Концепция государственной поддержки образовательного кредитования (одобрена на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ от 19 июня 2006 г. N ПК-7)

Концепция
государственной поддержки образовательного кредитования
(одобрена на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ от 19 июня 2006 г. N ПК-7)


Введение


Настоящая Концепция разработана в развитие положений:

- Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании"*(1);

- Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(2);

- Национальной доктрины образования в Российской Федерации*(3) (одобрена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751);

- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года*(4) (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р);

- Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации*(5) (одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004, протокол N 47, разд. 1);

- Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 26.05.2004 и Плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 22.06.2004 N 27);

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа следует читать как "22.07.2004"


- Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006*(6), Сводного плана мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации на 2006 г.*(7) (распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 N 838-р) и Плана мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года (приказ Минобрнауки России от 29.06.2006 N 169).

В целях настоящей Концепции используются следующие определения:

- "банк-кредитор (банк-агент)" - банк, отвечающий требованиям, установленным уполномоченным органом, и заключивший с заемщиком договор образовательного кредита;

- "высшее учебное заведение (вуз)" - государственное и муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию;

- "гарантийное покрытие" - средства федерального бюджета, выделенные в рамках государственных гарантий государственной поддержки образовательного кредитования;

- "государственная поддержка" - предоставленные Российской Федерацией в соответствии с соглашением, заключенным уполномоченным органом и поручителем, государственные гарантии поручителю по возврату выданных образовательных кредитов в рамках договоров поручительства в размере, установленном Правительством РФ;

- "договор дополнительного образовательного кредита" - договор, который заключают банк-агент и студент вуза (заемщик) и в соответствии с которым банк-агент обязуется предоставить заемщику денежные средства для оплаты образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом, с которым у заемщика заключен договор о предоставлении платных образовательных услуг в целях получения дополнительного образования, а заемщик обязуется своевременно возвратить банку-агенту полученную денежную сумму (дополнительный образовательный кредит) и уплатить проценты на нее;

- "договор образовательного кредита" - договор основного образовательного кредита и(или) договор дополнительного образовательного кредита, и(или) договор сопутствующего образовательного кредита;

- "договор о предоставлении платных образовательных услуг" - договор, который заключают вуз и заемщик, в соответствии с которым вуз предоставляет образовательные услуги заемщику для получения на возмездной основе (или продолжения обучения для получения на возмездной основе) высшего профессионального образования по соответствующей специальности или направлению подготовки, а также дополнительного образования в период получения заемщиком высшего профессионального образования, а заемщик оплачивает эти услуги;

- "договор о предоставлении поручительства" - договор, который заключают поручитель и заемщик, в соответствии с которым поручитель предоставляет поручительство банку-агенту в обеспечение обязательств заемщика по договору образовательного кредита, заключенному заемщиком с вышеуказанным банком-агентом, а заемщик обязуется погасить все требования поручителя, возникающие в результате исполнения поручителем его обязательств по договору поручительства;

- "договор основного образовательного кредита" - договор, который заключают банк-агент и студент вуза (заемщик), в соответствии с которым банк-агент обязуется предоставить заемщику денежные средства для оплаты образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом, с которым у заемщика заключен договор о предоставлении платных образовательных услуг в целях получения высшего профессионального образования, а заемщик обязуется своевременно возвратить банку-агенту полученную денежную сумму (основной образовательный кредит) и уплатить проценты на нее;

- "договор поручительства" - договор, который заключают поручитель и банк-агент, в соответствии с которым поручитель обязуется перед банком-агентом отвечать за исполнение заемщиком его обязательств перед банком-агентом по договору образовательного кредита (совместно с заемщиком несет перед банком солидарную ответственность за исполнение заемщиком его обязательств по договору образовательного кредита);

- "договор сопутствующего образовательного кредита" - договор, который заключают банк-агент и студент вуза (заемщик), в соответствии с которым банк-агент обязуется предоставить заемщику денежные средства для оплаты сопутствующих расходов заемщика (на питание, проживание, учебные пособия и иные, связанные с обучением в вузе расходы социального характера), а заемщик обязуется своевременно возвратить полученную денежную сумму (сопутствующий кредит) и уплатить проценты на нее;

- "дополнительный образовательный кредит" - денежные средства, предоставляемые заемщику банком-агентом на условиях, предусмотренных договором дополнительного образовательного кредита, для оплаты образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом в целях получения дополнительного образования в период получения заемщиком высшего профессионального образования;

- "заемщик" - гражданин Российской Федерации в возрасте от 14 лет, поступивший в высшее учебное заведение (вуз) или обучающийся в вышеуказанном вузе и заключивший с банком-агентом договор образовательного кредита в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и настоящей Концепцией;

- "образовательный кредит" - денежные средства, предоставляемые заемщику банком-агентом на условиях, предусмотренных договором основного образовательного кредита и (или) дополнительного образовательного кредита, и (или) сопутствующего образовательного кредита;

- "основной образовательный кредит" - денежные средства, предоставляемые заемщику банком-агентом на условиях, предусмотренных договором основного образовательного кредита, для оплаты образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом в целях получения на возмездной основе (или продолжения обучения для получения на возмездной основе) высшего профессионального образования;

- "поручитель" - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающее требованиям, установленным уполномоченным органом, которое в соответствии с договором поручительства обязуется перед банком-агентом отвечать за исполнение заемщиком его обязательств по возврату образовательных кредитов;

- "соглашение об информационном сотрудничестве" - соглашение, которое заключают вуз и банк-агент, в соответствии с которым стороны устанавливают порядок осуществления совместных действий по реализации программы государственной поддержки предоставления образовательного кредита студентам данного вуза;

- "соглашение о сотрудничестве в области образовательного кредитования" - соглашение, которое заключают поручитель и вуз, в соответствии с которым поручитель в рамках государственной поддержки образовательного кредитования организует в вузе работу в части своих полномочий по реализации программы государственной поддержки образовательного кредитования, а вуз для этого создает условия и предоставляет поручителю всю необходимую информацию;

- "соглашение между уполномоченным органом и поручителем" - соглашение, которое заключают уполномоченный орган (органы) и поручитель, в соответствии с которым уполномоченный орган (органы) гарантирует поручителю предоставление денежных средств в размере, установленном Правительством РФ;

- "сопутствующий образовательный кредит" - денежные средства, предоставляемые заемщику банком-агентом на условиях, предусмотренных договором сопутствующего образовательного кредита, для оплаты сопутствующих расходов заемщика (питание, проживание, учебные пособия и иные, связанные с обучением в вузе расходы социального характера) на период обучения в высшем учебном заведении;

- "уполномоченный орган (органы)" - уполномоченный Правительством РФ федеральный орган (органы) исполнительной власти, осуществляющий функции по координации государственной поддержки предоставления образовательного кредита студентам высших учебных заведений и финансированию расходов на эти цели.

Объектом Концепции являются отношения, возникающие между вузами, уполномоченным органом (органами), поручителем, заемщиками и банками-агентами.

Предметом Концепции является определение целей, основных принципов, задач и форм государственной поддержки в сфере образовательного кредитования в Российской Федерации.

Цель настоящей Концепции - создание системы государственной поддержки образовательного кредитования, способствующей:

- повышению доступности качественного высшего профессионального образования, в том числе для граждан из малообеспеченных семей, и усилению социальной направленности системы образования;

- развитию современной системы непрерывного профессионального образования и повышению мобильности студентов, а также специалистов на рынке труда;

- повышению инвестиционной привлекательности сферы образования и увеличению финансирования вузов за счет средств образовательных кредитов (недостаток финансирования высших учебных заведений не может не сказаться на качестве предоставляемого ими образования).

Принципы настоящей Концепции:

- расширение для граждан доступности качественного высшего образования вне зависимости от материального положения и социального статуса;

- оказание государством поддержки вузам, предоставляющим качественное образование;

- развитие непрерывного профессионального образования;

- создание системы образовательного кредитования, оптимальной и привлекательной для всех субъектов образовательного кредитования;

- стимулирование рыночных экономических механизмов финансирования образовательных учреждений.

Предоставление гражданам возможности получения высшего и дополнительного образования является одной из важнейших социальных функций государства.

Расширение возможностей получения высшего образования представителями всех социальных слоев общества может внести свой вклад в создание гарантий демократии и установления доверия в обществе.

На важность участия представителей отечественного бизнеса в подготовке необходимых экономике специалистов с использованием образовательных кредитов было указано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004.

Образовательный кредит представляет собой дополнительный способ финансирования высшей школы. Финансирование учреждений высшего образования с использованием образовательных кредитов имеет ряд преимуществ. При сметном финансировании вузов получение высшего образования одними людьми оплачивается за счет всех налогоплательщиков, большую часть которых составляют люди, такого образования не имеющие. С этой точки зрения предоставление образовательных кредитов обеспечивает большую справедливость, так как за обучение платит из собственных доходов именно тот, кто выигрывает от образования по сравнению с тем, кто образование не получил. Эта форма финансирования не дискриминирует лиц из семей с низкими доходами. Она дает им возможность получить образование, а возвращать полученный кредит они будут впоследствии из своих более высоких доходов. И что очень важно, бремя выплат распределено во времени. Образовательные кредиты могут быть эффективным средством устранения экономического барьера, закрепляющего неравенство шансов на получение высшего профессионального образования.

Тем не менее в существующих экономических условиях цена образовательных кредитов, предоставляемых банками, очень высока, кроме того, требуется залог имущества или гарантии поручителей. Это означает, что услуги по предоставлению банковских кредитов ориентированы на небольшой слой обеспеченных людей, которые могут себе позволить привлечь заемные средства; для необеспеченных слоев такой кредит будет недоступен, причем вне зависимости от размера процентной ставки.

Препятствия на пути развития образовательного кредитования могут быть в значительной степени преодолены за счет участия в этих отношениях государства в первую очередь в форме частичного гарантирования выдаваемых кредитов исходя из возможностей федерального бюджета. Размер гарантийного покрытия в перспективе может быть дифференцирован в зависимости от специальности, по которой обучается студент, или других факторов. Регулирование размера гарантийного покрытия осуществляется государством, отражает степень социальной востребованности специалистов соответствующего профиля и тем самым представляет собой экономический механизм осуществления государственной политики в сфере высшего профессионального образования.

В настоящее время в рамках ежегодного установления контрольных цифр приема граждан на бюджетные места в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, обучающихся за счет средств федерального бюджета, проводится работа по оптимизации фактически сложившегося уровня приема граждан с учетом законодательно установленной нормы (не менее 170 человек на 10 тыс. населения).

Таким образом, в условиях дальнейшей корректировки контрольных цифр приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, обусловленной в том числе неблагоприятным демографическим прогнозом (ожидается значительное уменьшение к 2008-му и последующим годам количества выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений), крайне актуальным становится изыскание внебюджетных источников финансирования вузов, в том числе за счет образовательных кредитов.

В настоящее время средняя стоимость обучения на возмездной основе в ведущих вузах страны в зависимости от направлений и специальностей подготовки составляет от 100 до 250 тыс. рублей за один год обучения. В то же время в среднем на одного студента, обучающегося за счет средств федерального бюджета, выделяется 30 тыс. рублей в год. Таким образом, стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования приведет к увеличению финансирования вузов, в том числе за счет образовательного кредитования, повысит инвестиционную привлекательность сферы образования для частных инвесторов и корпораций.

Образовательный кредит - действенный способ предоставить возможность получить качественное образование способной молодежи, не имеющей на это собственных средств*(8). При этом настоящей Концепцией предусматривается предоставление основных, дополнительных и сопутствующих образовательных кредитов.

Граждане Российской Федерации, поступившие в государственные и муниципальные высшие учебные заведения на конкурсной основе и обучающиеся за счет соответствующих бюджетов, имеют право на получение дополнительных и сопутствующих образовательных кредитов, по которым будет предоставляться государственная поддержка образовательного кредитования.

Граждане Российской Федерации, обучающиеся в данных высших учебных заведениях на возмездной (платной) основе, имеют право на получение основных, дополнительных и сопутствующих образовательных кредитов, по которым будет предоставляться государственная поддержка.

Основные образовательные кредиты, по которым будет предоставляться государственная поддержка, предоставляются обучающимся по специальностям и направлениям подготовки, вошедшим в утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим образованием, по которым будет предоставляться государственная поддержка образовательного кредитования.

Правом на получение основных образовательных кредитов, по которым предоставляется государственная поддержка, обладают абитуриенты, поступавшие на бюджетные места по конкурсу в государственные и муниципальные высшие учебные заведения и недобравшие незначительное количество баллов до проходного, а также обучающиеся на возмездной основе студенты вышеуказанных вузов.

Дополнительные образовательные кредиты предоставляются студентам, обучающимся на бюджетной и возмездной основах в государственных и муниципальных вузах по ступеням высшего профессионального образования.

При предоставлении дополнительных образовательных кредитов, по которым предоставляется государственная поддержка, учитывается академическая успеваемость студента.

Преимущественным правом на получение сопутствующих образовательных кредитов, по которым предоставляется государственная поддержка, обладают студенты государственных и муниципальных вузов из малообеспеченных семей и иногородние студенты.

Государственная поддержка по предоставленным основным образовательным кредитам студентам высших учебных заведений предоставляется обучающимся по всем формам обучения (очной, очно-заочной и заочной) любого года обучения.

Государственная поддержка по предоставленным дополнительным и сопутствующим образовательным кредитам студентам государственных и муниципальных высших учебных заведений предоставляется обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения любого года обучения.

Основанием для предоставления государственной поддержки поручителю является решение судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения заемщиком обязательств по договору основного образовательного кредита в связи с отсутствием или недостаточностью имущества заемщика, на которое может быть обращено взыскание.

Государственная поддержка не предоставляется на начисленные проценты за пользование кредитами, штрафную неустойку за просрочку перечисления средств на сумму просроченного основного долга, а также на текущие расходы и судебные издержки Поручителя.

Данная Концепция рассматривает возможность при необходимости (в случае принятия соответствующего решения Правительства РФ) осуществлять погашение за счет бюджетных средств основного образовательного кредита в полном объеме при заключении заемщиком трудового договора с работодателем по направлению государственных органов власти в соответствии с потребностями базовых отраслей экономики и отраслей социальной сферы в специалистах на срок не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией по направлению или специальности.

Вместе с тем данный вопрос требует дополнительной проработки в части выработки четких принципов разграничения ответственности органов государственной власти разных уровней при финансировании расходов по погашению данного кредита.


1. Заинтересованность субъектов в реализации настоящей Концепции.


Для государства:

- появляется дополнительная возможность по привлечению специалистов с высшим образованием в те сферы национальной экономики, в которых существует дефицит высококвалифицированных специалистов;

- вузы ориентируются на расширение объемов подготовки на возмездной основе по тем укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки специалистов с высшим образованием, по которым в среднесрочной и долгосрочной перспективе прогнозируется повышенный спрос базовых отраслей экономики и отраслей социальной сферы;

- усиливается социальная направленность системы образования и расширяется доступ граждан к качественному высшему образованию вне зависимости от материального положения;

- повышается инвестиционная привлекательность сферы образования;

- осуществляются увеличение и диверсификация финансирования высшей школы - увеличиваются доля и общий объем внебюджетных поступлений в высшую школу за счет привлечения в нее частных средств;

- при общей координации государством программы государственной поддержки образовательного кредитования административные ресурсы государства используются минимально, в то же время за реализацию программы образовательного кредитования отвечает поручитель (в части полномочий, переданных ему уполномоченным органом);

- обеспечением возврата образовательных кредитов занимается поручитель.

Ответственность государства наступает в исключительных случаях:

- в случае документально подтвержденной недостаточности имущества заемщика на выплату задолженности по кредиту;

- в случае трудоустройства выпускника высшего учебного заведения, получившего образование на возмездной основе по заявке государственных органов власти в соответствии с потребностями базовых отраслей экономики и отраслей социальной сферы в специалистах с высшим профессиональным образованием (при условии принятия соответствующего решения Правительства РФ).

Затраты государства (предоставление государственных гарантий) в отношении конкретного студента отдалены во времени, могут быть предотвращены и возникают в отношении ограниченного количества студентов.

Расходы государства при применении предлагаемой схемы образовательного кредитования, таким образом, ограничатся выплатами поручителю, выполнившему свои обязательства по обеспечению кредитов и предпринявшему все необходимые меры для взыскания задолженности. При этом государство берет на себя обязательства по частичному (в размере, установленном Правительством РФ) гарантированию выданных кредитов.

Для высших учебных заведений:

- увеличивается объем внебюджетных поступлений в государственные и муниципальные вузы за счет увеличения количества студентов, обучающихся на платной основе (в рамках предельного контингента обучающихся, установленного данному вузу лицензионными требованиями);

- повышается академический уровень студентов, обучающихся в вузах на возмездной основе, который достигается путем преимущественного предоставления кредитов студентам государственных и муниципальных вузов, поступавшим на бюджетные места и недобравшим незначительное количество баллов до проходного (в дальнейшем также и наиболее успешно прошедшим конкурсный отбор студентам ведущих негосударственных вузов);

- усиливается мотивация по организационному совершенствованию внутривузовского контроля за качеством предоставляемого образования (методическое, научное, организационное сопровождение учебного процесса);

- повышается ответственность высшего учебного заведения за качество предоставляемого образования перед государством, работодателем, заемщиком и обществом в целом.

Для поручителя и банка-агента:

- выявление бизнес-перспектив образовательного кредитования в существующей правовой и экономической среде в целях создания экономически привлекательной постоянно действующей системы предоставления образовательных кредитов для получения процентного дохода от предоставления кредита;

- определение величины спроса на образовательные кредиты;

- оценка возможного количества невозвратов образовательных кредитов, определение собственных совокупных издержек, связанных с предоставлением и невозвратом образовательных кредитов;

- определение принципов оценки качества подготовки выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования и создание эффективной системы взаимодействия вуз - работодатель - поручитель в части предоставления вузами качественного образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования для представителей отечественного бизнеса и банковского сообщества.

Для заемщиков:

- появляется возможность получить качественное высшее профессиональное и дополнительное образование в отсутствие собственных средств без залога имущества и поручительства физических лиц;

- повышается мобильность абитуриентов и студентов, а также специалистов на рынке труда (предоставление сопутствующего кредита дает возможность студентам из малообеспеченных семей, а также иногородним студентам оплатить проживание, питание и другие сопутствующие расходы во время обучения в вузе);

- усиливается мотивация на достижение более высоких профессиональных результатов в условиях наличия обязательств по выплате кредита;

- повышается ответственность гражданина по принимаемым обязательствам (кредитная история формируется в раннем возрасте) и, как следствие, степень социализации гражданина в условиях рыночной экономики.

В порядке, устанавливаемом Правительством РФ, утверждаются правила, регулирующие предоставление государственной поддержки по образовательным кредитам, и устанавливается размер государственных гарантий по выданным в соответствии с настоящей Концепцией образовательным кредитам.


2. Субъекты системы государственной поддержки образовательного кредитования.


2.1. Уполномоченный орган (органы):

Совместно с создаваемым Общественным советом определяет перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим образованием, по которым будет предоставляться государственная поддержка образовательного кредитования студентам вузов, перечень высших учебных заведений, в которых будет предоставляться государственная поддержка образовательного кредитования студентам и критерии предоставления основных образовательных кредитов.

Устанавливает требования, предъявляемые к вузам для их участия в системе образовательного кредитования.

Устанавливает конкурсные требования, предъявляемые к банкам-агентам для их участия в системе образовательного кредитования.

Устанавливает конкурсные требования, предъявляемые к поручителю (поручителям) для их участия в системе образовательного кредитования.

Разрабатывает и утверждает формы типовых договоров и соглашений, связанных с реализацией настоящей Концепции.

Координирует деятельность поручителя (поручителей), вузов, банков-агентов с введением в необходимых случаях ограничения на участие в эксперименте по государственной поддержке образовательного кредитования.

Заключает с поручителем (поручителями) соглашение, гарантирующее обеспечение возмещения поручителю его расходов, понесенных в результате исполнения его обязанностей в рамках договоров поручительства, в размере государственной поддержки образовательных кредитов, установленном Правительством РФ.

Устанавливает порядок предоставления поручителем заявки на возмещение его расходов, понесенных в результате исполнения поручителем обязательств в рамках договоров поручительств, в размере государственной поддержки образовательных кредитов, установленном Правительством РФ.

В случае принятия Правительством РФ решения о погашении в полном объеме за счет средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку образовательного кредитования, обязательств заемщиков по основным образовательным кредитам в случае трудоустройства выпускников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по заявке государственных органов власти в соответствии с потребностями базовых отраслей экономики и отраслей социальной сферы в специалистах с высшим профессиональным образованием, уполномоченный орган (органы) принимает на себя следующие функции:

- разработку и утверждение формы заявки на трудоустройство выпускников высших учебных заведений, а также направление ее в органы государственной власти;

- обобщение заявок, поступивших от государственных органов власти о готовности вышеуказанных органов, а также государственных учреждений и предприятий (организаций) базовых отраслей экономики и отраслей социальной сферы заключить с выпускником соответствующего вуза трудовой договор не менее чем на три года;

- направление обобщенных заявок государственных органов власти поручителю с целью информирования последним выпускников высших учебных заведений, получивших высшее профессиональное образование с использованием основных образовательных кредитов, по которым предоставлялась государственная поддержка, о возможности трудоустройства по полученной специальности;

- рассмотрение представленных поручителем на согласование (по результатам предварительного отбора поручителем) кандидатур выпускников высших учебных заведений, принявших решение заключить в соответствии с заявками органов государственной власти трудовой договор с соответствующими органами государственной власти, а также государственными учреждениями и предприятиями (организациями) базовых отраслей экономики и отраслей социальной сферы не менее чем на три года и не позднее трех месяцев со дня окончания вуза.

Осуществляет свои полномочия за счет средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели по разделу "Образование".

2.2. Поручитель:

- заключает с уполномоченным органом (органами) соглашение;

- заключает соглашение о сотрудничестве в области образовательного кредитования с вузами;

- заключает с заемщиками договоры о предоставлении поручительства;

- заключает с банком-агентом договоры поручительства, в соответствии с которыми является поручителем перед банком-агентом по договорам образовательного кредита;

- осуществляет деятельность по предотвращению невозвратов и возврату задолженности по образовательным кредитам после перехода к нему в соответствии с договорами поручительства прав кредитора;

- информирует заемщиков об условиях договора образовательного кредитования, вариантах кредитного поведения и последствиях невозвращения образовательных кредитов;

- проводит мероприятия по адаптации заемщиков к требованиям рынка труда;

- способствует трудоустройству заемщиков без предоставления гарантий трудоустройства;

- информирует выпускников высших учебных заведений, получивших образование на возмездной основе по договору основного образовательного кредита, о возможности трудоустройства по полученной специальности не менее чем на три года в соответствии с заявками государственных органов власти, а также государственных учреждений и предприятий (организаций) базовых отраслей экономики и отраслей социальной сферы на специалистов с высшим профессиональным образованием;

- осуществляет предварительный отбор кандидатов - выпускников вузов в целях заключения последними трудового договора в соответствии с заявками, поступившими от государственных органов власти на срок не менее чем на три года, и представляет данные кандидатуры на согласование уполномоченному органу, включая заверенные в установленном порядке рекомендации вуза по каждому выпускнику, справку об академической успеваемости студента за весь период обучения и результатах государственной итоговой аттестации;

- подает в установленном уполномоченным органом (органами) порядке заявки в уполномоченный орган на возмещение расходов, понесенных в результате исполнения его обязательств в рамках договоров поручительства, в размере, установленном Правительством РФ;

- отчитывается перед уполномоченным органом (органами) за свою деятельность;

- информирует заемщика о тенденциях на рынке труда, требованиях работодателя к кандидатам, свободных вакансиях.

2.3. Банк-кредитор (банк-агент):

- заключает договоры образовательного кредита с заемщиками и выдает образовательные кредиты;

- заключает договоры поручительства с поручителем;

- заключает соглашение с вузом об информационном сотрудничестве;

- в соответствии с договорами поручительства в случае неисполнения заемщиками их обязательств по договорам образовательного кредита обращается к поручителю за возвратом кредитов, а также начисленных процентов за пользование кредитами, штрафную неустойку за просрочку перечисления средств на сумму просроченного основного долга;

- предоставляет предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию о заемщике в Бюро кредитных историй и поручителю.

2.4. Вуз:

- заключает договоры о предоставлении платных образовательных услуг с заемщиками;

- заключает соглашения о сотрудничестве в области образовательного кредитования с поручителем;

- заключает соглашения об информационном сотрудничестве с банком-агентом.

2.5. Заемщик:

- заключает договор с вузом об оказании платных образовательных услуг;

- заключает с банком-агентом договор образовательного кредита;

- несет ответственность за ненадлежащее исполнение вышеназванных договоров в установленном порядке.

Таким образом, предлагаемая схема государственной поддержки образовательного кредитования представляет собой сбалансированную систему договоров между всеми субъектами образовательного кредитования.

Первый этап реализации настоящей Концепции предполагает проведение эксперимента в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования с целью отработки механизма государственной поддержки образовательного кредитования.

На основании настоящей Концепции будет подготовлен пакет нормативных правовых актов по проведению эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

ГАРАНТ:

О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, см. постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N 534


В процессе проведения эксперимента предполагается получить репрезентативные статистические данные по получателям кредита (заемщикам) с целью дальнейшего анализа результатов эксперимента по таким критериям, как пол и возраст заемщиков, конкретные направления и специальности подготовки по образовательным программам "Бакалавр", "Специалист" и "Магистр", формы обучения, соотношение выданных основных, дополнительных и сопутствующих кредитов, в том числе для обучающихся на бюджетной и возмездной (платной) основах. Кроме того, эксперимент позволит оценить количество и причины невозвратов по выданным кредитам, а также региональные проблемы внедрения образовательного кредитования.

Уполномоченный орган совместно с Общественным советом из представителей профессионального сообщества, работодателей, федеральных органов исполнительной власти будет формировать перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых будет предоставляться государственная поддержка по предоставленным образовательным кредитам студентам, перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, по которым будет предоставляться государственная поддержка образовательного кредитования, а также разработает рекомендации по предоставлению основных образовательных кредитов.

Перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, по которым будет предоставляться государственная поддержка образовательного кредитования, будет формироваться исходя из потребностей рынка труда (на среднесрочную перспективу) и потребностей базовых отраслей экономики и отраслей социальной сферы в специалистах (на долгосрочную перспективу) с учетом демографической ситуации.

Перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых будет предоставляться государственная поддержка образовательного кредитования студентам, будет формироваться с учетом рейтинга Министерства образования и науки Российской Федерации и спроса работодателей на выпускников.

Таким образом, создание общегосударственной системы образовательного кредитования будет способствовать не только усилению социальной направленности системы образования и расширению доступа к качественному высшему образованию, созданию эффективной современной системы непрерывного профессионального образования, но и повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, созданию механизмов и стимулов инвестирования в нее частных и корпоративных средств.

По итогам реализации данного эксперимента предполагается рассмотреть возможность распространения механизмов государственной поддержки образовательного кредитования, в том числе и на негосударственные высшие учебные заведения - предоставление государственной поддержки по предоставленным образовательным кредитам студентам ведущих негосударственных вузов, выпускники которых пользуются повышенным спросом со стороны работодателей, для чего необходимо будет определить критерии предоставления обучающимся в них гражданам соответствующих видов образовательных кредитов, по которым будет предоставляться государственная поддержка, а также разработать соответствующую нормативную базу.

Второй этап реализации настоящей Концепции предполагает подготовку проекта федерального закона о государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам высших учебных заведений.


_____________________________

*(1) См. Официальные документы в образовании. - 2005. - N 1. - С. 32-92.

*(2) См. Образование в Документах. - 2005. - N 6, 7.

*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2000. - N 21. - С. 2-11.

*(4) См. Официальные документы в образовании. - 2002. - N 4. - С. 3-31.

*(5) См. Официальные документы в образовании. - 2005. - N 8. - С. 3-22.

*(6) См. Официальные документы в образовании. - 2006. - N 15. - С. 3-24.

*(7) См. Официальные документы в образовании. - 2006. - N 21. - С. 5-9.

*(8) Тема номера "Образовательный кредит. Хорошее образование стало еще доступнее!". - См. Образование в Документах. - 2007. - N 5. - С. 28-83.



Концепция государственной поддержки образовательного кредитования (одобрена на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ от 19 июня 2006 г. N ПК-7)


Текст Концепции опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", май 2007 г., N 13


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение