процедура регистрации заключается в присвоении СМТ обозначения и занесения его в Реестр Системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте (далее - Реестр) в соответствии с правилами ведения Реестра. При внесении изменений в СМТ его обозначение сохраняется.

При пересмотре СМТ, разработанному взамен действующего присваивается обозначение действующего СМТ с заменой в обозначении года принятия СМТ.

4.5 После утверждения и регистрации СМТ соответствующим подразделением Службы "Росавтотранс" проводятся мероприятия по его внедрению, включающие в себя:

доведение информации о вновь разработанном СМТ до заинтересованных подразделений Минтранса России, предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта;

отмену и изъятие (при необходимости) документов, вступающих в противоречие со вновь введенным СМТ;

проведение иных необходимых организационных и технических мероприятий.


5 Порядок отмены или продления СМТ


5.1 Отмена или продление СМТ производятся на основании Распоряжения Минтранса России (Приложения В, Г) с указанием срока продления, либо даты отмены СМТ.

5.2 Отмена СМТ осуществляется на основе предложений подразделений Службы "Росавтотранс" с учетом предложений организаций и предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта.

При этом по каждому из отменяемых документов готовится обоснование отмены, отражающее:

сферу применения документа;

регламентируемые им требования и оценку их актуальности;

место документа в общей структуре нормативных документов по вопросам автомобильного и городского пассажирского транспорта;

причины необходимости отмены СМТ.

5.3. Для продления срока действия СМТ организация, уполномоченная Минтрансом России для ведения Реестра, направляет в специально уполномоченное подразделение по стандартизации Службы "Росавтотранс" информацию о необходимости продления срока действии СМТ в срок не менее чем за 6 месяцев до окончания срока его действия.

Специально уполномоченное подразделение по стандартизации Службы "Росавтотранс" организует экспертизу СМТ с истекающим сроком действия на предмет установления необходимости продления его срока действия. Для проведения экспертизы специально уполномоченное подразделение по стандартизации Службы "Росавтотранс" привлекает другие подразделения Службы "Росавтотранс" в пределах их компетенции, а также, при необходимости, компетентные организации и предприятия автомобильного и городского пассажирского транспорта.

При отрицательных результатах экспертизы действие СМТ отменяется.

5.4 Информация об отмене или продлении срока действия СМТ подлежит внесению в Реестр.


Приложение А
(информационное)


Библиография


[1] Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ


Приложение Б
(рекомендуемое)


Форма Распоряжения об утверждении и введении в действие СМТ


                            Распоряжение N ______
              об утверждении и введении в действие стандарта
                           Минтранса России

В целях _________________________________________________________________
________________________________________________________________________,
а также на основании ____________________________________________________

     1. Утвердить, представленный _______________________________________
                                         наименование разработчика
_________________________________________________________________________
                           наименование стандарта
     2. Ввести стандарт в действие с "____" ____________.
     3. Установить срок действия стандарта _____________________________.
     4. Подразделению Службы "Росавтотранс" _________________ произвести:
     - регистрацию утвержденного стандарта;
     - довести   информацию   об   утверждении   стандарты   до  сведения
заинтересованных организаций.

Руководитель Службы
"Росавтотранс"                 ____________________  ____________________
Минтранса России                      подпись             Фамилия И.О.
                               "___"_________ ____

Приложение В
(рекомендуемое)


Форма Распоряжения об отмене СМТ


                          Распоряжение N ______
                             об отмене СМТ

     На   основании   материалов,   представленных    подразделением   по
стандартизации Службы "Росавтотранс"

                   Минтранс России считает необходимым:

     1. Отменить ________________________________________________________
                                       наименование СМТ

     2. Установить дату отмены СМТ "____" __________________.
     3. Утвердить прилагаемый план мероприятий  по  отмене  СМТ,  включая
сроки их проведения и ответственных исполнителей.
     4. Исключить отмененный стандарт из Реестра  Системы  стандартизации
на автомобильном и городском пассажирском транспорте и довести информацию
об  отмене  до  заинтересованных  подразделений  Службы   "Росавтотранс",
предприятий  и  организаций  автомобильного  и  городского  пассажирского
транспорта.

Руководитель Службы
"Росавтотранс"                 ____________________  ____________________
Минтранса России                      подпись             Фамилия И.О.
                               "___"_________ ____

Приложение Г
(рекомендуемое)


Форма Распоряжения о продлении СМТ


                        Распоряжение N ______
                           о продлении СМТ

     На   основании   материалов,   представленных    подразделением   по
стандартизации Службы "Росавтотранс"

                   Минтранс России считает необходимым:

     1. Продлить ________________________________________________________
                               наименование СМТ

     2. Установить новый срок действия СМТ с "____" _____________________
до "____" _________________.
     3. Внести соответствующие изменения в Реестр Системы  стандартизации
на автомобильном и городском пассажирском транспорте.
     4. Довести информацию о продлении до заинтересованных  подразделений
Службы  "Росавтотранс",  предприятий  и  организаций     автомобильного и
городского пассажирского транспорта.

Руководитель Службы
"Росавтотранс"                 ____________________  ____________________
Минтранса России                      подпись             Фамилия И.О.
                               "___"_________ ____

Стандарт Министерства транспорта РФ СМТ АЭ 003-03
"Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению стандартов Министерства транспорта Российской Федерации"
(принят и введен в действие распоряжением Минтранса РФ
от 8 мая 2003 г. N АН-143-р)


Предисловие


1 Разработан и внесен Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ)

2 Принят и введен в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от "08" мая 2003 г. N АН-143-р

3 Введен впервые


Дата введения 2003-06-01


1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов Министерства транспорта Российской Федерации в Системе стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте (далее - стандарт) и изменений к ним.

Настоящий стандарт предназначен для применения в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта при организации и проведении работ по стандартизации.


2 Общие положения


2.1 Разрабатываемые стандарты должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта.

2.2 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов и изменений к ним должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.


3 Требования к построению и изложению стандартов


3.1 Стандарт должен содержать все данные, необходимые и достаточные для его применения в соответствии с его назначением и при необходимости: иллюстрации, наглядные и графические материалы. Положения стандарта не должны противоречить другим нормативным документам Системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте (далее - Система СМТ).

3.2 В стандарте должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, соответствующие национальным и международным стандартам, иным нормативным документам, распространяющим свое действие на объект стандартизации.

3.3 Текст стандарта должен быть кратким, четким, исключающим двоякое толкование.

В стандарт следует включать только характеристики и требования, которые могут быть проверены объективными методами.

3.4 Текст стандарта следует делить на разделы, подразделы, пункты.

Разделы стандарта должны иметь порядковую нумерацию. Нумерация пункта в разделе состоит из номера раздела, подраздела и порядкового номера пункта, подпункта и т.д.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки.

3.5 В стандарте для лучшей наглядности могут быть использованы таблицы, графический материал, формулы.

Таблицы и графический материал должны иметь номер и название.

На все таблицы, рисунки, формулы в стандарте должны быть даны ссылки.

3.6 Страницы стандарта должны иметь нумерацию.

Нумерация титульного листа стандарта, предисловия и содержания производится римскими цифрами, а страниц текста стандарта - арабскими цифрами, указываемыми: при односторонней печати в нижнем правом углу страницы, при двусторонней печати - в правом нижнем углу на нечетных страницах и в левом нижнем углу на четных страницах. Номер страницы на титульном листе стандарта не проставляется.

3.7 Стандарт должен содержать следующие структурные элементы:

титульный лист;

предисловие;

содержание;

введение;

наименование;

область применения;

нормативные ссылки;

термины и определения;

требования;

приложения;

библиографические данные.

Конкретный состав структурных элементов стандарта определяется особенностями объекта стандартизации.

3.8 Формы титульного листа и предисловия приведены в приложениях А и Б.

3.9 Содержание включает порядковые номера разделов (подразделов) стандарта, приложений с указанием их обозначений и заголовков.

Содержание помещают после предисловия, начиная с новой страницы.

3.10 Введение приводят при необходимости обоснования причин разработки стандарта. Введение не должно содержать требований.

Введение не нумеруют и размещают на отдельном листе.

3.11 Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильную классификацию стандарта для включения его в Реестр Системы СМТ.

В наименовании стандарта, если он входит в комплекс стандартов, объединенных общностью назначения, перед заголовком приводят соответствующий групповой заголовок, отражающий сферу назначения данного комплекса стандартов. При этом в групповом заголовке должно присутствовать указание на принадлежность к автомобильному, либо городскому пассажирскому транспорту. Например: "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте", "Охрана труда на автомобильном транспорте" и т.п.

3.12 Структурный элемент "область определения" приводят для определения области назначения (распространения) стандарта и, при необходимости уточнения объекта стандартизации.

3.13 Структурный элемент "нормативные ссылки" содержит перечень стандартов на который в стандарте дана ссылка.

В перечень включают обозначения стандартов и их наименования в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений.

3.14 Структурный элемент "термины и определения" содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в стандарте.

3.15 Структурный элемент "требования" содержит требования (т.ч. методы контроля) к объекту стандартизации, состав и структура которых, определяются спецификой объекта стандартизации и назначением стандарта.

3.16 Структурный элемент "приложения" содержит материал, дополняющий положения стандарта.

"Приложения" обозначаются заглавными буквами русского алфавита.

Текст "приложения" при необходимости может быть разбит на разделы.

В тексте стандарта на все "приложения" должны быть даны ссылки.

3.17 Структурный элемент "библиографические данные" размещается на отдельной странице и содержит при необходимости классификационные коды объектов стандартизации, а также ключевые слова стандарта.


4 Требования к построению и изложению изменений к стандартам


4.1 Изменения к стандарту оформляются в соответствии с приложениями В и Г.

4.2 Содержание ранее принятых изменений к стандарту не включают в последующие изменения. Каждое изменение действует самостоятельно.


5 Требования к оформлению стандартов


5.1 Стандарты печатают любым из следующих способов:

машинописным;

машинным;

с использованием наборных печатных форм;

и т.п.

5.2 Образцы оформления первой и последующих страниц текста стандарта приведены в приложениях Д и Е.

5.3 Форма последней страницы стандарта приведена в приложении Ж.


6 Требования к содержанию стандартов


6.1 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований стандарты могут разрабатываться следующих видов:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию и услуги (работы);

- стандарты на процессы;

- стандарты на системы качества и производства;

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта, охрану окружающей среды, безопасность продукции, работ (процессов) и услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта для жизни, здоровья, имущества граждан и другие общетехнические требования.

Стандарты на продукцию, услуги (работы) устанавливают требования к группам однородной продукции, услуг (работы) или к конкретной продукции, услуге (работе).

Стандарты на процессы устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции и услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Стандарты на системы качества и производства устанавливают основные требования к структуре и отдельным элементам систем качества, а также процедурам их обеспечения и документирования.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений и анализа продукции и услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта при их создании (проектировании), сертификации и использовании.

6.2 В стандарте не допускается регламентировать свойства и характеристики объектов стандартизации, являющиеся предметом регламентации других документов. В частности стандарты не должны устанавливать требований по вопросам, регулируемым гражданским правом, законодательством о труде, либо другими законодательными актами.

6.3 В стандарте разрешается делать ссылки на международные, национальные стандарты, стандарты других организаций или на их разделы и приложения, а также на иные нормативные документы, распространяющие свое действие на объект стандартизации.

6.4 Положения стандартов являются рекомендуемыми или справочными, за исключением случаев, когда обязательность исполнения требований стандартов регламентируется в технической документации исполнителя (изготовителя, поставщика) продукции, услуг (работ), процессов автомобильного и городского пассажирского транспорта, либо в договоре.

6.5 В содержании стандартов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики продукции, работ (процессов), услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта, которые должны быть обеспечены при их проектировании и реализации.

Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации. Для каждой эксплуатационной характеристики в стандарте должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться в стандарте косвенно, путем установления соответствующих описательных положений.


Приложение А
(рекомендуемое)


Форма титульного листа стандарта


СМТ -______________________

обозначение стандарта


                       Стандарт Министерства Транспорта
                             Российской Федерации
_________________________________________________________________________

                    Система стандартизации на автомобильном и
                       городском пассажирском транспорте

_________________________________________________________________________
                            Наименование Стандарта

                                Минтранс России
                                    Москва

Приложение Б
(рекомендуемое)


Форма титульного листа предисловия стандарта


                                 Предисловие

1 Разработан и внесен ___________________________________________________
         наименование организации, разработавшей и представившей стандарт

2 Принят и введен в действие ____________________________________________
                                  наименование утверждающего документа

3 Введен впервые
либо
3 Взамен ________________________________________________________________
                          обозначение заменяемого документа

4 Переиздание __________________________ с изменениями N ________________
                    месяц, год                                 номер

_________________________________________________________________________
                 изменения, номер информационного документа

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Минтранса России


Приложение В
(рекомендуемое)


Форма первой страницы изменения к стандарту


Изменение N __________________ __________________________________________
             порядковый номер     обозначение и наименование стандарта

Принято и введено в действие ____________________________________________
                                 наименование директивного документа
_________________________________________________________________________
                 и органа управления, принявшего изменение

от _________________ _____ г. N

                                          Дата введения _________________
                                                        год, число, месяц

                                  Текст

Приложение Г
(рекомендуемое)


Форма второй и последующих страниц изменения к стандарту


Изменение N____________________ _________________________________________
             порядковый номер      обозначение и наименование стандарта

                                  Текст

                                                           ______________
                                                           номер страницы

Приложение Д
(рекомендуемое)


Форма первой страницы текста стандарта


СМТ -_____________________

обозначение стандарта


                        Стандарт Министерства Транспорта
                             Российской Федерации
_________________________________________________________________________

                  Система стандартизации на автомобильном и
                       городском пассажирском транспорте

_________________________________________________________________________
                          Наименование Стандарта

_________________________________________________________________________

                                        Дата введения ___________________
                                                        год, месяц, число

                                   Текст

Приложение Е
(рекомендуемое)


Форма второй и последующих страниц текста стандарта


СМТ - _____________________

обозначение стандарта


                                    Текст

                                номер страницы

Приложение Ж
(рекомендуемое)


Форма последней страницы текста стандарта


СМТ -______________________

обозначение стандарта



                                    Текст

Руководитель организации   ____________________    ______________________
разработчика                    подпись               Фамилия И.О.
                           "___"____________ ____

Исполнители                ____________________    ______________________
                                 подпись               Фамилия И.О.
                          "___"____________ ____
                           ____________________    ______________________
                                 подпись               Фамилия И.О.
                          "___"____________ ____
                           ____________________    ______________________
                                 подпись               Фамилия И.О.
                          "___"____________ ____

Стандарт Министерства транспорта РФ СМТ АЭ 004-03
"Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Правила ведения реестра"
(принят и введен в действие распоряжением Минтранса РФ
от 8 мая 2003 г. N АН-143-р)


Предисловие


1 Разработан и внесен Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ)

2 Принят и введен в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от "08" мая 2003 г. N АН-143-р

3 Введен впервые


Дата введения 2003-06-01


1 Область применения


Настоящий стандарт разработан в развитие документа "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Основные положения" и устанавливает понятия, цели и задачи деятельности Реестра системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте (далее - Реестр), а также порядок его ведения, включая вопросы организации деятельности Реестра, регистрации нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте, архивного хранения документов реестра, а также основные положения информационного обслуживания по данным Реестра.

Стандарт предназначен для применения в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта при организации и проведении работ по анализу, учету и распространению информации о фонде нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.


3 Термины и определения


В настоящем стандарте используются термины и соответствующие им определения [1], [2], ГОСТ Р 51141, а также следующие определения:

Реестр - совокупность информации и фонд нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте.

Ведение Реестра - процедуры формирования информации и фонда нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте, его хранения, актуализации и распространения.

Регистрационный номер - номер, присваиваемый нормативному документу по стандартизации при его занесении в Реестр с целью идентификации.


4 Общие положения


4.1 Ведение Реестра осуществляется компетентной организацией, уполномоченной Минтрансом России.

4.2 Ведение Реестра предусматривает выполнение следующих функций:

- централизованный учет сведений о нормативных документах по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- формирование и актуализация фонда нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- информационное обеспечение деятельности Минтранса России в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- информационное обеспечение заинтересованных предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта.

4.3 Реестр ведется в виде:

- постоянно обновляемой базы данных, содержащей информацию о нормативных документах по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- фонда нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте.

4.4 Функции, связанные с хранением и обработкой информации о фонде нормативных документов по стандартизации реализуются с использованием автоматизированных технологий.

4.5 Занесение данных в Реестр, внесение изменений в эти данные и их удаление из Реестра осуществляется на основании Распоряжений Минтранса России.


5 Ведение Реестра


5.1 В части централизованного учета сведений о нормативных документах по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте

Централизованный учет сведений о нормативных документах по стандартизации на автомобильном транспорте осуществляется путем ведения базы данных, содержащей информацию о нормативных документах по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте.

Структура базы данных включает в себя следующие позиции:


1.   Регистрационный номер (обозначение) документа
2.   Наименование документа
3.   Аннотация
4.   Дата утверждения
5.   Срок действия с "__" ______________ по "__" ______________
     Продлен с "__" ______________ по "__" ______________
6.   Дата регистрации
7.   Дата отмены действия
8.   Состояние документа *)
9.   Держатель оригинала документа
10.  Номер   и   дата   Распоряжения   о  введении  документа  в  систему
     стандартизации    на   автомобильном    и   городском   пассажирском
     транспорте
11.  Дата внесения изменений
12.  Содержание изменений
13.  Примечание

Примечание:

* Содержание реквизита может принимать одно из значений: действующий, архивный, приостановленный, частично приостановленный.

5.2 В части формирования и актуализации фонда нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте на базе Реестра осуществляется:

- комплектование и хранение подлинников, либо заверенных копий нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте (включая сопроводительные документы по их внесению в Реестр), зарегистрированных в Реестре;

- ведение архива нормативных документов системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте, исключенных из Реестра.

5.3 В целях информационного обеспечения деятельности Минтранса России, а также заинтересованных предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта, организация ведущая Реестр осуществляет:

- формирование ежегодного указателя нормативных документов по стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта;

- обеспечение заинтересованных лиц информацией о нормативных документах по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте (их наличии, разработчиках документов, сроках действия, изменениях, замене, отмене) на основе указателя нормативных документов по стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также самими документами.

Формирование ежегодного указателя нормативных документов по стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта осуществляется на основе актуализированных данных Реестра. Подготовленный проект указателя нормативных документов по стандартизации в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта представляется в Службу "Росавтотранс" для утверждения и издания.

Обеспечение пользователей информацией о нормативных документах по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте, а также самими документами производится на основе хозяйственных договоров. В рамках информационного обеспечения осуществляется передача информации базы данных Реестра, либо копий нормативных документов.


6. Регистрация нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте в Реестре


6.1 В общем случае, процедура регистрации нормативных документов в Реестре включает в себя:

- рассмотрение документов, представленных в Реестр;

- присваивание регистрационного номера;

- занесение учетной информации в базу данных Реестра.

Комплект документов, хранимых в Реестре в обязательном порядке должен включать:

- подлинник, либо заверенную копию документа;

- Распоряжение Минтранса России о введении документа в систему стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте.

Структура регистрационного номера, присваиваемого нормативным документам при регистрации определяется видом регистрируемого документа.

Регистрационный номер проставляется на решении о внесении документа в систему стандартизации, а также на титульном листе документа.

6.2 Присвоение регистрационных номеров

6.2.1 Стандарты Министерства транспорта Российской Федерации (СМТ)

Структура регистрационного номера СМТ включает в себя:


СМТ ХХ   Х...Х - ХХ
    --- ----- ---
 |   |   |     |
 |   |   |     |           Последние две цифры года принятия стандарта
 |   |   |     \----------
 |   |   |
 |   |   |                 Порядковый номер документа при регистрации
 |   |   \----------------
 |   |
 |   |                     Принадлежность к сфере:
 |   \-------------------- - автомобильного  и  городского  пассажирского
 |                         транспорта в целом: АЭ;
 |                         - автомобильного транспорта: АТ;
 |                         - городского    пассажирского   электрического
 |                         транспорта: ЭТ
 |
 |                         Индекс стандарта
 \------------------------

6.2.2 Национальные и международные стандарты, стандарты других организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации

При введении национальных и международных стандартов, стандартов других организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в систему стандартизации используются ранее присвоенные им номера и обозначения.

6.2.3 Иные нормативные документы, устанавливающие требования в отношении объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта

6.2.3.1 При введении в систему стандартизации иных нормативных документов, устанавливающих требования в отношении объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта, разработанных по заказу Минтранса России, либо по инициативе предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта им присваиваются регистрационные номера, структура которых включает в себя:


 ХХ Х...Х - ХХ
--- ----- --
 |    |    |
 |    |    \--------- Последние две цифры года принятия стандарта
 |    |
 |    \-------------- Порядковый номер документа при регистрации
 |
 |                    Принадлежность к сфере:
 \------------------- - автомобильного    и    городского   пассажирского
                      транспорта в целом: АЭ;
                      - автомобильного транспорта: АТ;
                      - городского      пассажирского      электрического
                      транспорта: ЭТ

6.2.3.2 Если отдельные категории нормативных документов, разработанных по заказу Минтранса России имеют собственную процедуру присвоения номеров, то при введении их в Систему СМТ могут использоваться эти номера.

6.2.3.3 При введении в систему стандартизации нормативных документов, устанавливающих требования в отношении объектов автомобильного и городского пассажирского транспорта, разработанные в рамках различных государственных систем управления и надзора, используются ранее присвоенные им номера и обозначения.


7. Актуализация данных Реестра


7.1. Актуализация данных Реестра включает:

- внесение новых документов;

- внесение изменений в информацию о зарегистрированных документах, в т.ч. о продлении сроков действия, замене, отмене зарегистрированных документов;

- исключение отмененных документов.

7.2. Внесение новых документов осуществляется Распоряжением Минтранса России согласно разделу 5 настоящего документа.

7.3. Внесение изменений осуществляется при пересмотре, изменении зарегистрированных документов.

7.4. Исключение документов из Реестра осуществляется при:

- истечении срока действия документа;

- аннулировании действия документа по директивным решениям.

При исключении документов из Реестра информация о них переносится в архив Реестра.


8. Ведение действующего фонда и архива материалов Реестра


8.1. В действующем фонде и архиве Реестра хранится весь комплект документов, представляемый при регистрации.

8.2. В действующем фонде Реестра материалы хранятся до окончания срока действия объекта регистрации.

8.3. По окончании срока действия документа, либо его исключении из Реестра, материалы передаются в архив Реестра и хранятся не менее 3-х лет с момента окончания срока действия, либо исключения объекта регистрации.

8.4. Хранение материалов в действующем фонде и архиве, а также их утилизация осуществляются в соответствии с внутренними инструкциями Минтранса России.


9. Основные положения информационного обслуживания по данным Реестра


9.1. Информационное обслуживание по данным Реестра включает:

- публикацию информации Реестра в виде ежегодного Указателя нормативных документов по стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте;

- предоставление материалов из действующего фонда и архива Реестра по запросам заинтересованных организаций и лиц;

- представление аналитической информации подразделениям Минтранса России по результатам обработки данных Реестра.

9.2. Информационное обслуживание по данным Реестра проводится с использованием материалов действующего фонда и архива Реестра.

9.3. Предоставление материалов из действующего фонда и архива Реестра заинтересованным организациям и лицам проводится только по официальным запросам.


Приложение А
(рекомендуемое)


Библиография


[1] Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

[2] Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" N 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года.



Распоряжение Минтранса РФ от 8 мая 2003 г. N АН-143-р "О принятии и введении в действие комплекта стандартов Системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте"


Стандарты Минтранса России "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Общие положения", "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Порядок разработки, принятия и внедрения стандартов", "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению стандартов Министерства транспорта Российской Федерации", "Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте. Правила ведения реестра" вводятся в действие с 1 июня 2003 г.


Текст распоряжения размещен на сайте Министерства Транспорта РФ в Internet (http://www.mintrans.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.