Временные нормы
эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств
РД 3112199-1085-02
(утв. Минтрансом РФ 4 апреля 2002 г.)
5 января 2004 г.
В соответствии с письмом Минтранса России от 11 мая 2010 г. N 03-03/08-269пс настоящие Временные нормы действовали до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств
Согласно письму Минтранса России от 24 августа 2012 г. N 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин определяются заводом - изготовителем автотранспортных шин.
См. среднестатистический пробег шин автобусов и троллейбусов, утв. Распоряжением Министерства транспорта РФ от 25 декабря 2013 г. N НА-143-р
Распоряжением Минтранса РФ от 5 января 2004 г. N АК-1-р срок действия настоящих Временных норм продлен до 1 января 2007 г.
Срок действия до 01.01.2004 г.
1. Введение
Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.
Нормы эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа фактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около 420 тыс.шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях Российской Федерации.
2. Область применения
Настоящие нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2, О3 и О4) (Приложение 1), которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам:
- износ рисунка протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);
- разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.
Нормы обязательны для использования организациями и индивидуальными предпринимателями, независимо от организационно-правовой формы.
3. Расчет норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств
3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.
3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории М1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий М2, М3) представлены в табл. 1-3.
Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.
Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.
3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.
Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.
Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.
Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:
H = H х К1 х К2,
i
где Н - среднестатистический пробег шины, тыс.км;
К1 - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий
эксплуатации автотранспортного средства (см. табл. 4);
К2 - поправочный коэффициент, учитывающий условия работы
автотранспортного средства (см. табл. 5).
При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.
3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.
Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин, они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.
Таблица 1
Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей (категория М1)
Таблица 2
Среднестатистический пробег шин грузовых автомобилей (категории N1, N2, N3)
N п/п |
Базовая модель автомобиля |
Обозначение (типо-размер) шины |
Модель шины |
Среднестатистический пробег шины, тыс. км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Грузовые автомобили отечественного производства и стран членов СНГ | ||||
Грузовые автомобили полной массой до 3,5 т включительно (категория N1) | ||||
1. |
Автомобили семейства ГАЗ-3302 "Газель", в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
175R16C |
К-135, Я-462, И-512, ВЛИ-10М, Бр-102, ВИ-14 |
75 |
175/80R16C |
Я-447, ДП-10 |
75 |
||
2. |
Автомобили семейства ГАЗ-2217 "Соболь" и модификации |
185/75R16C |
К-156, К-170, К-182, М-219 |
70 |
215/65R16 |
К-181 |
60 |
||
225/60R16 |
М-250, К-174 |
60 |
||
3. |
ИЖ-2715-01, -27151-01, -27156-01, Москвич-2335. -233522 и модификации |
175/80R13 |
Я-379 |
50 |
4. |
Псковавто-2214, -2931 "Фермер" |
8,40-15 |
Я-245, Я-192 |
55 |
5. |
Псковавто-2943 "Фермер" |
175R16C |
К-135, Я-462, И-512, ВЛИ-10М, БР-102, ВИ-14 |
75 |
6. |
РАФ-33111, -3311 и модификации |
185/82R15C |
Я-288 |
60 |
|
|
185/80R15C |
М-243 |
55 |
7. |
УАЗ-3741, -37419, -3962, -39629, -3909, -39099, -2206, -22069, -3303, -33039, -2746, -33036, -39094, -39095, -3153, 31539, -3159 |
225R16C |
К-151 |
65 |
215/90R15 |
Я-245-1, ЯИ-357А |
65 |
||
225/75R16 |
К-153, Я-435А |
65 |
||
8,40-15 |
Я-245, Я-192 |
50 |
||
Грузовые автомобили полной массой свыше 3,5 т до 12,0 т включительно (категории N2) | ||||
1. |
ГАЗ-52, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
7,50R20 |
В-196, ИЯ-196 |
90 |
7,50-20 |
ИЯ-112А |
80 |
||
МИ-173, МИ-173-1 |
80 |
|||
Я-151 |
75 |
|||
2. |
ГАЗ-53А, ГАЗ-3307, -3309, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
|||
|
|
8,25-20 |
ИК-6АМ, ИК-6АМ-1, ИК-6АМО |
75 |
|
|
8,25R20 |
К-55А, КИ-55А |
70 |
|
|
|
КИ-63 |
80 |
|
|
|
К-84 |
85 |
У-2 |
75 |
|||
3. |
ГАЗ-66, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
|||
12.00R18 |
К-70 |
50 |
||
12,00-18 |
КИ-115
|
65 |
||
4. |
ЗИЛ-130, -431410, -433100, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
|||
9,00-20 |
ВИ-244, ВИ-244-1 |
75 |
||
И-252Б |
70 |
|||
9,00R20 |
ИН-142БМ.ИН-142Б-1 |
75 |
||
O-40-БМ-1 |
75 |
|||
|
|
|
М-184 |
75 |
|
|
|
БЦИ-342 |
80 |
|
|
|
БИ-366 |
80 |
5. |
ЗИЛ-5301 "Бычок", в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
|||
|
|
225/75R16C |
М-253 |
45 |
12,00R20 |
Я-439, ДП-20, Я-462 |
50 |
||
6. |
ЗИЛ-131, -4334, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
|||
12,00-20 |
КИ-113 |
75 |
||
М-93 |
70 |
|||
Грузовые автомобили полной массой свыше 12 т (категория N3) | ||||
1. |
ЗИЛ-133, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
9,00R20 |
O-40БМ-1 |
70 |
И-Н142Б, И-Н142Б-1 |
70 |
|||
0-43 |
70 |
|||
9,00-20 |
ВИ-244, ВИ-244-1 |
70 |
||
2. |
КамАЗ-5320, -53212-5, -54112, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
9,00R20 |
ИН-142БМ.ИН-142Б-1 |
80 |
O-40-БМ-1 |
80 |
|||
М-184 |
80 |
|||
|
|
|
БЦИ-342 |
80 |
БИ-366 |
80 |
|||
3. |
КамАЗ-5315 и модификации |
11,00R20 |
И-111А |
85 |
4. |
КамАЗ-55102, -5511 и модификации (самосвалы) |
9,00R20 |
ИН-142БМ.ИН-142Б-1 |
80 |
O-40-БМ-1 |
80 |
|||
БЦИ-342 |
80 |
|||
5. |
КамАЗ-55111, -55118 (самосвалы) |
10,00R20 |
И-281 |
85 |
6. |
КамАЗ-5410, -54112 (седельные тягачи) |
9,00R20 |
И-Н142Б, И-Н142Б-1 |
80 |
О-40БМ-1 |
80 |
|||
М-184 |
80 |
|||
|
|
|
БЦИ-342 |
75 |
О-43 |
75 |
|||
7. |
КамАЗ-43101, -43105, -43106, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
1220x400-533 |
И-П184 |
60 |
8. |
КрАЗ-250 (автомобильные шасси для установки специальных надстроек, оборудования и кузовов) |
11,00R20 |
И-68А |
80 |
|
|
12,00R20 |
ИД-304 |
80 |
9. |
КрАЗ-6444, -258Б1, -5444 (седельные тягачи) |
11.00R00 |
И-68А |
70 |
|
|
12,00R20 |
И-109Б |
90 |
ИД-304 |
80 |
|||
12,00-20 |
ВИ-243 |
80 |
||
10. |
КрАЗ-65032, -6510, -256Б-1 (самосвалы) |
12,00R20 |
И-109Б |
85 |
ИД-304 |
80 |
|||
12,00-20 |
ВИ-243, ВИ-243-1 |
80 |
||
11. |
КрАЗ-643701 (лесовоз) |
12,00-20 |
ВИ-243 |
80 |
12. |
КрАЗ-260, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
1300x530-533 |
ВИ-3, ВИД-201 |
85 |
13. |
МАЗ-5337, -53373 (автомобильные шасси для комплектации специализированных кузовов и установок), МАЗ-53371, -53368, -53363, -53366, -53362, -6303, -63035, -63038, -63035-100, -63171, -509А, -5434, -64255, -6303-26 |
11,00R20 |
И-111АМ |
100 |
И-68А |
80 |
|||
12,00R20 |
И-109Б |
90 |
||
БЦИ-150А |
90 |
|||
ИД-304 |
80 |
|||
|
|
|
И-332 |
75 |
БИ-368 |
85 |
|||
12,00-20 |
ИЯВ-12Б |
80 |
||
ВИ-243-1, ВИ-243 А,Б,М |
80 |
|||
14. |
МАЗ-5433, -54331, -54323, -54328, -54329, -54326, -54327, -543268-020, -64221, -64229, -64224 (седельные тягачи) |
11,00R20 |
И-111АМ |
90 |
И-68А |
75 |
|||
12,00R20 |
И-109Б |
85 |
||
|
|
|
БЦИ-150А |
85 |
ИД-304 |
75 |
|||
И-332 |
70 |
|||
|
|
|
БИ-368 |
80 |
15. |
МАЗ-5549, -5551, -55516, -55513, -55514, -5552, -5516, 551603-023, -55165 (самосвалы) |
12,00-20 |
ИЯВ-12Б |
80 |
|
|
|
ВИ-243 |
80 |
|
|
12,00R20 |
И-109Б |
85 |
ИД-304 |
85 |
|||
|
|
11,00R20 |
И-68А |
75 |
16. |
Урал-4320, -4320-10, 4320-0611, -5323-20, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации |
14,00-20 |
ОИ-25 |
65 |
17. |
Урал-4320-0911, -43206, -6361-01 |
1200x500-508 |
ИД-П284 |
60 |
18. |
Урал-4420-01, -44202-10, -63614-01 (седельные тягачи) |
1100x400-533 |
О-47А |
50 |
1200x500-508 |
ИД-П284 |
55 |
||
19. |
Урал-5960-10, -5960-10-04, -5960-10-02, -6902-10 (лесовозы) |
1200x500-508 |
ИД-П284 |
55 |
20. |
Урал-5557-10/31, -55571-30, -63615-01 (самосвалы) |
1200x500-508 |
ИД-П284 |
55 |
21. |
Урал-IVECO-63291, -632920 (седельные тягачи) |
12,00R20 |
0-75 |
80 |
Грузовые автомобили зарубежного производства | ||||
Грузовые автомобили полной массой до 3,5 т включительно (категория N1) | ||||
1. |
Mercedes-Benz 208 D "Спринтер" |
195R15 |
шины зарубежного производства |
60 |
2. |
Mercedes-Benz 308 D "Спринтер" |
225R15 |
шины зарубежного производства |
60 |
3. |
Ford Tranzit |
185R14 |
шины зарубежного производства |
70 |
|
|
|
Я-538 |
60 |
Грузовые автомобили полной массой свыше 12 т (категория N3) | ||||
1. |
Автомобили Tatra, LIAZ, Magirus |
12,00-20 |
ВИ-243 |
80 |
11,00R20 |
И-111А,М |
95 |
||
12,00R20 11,00R20 |
фирмы "Matador" |
90 |
||
"Barum" |
95 |
|||
"Taurus" |
110 |
|||
"Bridgstone" |
130 |
|||
|
|
|
"Pirelli" |
130 |
|
|
|
"Firestone" |
140 |
|
|
|
"Semperit" |
140 |
|
|
|
"Hankook" |
150 |
"Continental" |
150 |
|||
|
|
|
"Mishelin" |
170 |
2. |
Седельные тягачи Volvo, LIAZ, Mercedes-Benz, Iveco, Scania, Tatra, Renault и полуприцепы |
11,00R20, 12,00R20, 295/ 80R22.5, 315/ 80R22.5, 365/ 80R22.5 385/ 65R22.5 |
фирмы "Matador" |
90 |
|
|
|
"Barum" |
100 |
"Taurus" |
120 |
|||
"Bridgstone" |
140 |
|||
"Pirelli" |
140 |
|||
"Firestone" |
150 |
|||
"Semperit" |
150 |
|||
"Hankook" |
160 |
|||
|
|
|
"Continental" |
160 |
|
|
|
"Mishelin" |
180 |
11,00-20 |
И-111А,М |
90 |
||
И-303 |
100 |
Таблица 3
Среднестатистический пробег шин автобусов и троллейбусов (категории М2 и М3)
Таблица 4
Поправочные коэффициенты (К1) в зависимости от категории условий эксплуатации автотранспортных средств
N п/п |
Категория условий эксплуатации |
К1 |
1. |
I |
1,0 |
2. |
II |
1,0 |
3. |
III |
0,95 |
4. |
IV |
0,90 |
5. |
V |
0,90 |
Таблица 5
Поправочные коэффициенты (К2) в зависимости от условий работы автотранспортных средств
N п/п |
Условия работы автотранспортных средств |
К2* |
1. |
Постоянная работа в каменных карьерах |
0,85 |
2. |
Постоянная работа на разработках угля и руды при добыче открытым способом, а также вывозе металлолома и стеклобоя |
0,85 |
3. |
Постоянная работа на загрузке из бункеров или экскаватором, а также на лесоразработках, на стройках, на строительстве и ремонте дорог |
0,85 |
4. |
Работа на вывозке нефтепродуктов и химикатов в условиях, разрушающих автомобильные шины |
0,85 |
5. |
Постоянная работа с прицепами, полуприцепами |
0,90 |
6. |
Постоянная работа автобусов в условиях международных и междугородних перевозок |
0,90 |
7. |
Работа скорой и неотложной медицинской помощи |
0,90 |
8. |
Работа в условиях частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров |
0,85 |
9. |
Почасовая работа при обслуживании предприятий |
1.10 |
* Примечание: для других условий работы автотранспортных средств К2=1
Таблица 6
Классификация условий эксплуатации
Дорожные покрытия:
Д_1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д_2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д_3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д_4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д_5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
Д_6 - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р_1 - равнинный (до 200 м);
Р_2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р_3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р_4 - гористый (свыше 1000 м до 2000 м);
Р_5- горный (свыше 2000 м).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02 (утв. Минтрансом РФ 4 апреля 2002 г.)
В настоящем руководящем документе приведены нормативно-технические материалы, устанавливающие нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2 и О3).
Документ предназначен для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации в целях планирования потребности в шинах, проведения финансовых расчетов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.
"Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств" разработаны в Научном центре "Технический уровень и безопасность транспортных средств" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта", утверждены 04.04.2002 г. Первым заместителем министра транспорта РФ Насоновым А.П.
Текст норм приводится по официальному изданию Минтранса РФ, ФГУП НИИАТ, Москва, 2003 г.
Срок действия до 01.01.2004 г.
В соответствии с письмом Минтранса России от 11 мая 2010 г. N 03-03/08-269пс настоящие Временные нормы действовали до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств
Согласно письму Минтранса России от 24 августа 2012 г. N 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин определяются заводом - изготовителем автотранспортных шин
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Минтранса РФ от 5 января 2004 г. N АК-1-р
Срок действия настоящих Временных норм продлен до 1 января 2007 г.