Инструктивное письмо Госарбитража при Совете Министров СССР от 31 мая 1976 г. N И-1-14 "О практике разрешения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов"

Инструктивное письмо Госарбитража при Совете Министров СССР
от 31 мая 1976 г. N И-1-14
"О практике разрешения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов"


ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"


В целях обеспечения единства арбитражной практики разрешения споров, связанных с заключением и исполнением договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов, и в порядке унификации инструктивных писем Госарбитраж при Совете Министров СССР предлагает органам арбитража руководствоваться следующими указаниями:

1. Согласно ст. 79 Устава железных дорог Союза ССР к железнодорожным подъездным путям относятся пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений*(1), связанные с общей сетью железных дорог СССР непрерывной рельсовой колеей и принадлежащие предприятиям, организациям, учреждениям или железным дорогам.

К железнодорожным подъездным путям, принадлежащим предприятиям, по условиям эксплуатации приравниваются железнодорожные пути, переданные предприятиям в арендное пользование (§6 Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей *(2)).

2. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, имеющим железнодорожные подъездные пути *(3), регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути (ст. 87 Устава железных дорог).

Взаимоотношения железной дороги с предприятием, имеющим свои прирельсовые склады и погрузочно-разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге, регулируются договором на подачу и уборку вагонов (ст. 90 Устава железных дорог).

Порядок обслуживания контрагентов, т.е. предприятий, имеющих в пределах железнодорожного подъездного пути другого предприятия свои склады или примыкающие к нему железнодорожные пути, устанавливается договором, заключаемым непосредственно между контрагентом и предприятием, которому принадлежит подъездной путь.

При обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом железной дороги между железной дорогой и каждым контрагентом в отдельности заключается договор на подачу и уборку вагонов (ст. 89 Устава железных дорог).

Подача вагонов на подъездные пути в период их строительства допускается на условиях временного соглашения, заключаемого отделением железной дороги со строительной организацией или предприятием, для которого строится подъездной путь (§16 Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей).

3. При разрешении споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов*(4), арбитражи должны руководствоваться нормами Устава железных дорог Союза ССР, Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей и другими обязательными для сторон правилами по вопросам эксплуатации подъездных путей.

Заключаемые между сторонами договоры должны соответствовать утвержденным Министерством путей сообщения по согласованию с Госарбитражем СССР типовым договорам на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов (приложение 2 - 5 Правил). Форма типового временного соглашения по подачу и уборку вагонов на строящиеся железнодорожные подъездные пути предусмотрена приложением 8 указанных Правил.

Стороны вправе в договорах или временных соглашениях предусмотреть дополнительные условия, не указанные в типовых договорах, если эти условия не противоречат Уставу железных дорог, Правилам перевозок и типовым договорам.


I. Споры, возникающие при заключении договоров


4. В соответствии со ст. 94 Устава железных дорог договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и договор на подачу и уборку вагонов подписываются при грузообороте до 50 вагонов в сутки - начальником отделения дороги (или по его поручению начальником станции) и руководителем предприятия; при грузообороте свыше 50 вагонов в сутки - начальником железной дороги (или по его поручению начальником отделения дороги) и руководителем предприятия.

При решении вопросов подведомственности споров, возникающих при заключении договоров, следует руководствоваться Положением о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Положениями о государственных арбитражах в союзных республиках. Согласно этим Положениям подведомственность споров Госарбитражу СССР, госарбитражам при Советах Министров союзных и автономных республик, госарбитражам при край (об., гор) исполкомах устанавливается в зависимости от среднесуточного грузооборота.

Среднесуточный грузооборот подъездного пути должен определяться числом погруженных и выгруженных вагонов в течение года, деленным на число дней в году. На подъездных путях с сезонным характером работы среднесуточный грузооборот определяется делением числа погруженных и выгруженных вагонов за сезон на число дней в сезоне (§43 Правил).

При определении размера грузооборота подъездного пути следует учитывать, что в случаях, когда подъездной путь обслуживается локомотивом ветвевладельца, необходимо суммировать грузооборот ветвевладельца и контрагентов.

5. При решении вопросов о подведомственности споров арбитражам следует исходить из того, что возникающие при заключении договоров разногласия должны рассматриваться по месту нахождения органа железнодорожного транспорта (управления, отделения дороги), начальник которого должен в соответствии со ст. 94 Устава железных дорог подписывать договор, независимо от того, что договор по его поручению был подписан начальником нижестоящего органа железнодорожного транспорта (отделения дороги, станции).

Споры, возникающие при заключении временных соглашений, рассматриваются соответствующим госарбитражем по месту нахождения управления дороги независимо от размера грузооборота.

Споры, возникающие при заключении договоров между ветвевладельцем и контрагентами, подлежат рассмотрению госарбитражем по месту нахождения ветвевладельца.

6. Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей (§11) установлены порядок и сроки подписания договора, порядок и сроки доарбитражного урегулирования разногласий по договору, а также срок на передачу железной дорогой неурегулированных разногласий на разрешение госарбитража. До решения арбитражем спорных вопросов все взаимоотношения сторон по этим вопросам регулируются условиями прежнего договора (ст. 94 Устава железных дорог).

При обращении с иском в арбитраж истец обязан представить документы, подтверждающие дату возврата предприятием подписанного договора, дату получения железной дорогой протокола разногласий, дату направления предприятию извещения о дне рассмотрения разногласий, а также протокол разногласий.

С учетом представленных документов арбитраж должен проверить соблюдение сторонами установленных Правилами порядка и сроков доарбитражного урегулирования спора. При этом следует иметь в виду, что при нарушении сроков возврата дороге подписанного проекта договора, назначения дорогой даты рассмотрения разногласий, сроков передачи разногласий на рассмотрение арбитража, а также при неявке представителя предприятия для рассмотрения разногласий договор вступает в силу в редакции железной дороги или предприятия в зависимости от того, кем было допущено нарушение.

Поэтому, если арбитражем будет установлено нарушение названных сроков или факт неявки представителя предприятия для рассмотрения разногласий, необходимо отказывать в приеме иска к рассмотрению. При установлении указанных обстоятельств при рассмотрении спора производство по делу следует прекратить.

При проверке соблюдения сторонами перечисленных выше сроков арбитражу необходимо учитывать, что в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока следует считать ближайший следующий за ним рабочий день.

7. При неосновательном уклонении железной дороги от заключения договора предприятие может обратиться к железной дороге с требованием о заключении договора. Согласно Положению о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам ответ на такое требование должен быть дан не позднее 10 дней со дня его получения. При неполучении ответа железной дороги в указанный срок, а равно при получении отрицательного ответа предприятие вправе обратиться в арбитраж, которому подведомствен спор, с иском о понуждении заключить договор.

К исковому заявлению о понуждении заключить договор должны быть приложены документы, предусмотренные Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, проект договора, копия требования об обязании заключить договор, документы, подтверждающие отправку этого требования дороге, ответ на это требование или указание в исковом заявлении, что ответ в установленный срок не получен, а также документы, характеризующие условия работы подъездного пути (выпуску из ЕТП, акт обследования подъездного пути и т.п.), с учетом которых разработан проект договора.

В решении о понуждении заключить договор должно быть указано, что он заключается на условиях проекта договора, представленного истцом, срок его подписания, а также, что при уклонении другой стороны от подписания договора в установленный арбитражем срок договор считается заключенным. При наличии у сторон разногласий по отдельным пунктам проекта и в случаях, когда арбитраж по своей инициативе вносит изменения в договор, в решении о понуждении заключить договор арбитраж указывает также редакцию измененных пунктов.

8. В соответствии с Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей до заключения нового договора железная дорога совместно с предприятием составляет акт обследования подъездного пути. Для подъездных путей, принадлежащих предприятиям, обслуживаемым собственными локомотивами, в установленных Уставом железных дорог и Правилами случаях разрабатывается Единый технологический процесс работы подъездного пути и станции примыкания (ЕТП).

Поскольку в соответствии с Правилами по несогласованным спорным вопросам единых технологических процессов работы подъездных путей и станций примыкания окончательное решение принимает лично Министр путей сообщения, споры, возникающие между железной дорогой и предприятием при разработке ЕТП, органам арбитража неподведомственны.

Споры, возникающие при заключении договоров по условиям, определенным в ЕТП, утвержденном в установленном порядке, арбитражам следует принимать к рассмотрению, но решения по спорным вопросам должны выноситься в полном соответствии с ЕТП.

В тех случаях, когда одна из сторон по договору представит доказательства того, что после подписания акта обследования изменились условия работы подъездного пути или что акт подписан не уполномоченными на то лицами, для установления фактических условий работы подъездного пути арбитражу, рассматривающему разногласия по договору, следует обязать стороны провести обследование и по его результатам составить новый акт.

9. Если при заключении договора предприятие и железная дорога, на которой введен опыт по плате за пользование вагонами и контейнерами за время отклонения от установленных норм простоя (оборота), не достигнут соглашения по вопросу о пересмотре норм простоя (оборота), в связи с изменением условий работы подъездного пути арбитражам следует принимать такие споры к рассмотрению и решения выносить с учетом имеющихся материалов.

При этом арбитражам необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 "Условий опыта по плате за пользование вагонами и контейнерами за время отклонения от установленных норм простоя (оборота) на Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской и Свердловской железных дорогах" плата за пользование вагонами и контейнерами сверх установленных норм простоя (оборота), а также плата за сокращение норм простоя (оборота) исчисляется, исходя из норм, действующих на 1 января 1074 г., за исключением случаев пересмотра норм по соглашению сторон в силу изменений условий работы подъездного пути.

10. Согласно Правилам (§17) при передаче подъездного пути или складских помещений и площадей от одного владельца другому в случаях, когда не изменяется характер работы подъездного пути, договоры на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов остаются в силе и все предусмотренные в них условия, права и обязанности считаются перешедшими к новому владельцу. В таких случаях в подлинных экземплярах договора делаются соответствующие исправления наименования владельца, заверенные подписями руководителей предприятия и железной дороги.

Поэтому, если руководители предприятия и железной дороги сделали в установленном порядке исправление наименования владельца при передаче подъездного пути или складских помещений и площадей и срок действия прежнего договора не истек, арбитражу следует отказывать в исках об обязании заключить новый договор.

Если арбитражем установлено, что характер работы подъездного пути не изменился, а новый владелец подъездного пути или железная дорога отказываются сделать в установленном порядке соответствующие исправления в подлинных экземплярах договора или заверить исправления подписями руководителей, арбитражу следует по заявлению заинтересованной стороны обязать другую сторону совершить действия, предусмотренные §17.

11. При обслуживании подъездного пути локомотивом ветвевладельца в договоре должны указываться сроки оборота вагонов.

При разрешении споров по срокам оборота вагонов арбитражу в случаях, когда для подъездного пути разработан и в установленном порядке утвержден ЕТП, следует принимать решение в полном соответствии со сроками, указанными в ЕТП.

Решение о сроках оборота вагонов на подъездном пути, по результатам обследования которого составлен акт обследования, арбитражу следует выносить с учетом данных этого акта и других документов, характеризующих фактические условия работы подъездного пути. Если с момента заключения предшествующего договора произошли изменения в технической оснащенности или технологии работы подъездного пути и станции, арбитражу следует тщательно изучить представленные сторонами документы, обосновывающие эти изменения, и проверить соответствие представленных расчетов новых сроков оборота вагонов параграфу 37 Правил. В случаях, требующих специальных знаний, арбитраж направляет эти расчеты на заключение соответствующих компетентных организаций (проектных, научно-исследовательских институтов и др.).

12. Согласно ст. 49 Устава железных дорог сроки погрузки и выгрузки грузов средствами грузоотправителей и грузополучателей на местах общего и необщего пользования устанавливаются Министерством путей сообщения.

Следовательно, сторонам по договору не предоставлено право самим устанавливать иные сроки погрузки и выгрузки, и споры по установлению сроков органам арбитража неподведомственны.

Споры о применении тех или иных сроков погрузки и выгрузки грузов, установленных МПС (раздел "Сроки погрузки и выгрузки грузов" Правил перевозок грузов), подлежат разрешению в органах арбитража.

13. При разрешении споров, связанных с применением установленных МПС сроков погрузки и выгрузки грузов механизированным или немеханизированным способом, арбитражам следует иметь в виду, что механизированным способом является погрузка груза непосредственно в вагон или выгрузка из вагона с помощью механизмов, устройств и сооружений. Если же груз выгружался из вагона или грузился в вагон вручную, такой способ является немеханизированным независимо от того, каким способом транспортировался груз в места складирования или от склада до вагона.

14. Согласно Уставу железных дорог (ст. 49) сроки погрузки и выгрузки грузов механизированным способом средствами грузоотправителей и грузополучателей в местах общего и необщего пользования устанавливаются МПС расчетным путем с учетом применяемых средств механизации, устройств и сооружений, предназначенных для погрузки и выгрузки, и максимального их использования.

В случаях, когда для транспортировки грузов из мест складирования к местам погрузки или от мест выгрузки к местам складирования применяются механизмы иной производительности, чем производительность погрузочно-разгрузочных механизмов, устройств и сооружений, арбитражи должны применять сроки погрузки и выгрузки, установленные для механизма, устройства и сооружения, осуществляющего непосредственно погрузку или выгрузку грузов, в соответствии с разделом "Сроки погрузки и выгрузки грузов" Правил перевозок грузов.

15. Если на предприятии применяются погрузочно-разгрузочные машины или механизированным способом производится погрузка и выгрузка грузов, на которые МПС не установлены сроки, такие сроки как это указано в §10 раздела "Сроки погрузки и выгрузки грузов", разрабатываются предприятием совместно с управлением железной дороги, представляются в МПС и утверждаются в установленном порядке.

16. При разрешении споров о применении сроков погрузки и выгрузки необходимо учитывать, что для группы вагонов с разными сроками погрузки и выгрузки, поставленных по фронту, предоставляются сроки, установленные для вагонов с наибольшим сроком погрузки или выгрузки (§5 раздела "Сроки погрузки и выгрузки").

17. Арбитражам при рассмотрении разногласий о размерах фронтов погрузки и выгрузки следует исходить из того, что в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июня 1971 г. сокращение погрузочно-разгрузочных фронтов на железнодорожных подъездных путях предприятий и организаций может производиться только по согласованию с Министерством путей сообщения или по его поручению с начальником железной дороги.

Уменьшение обусловленного договором фронта выгрузки в зависимости от заполнения складов или навалочных площадей Правилами (§33) не допускается. Исключается допускается по грузам Госрезервов при условии представления справки территориального управления Госрезервов, а по хлебным грузам - областного, краевого или республиканского управления хлебопродуктов, о занятости склада грузами Госрезервов. При наличии таких справок обусловленный договором фронт соответственно уменьшается на время занятия склада грузами Госрезервов.

18. При разрешении споров о размерах фронтов погрузки-выгрузки, возникающих в связи с реконструкцией предприятий, влекущей за собой соответствующую реконструкцию подъездных путей, а также устройств для погрузки и выгрузки грузов, следует иметь в виду, что согласно ст. 80 Устава железных дорог СССР реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов из вагонов, производится по проекту, согласованному с Министерством путей сообщения или по его поручению с начальником железной дороги. Проект реконструкции, не согласованный с МПС или по его поручению с начальником железной дороги, не может служить основанием для изменения условий договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и сокращения фронтов погрузки и выгрузки грузов.

Реконструкция подъездного пути, произведенная по согласованию с МПС или железной дорогой и приведшая к соответствующему сокращению или увеличению фронтов, служит основанием к изменению фронтов погрузки и выгрузки.

19. Согласно ст. 91 Устава железных дорог и §30 Правил фронт погрузки и выгрузки немеханизированным способом определяется количеством вагонов, устанавливаемых по полезной длине складского (погрузочно-разгрузочного) пути, которая может быть использована для одновременной погрузки и выгрузки однородных грузов. Однородными считаются грузы, совместное хранение которых возможно. Смешение разнородных грузов (например, минеральных удобрений разных видов) не допускается.

Размер фронта погрузки и выгрузки зависит также от того, является ли склад крытым или открытым (открытые склады, имеющие навесы, приравниваются к открытым складам).

Фронт для погрузки и выгрузки немеханизированным способом для грузов, не требующих крытого хранения, определяется количеством вагонов, устанавливаемых одновременно по полезной длине складского (погрузочно-разгрузочного) пути, то есть по всей длине пути, проходящего у открытого склада хранения грузов, от начала этого склада до конца.

Фронт для грузов, требующих крытого хранения, определяется не длиной склада, а количеством дверей в складе, При этом надо учитывать междверное расстояние.

В тех случаях, когда будет установлено, что предприятие в целях искусственного сокращения фронта погрузки и выгрузки аннулирует часть дверей в складе, арбитражу следует устанавливать размер фронта, исходя из данных надлежаще утвержденного проекта на строительство или реконструкцию склада.

Арбитражам необходимо учитывать, что в случаях, когда грузы, требующие крытого хранения, могут выгружаться из вагона непосредственно на прилегающую к складу крытую рампу, фронт следует определять количеством вагонов, устанавливаемых по полезной длине складского пути, которая может быть использована для одновременной погрузки и выгрузки однородных грузов, то есть с учетом длины и ширины крытой рампы, количества и пропускной способности дверей. Учитывая, что скоропортящиеся грузы подлежат хранению в специальных крытых складах-холодильниках и поэтому не могут храниться на рампе складского пути в ожидании транспортировки их в холодильник, для выгрузки таких грузов фронт определяется по количеству дверей в холодильнике.

20. Размер фронта погрузки и выгрузки всех грузов, кроме наливных, при механизированном способе работ определяется, исходя из количества погрузочно-разгрузочных механизмов, устройств и сооружений.

Размер фронта погрузки и выгрузки нефтяных и других грузов, перевозимых наливом в цистернах, определяется по количеству стояков для налива и слива, а при межрельсовом сливе - количеством цистерн, устанавливаемых по полезной длине пути у мест слива (§31 Правил).

При разрешении споров о размере фронта погрузки и выгрузки нефтяных и других грузов, перевозимых наливом в цистернах, следует иметь в виду, что расстояние между одновременно работающими стояками должно соответствовать технологическому шагу, равному длине цистерны.

При необходимости фронт налива и слива может устанавливаться по видам налива (темные, светлые, масла).

21. Если на подъездном пути грузовые операции производятся как немеханизированным, так и механизированным способом, фронт погрузки и выгрузки устанавливается отдельно на немеханизированную и отдельно на механизированную погрузку-выгрузку. В соответствии с §32 Правил при введении на подъездном пути средств механизации, которые не обеспечивают в ранее установленные сроки обработку такого количества вагонов, как при немеханизированном способе, арбитражи должны устанавливать фронт погрузки-выгрузки механизированным способом по количеству механизмов. В остальной части следует устанавливать фронт погрузки и выгрузки немеханизированным способом в таком размере, чтобы общее количество вагонов, обрабатываемых механизированным и немеханизированным способом, могло быть погружено-выгружено в сроки, установленные до введения механизации.

22. Ветвевладельцы в ряде случаев используют имеющиеся погрузочно-разгрузочные механизмы на технологических операциях и поэтому исключают часть механизмов из числа занятых на обработке вагонов и тем самым сокращают фронты погрузки и выгрузки грузов.

Арбитражам при разрешении возникающих в связи с этим споров необходимо исходить из того, что погрузочно-разгрузочные механизмы должны максимально использоваться для погрузки грузов в вагоны и выгрузки их из вагонов. В тех случаях, когда предприятия ссылаются на то, что часть погрузочно-разгрузочных механизмов по объективным причинам (связанным с необходимостью их использования на основном производстве и т.д.) не может быть использована на погрузке и выгрузке, арбитражам следует запрашивать дополнительные документы, при необходимости назначать экспертизу и выезжать на предприятия и решения выносить с учетом всех обстоятельств и материалов дела.

23. При обслуживании подъездного пути локомотивом железной дороги возникают споры о размере одновременной подачи вагонов. В частности, когда железная дорога требует предоставить ей право подавать вагоны в количестве, превышающем фронт.

Если у ветвевладельца имеются пути, на которых могут быть установлены вагоны сверх фронта, и средства для перестановки вагонов, арбитражу следует удовлетворять требование дороги о включении в договор условия о количестве одновременно подаваемых вагонов.

При этом излишне поданные сверх установленного фронта вагоны должны засчитываться за ветвевладельцем по истечении времени, предусмотренного договором на погрузку или выгрузку вагонов, поданных по фронту, и времени, необходимого на маневровые операции по перестановке вагонов.

24. Действующим законодательством установлено, что предприятия, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта, обязаны обеспечить погрузку и выгрузку вагонов равномерно в течение суток и во все дни недели, в том числе в выходные и в праздничные дни.

Поэтому арбитраж должен отклонять требования предприятий об ограничении подачи вагонов в выходные и праздничные дни, а также в ночное время суток. В тех случаях, когда Советом Министров СССР или другим правомочным на то органом сделано изъятие из указанного правила, арбитражам следует устанавливать порядок подачи вагонов с учетом принятого этими органами решения.

25. При обслуживании подъездного пути локомотивом железной дороги предприятие об окончании погрузки и выгрузки и готовности к уборке одновременно поданных к фронту вагонов уведомляет станцию железной дороги. Эти вагоны снимаются с простоя с момента получения станцией уведомления.

В целях ускорения оборота вагонов и улучшения использования технических средств на подъездном пути арбитражам следует удовлетворять требования предприятий об установлении в договорах времени, в течение которого дорога после получения уведомления должна убрать вагоны с подъездного пути.

26. В соответствии с Правилами уведомления о предстоящей подаче вагонов на подъездной путь передаются по телефону, а уведомления об окончании грузовых операций и готовности к уборке вагонов с подъездного пути должны подаваться в письменном виде.

В ряде случаев предприятие, с которым дорога заключает договор, находится на значительном расстоянии от станции примыкания, в связи с чем передача уведомлений о готовности к уборке одновременно поданных вагонов в письменном виде приводит к дополнительному неоправданному простою вагонов на подъездном пути. При разрешении споров о порядке передачи уведомлений арбитражу следует в таких случаях устанавливать, что уведомления должны приниматься дорогой по телефону с последующим подтверждением в письменном виде.

27. При разрешении споров, возникающих при заключении договоров между ветвевладельцами и контрагентами по условиям договоров о размерах фронтов погрузки и выгрузки грузов, сроках оборота вагонов, сроках погрузки и выгрузки, порядке подачи и уборки вагонов, арбитражам следует выносить решения с учетом изложенных выше указаний.


II. Споры, возникающие при исполнении договоров


28. В соответствии с Правилами учет простоя вагонов на подъездных путях и расчет по штрафам за простой вагонов на подъездных путях сверх установленных сроков производятся по ведомостям подачи и уборки вагонов и ведомостям безномерного учета простоя вагонов, которые должны подписываться представителями станции и предприятий.

Правилами составления актов (§3) предусмотрено, что для удостоверения обстоятельств, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составления коммерческого акта или акта другой специальной формы, составляются акты общей формы. При уклонении представителей предприятий от подписи ведомостей работники станции должны составить об этом акт общей формы и сделать соответствующую отметку в ведомостях.

При рассмотрении иска предприятия об обратном взыскании списанных дорогой штрафов за простой вагонов (контейнеров) арбитражам следует иметь в виду, что железная дорога не вправе списывать штраф по ведомостям, не подписанным представителем предприятия, если не был составлен акт общей формы об уклонении предприятия от подписи ведомостей.

29. В соответствии с Уставом железных дорог (ст. 156) и Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей (§57) груженые вагоны, задержанные на станции в ожидании подачи их под выгрузку в связи с несвоевременной погрузкой или выгрузкой ранее поданных по фронту вагонов грузополучателем или грузоотправителем по зависящим от них причинам, должны зачисляться на простой с учетом заключенных договоров. При этом количество зачисляемых на простой вагонов из числа задержанных на станции определяется в зависимости от размера фронта погрузки и выгрузки грузов и времени, установленного для погрузки и выгрузки партии вагонов, поданных по фронту.

30. В установленном порядке ветвевладельцам предоставлено право взыскивать в бесспорном порядке с контрагентов штраф за допускаемый ими, сверх установленных сроков, простой вагонов Министерства путей сообщения на подъездных путях, обслуживаемых локомотивом ветвевладельца.

Иски контрагентов об обратном взыскании списанного в бесспорном порядке ветвевладельцем штрафа за простой вагонов сверх сроков, установленных заключенным между ними договором, должны разрешаться независимо от того, уплатил ли ветвевладелец и в какой сумме штраф за простой вагонов железной дороге.

31. В случаях, когда порожние вагоны, выделенные дорогой контрагенту, ветвевладелец не подал этому контрагенту, в связи с чем с последнего был взыскан дорогой штраф за невыполнение плана перевозок, контрагент вправе обратиться на общих основания с иском в арбитраж для взыскания с ветвевладельца убытков, причиненных уплатой сумм штрафа.

32. При разрешении споров, связанных с обратным взысканием штрафов, списанных железной дорогой с совхозов, объединений "Сельхозтехники" и других сельскохозяйственных предприятий и организаций, следует руководствоваться постановлением Совета Министров СССР от 10 марта 1966 г. N 190 и совместными телеграммами МПС и В/О "Сельхозтехника" от 9 августа 1966 г. N Г-18370/85-7/316 и от 31 декабря 1966 г. N Г-31222/85-5/581, согласно которым все грузы, кроме ядохимикатов, поступающие в адрес этих предприятий и организаций на места общего пользования, разгружаются силами и средствами железной дороги. На станциях, не имеющих в настоящее время механизмов и других средств выгрузки, организации "Сельхозтехника" при наличии у них средств механизации и рабочей силы оказывают железным дорогам помощь в выгрузке грузов.

Поэтому при разрешении указанных споров арбитражам следует иметь в виду, что железная дорога не вправе взыскивать штраф за простой вагонов на местах общего пользования и на прирельсовых участках, предоставленных во временное пользование, и в том случае, когда организации "Сельхозтехника" оказывают железной дороге помощь в выгрузке своими средствами и силами грузов (кроме ядохимикатов).


* * *


С изданием настоящего Инструктивного письма утратили силу следующие указания Госарбитража при Совете Министров ССР:

1. Пункт 1 Инструктивного письма от 30 октября 1954 г. N И-1-46 (Систематизированный сборник, издания 1964 г., стр. 234);

2. Инструктивное письмо от 16 апреля 1955 г. N И-1-22 (Систематизированный сборник, издания 1964 г., стр. 218);

3. Инструктивное письмо от 16 июня 1949 г. N И-1-34;

4. Пункт 4 Инструктивного письма от 19 декабря 1956 г. N И-1-56 (Систематизированный сборник, издания 1964 г., стр. 232);

5. Инструктивное письмо от 30 июня 1959 г. N И-1-37 (Сборник, вып. 10, стр. 67);

6. Инструктивное письмо от 16 августа 1963 г. N И-1-39 (Сборник, вып. 25,стр. 49).


_____________________________

*(1) В дальнейшем употребляется термин - "предприятие".

*(2) В дальнейшем, как правило, употребляется термин - "Правила".

*(3) В дальнейшем, как правило, употребляется термин - "ветвевладелец".

*(4) В дальнейшем, как правило, употребляется термин - "договор".



Инструктивное письмо Госарбитража при Совете Министров СССР от 31 мая 1976 г. N И-1-14 "О практике разрешения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов"


Текст инструктивного письма опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1977 г., N 1


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.