Письмо Минтруда РФ от 4 марта 2003 г. N 1562-ГК "О социальной защите отдельных категорий граждан"

Письмо Минтруда РФ от 4 марта 2003 г. N 1562-ГК
"О социальной защите отдельных категорий граждан"


Минтруд России направляет в качестве информации подготовленные Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения ответы на некоторые вопросы, поступающие из органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, о реализации мер социальной защиты ветеранов и пожилых людей.

Приложение: на 6 л в 1 экз.



Г.Н. Карелова


Ответы
на некоторые вопросы о реализации мер социальной защиты ветеранов и пожилых людей


Министерство юстиции Российской Федерации указало Минтруду России на то, что Федеральным законом "О ветеранах" Минтруд России не наделен правом давать разъяснения по применению настоящего Закона. Поэтому по нижеследующим вопросам Министерство может высказать лишь свое мнение.


Следует ли при выдаче гражданам удостоверений ветерана Великой Отечественной войны единого образца изымать у них удостоверения старого образца?

Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, не предусмотрено изъятие у ветеранов при выдаче им удостоверений ветерана Великой Отечественной войны единого образца имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года.

Полагаем, что данный вопрос следует решать с учетом пожеланий ветеранов.


Рассматриваются ли в настоящее время Государственной Думой какие-либо проекты федеральных законов, предусматривающих внесение изменений или дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"?

Информируем, что Государственной Думой принят в третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающий распространение всех прав и льгот участников Великой Отечественной войны, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", на граждан, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период.

Изменения, вносимые данным законопроектом в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", направлены на предоставление указанным гражданам того же уровня пенсионного обеспечения, который определен для других категорий участников Великой Отечественной войны.


Какие знаки отличия в труде являются ведомственными и принимаются во внимание при установлении гражданам звания "Ветеран труда"?

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При установлении гражданам названного статуса органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации руководствовались в своей работе совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда". Однако, поскольку, оно не прошло процедуру государственной регистрации в Минюсте России, письмом от 8 августа 2001 г. N 5813-ЮЛ Минтруд России известил субъекты Российской Федерации о невозможности дальнейшего использования в работе указанного совместного письма.

Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. N 1270, не определяет порядок присвоения звания лицам, награжденным ведомственными знаками, и не содержит четкого определения этих знаков, учитываемых при присвоении звания, в связи с чем, в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации возникли определенные трудности при приеме документов по присвоению звания "Ветеран труда" лицам, имеющим различные нагрудные и почетные знаки, почетные и заслуженные звания работников отраслей народного хозяйства, а также почетные грамоты.

В настоящее время в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 19), награждение конкретного гражданина орденом, медалью, знаком отличия Российской Федерации или присвоение почетного звания Российской Федерации производится указом Президента Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также то, что действующее законодательство не содержит толкования понятия "ведомственный знак отличия в труде", для присвоения звания "Ветеран труда", по нашему мнению, следует учитывать ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации, т.е. решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы.

На основании вышеизложенного органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (до внесения соответствующих изменений в законодательные акты) в правоприменительной практике при принятии решения о присвоении звания "Ветеран труда" ориентируются на те ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято государственными структурами, входящими в систему органов исполнительной власти союзного и республиканского статуса.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. N 1270, решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Информируем, что данные о награждении заявителя ведомственным знаком отличия в труде руководством органа государственной власти СССР или Российской Федерации могут быть запрошены в Государственном архиве Российской Федерации по адресу: 119817, Москва, РСП, ул. Б.Пироговская, д. 17.


Возможно ли присвоение звания "Ветеран труда" сотрудникам органов внутренних дел, вышедшим на пенсию по выслуге лет?

Статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

С принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вместо понятия "трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости", применяемого в ныне действующей статье 7 Закона "О ветеранах", введено понятие "страховой стаж", при продолжительности которого не менее пяти лет назначается трудовая пенсия по старости женщинам и мужчинам, достигшим возраста 55 и 60 лет соответственно. Этим же Законом периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитываются в страховой стаж, но в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности) в течение которых граждане были застрахованы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

На основании изложенного, а также принимая во внимание, что до настоящего времени отсутствует законодательное решение о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О ветеранах", по нашему мнению, следует руководствоваться ранее установленными нормами при решении вопросов о присвоении звания "Ветеран труда" сотрудникам органов внутренних дел и предоставлении этой категории граждан льгот.

При этом необходимо учитывать, что до 1 января 2002 года Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" были определены условия назначения пенсии за выслугу лет, к которой пенсия, назначенная по линии силовых ведомств, в частности по линии органов внутренних дел, не относилась. Вместе с тем статьей 90 указанного Закона военная служба и другая, приравненная к ней служба, включалась в общий трудовой стаж. На основании этого при наличии стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсионеры из числа сотрудников органов внутренних дел имели право претендовать на присвоение звания "Ветеран труда".

Одновременно обращаем внимание, что Минтрудом России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в статьи 7, 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", который приводит нормы Закона "О ветеранах" в соответствие с нормами нового пенсионного законодательства.


Не повлечет ли за собой реформирование системы социальных льгот ухудшение социального положения ветеранов?

Правительством Российской Федерации при рассмотрении стратегии развития Российской Федерации до 2010 года принято во внимание мнение ветеранских общественных организаций о недопущении в ходе реформирования государственной социальной политики ущемления прав наиболее нуждающихся слоев населения. Кроме того, Правительством Российской Федерации поддержаны и нашли отражение в Законе "О федеральном бюджете на 2002 год" предложения Министерства об увеличении по сравнению с 2001 годом средств на реализацию федеральных полномочий по реализации Федерального закона "О ветеранах". Такая тенденция сохраняется и в проекте федерального бюджета на 2003 год.

Следует отметить, что основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти определены в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р. Эта программа способствует формированию такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечить последовательное повышение благосостояния населения.


Если гражданин в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, к какой категории граждан он должен быть отнесен: к пострадавшим от политических репрессий или к подвергшимся политическим репрессиям ?

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2000 г. N 103 установлено, что положение части первой статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", относящее детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, признано неконституционным и не подлежащим применению.

В настоящее время определена процедура исполнения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2000 г. N 103, отнесшего детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, к категории лиц, подвергшихся политической репрессии и подлежащих реабилитации.

Установлено, что при изменении статуса пострадавшего от политических репрессий на статус подвергшегося политической репрессии и реабилитированного, ранее выданная справка заменяется на справку установленного образца.


Как следует производить компенсацию расходов за проезд гражданину из числа реабилитированных лиц, который воспользовался своим правом на бесплатный проезд один раз в год по железной дороге, если часть его пути проходит по территории другого государства? Правомерен ли отказ в выплате ему полной компенсации расходов на проезд?

Да, согласно п. 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419, реабилитированным лицам предоставляется в пределах территории Российской Федерации бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.

Поэтому, в случае, когда часть пути проходит не по территории Российской Федерации, оплате подлежит стоимость билета без учета суммы соответствующей стоимости проезда по территории другого государства.


При компенсации расходов на проезд реабилитированным лицам подлежит ли оплате квитанция за пользование постельным бельем в вагоне поезда?

Согласно п. 24 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 277, при проезде в поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажиры по их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта белья включена в стоимость проезда. Таким образом, при возмещении расходов на проезд квитанция за пользование постельными принадлежностями оплате не подлежит.


Возможно ли наследование единовременной денежной выплаты участникам Сталинградской битвы и вдовам погибших (умерших) участников этой битвы?

Единовременная денежная выплата участникам Сталинградской битвы и вдовам погибших (умерших) участников этой битвы в соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации не является денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, и в связи с этим не подлежит наследованию.

Если сумма единовременной денежной выплаты участникам Сталинградской битвы и вдовам погибших (умерших) участников этой битвы внесена на счет гражданина в банк, то в данном случае указанная сумма в соответствии со статьями 1111 и 1128 Гражданского кодекса Российской Федерации входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Минтрудом России направляется в качестве информации подготовленные Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения ответы на некоторые вопросы, поступающие из органов социальной защиты населения субъектов РФ, о реализации мер социальной защиты ветеранов и пожилых людей.


Письмо Минтруда РФ от 4 марта 2003 г. N 1562-ГК "О социальной защите отдельных категорий граждан"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение