Письмо Федерального агентства по образованию от 14 февраля 2005 г. N 02-12-02/12-16 "Об организации и порядке подготовки преподавателей, осуществляющих обучение аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия науки"

Письмо Федерального агентства по образованию от 14 февраля 2005 г. N 02-12-02/12-16
"Об организации и порядке подготовки преподавателей, осуществляющих обучение аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия науки"


В соответствии с приказом Минобразования России от 17.02.2004 N 696 (далее - приказ) с 01.07.2005 вводится новый кандидатский экзамен "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук.

Настоящим письмом Федеральное агентство по образованию информирует о порядке подготовки профессорско-преподавательского состава для реализации вышеназванного приказа.

Подготовка профессорско-преподавательского состава осуществляется в порядке повышения квалификации. Повышение квалификации может осуществляться как за счет контрольных цифр приема слушателей в системе ДПО (направление "Философия"), так и в соответствии с приказом Рособразования от 21.12.2004 N 379 "О повышении квалификации в 2005 году профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию" (координация деятельности вузов по проведению повышения квалификации за счет дополнительных средств федерального бюджета по приказу Рособразования от 21.12.2004 N 379 возложена на Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (информацию по реализации этого приказа можно получить у О.И. Трофимовой: тел. (095) 433-46-88, E-mail: fpk@mirea.ru).

Рособразование определило вузы, на базе которых проводится повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих подготовку аспирантов и соискателей по общенаучной дисциплине "История и философия науки" (приложение 1).

Планируемый объем программы повышения квалификации - 72 часа, по завершению которой выдается удостоверение. Лица, прошедшие повышение квалификации по дисциплине "История и философия науки", заносятся в реестр, который составляется на основании данных отделов (управлений) аспирантуры, вносимых в ежегодные отчеты, представляемые вузами в Рособразование.

Подготовка преподавателей может быть осуществлена на договорной основе на базе вышеуказанных вузов, в профильных институтах и на кафедрах Российской академии наук, а также в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (дополнительную информацию по МГУ можно получить у А.Л. Демчука: тел.: (095) 939-18-48, E-mail: umo@philos.msu.ru).


Заместитель руководителя
федерального агентства

А.А. Казенов


Приложение 1


Список вузов, на базе которых осуществляется повышение квалификации по общенаучной дисциплине "История и философия науки" профессорско-преподавательского состава вузов, находящихся в ведении Рособразования


1. Астраханский государственный университет

2. Воронежский государственный университет

3. Государственный университет гуманитарных наук

4. Дальневосточный государственный технический университет им. В.В. Куйбышева

5. Иркутский государственный университет

6. Казанский государственный университет

7. Кубанский государственный университет

8. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

9. Московский педагогический государственный университет

10. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

11. Новосибирский государственный университет

12. Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

13. Российский университет дружбы народов

14. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

15. Ростовский государственный университет

16. Санкт-Петербургский государственный университет

17. Томский государственный университет

18. Уральский государственный университет им. A.M. Горького

19. Хабаровский государственный педагогический университет


Приложение 2


Методические указания по организации повышения квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку аспирантов и соискателей по общенаучной дисциплине "История и философия науки"


1. Повышение квалификации преподавателей, которым предстоит осуществлять подготовку аспирантов и соискателей по общенаучной дисциплине "История и философия науки", рекомендуется проводить для следующих групп профессорско-преподавательского состава вузов и научных учреждений:

а) для преподавателей философии;

б) для преподавателей истории науки;

в) для преподавателей и сотрудников научных учреждений, имеющих ученые степени и выделенных руководством соответствующих учреждений, для подготовки аспирантов и соискателей по общенаучной дисциплине "История и философия науки".

2. Подготовка аспирантов и соискателей по общенаучной дисциплине "История и философия науки" осуществляется в соответствии с требованиями, установленными утвержденной программой кандидатского экзамена "История и философия науки" (приказ Минобразования России от 17.02.2004 N 697).

3. Типовой учебный план при объеме курса повышения квалификации 72 часа (курс продолжительностью две недели) представлен в таблице:


Таблица


Наименование разделов курса Объем
раздела
(часы)
В том числе по видам
занятий
лекции
(часы)
семинары
(часы)
1. Общие проблемы философии науки 24 16 8
2. Философские проблемы областей
научного знания
18 10 8
3. История отраслей науки 28 14 14
Итоговая аттестация слушателей 2    
Итого: 72 40 30

4. Обучение слушателей по программе повышения квалификации завершается проведением итоговой государственной аттестации с выдачей удостоверения о повышении квалификации с обязательным указанием отрасли науки в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников.

Допускается расширение объема курса свыше 72 часов для слушателей, представивших заявки с подтвержденным финансированием.

5. Вузы, осуществляющие повышение квалификации преподавателей и специалистов по общенаучной дисциплине "История и философия науки", могут привлекать к процессу преподавания как штатных сотрудников, так и ведущих специалистов по философии науки и истории отраслей науки на основе совместительства.

6. Формирование составов комиссий по приему кандидатского экзамена аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия науки" и оформлении удостоверений о сдаче данного кандидатского экзамена аспирантами и соискателями, представляемых в ВАК (форма 2.2), должно производиться с учетом лиц, прошедших повышение квалификации по дисциплине "История и философия науки" и внесенных в реестр, составляемый на основании данных отделов (управлений) аспирантуры, вносимых в ежегодные отчеты, представляемые вузами в Рособразование.


Приложение 3


Организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по общенаучной дисциплине "История и философия науки"


I. При организации повышения квалификации проводится разработка программ, учебных планов курса "История и философия науки" и разрабатывается график проведения занятий, учитывающий:

- специализацию потоков слушателей по отраслям в целях повышения эффективности подготовки слушателей;

- информационное обеспечение системы повышения квалификации преподавателей по данной дисциплине, включая своевременное оповещение вузов и научных учреждений о графике проведения занятий.

II. В целях оптимизации процесса повышения квалификации по курсу "История и философия науки" рекомендуется формировать потоки слушателей в зависимости от специализации.

Формирование потоков слушателей по отраслям науки может быть проведено путем их распределения по четырем направлениям:

- физика, математика, астрономия, химия (физхимия);

- биология, экология, медицина, сельскохозяйственные науки, науки о земле, химия (биохимия);

- технические науки и информатика;

- социально-гуманитарные науки, военные науки.

III. При формировании программы целесообразно выделить следующие темы:

1. Проблемы философии науки и истории науки (XIX-XX вв.).

2. Проблема специфики научного знания, его отличие от других форм познавательной деятельности.

3. Структура научного знания (теоретическое и эмпирическое знание, их структура и функции, проблема оснований науки).

4. Социокультурная динамика науки (основные этапы исторического развития науки: возникновение математики, естествознания, технических и социально-гуманитарных наук; проблемы научных революций, исторических типов научной рациональности, интеграции и дифференциации научного знания; историческое изменение функций науки и ее значимости в обществе).

Основные темы, рассматриваемые в курсе и выбранные из программ по философским проблемам областей научного знания, должны быть тесно увязаны с темами из блоков "История отраслей науки" и "Общие проблемы истории и философии науки". К ним, в первую очередь, следует отнести: проблему возникновения конкретной области научного знания; сущность и специфику исторически сложившихся областей научного знания, проблему оснований в конкретных областях научного знания (развитие научной картины мира, идеалы и нормы науки, эволюция философских оснований науки и т.д.); проблему междисциплинарного взаимодействия различных областей научного знания.

Согласование отбираемых тем из этих разделов может быть осуществлено следующим образом:

раздел "История отраслей науки" должен базироваться на развитии наук в XIX-XX веках. Такой подход может обеспечить наибольшую эффективность для реализации программы повышения квалификации преподавателей, которым предстоит осуществлять подготовку аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия науки";

раздел "Философские проблемы областей научного знания" в соответствии с программой кандидатского экзамена должен быть сосредоточен на анализе философских проблем современной науки. Таким образом обеспечивается связь двух разделов курса друг с другом, равно как и с разделом "Общие проблемы философии науки".

Основная проблематика лекций и семинаров по данным блокам определяется специалистами в области философии и истории соответствующих отраслей науки с учетом выделяемых на освоение данного раздела курса учебных часов и утвержденных программ кандидатского экзамена.

IV. Ввиду специфики социально-гуманитарных наук для этого направления предлагается общий (объединенный) курс лекций "История и философские проблемы социально-гуманитарных наук".


Подготовка профессорско-преподавательского состава осуществляется в порядке повышения квалификации. Определены вузы, на базе которых она будет проводится. Планируемый объем программы - 72 часа. Обучение завершается проведением итоговой государственной аттестации с выдачей удостоверения о повышении квалификации с обязательным указанием отрасли науки в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников.

Лица, прошедшие повышение квалификации по дисциплине "История и философия науки", заносятся в реестр, который составляется на основании данных отделов (управлений) аспирантуры, вносимых в ежегодные отчеты, представляемые вузами в Рособразование.


Письмо Федерального агентства по образованию от 14 февраля 2005 г. N 02-12-02/12-16 "Об организации и порядке подготовки преподавателей, осуществляющих обучение аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия науки"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", апрель 2005 г., N 10


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.