Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02 "О методических рекомендациях"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02
"О методических рекомендациях"


Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).

В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.

Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании.


Министр

А.А. Фурсенко


Методические рекомендации
по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ
от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02)


Вводный раздел


Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.

В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.

Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).

Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом*(1).

При разработке Методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:

- Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 16.03.2006 N 42-ФЗ);

- Бюджетный кодекс РФ (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ);

- Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ);

- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ);

- постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"*(2) (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854*(3));

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования "*(4);

- письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2003 N 20-51-2839/20-01 и от 07.10.2003 N 10-02-08 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования)*(5).


1. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования


1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

ГАРАНТ:

О материальных затратах, непосредственно связанных с общеобразовательным процессом, см. письмо Федерального агентства по образованию от 5 октября 2006 г. N 10-58-6940/10-05


1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:

- стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;

- нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

. нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

- расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);

- коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;

- норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.

1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования*(6) (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также с учетом коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:

- количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 - в сельских общеобразовательных учреждениях;

- количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;

- ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию**(7)

1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.

1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.

1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:


                  sn    sn
                 R   = З  + Р       , где
                  i     i    учебн.

  sn         -    расходы  по  заработной  плате  в  i-ом  муниципальном
 З                образовании     на     реализацию     государственного
  i               образовательного  стандарта   общего     образования в
                  расчете на одного обучающегося по видам классов (s)  и
                  по ступеням общего образования (п);
 Р           -    расходы на  обеспечение  образовательного   процесса в
  учебн.          расчете на одного обучающегося.

 sn
З   определяется по формуле:
 i
         a
        ---
    sn   d  x b х 1,262 х 1,02 х 1,33 х 12
   З   = --------------------------------- х 1,43 х w х с х R, где
    i                 m

 а          -    количество часов по БУП;
 d          -    число часов за  ставку  заработной  платы.  Для  первой
                 ступени общего образования - 20  часов,  для   второй и
                 третьей ступеней общего образования - 18 часов;
 b          -    ставка      заработной      платы,      соответствующая
                 средневзвешенному   разряду   по   ETC*(8)   по    i-му
                 муниципальному образованию;
 1,262      -    коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
 1,02       -    коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с
                 повышением   стажа   (общего   или    педагогического),
                 квалификационной категории и т.п.;
 1,33       -    коэффициент  увеличения  ФОТ  на  величину     доплат и
                 надбавок;
 12         -    количество месяцев в году;
 m          -    нормативная наполняемость классов;
 1,33       -    коэффициент                           увеличения ФОТ на
                 административно-управленческий                персонал,
                 учебно-вспомогательный  и  обслуживающий  персонал  (на
                 период адаптации применяется коэффициент 1,43);
 w          -    коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги
                 в зависимости от различных факторов,  представленных  в
                 таблице 1 (приложение 1);
 с          -    коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги
                 по  видам   классов,   представленные   в     таблице 2
                 (приложение 1);
 R          -    региональный   коэффициент    удорожания,    отражающий
                 введенные  регионом  дополнительные  ставки  заработной
                 платы и региональные надбавки/доплаты.

1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р_учебн. определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов.

1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:

- месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);

- количество классов в общеобразовательном учреждении;

- реализация программ дополнительного образования;

- предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;

- реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).

Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:

- разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица 3 приложения 1);

- повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица 1 приложения 1);

- повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица 2 приложения 1).

Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в приложении 2.

1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.


2. Порядок расчета объема субвенций


2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.

2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.

2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:


             3    o   o      3    g   g      3    k   k
      S  = Сумма(R x H ) + Сумма(R x H ) + Сумма(R x H ) , где
       i    n=1   i   i n   n=1   i   i n   n=1   i   i n

 S            -    объем субвенции для i-го  муниципального  бюджета  на
  i                реализацию основных общеобразовательных программ;
  o   g   k   -    нормативы    расходов    на       реализацию основных
 R , R , R         общеобразовательных  программ  в  расчете  на  одного
  i   i   i        обучающегося соответственно в обычных,  гимназических
                   (лицейских), специальных (коррекционных) классах;
  o   g   k   -    прогнозируемая  на  соответствующий  финансовый   год
 Н , Н , Н         среднегодовая численность обучающихся  соответственно
  i   i   i        в  обычных,  гимназических  (лицейских),  специальных
                   (коррекционных)   классах    в    общеобразовательных
                   учреждениях   на   территории   1-го   муниципального
                   образования;
 n            -    ступени общего образования.

3. Методы обязательной адаптации при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе


3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:


                                              нормативная наполняемость
 Усл. обучающиеся = факт, число обучающихся х --------------------------.
                                              фактическая наполняемость

"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.

3.2. Осуществляется выравнивание ("сглаживание") рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).

Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:

- сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;

- выявление отклонений, анализ причин;

- определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.

Выравнивание ("сглаживание") объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиском диапазона допустимых отклонений.


_____________________________

*(1) В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст. 16 (21).

*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2001. - N 11. - С. 16-31.

*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2006. - N 1. - С. 49-52.

*(4) См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 16. - С. 2-38.

*(5) См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 4. - С. 51-56.

*(6) 1-я ступень общего образования - 1-4-е классы, начальное общее образование; 2-я ступень общего образования - 5-9-е классы, основное общее образование; 3-я ступень общего образования - 10-11-е классы, среднее (полное) общее образование.

*(7) До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ETC. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.

*(8) При введении региональных тарифных систем ETC заменяется на РТС (региональная тарифная система).



Приложение 1
к Методическим рекомендациям


Расчетные коэффициенты


Таблица 1


Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов



Удорожание в зависимости от различных факторов

От деления классов на группы

От наличия групп продленного дня

От наличия программ дополнительного образования

Общее удорожание по ступеням

К1

К2

К3

К1 х К2 х К3

1

2

3

4

5

Начальное общее образование

1,04

1,4

1,03

1,50

Основное общее образование

1,12

1

1,03

1,15

Среднее (полное) общее образование

1,22

1

1,03

1,26


                                    (25 час. + 1 час)
Начальное общее образование: 1,04 = -----------------
                                         25 час

                                   (34 час. + 4 час.)
Основное общее образование: 1,12 = ------------------
                                         34 час.

                                           (36 час. + 8 час.)
Среднее (полное) общее образование: 1,22 = -------------------
                                                  36 час.

Таблица 2


Коэффициенты удорожания по видам классов


Общеобразовательные

1

Гимназические (лицейские)

1,15

Специальные (коррекционные)

1,2


Таблица 3


Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования



Часы по БУП

Коэффициенты удорожания

Начальное общее образование

25

1

Основное общее образование

34

1,36

Среднее (полное) общее образование

36

1,44


Начальное общее образование: 1 = (25 час.)

                                   (34 час.)
Основное общее образование: 1,36 = ---------
                                    25 час.

                                            (36 час.)
Среднее (полное) общее образование: 1,44 = -----------
                                             25 час

Приложение 2
к Методическим рекомендациям


Пример расчета норматива по типам классов и ступеням для городских общеобразовательных школ



Общеобразовательные классы


1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,15

3-я ступень общего образования

{[(36 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,26


Гимназические (лицейские) классы


1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,15

3-я ступень общего образования

{[(36 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,26


Специальные (коррекционные) классы


1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,2 х 12 мес.] /9 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,2 х 12 мес.] /9 чел.} х 1,43 х 1,15


Заместитель директора
Департамента экономики и финансов

Г.А. Мамед-заде


Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.

В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании. Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).

Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом.


Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02 "О методических рекомендациях"


Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", ноябрь 2006 г., N 31, в журнале "Администратор образования", январь 2007 г., N 2


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.