Письмо Федерального агентства по образованию и науки РФ от 8 сентября 2005 г. N 17-3/156 "О направлении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования"

Письмо Федерального агентства по образованию и науки РФ от 8 сентября 2005 г. N 17-3/156
"О направлении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования"


Направляем для руководства в работе Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования.

Одновременно просим Вас предоставить до 15 октября 2005 г. ежегодный доклад о состоянии гражданской обороны по прилагаемой форме.


Заместитель руководителя
федерального агентства

А.А. Казенов


Приложение


Положение
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования
(утв. Федеральным агентством по образованию 7 сентября 2005 г.)

ГАРАНТ:

См. Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 26 сентября 2005 г. N 245


1. Настоящее Положение определяет принципы построения, организацию, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования РСЧС (далее - функциональная подсистема Рособразования).

Положение разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794".

2. Основными задачами функциональной подсистемы Рособразования являются:

- участие в разработке нормативных правовых документов в области обеспечения защиты обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;

- участие в осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы Рособразования к действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- создание, совершенствование и обеспечение подготовки и повышения квалификации работников органов управления и специалистов функциональной подсистемы Рособразования;

- организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности;

- повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

- участие во всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и полевых лагерях "Юный спасатель";

- подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление контроля за соблюдением установленного порядка в области защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях;

- осуществление мероприятий по социальной и психологической защите обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации;

- осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями учреждений и организаций.

3. Функциональная подсистема Рособразования создается для организации работы по защите обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом уровнях.

4. На каждом уровне функциональной подсистемы Рособразования создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования, добровольные общественные студенческие спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

5. Координационными органами функциональной подсистемы Рособразования являются:

- на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рособразования;

- на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций.

6. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рособразования являются:

- руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;

- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление контроля за готовностью органов управления, сил и средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и организациях;

- организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, обеспечение их необходимым имуществом;

- координация работ по локализации ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ликвидации в подведомственных учреждениях и организациях;

- сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и организациями;

- поддержание взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям других подсистем РСЧС;

- обеспечение и контроль осуществления мероприятий по социальной защите обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- координация разработки отраслевых норм и правил безопасности, а также правил в области защиты обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций.

7. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций являются:

- руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования подведомственных образовательных учреждений и организаций, в т.ч. имеющих потенциально опасные объекты;

- организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и связи;

- организация защиты обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их эвакуации;

- обеспечение готовности органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к защите от чрезвычайных ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- руководство созданием, использованием и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация подготовки должностных лиц, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, а также обучающихся и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- поддержание взаимодействия с органами управления МЧС России, органами власти, учреждениями и организациями.

8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Рособразования являются:

- на федеральном уровне - структурное подразделение Рособразования для решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

- на объектовом уровне - структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования являются:

- пункт управления Рособразования (приемная руководителя Рособразования);

- дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных учреждений и организаций.

Органы повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию.

10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы функциональной подсистемы Рособразования функционируют в режиме повседневной деятельности.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решениями соответствующих руководителей может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

- режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами функциональной подсистемы Рособразования, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

- планирование и выполнение целевых, научно-технических программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты обучающихся, работников от чрезвычайных ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций, в т.ч. имеющих потенциально опасные объекты в чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование подготовки органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности;

- организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, работников образовательных учреждений и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) в режиме повышенной готовности:

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой в образовательных учреждениях и организациях, в том числе имеющих потенциально опасные объекты, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- усиление дежурно-вахтенной службы;

- непрерывный сбор и передача органам управления и силам функциональной подсистемы Рособразования данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о приемах и способах защиты от них;

- принятие мер по защите обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций;

- приведение в состояние готовности сил и средств функциональной подсистемы Рособразования, уточнение планов их действий;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

- непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о возникших чрезвычайных ситуациях;

- выполнение мероприятий в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

- проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций;

- организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а также по привлечению при необходимости в установленном порядке дополнительных сил и средств.

Дополнительно на потенциально опасных объектах организуются:

- усиление охраны;

- ограничение или прекращение доступа на объекты;

- проведение мероприятий по защите сотрудников объектов в соответствии с установленными требованиями по защите сотрудников в случае аварий (чрезвычайных ситуаций).

12. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

- резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования;

- объектовый резерв финансовых средств и материальных ресурсов за счет собственных средств образовательных учреждений и организаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами, учреждениями и организациями.

13. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются нештатные формирования, спасательные отряды образовательных учреждений и организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, организуется привлечение в установленном порядке дополнительных сил и средств.

14. Финансирование функциональной подсистемы Рособразования осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по образованию и средств подведомственных образовательных учреждений и организаций.

Финансирование целевых программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств образовательных учреждений и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, бюджетов вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления, местных бюджетов, страховых фондов и других источников.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

15. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках функциональной подсистемы Рособразования в соответствии с требованиями руководящих и планирующих документов.

Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

В случае необходимости гражданские организации гражданской обороны могут быть использованы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения (постановление Правительства РФ от 10 июня 1999 г. N 620).


Руководитель Федерального
агентства по образованию

Г.А. Балыхин


Согласовано

Заместитель министра РФ
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий

Р.Х. Цаликов

15 августа 2005 г.


Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования определяет принципы построения, организацию, состав сил и средств, обеспечивающих деятельность указанной функциональной подсистемы.

Подсистема формируется: для участия в разработке нормативных правовых документов в области обеспечения защиты обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций; для разработки и осуществления целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; для сбора, обработки, обмена и выдачи информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; для подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; для организации обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности (БЖД); для проведения мероприятий по социальной и психологической защите обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и проч.

Положением определено, что функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях, на каждом из которых создаются собственные органы и нештатные образования. Структура этих органов и образований, а также круг их полномочий определяются Положением. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования, объектовые резервы, создаваемые за счет собственных средств образовательных учреждений и организаций.

В целом финансирование функциональной подсистемы осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по образованию и средств подведомственных образовательных учреждений и организаций. Собственно ликвидация чрезвычайных ситуаций производится за счет средств образовательных учреждений и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, бюджетов вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления, местных бюджетов, страховых фондов и других источников.

Для предупреждения чрезвычайных ситуаций осуществляется планирование действий в рамках функциональной подсистемы Рособразования.


Письмо Федерального агентства по образованию и науки РФ от 8 сентября 2005 г. N 17-3/156 "О направлении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", октябрь 2005 г., N 30, в журнале "Вестник образования России", октябрь 2005 г., N 20 (опубликован с номером N 17/3-156)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.