Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2006 г. N ИА/2194 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона о размещении заказов"

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2006 г. N ИА/2194
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона о размещении заказов"


ФАС России обращает внимание территориальных органов на внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся порядка осуществления антимонопольного контроля и размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (далее - заказ), и направляет разъяснения о применении статей 12 - 14 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о защите конкуренции).

I. Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (см. приложение) внесены существенные изменения в следующие законодательные акты.

1. Закон РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).

Действие статьи 9 Закона о конкуренции распространено не только на процедуру проведения конкурсов на размещение заказов, но и на процедуру аукционов. Антимонопольные требования к проведению торгов во многом аналогичные требованиям, которые предъявлялись в прежней редакции статьи 9 Закона о конкуренции. Кроме того, предусмотрено новое принципиальное требование к проведению торгов на размещение заказов, а именно: "при проведении торгов не допускается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов".

2. Закон о защите конкуренции.

Согласно изменениям, внесенным в статью 13 Закона о защите конкуренции, перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Статья 14 Закона о защите конкуренции изложена в новой редакции, в соответствии с которой проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).

Разъяснения о применении статей 12 - 14 Закона о защите конкуренции приведены во втором разделе письма.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В КоАП РФ введены новые составы административных правонарушений в сфере размещения заказов, установлены предельные размеры штрафов, налагаемых на лиц, совершивших такие правонарушения, а также определен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере размещения заказов. Изменения в КоАП РФ изложены в прилагаемой к настоящему письму таблице.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ).

Внесены изменения в статью 72 БК РФ, согласно которым государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг может быть заключен на срок более одного года, если длительность производственного цикла выполнения таких работ, оказания таких услуг составляет более одного года. Перечень данных работ, услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Внесены изменения в статью 767 ГК РФ, в соответствии с которыми изменение условий государственного или муниципального контракта допускается только в случаях уменьшения в установленном порядке средств, выделенных для финансирования подрядных работ и предусмотренных законом. Законом о размещении заказов допускается изменение условий контракта только в части объема работ, услуг, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам конкурса, не более чем на пять процентов такого объема и исключительно в случаях выявления потребности в дополнительных работах, услугах или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг (часть 6 статьи 9 Закона о размещении заказов).

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).

В статью 18 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми налоговые органы обязаны предоставлять по запросу государственного или муниципального заказчика, по запросу органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов, информацию о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб в срок не позднее десяти дней со дня поступления такого запроса.

II. В связи с поступающими запросами и во исполнение пункта 3 части IV Протокола заседания Президиума коллегии ФАС России от 24.01.2006 N 2 ФАС России сообщает.

Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в статьи 13 и 14 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с указанными изменениями отбор финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, осуществляется путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

При этом частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов предусматривается, что перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о размещении заказов данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

Соответственно, привлечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, являющихся государственными или муниципальными нуждами в понимании статьи 3 Закона о размещении заказов, когда оказание финансовых услуг предусматривается на сумму, превышающую установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, осуществляется с 1 января 2006 года в соответствии с Законом о размещении заказов и статьями 13, 14 Закона о защите конкуренции.

Например, в случаях привлечения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления страховых организаций к осуществлению ОМС неработающего населения или кредитных организаций для заключения договоров кредита на сумму, превышающую 60 тыс. рублей.

Вместе с тем, исходя из пункта 2 статьи 1 Закона о размещении заказов, данный закон не регулирует отношения, связанные с привлечением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, являющихся государственными или муниципальными нуждами в понимании статьи 3 Закона о размещении заказов, когда оказание финансовых услуг предусматривается на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Соответственно, привлечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, являющихся государственными или муниципальными нуждами в понимании статьи 3 Закона о размещении заказов, в данном случае будет осуществляться в соответствии со статьями 13, 14 Закона о защите конкуренции: путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Например, в случае привлечения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления страховых организаций к осуществлению ОСАГО, когда сумма страховой премии меньше 60 тыс. рублей.

Статья 42 Закона о размещении заказов устанавливает право уполномоченного органа на размещение заказа путем запроса котировок цен, в случаях, если цена контракта не превышает 250 тыс. руб. Согласно изменениям, внесенным в статью 13 Закона о защите конкуренции, такой способ размещения заказов не применяется при отборе финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета.

Кроме того, требования статей 13, 14 Закона о защите конкуренции (определение перечня финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов) применяются также в случае привлечения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, не являющихся государственными или муниципальными нуждами в понимании статьи 3 Закона о размещении заказов (не предусматривающих расходных обязательств Российской Федерации или расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования, а также расходных обязательств муниципальных образований за счет средств местных бюджетов).

В частности, нормы статей 13, 14 Закона о защите конкуренции применяются при размещении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления средств соответствующего бюджета на счетах в кредитных организациях, если не предусмотрены расходные обязательства в соответствующих бюджетах.

Таким образом, по мнению ФАС России, непроведение открытого конкурса или открытого аукциона федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при привлечении финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами соответствующих бюджетов может привести к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, созданию необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемлению интересов других финансовых организаций, что содержит признаки нарушения статьи 12 Закона о защите конкуренции.

ФАС России обращает внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными в статью 14 Закона о защите конкуренции, не предусматривается обязанность согласования конкурсной документации с антимонопольным органом. Тем не менее, в случае поступления в антимонопольный орган такой документации, следует рассматривать ее на соответствие антимонопольному законодательству.

Приложение: упомянутое на 20 л. в 1 экз.



И.Ю. Артемьев


ФАС России разъясняются изменения в некоторые законодательные акты РФ, касающиеся порядка осуществления антимонопольного контроля и размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

В частности, отбор финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, осуществляется путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. По мнению ФАС России, проведение открытого конкурса или аукциона при отборе финансовых организаций осуществляется даже в случаях, когда оказание финансовых услуг предусматривается на сумму, не превышающую 60 тыс рублей. В таком же порядке осуществляется привлечение организаций для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, не являющихся государственными или муниципальными нуждами.

Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. Размещение заказов таких товаров, работ, услуг путем проведения конкурса не допускается.

Обращается внимание, что размещение заказов путем запроса котировок цен при отборе финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, не допускается.

Не предусматривается обязанность согласования конкурсной документации с антимонопольным органом. Тем не менее, в случае поступления в антимонопольный орган такой документации, следует рассматривать ее на соответствие антимонопольному законодательству.


Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2006 г. N ИА/2194 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона о размещении заказов"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение