Письмо Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 15-55-357ин/15 О направлении для использования в экспериментальном порядке Примерного положения об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц

Письмо Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 15-55-357ин/15


Направляем для использования в экспериментальном порядке Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц (далее - Примерное положение).

Эксперимент по использованию системы зачетных единиц в организации учебного процесса в вузах проводится Минобразованием России с целью совершенствования планирования и организации учебного процесса, увеличения роли самостоятельной работы студентов, оптимизации учебной нагрузки педагогических работников, обеспечения свободы вуза в формировании основных образовательных программ, а также расширения возможностей студентов в индивидуализации подготовки по выбранному направлению или специальности.

Примерное положение разработано рабочей группой, утвержденной приказом Минобразования России от 19.07.02 N 2822 "Об организации работ по созданию процедуры зачета освоения студентами вузов содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" (с последующими дополнениями), на основе предложений Российского университета дружбы народов, подготовленных в 2003 году в рамках проекта научной отраслевой программы "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования".

Предложения по совершенствованию Примерного положения следует направлять в департамент содержания высшего профессионального образования Минобразования России.


И.о. министра

В.М.Филиппов


Примерное положение
об организации учебного процесса в высшем учебном заведении
с использованием системы зачетных единиц


1. Общие положения


1.1. Переход на организацию с использованием системы зачетных единиц в вузе по каждому направлению подготовки (специальности) осуществляется на основании решения учебного совета вуза (факультета).

1.2. Организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц характеризуется следующими особенностями:

- личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана на основе большой свободы выбора дисциплин;

- вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана;

- полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах;

- использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.

1.3. Высшее учебное заведение обязано информировать всех абитуриентов и студентов о правилах организации учебного процесса.

1.4. Информация о правилах организации учебного процесса представляется в печатном виде на стендах объявлений, а также размещается на сайте вуза.


2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


2.1. Организация учебного процесса на основе зачетных единиц ведется по программам и учебным планам, разработанным в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) или специальными решениями Минобразования России.

2.2. Для реализации системы зачетных единиц рекомендуется использовать три формы учебного плана по каждому направлению подготовки (специальности):

- рабочие учебные планы по направлению подготовки (специальности), служащие для определения трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения;

- индивидуальные учебные планы студентов, определяющие их образовательную программу, на семестр или учебный год;

- учебные планы, служащие для организации учебного процесса в течение учебного года (в том числе, расчета трудоемкости учебной работы преподавателей).

2.3. Трудоемкость всех видов учебной работы в учебных планах устанавливается в зачетных единицах (1 зачетная единица = 36 академических часов, письмо Минобразования России от 28.11.02 N 14-52-988ин/13).

2.4. По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образования рабочий учебный план по направлению подготовки (специальности) должен включать три группы дисциплин по всем циклам:

а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени;

б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но не последовательно;

в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.

Дисциплина группы "б" и "в" создают предпосылки для так называемой "нелинейной" организации учебного процесса, принципиально отличающейся от ныне действующей в вузах России.

2.4.1. Соотношения трудоемкости между группами дисциплин "а", "б" и "в" устанавливается вузом (факультетом) на основании действующих нормативных документов (ГОС ВПО или специального решения Минобразования России).

2.4.2. Группа дисциплин "а" является базовой для определения курса (года обучения) студента, его учебного потока и учебной группы.

2.5. При формировании рабочих учебных планов в системе зачетных единиц с целью оптимизации учебного процесса рекомендуется предусмотреть максимальную унификацию учебных планов смежных направлений подготовки (специальностей).

2.6. Индивидуальный учебный план студента формируется по установленной вузом форме на каждый семестр или учебный год лично студентом с использованием при необходимости помощи консультанта. При формировании индивидуальных планов вуз должен предлагать студентам как выбор дисциплин, так и выбор квалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должностей, ученых степеней и званий. План утверждается в установленном в вузе порядке, утвержденные копии хранятся у студента и в деканате (возможно, в электронном виде). Число зачетных единиц в индивидуальном учебном плане не должно быть меньше 60 в год.

2.7. Ученый план, служащий для расчета учебной нагрузки преподавателей, составляется на основе рабочего учебного плана по направлению подготовки (специальности). Количество студентов и академических групп по каждой дисциплине соответствующей образовательной программы определяется на основе как индивидуальных планов студентов данного направления подготовки (специальности), так и студентов других направлений подготовки (специальностей), изучающих данную дисциплину в соответствии с индивидуальными планами.

2.8. В учебных планах целесообразно предусмотреть время, отводимое на консультации студентов по дисциплинам, наряду с аудиторной и самостоятельной работой.

2.9. Для каждой дисциплины в учебном плане полная (в кредитах) и аудиторная (в академических часах в неделю) трудоемкости указывается цифрами в скобках. Например: (3; 3, 2, 2)

1-я цифра указывает полную трудоемкость освоения дисциплины в кредитах;

2-я цифра указывает число часов в неделю лекционных занятий;

3-я цифра указывает число часов в неделю практических и лабораторных занятий;

4-я цифра указывает число часов в неделю консультаций преподавателя.


3. Порядок формирования индивидуального учебного плана студентов


3.1. Высшее учебное заведение организует учебный процесс в системе зачетных единиц таким образом, чтобы обеспечить каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения учебного плана направления подготовки (специальности) и получения обучающимся по завершению обучения квалификации (степени) в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ГОС ВПО и других нормативных документов.

3.2. Особое внимание должно быть уделено обеспечению студентов всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, методическими пособиями, учебно-электронными материалами, доступом к локальным и глобальным сетевым образовательным ресурсам.

3.3. Порядок оформления индивидуального плана студентами в зависимости от курса обучения устанавливается вузом. Студент составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год в установленные вузом сроки (при необходимости после консультации), подписывает его, ставит дату и сдает в соответствующее подразделение вуза.

3.4. Изменения в индивидуальный учебный план могут быть внесены студентом в срок до установленной даты в сентябре текущего учебного года. В этом случае студентом подается письменное заявление с указанием изменений по установленной вузом форме в соответствующее подразделение вуза.

3.5. По каждой дисциплине группы "б" и "в" вузом устанавливается, исходя из экономических и организационных возможностей, минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя - максимальное число студентов в учебном потоке (группе).

3.6. В случае, если на данную дисциплину в установленный срок записалось число студентов, меньшее минимально установленного, то дисциплина не открывается (не вносится в учебный план направления подготовки или специальности). Вуз объявляет об этом на информационном стенде и на сайте. Записавшиеся на эту дисциплину студенты должны в установленный срок в сентябре подать заявления об изменениях в индивидуальных планах.

3.7. В случае, если к преподавателю записалось число студентов, больше максимально установленного, то вуз формирует по этой дисциплине второй (при необходимости - третий и т.д.) учебный поток (учебную группу) и по своему усмотрению назначает в него преподавателя. Студенты распределяются по потокам (учебным группам) согласно порядку очередности записи. При этом в поток могут попасть студенты разных курсов.

3.8. С учетом того, что в рабочих учебных планах направлений подготовки (специальностей) существует группа дисциплин, изучаемых в порядке, определяемом студентом (группа "б" и "в"), потоки студентов (учебные группы) при их изучении могут формироваться из студентов разных курсов обучения.

3.9. По результатам анализа индивидуальных планов вузом составляются учебные планы и расписания занятий на следующий учебный год.

3.10. Если студент, в установленный срок не сдал свой индивидуальный учебный план, то за основу его обучения вуз принимает типовой учебный план по направлению подготовки (специальности), который составляется вузом на основе рабочего.


4. Системы контроля, оценка освоения дисциплин


4.1. Текущий и промежуточный контроль освоения студентом каждой дисциплины рекомендуется осуществлять в рамках балльно-рейтинговых систем.

4.2. По результатам промежуточной аттестации студенту:

- засчитывается трудоемкость дисциплины в зачетных единицах;

- выставляется дифференцированная оценка в принятой в вузе системе баллов, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений и навыков по данной дисциплине.

4.3. По результатам промежуточной аттестации вузом могут составляться академические рейтинги студентов. Высокий рейтинг позволяет студенту получить академические льготы и преимущества (повышенную стипендию, бесплатное обучение и пр.) в соответствии с положением, действующим в вузе. Студенты имеют право получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в установленном порядке.

4.4. В течение семестра студент должен, как правило, освоить дисциплины в объеме около 30 зачетных единиц, включая 100% зачетных единиц по дисциплинам группы "а", предусмотренных рабочим учебным планом.

4.5. Порядок перевода студента на следующий курс, ликвидации академических задолженностей и отчисления в зависимости от общего количества зачетных единиц, полученных в семестре, а также количества зачетных единиц по дисциплинам группы "а" определяется документами вуза.


5. Права и обязанности студента при организации учебного процесса на основе системы зачетных единиц


5.1. Студенты обязаны ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц.

5.2. При составлении своего индивидуального учебного плана студент обязан строго следовать правилам, изложенным в настоящем Примерном положении, а также:

- учесть в своем учебном плане 100% дисциплин группы "а";

- записаться на изучение дисциплин общим объемом не менее 60 зачетных единиц в учебном году.

5.3. В процессе обучения студент обязан осваивать учебные дисциплины в строгом соответствии с индивидуальным учебным планом.

5.4. Студент имеет право освоить в учебном году зачетных единиц большее#, чем 60. В этом случае, при условии успешного выполнения рабочего учебного плана и прохождения промежуточной аттестации, срок обучения может быть сокращен.


6. Служба академических консультантов


6.1. Для содействия студентам в выборе и реализации их индивидуальных учебных планов вузу рекомендуется организовать службу академических консультантов*.

6.2. Службу консультантов рекомендуется создавать при деканатах факультетов. Число консультантов устанавливается вузом исходя из своих экономических и организационных возможностей в зависимости от числа студентов (например, один консультант на 300 студентов).

6.3. Один консультант должен осуществлять свою работу, как правило, в рамках не более чем одного-двух направлений подготовки (специальностей) и курировать студентов от первого до выпускного курса.

6.4. Консультантами могут назначаться работники вуза с высшим образованием (преподаватели, методисты, аспиранты), прошедшие надлежащую подготовку в области структуры и содержания образования определенной группы направлений подготовки (специальностей).

6.5. Консультант должен:

- представлять академические интересы студента;

- готовить все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса, предоставлять их студентам на стендах и на сайте вуза;

- осуществлять групповые и индивидуальные консультации студентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных учебных планов с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям);

- проводить академические консультации на регулярной основе в течение семестра;

- организовать прием индивидуальных планов студентов в установленный период и участвовать в составлении рабочих учебных планов направлений подготовки (специальностей) на учебный год.

6.6. Консультант имеет право:

- содействовать студентам в период внесения изменений в индивидуальные учебные планы;

- принимать участие в работе комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов;

- контролировать своевременную подготовку и наличие всех методических материалов, необходимых для обучения по данному направлению подготовки (специальности);

- проверять выполнение правил проведения текущего и промежуточного контроля по всем дисциплинам, а также участвовать в работе комиссий по проведению контрольных мероприятий освоения учебного материала, проводимых руководством вуза.


_____________________________

* В зарубежных вузах такие консультанты, как правило, именуются тьюторами.



Письмо Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 15-55-357ин/15


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования России", май 2004 г., N 9


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение