Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 29 сентября 2006 г. N 06-1479 "О методических рекомендациях"

Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ
от 29 сентября 2006 г. N 06-1479
"О методических рекомендациях"

ГАРАНТ:

См. также письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту
от 12 декабря 2006 г. N СК-02-10/3685


Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для использования в практической работе методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации.


И.о. директора
Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей

Б.Б. Гусев


Методические рекомендации
по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации


Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее - спортивная школа), а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.


1. Организационные основы


1.1. Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.

1.2. Спортивная школа является образовательным учреждением дополнительного образования детей и в части организации образовательного процесса руководствуется законодательством в сфере образования.

1.3. Спортивная школа является субъектом физкультурно-спортивного движения и в части организации физкультурно-спортивной деятельности руководствуется законодательством в сфере физической культуры и спорта.

1.4. Спортивные школы призваны:

а) вовлекать максимально возможное число детей в систематические занятия спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;

б) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.

1.5. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений (отделов) по виду (видам) спорта или этапу подготовки.

1.6. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и др.) привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися (в том числе непосредственно в одной учебной группе), определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов.

1.7. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта Российской Федерации по олимпийским видам спорта.

Рекомендуемыми условиями функционирования СДЮШОР является:

- наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;

- наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство);

- наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;

- традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;

- наличие спортивных клубов (центров спортивной подготовки) и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся СДЮШОР.

1.8. На основании обращения учредителя, вопросы, связанные с открытием, реорганизацией и ликвидацией СДЮШОР, могут быть рассмотрены на заседании межведомственной комиссии по вопросам развития детско-юношеского спорта, созданной при Росспорте.

Решение комиссии является рекомендательным для учредителя, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.


2. Система многолетней спортивной подготовки


2.1. Спортивным школам рекомендуется организовывать учебно-спортивный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.

2.2. Организационная структура многолетней спортивной подготовки основывается на реализации этапов подготовки в соответствии с таблицей 1.


Таблица 1


Этапы подготовки

Основная задача этапа

Период подготовки

Физкультурно-спортивный клуб по месту жительства и учебы

ДЮСШ

СДЮШОР

ШВСМ, УОР

Спортивно-оздоровительный

Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной

активности

Весь период

+

+

*

-

Начальной подготовки

Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации

До 3 лет

+

+

+

-

Учебно-тренировочный

Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта

До 5 лет

*

+

+

*

Спортивного совершенствования

Совершенствование спортивного мастерства

До 3 лет

-

*

+

+

Высшего спортивного мастерства

Реализация индивидуальных возможностей

3 года и более (с учетом возрастного ценза)

-

*

*

+


Условные обозначения:

"+" - основные этапы подготовки;

"*" - рекомендуется при наличии условий и возможностей;

"-" - не рекомендуется.


2.3. Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:

а) тестирование детей;

б) сдачу контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

2.4. Для анализа и корректировки учреждениями своей деятельности рекомендуется использовать следующие критерии:

а) на спортивно-оздоровительном этапе:

- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;

- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля;

б) на этапе начальной подготовки:

- стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;

- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;

- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;

в) на учебно-тренировочном этапе:

- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;

- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;

- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;

г) на этапе спортивного совершенствования:

- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;

- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

- зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства;

д) на этапе высшего спортивного мастерства:

- стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;

- достижение результатов уровня сборных команд России.


3. Условия зачисления в спортивную школу, комплектование учебных групп и порядок перевода учащихся на каждый последующий год обучения


3.1. Занятия в спортивной школе проводятся по учебным программам, разрабатываемым и утверждаемым учреждением на основе примерных (типовых) программ по виду спорта, допущенных (утвержденных) Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта (далее - учебные программы).

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) - СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение N 2), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27.

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся - 18 лет (для учащейся молодежи - 21 год).

3.2. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей раннего возраста (4-6 лет). Условиями данного набора являются:

- наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;

- наличие учебной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

- сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном учебной программой;

- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации.

3.3. Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяются непосредственно учреждением и оформляются приказом директора спортивной школы.

3.4. Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

3.5. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности.

3.6. На учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных учебными программами.

3.7. На этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, а по игровым видам спорта - не ниже первого юношеского разряда.

3.8. На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильно высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

3.9. При формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом в целях оптимального вовлечения данных спортсменов в физкультурно-спортивную деятельность по месту жительства и в регионе.

3.10. Обучающиеся спортивных школ, направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и спортивной школой, могут выступать за команду в течение оговоренного срока (рекомендуемый - два года).

Спортивной школе рекомендуется в течение указанного срока сохранять за тренерами-преподавателями, руководящими работниками и специалистами ранее установленные надбавки (доплаты) за подготовку данных спортсменов.

3.11. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с учебной программой.

При отсутствии в утвержденной учебной программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров, приведенных в таблице 2.

3.12. При объединении в одну группу обучающихся, разных по возрасту и спортивной подготовленности, рекомендуется не превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше двух спортивных разрядов.

3.13. Перевод обучающихся (в том числе досрочно) в группу следующего года обучения или на этап спортивной подготовки рекомендуется проводить решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).

Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования, рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.


Таблица 2


Этапы подготовки

Период обучения (лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (ч/нед.)

Спортивно-оздоровительный

Весь период

15

30

До 6

Начальной подготовки

Первый год

15

30

6

Второй год

12

30

9

Третий год

12

30

9

Учебно-тренировочный

Первый год

10

20

12

Второй год

Устанавливаются учреждением

20

14

Третий год

16

16

Четвертый год

16

18

Пятый год

16

20

Спортивного совершенствования

До года

14

24

Свыше года

12

28

Высшего спортивного мастерства

Весь период

8

32


Примечания

1. Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки.

2. Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы) начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.


4. Организация учебно-тренировочного процесса


4.1. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально.

4.2. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

4.3. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.

Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

4.4. Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утвержденным учебным программам.

4.5. По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов учебной программы.

4.6. Для обеспечения круглогодичности учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха обучающихся в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Порядок привлечения работников спортивной школы к работе в оздоровительно-спортивных лагерях определяется в соответствии с приложением N 1 "Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда" к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. N 113.

При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок оздоровительного лагеря привлечение работников к проведению мероприятий может производиться в соответствии с п. 8 указанного приложения в том же порядке, как и при проведении туристских походов.

4.7. Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю, в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов.

4.8. Спортивной школе рекомендуется для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта, проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к соревнованиям муниципального, регионального уровней и городов Москвы и Санкт-Петербурга и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям.

4.9. Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную сборные команды, а также сборные команды Москвы и Санкт-Петербурга и до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в составы сборных команд Российской Федерации.


Таблица 3


Рекомендуемый перечень должностей спортивной школы


Наименование должностей

Примечание

Директор


Заместитель директора по учебно-спортивной работе


Заместитель директора по методической (научно-методической) работе


Заместитель директора по спортивно-массовой работе


Заместитель директора по безопасности


Заместитель директора по хозяйственной части


Заведующий отделением (начальник отдела)

На каждое структурное подразделение

Инструктор-методист (включая старшего)


Тренер-преподаватель (включая старшего)


Спортсмен-инструктор


Педагог-психолог


Педагог-организатор


Юрист-консультант


Врач


Медсестра


Массажист


Главный бухгалтер


Бухгалтер


Кассир


Секретарь-референт


Заведующий хозяйством


Заведующий складом


Уборщик

1 ставка на 500 кв. м убираемой площади

Рабочий по комплексному обслуживанию помещений

1 ставка на 400 кв. м обслуживаемой площади

Дворник

В соответствии с местными нормативами убираемой площади

Сторож-вахтер

При наличии отдельно стоящего здания:

4 ставки - при круглосуточной охране

2,3 ставки - при охране в ночное время и выходные дни


5. Медицинское обслуживание и контроль


5.1. Медицинское обеспечение обучающихся осуществляется спортивной школой в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" и другими нормативными актами, принимаемыми федеральным органом управления в сфере здравоохранения.

5.2. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников рекомендуется возложить на них непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.

5.3. В целях предупреждения нарушения здоровья у обучающихся спортивных школ следует предусматривать:

а) диспансерное обследование не менее двух раз в год;

б) дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;

в) контроль за использованием обучающимися фармакологических средств.


6. Учебно-спортивная база, штаты и финансирование


6.1. Спортивным школам при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, рекомендуется руководствоваться "Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем" (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г. N 345) и "Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования" (приказ Госкомспорта России от 3 марта 2004 г. N 190/л).

6.2. В случае отсутствия собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов спортивной школы должны быть предусмотрены расходы на арендную плату в размере согласно заключенным договорам.

6.3. В оперативном управлении спортивной школы может находиться оздоровительный лагерь для обеспечения учебно-тренировочного процесса и оздоровления юных спортсменов в каникулярное время.

При отсутствии у спортивной школы собственного оздоровительного лагеря рекомендуется предусмотреть финансирование расходов на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря, проводящие профильные (спортивные) смены, или на организацию и проведение учебно-тренировочных сборов (в том числе в виде полевого лагеря).

При определении количества обучающихся, направляемых в спортивно-оздоровительный лагерь, и периода нахождения их там следует руководствоваться учебными программами и решением тренерского совета.

6.4. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивные школы могут иметь специализированный автотранспорт.

6.5. Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда.

6.6. Количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с учебной программой специалистов определяется количеством групп и годовым объемом учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов путем деления суммарного процента на 100.

6.7. Дополнительные ставки при наличии в оперативном управлении спортивной школы спортивных сооружений вводятся на основе расчета потребности в штатных единицах, согласованного с местным (региональным) органом управления по труду.

6.8. При расчете количества рабочих (специалистов) по тренингу спортивных животных (лошади, собаки) за основу рекомендуется брать единицу времени, необходимого для тренинга животного в соответствии с утвержденной учебной программой.

6.9. Финансирование участия обучающихся спортивных школ в подготовке и выступлениях на официальных соревнованиях детских, юношеских, молодежных сборных команд региона и муниципального образования, в том числе финансирование их подготовки и участия в официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях, рекомендуется осуществлять за счет средств регионального и местных бюджетов по разделу "Спорт и физическая культура", других, не запрещенных законом источников, в порядке, определяемом региональными и муниципальными органами управления физической культурой и спортом.


7. Оплата труда


7.1. Форма и система оплаты труда, установление надбавок и доплат работникам спортивной школы регулируются непосредственно учреждением в соответствии с трудовым законодательством.

Для расчета заработной платы тренерам-преподавателям руководители спортивных школ ежегодно на начало учебного или календарного года утверждают тарификационные списки по установленной форме.

7.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений*" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников спортивных школ устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) устанавливается в объеме 18 часов в неделю.

7.3. Рекомендуемые нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей за подготовку одного занимающегося (в процентах от ставки заработной платы) указаны в таблице 4.


Таблица 4


Этапы подготовки

Период обучения (лет)

Норматив оплаты труда тренера-преподавателя по спорту за подготовку одного занимающегося (в % от ставки)

Группы видов спорта*

I

II

III

Спортивно-оздоровительный

Весь период

2,2

2,2

2,2

Начальной подготовки

1-й год обучения

3

3

3

Свыше 1 года обучения

6

5

4

Учебно-тренировочный

1-2 год обучения

9

8

7

Свыше 2 лет обучения

15

13

11

Спортивного совершенствования

До года

24

21

18

Свыше года

39

34

29

Высшего спортивного мастерства

Весь период

Персональный оклад


* Примечания:

1. Норматив оплаты труда тренеров-преподавателей, работающих преимущественно со спортивно-оздоровительными группами, рекомендуется повышать ежегодно на 0,5%.

2. Виды спорта рекомендуется распределять по группам в следующем порядке:

а) к первой группе видов спорта относятся все олимпийские виды спорта (дисциплины), кроме игровых видов спорта;

б) ко второй группе видов спорта относятся олимпийские игровые виды спорта, а также неолимпийские виды спорта, получившие признание Международного олимпийского комитета (имеющие соответствующую классификацию во Всероссийском реестре видов спорта);

в) к третьей группе видов спорта относятся все другие виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта.


7.4. Спортивным школам рекомендуется устанавливать работникам следующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам (окладам):

- директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), тренерам-преподавателям (включая старшего) учреждений, обучающиеся которых на протяжении последних пяти лет показывают высокие спортивные достижения (учреждение за данный срок подготовило не менее пяти мастеров спорта России) - на 15%;

- тренерам-преподавателям - молодым специалистам, работающим в спортивной школе непосредственно после окончания высшего учебного заведения с учебной нагрузкой не менее трех групп начальной подготовки, - на 50% на протяжении первых трех календарных лет работы;

- руководителям подразделений, специалистам и служащим за высокие достижения в работе или выполнение особо важных (срочных) работ - до 50% на срок их проведения;

- тренерам-преподавателям, проводящим занятия по видам спорта, культивируемым среди инвалидов, - на 20%;

- тренерам-преподавателям за подготовку высококвалифицированных спортсменов, а руководителям, специалистам и служащим (включая директоров) за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса в размерах согласно таблице 5;

- работникам, имеющим звание и государственные награды, связанные со спортивной или профессиональной деятельностью, - до 100%;

- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, в том числе по должностям и профессиям, относящимся к разным категориям работников, без ограничения этих доплат в пределах экономии средств на оплату труда.

7.5. Тренерам-преподавателям за подготовку высококвалифицированного спортсмена, обучающегося в спортивной школе размер норматива оплаты в процентах от тарифной ставки (оклада) рекомендуется устанавливать в соответствии с графой 3 таблицы 5.

Руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса; тренерам-преподавателям за участие в подготовке высококвалифицированного спортсмена, вошедшего в состав сборной команды России или субъекта Российской Федерации и занявшего 1-6 место на официальных соревнованиях соответствующего уровня, производятся надбавки в размерах, предусмотренных в графах 4 и 5 таблицы 5.


Таблица 5


Уровень соревнований

Занятое место

Размер оплаты в процентах от тарифной ставки (оклада) тренера-преподавателя за подготовку одного спортсмена, обучающегося в спортивной школе

Размер надбавки, в процентах от тарифной ставки (оклада) работникам

Постоянный состав обучающихся

Переменный состав обучающихся

1

2

3

4

5


1. В личных и командных видах спортивных дисциплин


1.1. Олимпийские игры

1

до 200

15

7

Чемпионаты мира

1

1.2. Олимпийские игры

2-6

до 150

10

5

Чемпионат мира

2-3

Чемпионат Европы, кубок мира

1-3

Кубок Европы

1

1.3. Чемпионат мира, Европы

4-6

до 120

Кубок мира

4-6

Кубок Европы

2-3

Чемпионат России

1-3

Кубок России

1

1.4. Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, кубок мира

Участие

до 100

8

3

Кубок Европы

4-6

Первенство мира, Европы

1-3

Официальные международные соревнования с участием сборной команды России (основной состав)

1

1.5. Чемпионат России

4-6

до 80

8

3

Первенство России (молодежь, юниоры)

1-3

Первенство России (старшие юноши)

1

Первенство мира, Европы

4-6

Официальные международные соревнования с участием сборной команды России (основной состав)

2-3

1.6. Финал Спартакиады молодежи

1-3

до 75



Финал Спартакиады учащихся

1



Финал всероссийских соревнований среди спортивных школ

1



1.7. Первенство России (молодежь, юниоры)

4-6

до 60

5

2

Первенство России (старшие юноши)

2-3

Финал Спартакиады молодежи

4-6

Финалы Спартакиады учащихся, всероссийских соревнований среди спортивных школ

2-3

1.8. Первенство России (старшие юноши)

4-6

до 50

5


Финалы Спартакиады учащихся, всероссийских соревнований среди спортивных школ

4-6

1.9. Зачисление в государственное училище олимпийского резерва


до 50

5


1.10. Официальные всероссийские соревнования (включенные в единый календарный план) в составе сборной команды субъекта Российской Федерации

1-6

до 50

3


1.11. Чемпионаты и первенства субъектов Российской Федерации*

1-6

до 50

3



2. В командных игровых видах спорта


2.1. Олимпийские игры

1

до 200

15

7

Чемпионат мира, Европы

1

2.2. Олимпийские игры

2-6

до 150

10

5

Чемпионат мира, Европы

2-3

2.3. Официальные международные соревнования с участием сборной команды России (основной состав)

1-3

до 120

10

5

2.4. За подготовку команды, занявшей:


до 75

5

3

- на чемпионате России

1-3

- на первенстве России

1-2

- в финале Спартакиады молодежи, Спартакиады учащихся, всероссийских соревнований среди спортивных школ

1

2.5. За подготовку команды, занявшей:


до 50

5


- на чемпионате России

4-6

- на первенстве России

3-4

- в финале Спартакиады молодежи, Спартакиады учащихся, всероссийских соревнований среди спортивных школ

2-3

- на чемпионате и первенстве субъекта Российской Федерации*

1-2

2.6. Зачисление в государственное училище олимпийского резерва


до 50

5


2.7. Участие в составе сборной команды России в официальных международных соревнованиях:





- основной состав сборной


до 100

8

5

- молодежный состав сборной


до 75

8

3

- юношеский состав сборной


до 50

5

1


______________________________

* Рекомендуется установить перечень видов спорта, результаты по которым засчитываются для установления надбавок.


7.6. Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя и надбавки работникам рекомендуется устанавливать со дня показанного спортсменом результата и сохранять по пунктам 1.1-1.4, 2.1, 2.2 до проведения следующих официальных международных соревнований данного уровня (например, до следующих Олимпийских игр или чемпионата мира), по пунктам 1.9, 2.6 - на весь период обучения в училище олимпийского резерва, по всем остальным пунктам в течение одного календарного года.

7.7. Если в период действия установленного размера норматива оплаты труда тренера-преподавателя и надбавок работникам спортсмен улучшил спортивный результат, рекомендуется размер норматива оплаты труда и надбавок соответственно увеличить и установить новое исчисление срока его действия.

7.8. Как правило, надбавки к должностным окладам руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса устанавливаются при условии их непосредственного участия в обеспечении учебно-тренировочного процесса не менее одного года.

7.9. Отдельным работникам спортивной школы (руководителям, тренерам-преподавателям и специалистам) могут быть установлены персональные надбавки к должностным окладам в пределах утвержденной сметы доходов и расходов на текущий год.


8. Аттестация работников спортивных школ


8.1. Аттестация педагогических и руководящих работников спортивных школ осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".

8.2. Непосредственно спортивная школа образует аттестационную комиссию для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

8.3. Для учета особенностей и специфики образовательной и физкультурно-спортивной деятельности, а также признания работников спортивных школ субъектами физкультурно-спортивного движения и соответственно предоставления им органами управления физической культуры и спорта установленных полномочий, в том числе по работе со сборной командой территории, при проведении аттестации рекомендуется один из вариантов:

- придерживаться межведомственного принципа формирования персонального состава аттестационных комиссий;

- предоставлять полномочия по аттестации тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ аттестационной комиссии, создаваемой муниципальным или государственным органом управления в сфере физической культуры и спорта для аттестации работников учреждений физической культуры и спорта;

- взаимно признавать решения аттестационных комиссий по присвоению квалификационных категорий тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам, образованных соответственно органами управления образованием и физической культурой и спортом соответствующего уровня на основе унификации требований к результатам работы аттестуемых.

8.4. Присвоение тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам спортивных школ квалификационных категорий осуществляется аттестационной комиссией с учетом требований к результатам работы, установленных приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре от 17 сентября 1993 г. N 148 "О квалификационных категориях тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов".


9. Организация деятельности специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом


9.1. Специализированные классы (группы) по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом (далее - специализированные классы) являются совместной формой работы спортивных школ и общеобразовательных учреждений (учреждений начального и среднего профессионального образования) с целью обеспечения условий для рационального сочетания обучения с углубленным учебно-тренировочным процессом.

9.2. Специализированные классы открываются в образовательных учреждениях по договору со спортивной школой и согласованию с учредителями и при условии финансового обеспечения, наличия собственной или арендуемой спортивной базы.

9.3. Специализированные классы рекомендуется комплектовать из числа наиболее перспективных в спортивном отношении обучающихся, имеющих предварительную спортивную подготовку не менее одного года.

Как правило, комплектование специализированных классов осуществляется приемной комиссией, состав которой определяется в соответствии с договором между администрацией образовательного учреждения и спортивной школой. В состав комиссии обязательно включен представитель врачебно-физкультурного диспансера.

9.4. Обучающихся в специализированных классах в дни тренировочных занятий и период спортивно-оздоровительного лагеря рекомендуется обеспечивать питанием за счет бюджетных, а также привлеченных средств.

9.5. Обучающихся специализированных классов, не выполнивших требования по уровню спортивной подготовки, рекомендуется переводить в другие классы данного учреждения или другое образовательное учреждение только по окончании учебного года.

9.6. Режим учебного дня, расписание занятий и учебно-тренировочный процесс для специализированных классов устанавливаются администрацией образовательного учреждения совместно с администрацией спортивной школы.

9.7. Учебно-тренировочные занятия для обучающихся специализированных классов рекомендуется проводить не реже двух раз в день (не менее 10 раз в неделю).

При проведение двухразовых учебно-тренировочных занятий планирование первых уроков (занятий) по общеобразовательным предметам рекомендуется осуществлять в более позднее время от общеустановленного.

9.8. Оплата труда тренеров-преподавателей и других специалистов спортивного профиля, осуществляющих работу с обучающимися специализированных классов, как правило, производится за счет спортивной школы, им может быть установлена доплата за счет собственных или привлеченных средств общеобразовательного учреждения.


_____________________________

* Вестник образования. - 2003. - N 4. - С. 11.



Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и является образовательным учреждением дополнительного образования детей. Основные ее задачи - это вовлечение максимально возможного числа детей в систематические занятия спортом, формирование у них потребности в здоровом образе жизни, повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.

Спортивным школам рекомендуется организовывать учебно-спортивный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп. Даны рекомендации по зачислению в спортивную школу, комплектованию учебных групп, переводу учащихся на каждый последующий год обучения, определены основы организации учебно-тренировочного процесса.

Также приведены рекомендации по организации медицинского обслуживания обучающихся, оснащению спортивных школ оборудованием, инвентарем, спортивной одеждой и обувью. Рассмотрены вопросы финансирования спортивных школ, их кадрового состава, а также оплаты труда сотрудников.

Отдельное внимание уделено организации деятельности специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом.

Разработанные Методические рекомендации могут применяться детско-юношескими спортивными школами всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношескими спортивными школами олимпийского резерва (СДЮШОР) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также другими учреждениями, осуществляющими физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школами высшего спортивного мастерства, училищами олимпийского резерва, физкультурно-спортивными клубами по месту жительства.


Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 29 сентября 2006 г. N 06-1479 "О методических рекомендациях"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", декабрь 2006 г., N 24, в журнале "Вестник образования России", январь 2007 г., N 1, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", февраль 2007 г., N 4, N 5, в журнале "Администратор образования", февраль 2007 г., N 4, в журнале "ОвД. Межрегиональный информационный бюллетень", май 2007 г., N 10 (в извлечении)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.