Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2004 г. N Ф04-6277/04(А75-4280-33) То обстоятельство, что налогоплательщик принял по акту приема-передачи нефтепродукты и распоряжался ими как собственными в спорном периоде, означает отсутствие у заявителя обязанности исчислять и уплачивать в бюджет акциз со стоимости нефтепродуктов (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 сентября 2004 г. N Ф04-6277/04(А75-4280-33)
(извлечение)

 

Муниципальное унитарное предприятие "Березовонефтепродукт" (далее - МУП "Березовонефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Березовскому району (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции N 264 от 02.12.2003 и требования налоговой инспекции N 882 и N 883 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 02.12.2003.

Решением суда первой инстанции от 01.04.2004 решение налоговой инспекции от 02.12.2003 N 264 о привлечении МУП "Березовонефтепродукт" к налоговой ответственности в части доначисления акциза в сумме 155782 руб. и исчислении соответствующих ему пени и штрафу признано недействительным, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Требование налоговой инспекции N 882 об уплате налога по состоянию на 02.12.2003 в части уплаты недоимки по акцизу в сумме 155782 руб., соответствующих ей пени и требование N 883 об уплате налоговой санкции по состоянию на 02.12.2003 в части ее взыскания с суммы акциза в 155782 руб. признаны недействительными.

Суд мотивировал данный вывод тем, что часть продукции приобретена в 2002 году, то есть в период, когда положения закона, определяющие объектом налогообложения операции по приобретению нефтепродуктов в собственность, не вступили в действие.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2004 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований отменено. В отмененной части принято новое решение.

Решение налоговой инспекции N 264 от 02.12.2003 о привлечении МУП "Березовонефтепродукт" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требований N 882 и N 883 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 02.12.2003 признано не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку нефтепродукты были фактически переданы в собственность в январе 2003 года и приняты к учету в проверяемом периоде 2003 года, т.е. на момент, когда налогоплательщик имел свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, МУП "Березовонефтепродукт" обязано было начислить и уплатить акциз в бюджет.

МУП "Березовонефтепродукт" в отзыве на кассационную жалобу считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.

Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУП "Березовонефтепродукт" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет акциза на нефтепродукты за период 01.01.2003 по 30.09.2003.

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений от 12.11.2003 налоговый орган принял решение N 264 от 02.12.2003 о привлечении МУП "Березовонефтепродукт" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением МУП "Березовонефтепродукт" доначислен акциз на нефтепродукты за 2003 год в сумме 520370 руб., исчислены пени в размере 81670 руб. и взысканы налоговые санкции в общей сумме 104074 руб. по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Основанием для начисления акциза послужил факт получения нефтепродуктов и оприходование полученных нефтепродуктов в январе 2003 года на основании счетов-фактур N 34 от 08.10.2002, N N 21, 23, 24 от 20.01.2003 и не оплата акциза.

Не согласившись с принятым решение налоговой инспекции, МУП "Березовонефтепродукт" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что у МУП "Березовонефтепродукт" в январе 2003 не возник объект обложения акцизом и у него не возникла обязанность по предоставлению в налоговый орган декларации по акцизам, начисленным на стоимость нефтепродуктов, приобретенным до 01.01.2003.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы кассационной жалобы налоговой инспекции и считает необходимым указать следующее.

Согласно статье 179 НК РФ плательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 54 НК налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами - первичными учетными документами.

Налоговая инспекция и МУП "Березовонефтепродукт" едины в том, что в 2002 году у налогоплательщика не было обязанности по исчислению и уплате акциза со стоимости нефтепродуктов, полученных от Администрации Ванзетурской территории.

Такая обязанность могла возникнуть только начиная с 01.01.2003, то есть со дня вступления в силу Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", внесшего в статью 182 НК РФ изменения.

Согласно подпунктам 2 - 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2003) объектом налогообложения признаются следующие операции с нефтепродуктами:

- оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;

- получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Причем, для целей исчисления акциза получением нефтепродуктов признаются:

- приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

- передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.

Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении (абзац 2 пункта 3 статьи 187 НК РФ).

Арбитражный суд установил, что вывод о получении и об оприходовании нефтепродуктов в январе 2003 года сделан налоговым органом на основании первичных учетных документов: счетов-фактур N 34 от 08.10.2002, N N 21, 23, 24 от 20.01.2003, общая сумма которых отражена в главной книге по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", то есть товары, полученные в счет краткосрочных кредитов и займов. О проверке других первичных документов и документов аналитического учета акт проверки и решение сведений не имеют.

Однако апелляционная инстанция правомерно указала, что документами, подтверждающими передачу нефтепродуктов от Администрации Ванзетурской территории МУП "Березовонефтепродукт" в порядке исполнения распоряжения главы МО "Березовский район" N 596-р от 11.09.2002, является акт приема-передачи остатков нефтепродуктов от Администрации Ванзетурской территории от 12.09.2002, принятие к учету нефтепродуктов подтверждается ведением журнала учета ГСМ, отчетами о движении материальных ценностей по АЗС "Ванзетурская" за период сентябрь-декабрь 2002 года, фактами реализации нефтепродуктов третьим лицам в период сентябрь-декабрь 2002 года.

Таким образом, указанные документы свидетельствуют о принятии нефтепродуктов к складскому производственному учету в сентябре 2002 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. То, обстоятельство, что налогоплательщик принял по акту приема-передачи нефтепродукты и распоряжался ими как собственными в 2002 году, означает отсутствие у МУП "Березовонефтепродукт" обязанности исчислять и уплачивать в бюджет акциз со стоимости нефтепродуктов, полученных от Администрации Ванзетурской территории.

Кассационная инстанция считает, что доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется. Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:

решение от 01.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.06.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1614-а/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2004 г. N Ф04-6277/04(А75-4280-33)


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании