Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 2 июля 2007 г. N 73 "Об утверждении Правил применения автоматизированных систем расчетов"

Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ
от 2 июля 2007 г. N 73
"Об утверждении Правил применения автоматизированных систем расчетов"


В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; N 52 (часть I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 10, ст. 1069; N 31 (часть I), ст. 3431, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 8; N 7, ст. 835) и пунктом 4 Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. N 214 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 16, ст. 1463), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила применения автоматизированных систем расчетов.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Б.Д. Антонюка.


Министр

Л.Д. Рейман


Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2007 г.
Регистрационный N 9828


Правила
применения автоматизированных систем расчетов
(утв. приказом Министерства информационных технологий и связи РФ
от 2 июля 2007 г. N 73)

ГАРАНТ:

См. справку о правилах применения средств связи


I. Общие положения


1. Правила применения автоматизированных систем расчетов (далее - Правила) разработаны в соответствии со статей 41 # Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; N 52 (часть I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 10, ст. 1069; N 31 (часть I), ст. 3431, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 8; N 7, ст. 835) в целях обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети связи Российской Федерации.

2. Автоматизированные системы расчетов представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные:

1) для обеспечения автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи;

2) информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи;

3) предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи.

3. Автоматизированная система расчетов в соответствии с пунктом 21 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 896 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 2, ст. 155), должна пройти процедуру обязательной сертификации в порядке, установленном Правилами организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. N 214 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 16, ст. 1463).


II. Требования к автоматизированной системе расчетов


4. Автоматизированная система расчетов обеспечивает автоматизацию расчетов за один или несколько видов услуг связи, номенклатура которых определена в Перечне наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечнях лицензионных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 9, ст. 719; 2006, N 2, ст. 202). Перечень видов услуг связи, расчеты за которые реализованы в автоматизированной системе расчетов, приводится в сертификате соответствия на автоматизированную систему расчетов.

5. Автоматизированная система расчетов обеспечивает заданную производительность и сохранение количественно-качественных показателей в соответствии с настоящими Правилами в случае обработки заявленного объема информации и (или) заявленной интенсивности потока событий, которые выражаются одной или совокупностью величин и приводятся в сертификате соответствия на автоматизированную систему расчетов, из следующего списка:

1) предельная номерная емкость сети связи, для которой автоматизированная система расчетов способна обработать всю информацию об оказанных абонентам услугах связи;

2) предельное количество абонентов, для которого автоматизированная система расчетов способна обработать всю информацию об оказанных абонентам услугах связи;

3) предельный объем исходной информации об оказанных услугах связи, который автоматизированная система расчетов способна обработать за единицу времени;

4) предельный объем трафика, который автоматизированная система расчетов способна обработать за единицу времени;

5) предельное количество точек доступа на пункте коллективного пользования (пункте коллективного доступа, переговорном пункте);

6) предельное количество пользователей услугами связи, заказывающих и (или) потребляющих одновременно в режиме реального времени услуги связи.

6. В автоматизированной системе расчетов предусмотрены средства настройки последовательности выполнения операций технологических процессов обработки данных, а также средства проверки правильности их выполнения, подразумевающие регистрацию:

1) последовательности исполнения операций технологических процессов обработки данных;

2) достаточности и корректности обрабатываемых данных;

3) статуса завершения каждой операции обработки данных.

7. В автоматизированной системе расчетов обеспечивается документирование формируемой информации.

8. Информация, формируемая автоматизированной системой расчетов, не является противоречивой.

9. Формирование автоматизированной системой расчетов статистических и аналитических документов не приводит к ухудшению временных параметров функций автоматизированной системы расчетов, связанных с информационной поддержкой управления доступом к сети связи и (или) услугам связи.

10. Осуществление информационно-справочного обслуживания абонентов и (или) пользователей услугами связи не приводит к ухудшению временных параметров функций автоматизированной системы расчетов, связанных с информационной поддержкой управления доступом к сети связи и (или) услугам связи.

11. Автоматизированная система расчетов предоставляет информацию, необходимую для ее эксплуатации, на русском языке.

12. Требования к функциям и техническим параметрам автоматизированной системы расчетов, предназначенной:

а) для автоматизации расчетов с абонентами приведены в приложении N 1 к Правилам;

б) для автоматизации расчетов за услуги связи, оказываемые по картам оплаты услуг связи, приведены в приложении N 2 к Правилам;

в) для использования на пунктах коллективного пользования (пунктах коллективного доступа, переговорных пунктах) приведены в приложении N 3 к Правилам;

г) для информационной поддержки взаиморасчетов между операторами связи, приведены в приложении N 4 к Правилам;

д) для предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи приведены в приложении N 5 к Правилам.

13. Автоматизированная система расчетов обеспечивает периодичность и продолжительность выполнения каждой функции, для которой задана периодичность и время выполнения.

14. В состав автоматизированной системы расчетов входят средства резервирования и восстановления информации.

15. Аппаратные средства автоматизированной системы расчетов, подключаемые к сети связи общего пользования, имеют подтверждение соответствия требованиям, установленным нормативными правовыми актами, распространяющимся на них.

16. Системное время аппаратных средств автоматизированной системы расчетов, используемое для определения даты и времени начала оказания услуг связи, синхронизировано по меткам времени системы единого времени с точностью +- 1 с.

Данное требование распространяется на автоматизированные системы расчетов, в которых реализована функция определения даты и времени начала оказания услуг связи.

17. В состав программного обеспечения автоматизированной системы расчетов входят средства для резервного копирования и восстановления информации.

18. Использование программного обеспечения автоматизированной системы расчетов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области защиты авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных.

19. В автоматизированной системе расчетов обеспечена поддержка версионности модулей прикладного программного обеспечения.

20. Прикладное программное обеспечение автоматизированной системы расчетов построено таким образом, что отсутствие отдельных данных не влияет на выполнение тех функций автоматизированной системы расчетов, при реализации которых эти данные не используются.

21. В случае измерения автоматизированной системой расчетов продолжительности телефонных соединений допустимая погрешность измерения продолжительности соединения не превышает +- 1 с за каждый час непрерывного измерения.

Данное требование распространяется на автоматизированные системы расчетов, в которых реализована функция измерения продолжительности телефонных соединений.

22. В случае измерения автоматизированной системой расчетов объема переданной (принятой) информации объем информации измеряется с точностью до байта.

23. Средства защиты информации автоматизированной системы расчетов обеспечивают:

1) ведение перечня аппаратных, программных и информационных ресурсов автоматизированной системы расчетов, доступ к которым контролируется в соответствии с законодательством в области защиты информации и требованиями оператора связи, с указанием уровня полномочий и прав доступа к каждому ресурсу;

2) ведение перечня лиц, имеющих доступ к штатным средствам и рабочим местам автоматизированной системы расчетов, с указанием их полномочий;

3) задание матрицы доступа или полномочий субъектов доступа по отношению к защищаемым ресурсам автоматизированной системы расчетов;

4) проверку правильности предоставления полномочий и прав доступа;

5) идентификацию и аутентификацию персонала, отвечающего за эксплуатацию и техническое обслуживание автоматизированной системы расчетов;

6) ведение журнала действий персонала.

24. В автоматизированной системе расчетов предусмотрена регистрация в электронных журналах следующих событий:

1) регистрация персонала, отвечающего за эксплуатацию и техническое обслуживание, в прикладном программном обеспечении;

2) выдача печатных (графических) документов на "твердую" копию;

3) запуск и завершение процесса обработки защищаемой информации;

4) доступ программных средств (программ, процессов, задач, заданий) к защищенным информационным ресурсам.

25. В автоматизированной системе расчетов предусмотрено информирование персонала, отвечающего за техническое обслуживание автоматизированной системы расчетов, в случаях:

1) обнаружения несанкционированного использования функций автоматизированной системы расчетов;

2) обнаружения несанкционированного внесения изменений, удаления, копирования или передачи информации, хранящейся в базе данных автоматизированной системы расчетов.

26. Автоматизированная система расчетов регистрирует команды, передаваемые ею на средства связи, с указанием следующей информации:

1) переданной команды со всеми параметрами;

2) даты и времени (с точностью до секунды) передачи команды на оборудование связи;

3) идентификатора инициатора передачи команды на оборудование связи.

Данное требование распространяется на автоматизированные системы расчетов, в которых реализована функция передачи команд управления на средства связи.

27. Прикладное и системное программное обеспечение автоматизированной системы расчетов позволяет применять средства защиты от проникновения вредоносного программного кода (вируса).

28. Аппаратные средства автоматизированной системы расчетов рассчитаны на непрерывную и круглосуточную работу без постоянного присутствия персонала технического обслуживания.

29. Автоматизированная система расчетов обеспечивает достоверность расчетов на не менее, чем 99,99% (при условии использования оператором связи метрологически обеспеченных источников учетных данных).

30. Средняя наработка на отказ средств хранения данных автоматизированной системы расчетов составляет не менее 10 000 ч.

31. Источники гарантированного питания, используемые в составе автоматизированной систем расчетов, в случае прекращения подачи электропитания обеспечивают ее работоспособность в течение времени, необходимого для выполнения процедур, обеспечивающих сохранность информации и корректное завершение работы.

32. Коэффициент готовности автоматизированной системы расчетов, выполняющей тарификацию и управление услугами связи в режиме отложенного времени, не менее 98,40%, при этом суммарное время ее простоя за один календарный месяц не превышает 12 ч.

33. Совокупный коэффициент готовности модулей автоматизированной системы расчетов, выполняющих в режиме реального времени тарификацию и информационную поддержку управления доступом к сети связи и (или) услугам связи, не менее 99,995%.

34. Среднее время восстановления работоспособного состояния автоматизированной системы расчетов не более 15 мин.

35. В автоматизированной системе расчетов предусмотрена возможность резервирования аппаратных средств и каналов связи с внешними системами, в том числе с источниками исходной информации об оказанных услугах связи.

36. В автоматизированной системе расчетов используется формат представления дат, обеспечивающий корректную работу датозависимых функций в течение всего срока ее службы.

37. Информация, связанная с расчетами, сохраняется и является доступной для ее просмотра и анализа в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

38. Автоматизированная система расчетов, предназначенная для применения на сети местной телефонной связи и (или) на сети подвижной связи, обеспечивает формирование информации по количеству номеров, выделенных абонентам соответственно на сети местной телефонной связи и (или) на сети подвижной связи.

39. В автоматизированной системе расчетов предусмотрены средства диагностики ее работоспособности.

40. Средства диагностики автоматизированной системы расчетов не нарушают целостность и корректность информации, хранящейся в ней.

41. В автоматизированной системе расчетов предусмотрен вывод диагностических сообщений на русском языке, позволяющих локализовать место, вид и причину возникновения нарушений функционирования.

42. Использование средств диагностики не оказывает влияния на временные параметры функций сбора исходной информации об оказанных услугах связи, тарификации и расчетах, приеме и регистрации платежей, информационной поддержки управления доступом к сети связи и (или) услугам связи.

43. В состав автоматизированной системы расчетов входит контрольный пример, обеспечивающий возможность проверки достоверности тарификации и расчета стоимости всех видов услуг связи, которые реализованы в автоматизированной системе расчетов.

44. Автоматизированная система расчетов предназначена для функционирования при следующих климатических условиях:

1) температуре окружающего воздуха от +15 до +25°С;

2) относительной влажности воздуха от 45 до 75%;

3) атмосферном давлении от 630 до 800 мм рт.ст.

45. Автоматизированная система расчетов способна функционировать в течение 48 ч при следующих климатических условиях:

1) температуре окружающего воздуха от +5 до +40°С;

2) относительной влажности воздуха от 40 до 80% при температуре окружающего воздуха +25°С;

3) атмосферном давлении от 630 до 800 мм рт.ст.


Приложение N 1
к Правилам применения
автоматизированных систем расчетов


Требования
к функциям и техническим параметрам автоматизированной системы расчетов, предназначенной для автоматизации расчетов с абонентами


1. Автоматизированная система расчетов обеспечивает возможность регистрации (формирования) и хранения для каждого абонента следующей информации:

1) не менее двух идентификационных признаков лицевого счета (по отдельности или в совокупности), являющихся уникальными;

2) регистрационных данных договора (договоров) об оказании услуг связи: уникального номера (номеров), начала действия, срока окончания действия или условий прекращения оказания услуг, тарифного плана;

3) перечня назначенных абоненту абонентских номеров и (или) уникальных кодов идентификации;

4) номеров SIM-карт (при их наличии);

5) вида (типа) пользовательского (оконечного) оборудования (при наличии);

6) сведений об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения (место государственной регистрации) - для юридического лица);

7) признака, отражающего согласие абонента на доступ к услугам междугородной и международной телефонной связи;

8) признака, отражающего способ выбора операторов сетей междугородной и международной телефонной связи, определенного абонентом при заключении договора об оказании услуг связи;

9) идентификационного признака оператора междугородной и международной телефонной связи, который определен абонентом для получения услуг междугородной и международной телефонной связи (в случае предварительного выбора оператора связи);

10) признака, отражающего выбор тарифного плана;

11) данных для начисления налогов (при необходимости);

12) уникальных номеров или номеров лицевых счетов (при раздельных начислениях за оказываемые услуги) абонента;

13) сведений, необходимых для доставки счетов абоненту.

Требования подпунктов 7), 8) и 9) распространяются на автоматизированные системы расчетов, в которых предусмотрена автоматизация расчетов за услуги междугородной и международной телефонной связи.

2. Автоматизированная система расчетов обеспечивает отображение и документирование сведений об абонентах в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (часть I), ст. 3451).

3. Автоматизированная система расчетов обеспечивает просмотр сведений об абонентах в течение срока действия договора с абонентом, а по окончании действия договора - в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

4. В автоматизированной системе расчетов обеспечено автоматическое и (или) автоматизированное формирование номеров лицевых счетов и номеров договоров на оказание услуг связи.

5. Автоматизированная система расчетов обеспечивает уникальность номеров лицевых счетов и номеров договоров об оказании услуг связи, а также неизменность указанных номеров на протяжении всего срока действия договора об оказании услуг связи и в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации, после окончания срока действия договора об оказании услуг связи.

6. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций учета абонентов:

1) учета и хранения сведений об абонентах, необходимых и достаточных для однозначной идентификации абонентов, тарификации и расчета стоимости оказанных им услуг связи, расчета неустойки (пени), формирования платежных документов, контроля доставки абонентам платежных документов, регистрации и контроля платежей, информационно-справочного обслуживания абонентов, регистрации и обработки претензий по расчетам за услуги связи;

2) внесения изменений в сведения об абонентах за исключением номера договора и номера лицевого счета;

3) хранения "истории" изменений сведений об абонентах в течение срока действия договора с ним, а после окончания срока его действия в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации;

4) поиска в базе данных лицевых счетов абонентов по заданным реквизитам (атрибутам);

5) регистрации и ведения договоров об оказании услуг связи;

6) контроля за соблюдением сроков и условий действия договоров об оказании услуг связи.

7. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций сбора, первичной обработки, контроля и ввода в базу данных исходной информации об оказанных услугах связи:

1) автоматического и (или) автоматизированного, и (или) ручного сбора исходной информации об оказанных услугах связи с учетом особенностей их тарификации (в режиме отложенного времени, в режиме реального времени, в процессе оказания услуг связи);

2) автоматического и (или) автоматизированного сбора исходной информации об услугах связи, оказанных другим оператором связи (для автоматизированных систем расчетов, предназначенных для использования на сетях связи, в которых предусмотрено предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи);

3) объединения (консолидации) различной исходной информации, относящейся к одной оказанной услуге связи;

4) фильтрации и сортировки исходной информации об оказанных услугах связи;

5) накопления исходной информации об оказанных услугах связи;

6) автоматической и (или) автоматизированной проверки достоверности и корректности исходной информации, включающей:

а) настройку критериев и (или) условий, в соответствии с которыми исходная информация об оказанных услугах связи считается ошибочной;

б) проверку на соответствие заданным критериям;

в) проверку на отсутствие дублирования исходной информации;

7) формирования информационного массива с исходной информацией (далее - массив "отсева"), не прошедшей проверку, с указанием (кода) ошибки;

8) обеспечения возможности просмотра, корректировки и последующей обработки массива "отсева";

9) регистрации в файлах или таблицах перечня исправленных записей в массиве "отсева", даты и времени проведения корректировок, идентификатора исполнителя.

Требования подпунктов 7), 8) и 9) не распространяются на автоматизированные системы расчетов, осуществляющие тарификацию услуг связи в процессе их оказания.

8. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций тарификации и расчета стоимости оказанных услуг связи:

1) настройки для каждого вида услуг связи критериев, применяемых при формировании тарифных планов, в соответствии с которыми оказанная услуга связи не учитывается в объеме оказанных услуг связи;

2) настройки единиц тарификации каждого вида услуг связи;

3) настройки правил округления величины, характеризующей объем оказанной услуги связи, в том числе правил округления неполной единицы тарификации;

4) обеспечения возможности настройки округления величины, характеризующей объем оказанной услуги связи, с точностью до секунды или байта;

5) тарификации и расчета стоимости оказанных услуг связи с учетом тарифов (тарифных планов), действующих на момент начала оказания услуги связи;

6) выполнения (в том числе срочных, непосредственно после оказания услуги связи) расчетов в межрасчетный период (до регламентированной даты начала расчетов) для одного или группы абонентов;

7) хранения "истории" начислений и оплат для каждого лицевого счета в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации;

8) возможности перерасчета начислений за услуги связи за период отсутствия связи не по вине абонента, если это предусмотрено договором об оказании услуг связи между оператором связи и абонентом;

9) регистрации результатов корректировки и перерасчета стоимости оказанных услуг связи;

10) расчета налогов в соответствии с действующим законодательством;

11) расчета неустойки (пени) при нарушении сроков оплаты услуг связи в соответствии с условиями, определенными в договоре об оказании услуг связи (при его наличии);

12) хранения результатов тарификации и расчетов, в том числе результатов расчетов по начисленным пени в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

9. В автоматизированной системе расчетов, предназначенной для тарификации услуг связи непосредственно по окончанию их оказания, время тарификации не превышает 10 с после поступления исходной информации об оказанной услуге связи.

10. Стоимость оказанных или заказываемых услуг связи определяется с точностью до копеек.

11. Автоматизированная система расчетов обеспечивает возможность применения абонентской и повременной системы оплаты услуг связи.

12. Автоматизированная система расчетов обеспечивает формирование платежных документов для наличной и безналичной оплаты в соответствии с действующим законодательством.

13. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций регистрации, учета и контроля платежей:

1) регистрации и учета наличных и безналичных платежей;

2) учета нераспознанных платежей;

3) ввода информации о перерасчетах за оказанные услуги связи;

4) автоматизации разноски платежей (поиск соответствия по виду платежа, по абоненту, по сумме платежа, дате платежа и деталям платежа);

5) актуализации баланса состояния лицевого счета абонента в течение не более 5 с с момента поступления в автоматизированную систему расчетов информации о платежах абонента.

14. Автоматизированная система расчетов обеспечивает возможность регистрации целевого платежа:

1) за определенную потребленную услугу связи и (или) вид услуги связи;

2) на определенный лицевой счет (если у абонента несколько лицевых счетов);

3) за определенный расчетный период.

15. Пункт приема платежей (при наличии) автоматизированной системы расчетов обеспечивает:

1) прием платежа и его регистрацию на лицевом счете, указанном плательщиком;

2) регистрацию платежа на контрольно-кассовой машине;

3) распределение платежа по видам услуг связи и (или) лицевым счетам абонента;

4) сторнирование ранее принятого платежа;

5) возврат ранее принятого платежа.

16. При реализации в автоматизированной системе расчетов возможности внесения платежей посредством карты, предназначенной для пополнения лицевого счета (далее - платежной карты), обеспечено выполнение следующих функций:

1) ведения реестра выпущенных платежных карт;

2) автоматической идентификации платежной карты, сумму платежного актива которой абонент предполагает перевести на пополняемый лицевой счет;

3) автоматической идентификации пополняемого лицевого счета;

4) автоматического, по инициализации абонента, перечисления всей или части суммы платежного актива с текущего счета идентифицированной платежной карты на идентифицированный пополняемый лицевой счет;

5) автоматического изменения баланса пополняемого лицевого счета на величину переведенного платежного актива;

6) автоматического сохранения реквизитов источника суммы платежного актива, величины переведенного платежного актива, даты и времени проведения операции пополнения;

7) автоматического блокирования платежной карты (сразу после операции перечисления), платежный актив которой был перечислен полностью.

17. Автоматизированная система расчетов в рамках информационной поддержки управления доступом к сети связи и (или) услугам связи обеспечивает формирование массивов с информацией, необходимой для активирования или ограничения доступа к сети связи абонентов и (или) изменения статуса доступа к услугам связи для абонентов.

18. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций информационно-справочного обслуживания абонентов:

1) подготовки и предоставления абонентам справочной информации:

а) по оказанным услугам связи;

б) произведенным начислениям;

в) срокам оплаты или срокам окончания действия платежа;

г) принятым платежам;

д) величине задолженности абонента по оплате услуг связи;

е) тарифам (тарифным планам);

2) формирования массива данных с информацией по абонентам, имеющим задолженность по оплате услуг связи;

3) информирования абонента, в случае использования им предварительного платежа за услуги связи, об уменьшении запаса денежных средств на его лицевом счете ниже определенного уровня, оговоренного договором об оказании услуг связи (при наличии технической возможности для реализации такой функции);

4) регистрации исполнения оповещения абонентов об имеющейся задолженности по оплате услуг связи (в случае реализации функции оповещения абонентов средствами автоматизированной системы расчетов);

5) настройки критериев, в соответствии с которыми абонент считается должником;

6) формирования списков должников и ведомостей на временное ограничение доступа должников к услугам связи или сети связи.

19. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи:

1) сбора исходной информации об услугах связи, оказанных при участии взаимодействующих операторов связи;

2) тарификации услуг по пропуску трафика;

3) формирования информации, необходимой для автоматизации взаиморасчетов;

4) учета и контроля взаиморасчетов с взаимодействующими операторами связи, в том числе с операторами связи, связанными роуминговыми соглашениями;

5) формирования сведений об услугах связи, оказанных роумерам, для отправки взаимодействующим операторам связи.

Требования данного пункта распространяются на автоматизированные системы расчетов, в которых реализована автоматизация расчетов за услуги связи, оказанные при участии взаимодействующих операторов связи.

20. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций ведения нормативно-справочной информации:

1) ведения справочника рабочих, выходных, праздничных и специальных дней;

2) ведения тарифов и тарифных планов;

3) ведения справочника тарифных зон и справочников кодов стран и кодов зон нумерации (для автоматизированных систем расчетов, в которых предусмотрена тарификация услуг внутризоновой и (или) междугородной и (или) международной телефонной связи);

4) сохранения "истории" изменения тарифов в соответствии со сроком исковой давности, установленным законодательством Российской Федерации.

21. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций администрирования (автоматизированной системы расчетов):

1) обеспечения целостности и доступности хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации;

2) архивирования данных;

3) резервного копирования и восстановления данных;

4) восстановления работоспособности после устранения причин, вызвавших аварийную ситуацию;

5) информирования персонала, отвечающего за обслуживание автоматизированной системы расчетов, в случае возникновения аварийной ситуации.

22. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций взаимодействия с внешними автоматизированными системами:

1) формирования по установленным правилам информации, необходимой для передачи во внешние автоматизированные системы;

2) передачи подготовленной информации во внешние автоматизированные системы;

3) регистрации в электронных журналах факта передачи информации во внешние автоматизированные системы с указанием даты и времени передачи;

4) приема от внешних автоматизированных систем информации, используемой при тарификации и расчетах;

5) приема информации о платежах абонентов;

6) проверки достоверности и корректности информации, полученной от внешних автоматизированных систем, включающей:

а) настройку критериев, в соответствии с которыми полученная информация считается ошибочной;

б) проверку принятой информации на соответствие заданным критериям;

в) проверку полноты полученной информации;

г) проверку дублирования полученной информации;

д) проверку непротиворечивости полученной информации;

7) регистрации полученной информации;

8) регистрации в электронных журналах факта приема информации от внешних автоматизированных систем с указанием даты и времени приема.

23. Время реакции автоматизированной системы расчетов на запрос к базе данных (с момента поступления запроса на средства обработки запросов, входящие в состав автоматизированной системы расчетов), в результате которого возвращается информация о текущем финансовом состоянии одного лицевого счета (сумма, подлежащая оплате), не превышает 5 с.

24. В пункте приема платежей автоматизированной системы расчетов регистрируется платеж в течение не более 5 с при условии, что при вводе платежа реквизиты (атрибуты) абонента (номер лицевого счета или абонентский номер, или иной реквизит, однозначно идентифицирующий абонента) введены правильно. При указании несуществующих в базе данных реквизитов (атрибутов) абонента автоматизированная система расчетов в течение не более 5 с соответствующим образом информирует оператора, осуществляющего ввод платежей.

25. Время реакции автоматизированной системы расчетов на запрос к базе данных (с момента поступления запроса на средства обработки запросов, входящие в состав автоматизированной системы расчетов), в результате которого возвращается информация о финансовом состоянии одного лицевого счета за шесть расчетных периодов ("история" начислений и принятых платежей), не превышает 15 с.

26. Время, затрачиваемое автоматизированной системой расчетов на формирование выборочной информации по абонентам по трем реквизитам, не превышает 60 с. В случае превышения указанного времени в автоматизированной системе расчетов предусмотрена возможность динамической индикации о текущем объеме выполненного запроса и (или) об оставшемся времени до его завершения.


Приложение N 2
к Правилам применения
автоматизированных систем расчетов


Требования
к функциям и техническим параметрам автоматизированной системы расчетов, предназначенной для автоматизации расчетов за услуги связи, оказываемые по картам оплаты услуг связи


1. В автоматизированной системе расчетов обеспечивается идентификация карты оплаты услуг связи по ее инвентарному номеру.

2. Автоматизированная система расчетов обеспечивает возможность регистрации и хранения следующих реквизитов карты оплаты услуг связи:

1) тарифного плана (при необходимости);

2) перечня разрешенных к использованию услуг связи;

3) кода доступа;

4) допустимого количества одновременных сессий;

5) срока, в течение которого допускается активация карты оплаты услуг связи;

6) срока действия после ее активации;

7) инвентарного номера;

8) типа (если существует более одного алгоритма обслуживания текущего счета карты оплаты услуг связи);

9) номинала;

10) текущего счета;

11) показателя активности и (или) даты активации и (или) окончания срока проведения операций по текущему счету;

12) максимального уровня допустимого кредита, если реализован алгоритм обслуживания текущего счета карты оплаты услуг связи, позволяющий оказывать услуги связи в кредит.

3. В автоматизированной системе расчетов исключено использование в составе кода доступа карты оплаты услуг связи ее инвентарного номера и незначащих символов.

4. Автоматизированная система расчетов обеспечивает отображение и документирование реквизитов карт оплаты услуг связи в соответствии с действующим законодательством в области информационной безопасности.

5. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций учета карт оплаты услуг связи:

1) формирования неповторяющихся инвентарных номеров и кодов доступа;

2) учета и хранения реквизитов, необходимых и достаточных для ее однозначной идентификации, тарификации и расчета стоимости оказанных услуг связи, формирования выходных документов, регистрации и контроля платежей, информационно-справочного обслуживания владельцев карт оплаты услуг связи;

3) запрета просмотра средствами применяемого прикладного программного обеспечения кодов доступа;

4) удаления и архивации информации о картах оплаты услуг связи;

5) формирования и хранения в виде, недоступном для изменения и удаления средствами прикладного программного обеспечения, регистрационных записей по всем операциям, проведенным с картами оплаты услуг связи;

6) поиска в базе данных;

7) автоматического контроля за соблюдением условий и граничными сроками разрешения проведения операций по картам оплаты услуг связи.

6. Автоматизированная система расчетов позволяет настраивать набор символов, допустимых при формировании кода доступа, и количество символов в коде доступа.

7. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций сбора, первичной обработки, контроля и ввода в базу данных исходной информации об оказанных услугах связи:

1) автоматического в режиме реального времени сбора исходной информации об оказанных услугах связи;

2) мониторинга в режиме реального времени исходной информации об оказываемых услугах связи;

3) объединения (консолидации) различной исходной информации, относящейся к одной оказанной услуге связи;

4) фильтрации и сортировки исходной информации об оказанных услугах связи;

5) накопления введенной исходной информации об оказанных услугах связи;

6) автоматической и (или) автоматизированной проверки достоверности и корректности вводимой исходной информации, включающей:

а) настройку критериев и (или) условий, в соответствии с которыми исходная информация об оказанных услугах связи считается ошибочной;

б) проверку на соответствие заданным критериям;

в) проверку на отсутствие дублирования исходной информации.

8. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций тарификации и расчета стоимости оказанных услуг связи:

1) тарификации и расчета стоимости оказанных услуг связи с учетом тарифов (тарифных планов), действующих на момент начала оказания услуги связи;

2) корректировки и перерасчета (в режиме отложенного времени) стоимости оказанных услуг связи;

3) регистрации результатов корректировки и перерасчета стоимости оказанных услуг связи;

4) расчета налогов в соответствии с действующим законодательством;

5) настройки для каждого вида услуг связи критериев, применяемых при формировании тарифных планов, в соответствии с которыми оказанная услуга связи не учитывается в объеме оказанных услуг связи;

6) настройки единиц тарификации каждого вида услуг связи;

7) настройки правил округления величины, характеризующей объем оказанной услуги связи, в том числе правил округления неполной единицы тарификации;

8) обеспечения возможности настройки округления величины, характеризующей объем оказанной услуги связи, с точностью до секунды или байта;

9) хранения результатов тарификации и расчетов в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации;

10) проверки достаточности величины платежного актива на текущем счете карты оплаты услуг связи для оплаты заказываемой услуги связи;

11) расчета в режиме реального времени максимального объема заказываемой услуги связи на основе состояния платежного актива карты оплаты услуг связи и применяемого тарифного плана;

12) изменения остаточной величины платежного актива карты оплаты услуг связи по мере поступления от узла управления услугами учетных данных об оказанных услугах связи;

13) сравнения в режиме реального времени величины платежного актива карты оплаты услуг связи с установленным пороговым значением и, в случае полного израсходования платежного актива, передача на узел управления услугами команды на прерывание соединения;

14) возможности повторения расчета стоимости оказанных услуг связи в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации, при рассмотрении претензий владельцев карты оплаты услуг связи;

15) возможности корректировки величины платежного актива (состояния текущего счета) карт оплаты услуг связи по результатам повторного расчета начисленной платы за оказанные услуги связи;

16) ведения "истории" движения платежного актива текущего счета карты оплаты услуг связи.

9. Стоимость заказываемых услуг связи определяется с точностью до копеек.

10. Автоматизированная система расчетов обеспечивает формирование платежных документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

11. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций регистрации, учета и контроля платежей (в случае разовой операции перечисления суммы платежного актива одной карты оплаты услуг связи на текущий счет другой):

1) автоматической идентификации карты оплаты услуг связи, сумму платежного актива которой предполагается перевести на текущий счет другой карты оплаты услуг связи;

2) автоматической идентификации карты оплаты услуг связи, текущий счет которой предполагается пополнить;

3) автоматического (по инициализации владельца карт оплаты услуг связи) перечисления суммы платежного актива с текущего счета одной идентифицированной карты оплаты услуг связи на текущий счет другой идентифицированной карты оплаты услуг связи;

4) автоматического сохранения реквизитов источника суммы платежного актива, перечисленной на пополняемый текущий счет карты оплаты услуг связи, даты и времени проведения данной операции;

5) автоматического блокирования карты оплаты услуг связи (сразу после операции перечисления), платежный актив которой был перечислен полностью.

12. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций взаимодействия с оборудованием связи, выполняющим функции управления доступом к услугам связи (далее - узел управления услугами связи):

1) приема от узла управления услугами связи информации, обеспечивающей авторизацию карты оплаты услуг связи;

2) передачи узлу управления услугами связи запрета или разрешения, с данными о максимально возможном объеме заказываемой услуги связи;

3) передачи узлу управления услугами связи информации на автоматический разрыв соединения в случае трехкратного набора владельцем карты оплаты услуг связи неправильного кода доступа.

13. Автоматизированная система расчетов регистрирует команды, передаваемые на узел управления услугами связи, с указанием следующей информации:

1) идентификатора узла управления услугами связи, на который была передана команда;

2) переданной команды со всеми параметрами;

3) даты и времени передачи команды;

4) идентификатора инициатора передачи команды.

14. Автоматизированная система расчетов обеспечивает предоставление владельцам карт оплаты услуг связи справочной информации по всем операциям, произведенным с картами оплаты услуг связи, включая сведения об оказанных услугах связи.

15. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи (при обработке услуг связи, оказанных при участии других операторов связи):

1) сбора исходной информации об услугах связи, оказанных при участии взаимодействующих операторов связи;

2) тарификации услуг по пропуску трафика;

3) формирования информации, необходимой для автоматизации взаиморасчетов;

4) учета и контроля взаиморасчетов с взаимодействующими операторами связи, в том числе с операторами связи, связанными роуминговыми соглашениями;

5) формирования сведений об услугах связи, оказанных роумерам, для отправки взаимодействующим операторам связи.

16. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций ведения нормативно-справочной информации:

1) ведения справочника рабочих, выходных, праздничных и специальных дней;

2) ведения тарифов и тарифных планов (справочник тарифов на все услуги связи);

3) ведения справочника тарифных зон и справочников кодов стран, городов (для автоматизированных систем расчетов, в которых предусмотрена тарификация услуг внутризоновой и (или) междугородной, и (или) международной телефонной связи);

4) сохранения "истории" изменения тарифов в соответствии со сроком исковой давности, установленным законодательством Российской Федерации.

17. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций администрирования (автоматизированной системы расчетов):

1) обеспечения целостности и доступности хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации;

2) архивирования данных;

3) резервного копирования и восстановления данных;

4) восстановления работоспособности после устранения причин, вызвавших аварийную ситуацию;

5) информирования персонала, отвечающего за обслуживание автоматизированной системы расчетов, о возникновении аварийной ситуации.

18. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций взаимодействия с внешними автоматизированными системами:

1) формирования по установленным правилам информации, необходимой для передачи во внешние автоматизированные системы;

2) передачи подготовленной информации во внешние автоматизированные системы;

3) регистрации в электронных журналах факта передачи информации во внешние автоматизированные системы с указанием даты и времени передачи;

4) приема от внешних автоматизированных систем информации, используемой при тарификации и расчетах;

5) проверки достоверности и корректности информации, полученной от внешних автоматизированных систем, включающей:

а) настройку критериев, в соответствии с которыми полученная информация считается ошибочной;

б) проверку принятой информации на соответствие заданным критериям;

в) проверку полноты полученной информации;

г) проверку дублирования полученной информации;

д) проверку непротиворечивости полученной информации;

6) регистрацию полученной информации;

7) регистрацию в электронных журналах факта приема информации от внешних автоматизированных систем с указанием даты и времени приема.

19. Время реакции автоматизированной системы расчетов на запрос к базе данных (с момента поступления запроса на средства обработки запросов, входящие в состав автоматизированной системы расчетов), в результате которого возвращается информация о величине платежного актива одной карты оплаты услуг связи, не превышает 5 с.

20. Время реакции автоматизированной системы расчетов на запрос к базе данных (с момента поступления запроса на средства обработки запросов, входящие в состав автоматизированной системы расчетов), в результате которого возвращается информация об "истории" операций с картой оплаты услуг связи, не превышает 15 с.

21. Время, затрачиваемое автоматизированной системой расчетов на формирование выборочной информации по картам оплаты услуг связи по трем реквизитам, не превышает 60 с. В случае превышения указанного времени в автоматизированных системах расчетов предусмотрена возможность выдачи информации о предполагаемом времени завершения выполняемой операции.


Приложение N 3
к Правилам применения
автоматизированных систем расчетов


Требования
к функциям и техническим параметрам автоматизированной системы расчетов, предназначенной для использования на пунктах коллективного пользования (пунктах коллективного доступа, переговорных пунктах)


1. Алгоритм работы автоматизированной системы расчетов обеспечивает функционирование пунктов коллективного пользования (пунктов коллективного доступа, переговорных пунктов) в части осуществления расчетов за оказанные услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2030; N 27, ст. 2768; 2006, N 2, ст. 195; 2007, N 7, ст. 898).

2. Автоматизированная система расчетов в части осуществления расчетов за оказанные услуги телефонной связи обеспечивает выполнение следующих функций:

1) предоставления справочной информации по кодам зон нумерации, действующим тарифам и разнице между местным временем и временем вызываемого населенного пункта;

2) приема заказа на услуги связи с заполнением электронного бланка заказа, который включает в себя следующие реквизиты:

а) код (вид) заказанной услуги связи;

б) код вызываемого населенного пункта;

в) номер телефона вызываемого абонента;

г) заявленную (предполагаемую) продолжительность соединения;

д) категорию срочности соединения;

е) дату и время приема заказа (формируются и регистрируются в электронном бланке заказа автоматически без участия телефониста);

ж) личные данные пользователя услугами связи, заказавшего услугу связи (например, фамилия и инициалы);

з) личный идентификатор (номер) телефониста, принявшего заказ (регистрируется в электронном бланке заказа автоматически без участия телефониста);

и) номер заказа (формируется и регистрируется в электронном бланке заказа автоматически без участия телефониста);

к) отметки об уведомлении, предупреждении, транзите и справке;

3) возможности внесения изменений в реквизиты электронного бланка заказа до его исполнения (закрытия) за исключением изменений:

а) личного идентификатора (номера) телефониста, принявшего заказ;

б) даты и времени приема заказа;

в) номера заказа;

4) расчета предварительной стоимости заказанной услуги связи (суммы аванса) по исходной информации, зарегистрированной в электронном бланке заказа, и регистрации рассчитанной стоимости в электронном бланке заказа;

5) регистрации в электронном бланке заказа суммы внесенного аванса;

6) возможности аннулирования заказа до его исполнения;

7) вывода на печатающее устройство бланка заказа (квитанции);

8) определения и регистрации в электронном бланке заказа реальной информации об оказанной услуге связи;

9) расчета реальной стоимости оказанной услуги связи и запись полученной стоимости в электронный бланк заказа;

10) расчета разницы между суммой внесенного аванса и реальной стоимостью оказанной услуги связи и формирование необходимых документов;

11) возможности внесения дополнительной платы без прекращения оказания услуги связи;

12) хранения электронных бланков принятых и исполненных заказов в течение срока подачи претензий, установленного действующими правилами оказания услуг связи;

13) запрета на коррекцию бланков исполненных заказов;

14) обеспечения возможности набора номера вызываемого абонента телефонистом со служебного телефона;

15) мониторинга актуального состояния кабин в режиме реального времени;

16) обеспечения возможности подключения служебного телефона к любой кабине без нарушения связи для контроля телефонистом качества слышимости;

17) обеспечения возможности передачи в контролируемую линию голосового сообщения при помощи синтезатора речи или служебного телефонного аппарата;

18) автоматического восстановления работоспособного состояния в случае сбоя или временного отключения питания с восстановлением всей предшествующей сбою информации.

3. В случае аварийной ситуации или полной остановки автоматизированной системы расчетов сохраняется информация о закрытых (обработанных), принятых и неисполненных заказах за последние сутки.

4. Автоматизированная система расчетов в части осуществления расчетов за оказанные телематические услуги связи обеспечивает выполнение следующих функций:

1) предоставления справочной информации по действующим тарифам;

2) приема заказа на телематические услуги связи с заполнением электронного бланка заказа, который включает в себя следующие реквизиты:

а) код (вид) заказанной услуги связи;

б) заявленный (предполагаемый) объем услуги связи, который будет потреблен;

в) дату и время приема заказа (формируются и регистрируются в электронном бланке заказа автоматически без участия оператора);

г) личные данные пользователя услугами связи, заказавшего услугу связи (например, фамилия и инициалы);

д) личный идентификатор (номер) оператора, принявшего заказ (регистрируется в электронном бланке заказа автоматически без участия оператора);

е) номер заказа (формируется и регистрируется в электронном бланке заказа автоматически без участия оператора);

3) возможности внесения изменений в реквизиты электронного бланка заказа до его исполнения (закрытия) за исключением изменений:

а) личного идентификатора (номера) оператора, принявшего заказ;

б) даты и времени приема заказа;

в) номера заказа;

4) расчета предварительной стоимости заказанной услуги связи (суммы аванса) по исходной информации, зарегистрированной в электронном бланке заказа, и регистрации рассчитанной стоимости в электронном бланке заказа;

5) регистрации в электронном бланке заказа суммы внесенного аванса;

6) возможности аннулирования заказа до его исполнения;

7) вывода на печатающее устройство бланка заказа (квитанции);

8) определения и регистрации в электронном бланке заказа реальной информации об оказанной услуге связи;

9) расчета реальной стоимости оказанной услуги связи и записи полученной стоимости в электронный бланк заказа;

10) расчета разницы между суммой внесенного аванса и реальной стоимостью оказанной услуги связи и формирования необходимых документов;

11) возможности внесения дополнительной платы без прекращения оказания услуги связи;

12) хранения электронных бланков принятых и исполненных заказов в течение срока подачи претензий, установленного действующими правилами оказания услуг связи;

13) запрета на коррекцию бланков исполненных заказов;

14) мониторинга актуального состояния терминалов в режиме реального времени;

15) автоматического восстановления работоспособного состояния в случае сбоя или временного отключения питания с восстановлением всей предшествующей сбою информации.


Приложение N 4
к Правилам применения
автоматизированных систем расчетов


Требования
к функциям и техническим параметрам автоматизированной системы расчетов, предназначенной для информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи


1. В автоматизированной системе расчетов в качестве основного реквизита для идентификации взаимодействующего оператора связи используется номер лицевого счета.

2. Автоматизированная система расчетов обеспечивает:

1) автоматическое и (или) автоматизированное формирование номера лицевого счета для каждого взаимодействующего оператора связи;

2) возможность просмотра номера лицевого счета каждого взаимодействующего оператора связи средствами прикладного программного обеспечения;

3) уникальность номера лицевого счета и его неизменность на протяжении всего срока действия договора с взаимодействующим оператором связи;

4) по окончании срока действия договора с взаимодействующим оператором связи не допускает использования его номера лицевого счета для идентификации лицевых счетов новых взаимодействующих операторов связи в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

3. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций учета взаимодействующих операторов связи:

1) учета и хранения сведений, необходимых и достаточных для однозначной идентификации взаимодействующих операторов связи, тарификации и расчета стоимости оказанных и (или) потребленных услуг связи, формирования платежных документов, контроля доставки взаимодействующим операторам связи платежных документов, регистрации и контроля платежей, информационно-справочного обслуживания взаимодействующих операторов связи;

2) внесения изменений в сведения о взаимодействующих операторах связи;

3) хранения "истории" изменений сведений о взаимодействующих операторах связи;

4) поиска в базе данных взаимодействующих операторов связи по заданным реквизитам (атрибутам).

4. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций сбора, первичной обработки, контроля и ввода в базу данных исходной информации об оказанных и (или) потребленных услугах по пропуску трафика:

1) автоматического и (или) автоматизированного и (или) ручного сбора исходной информации об оказанных и (или) потребленных услугах по пропуску трафика;

2) автоматической и (или) автоматизированной проверки достоверности и корректности вводимой исходной информации об оказанных и (или) потребленных услугах по пропуску трафика, включающей:

а) настройку критериев, в соответствии с которыми исходная информация считается ошибочной;

б) проверку исходной информации на соответствие заданным критериям;

в) проверку на отсутствие дублирования исходной информации;

3) объединение (консолидация) различной исходной информации, относящейся к одной оказанной и (или) потребленной услуге по пропуску трафика;

4) фильтрации и сортировки в соответствии с заданными правилами исходной информации об оказанных и (или) потребленных услугах по пропуску трафика;

5) накопления исходной информации об оказанных и (или) потребленных услугах по пропуску трафика;

6) формирования информационного массива с исходной информацией (далее - файл "отсева"), не прошедшей контроль, с указанием (кода) причины;

7) проведения корректировки файла "отсева" с регистрацией в электронных журналах отредактированной исходной информации, даты и времени проведения корректировок, идентификатора исполнителя;

8) повторной обработки файла "отсева".

Требования подпунктов 6), 7) и 8) не распространяются на автоматизированные системы расчетов, предназначенные для выполнения тарификации в процессе оказания услуг по пропуску трафика.

5. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций тарификации и расчета стоимости оказанных и (или) потребленных услуг по пропуску трафика:

1) тарификации и расчета стоимости оказанных и (или) потребленных услуг по пропуску трафика с учетом их характеристик (длительность/объем оказанной услуги по пропуску трафика, дата и время начала оказания услуги по пропуску трафика и иные характеристики оказанной услуги по пропуску трафика, влияющие на результаты расчета), тарифов (тарифных планов), действующих на момент оказания услуги по пропуску трафика, а также условий, определенных в договоре с взаимодействующим оператором связи;

2) корректировки и перерасчета стоимости оказанных и (или) потребленных услуг по пропуску трафика;

3) расчета налогов в соответствии с действующим законодательством;

4) настройки для каждого вида услуг по пропуску трафика критериев (например, перечень телефонных номеров, соединения с которыми не оплачиваются, минимальная оплачиваемая величина оказанной услуги по пропуску трафика), в соответствии с которыми оказанная услуга не учитывается в объеме оказанных и (или) потребленных услуг по пропуску трафика;

5) настройки единиц тарификации для каждого вида услуг по пропуску трафика;

6) настройки правил округления величины, характеризующей объем оказанной и (или) потребленной услуги по пропуску трафика, в том числе правил округления неполной единицы тарификации;

7) обеспечения возможности настройки округления величины, характеризующей объем оказанной и (или) потребленной услуги по пропуску трафика с точностью до секунды или байта;

8) ведения "истории" начислений и оплат для каждого лицевого счета.

6. Стоимость оказанных и (или) потребленных услуг по пропуску трафика определяется с точностью до копеек.

7. Автоматизированная система расчетов обеспечивает формирование платежных документов для взаимодействующих операторов связи по каждому виду оказанных услуг по пропуску трафика с учетом даты начала и конца расчетного периода и формирование расшифровок по начислениям за заданный период времени по каждому взаимодействующему оператору связи или группе взаимодействующих операторов связи.

8. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций информационно-справочного обслуживания:

1) подготовки и предоставления взаимодействующим операторам связи справочной информации об оказанных услугах по пропуску трафика, о произведенных взаиморасчетах и принятых платежах за определенный период, о величине задолженности по оплате услуг по пропуску трафика;

2) формирования массива данных с информацией по взаимодействующим операторам связи, имеющим задолженность по оплате услуг по пропуску трафика, для систем автоматического и (или) автоматизированного оповещения.

9. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций ведения нормативно-справочной информации:

1) ведения справочника рабочих, выходных, праздничных и специальных дней;

2) ведения тарифов и тарифных планов (справочник тарифов на все услуги по пропуску трафика);

3) ведения справочника тарифных зон и справочников кодов стран и кодов зон нумерации (для автоматизированных систем расчетов, в которых предусмотрена тарификация услуг внутризоновой и (или) междугородной и (или) международной телефонной связи);

4) сохранения "истории" изменения тарифов в соответствии со сроком исковой давности, установленным законодательством Российской Федерации.

10. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций взаимодействия с внешними автоматизированными системами:

1) формирования по установленным правилам информации, необходимой для передачи во внешние автоматизированные системы;

2) передачи подготовленной информации во внешние автоматизированные системы;

3) регистрации в электронных журналах факта передачи информации во внешние автоматизированные системы с указанием даты и времени передачи;

4) приема от внешних автоматизированных систем информации, используемой при выполнении тарификации и расчетов;

5) проверки достоверности и корректности информации, полученной от внешних автоматизированных систем, включающей:

а) настройку критериев, в соответствии с которыми полученная информация считается ошибочной;

б) проверку принятой информации на соответствие заданным критериям;

в) проверку полноты полученной информации;

г) проверку дублирования полученной информации;

д) проверку непротиворечивости полученной информации;

6) регистрацию полученной информации;

7) регистрацию в электронных журналах факта приема информации от внешних автоматизированных систем с указанием даты и времени приема.

11. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций администрирования (автоматизированной системы расчетов):

1) обеспечения целостности и доступности хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации;

2) архивирования данных;

3) резервного копирования;

4) восстановления данных;

5) восстановления работоспособности после устранения причин, вызвавших аварийную ситуацию;

6) информирования персонала, отвечающего за обслуживание автоматизированной системы расчетов, в случае возникновения аварийной ситуации.

12. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций информационной поддержки проведения взаиморасчетов с взаимодействующими операторами связи:

1) сбора исходной информации об услугах связи, оказанных при участии взаимодействующих операторов связи;

2) тарификации услуг по пропуску трафика;

3) формирования информации, необходимой для автоматизации взаиморасчетов;

4) учета и контроля взаиморасчетов с взаимодействующими операторами связи, в том числе с операторами связи, связанными роуминговыми соглашениями;

5) формирования сведений об услугах связи, оказанных роумерам, для отправки взаимодействующим операторам связи.


Приложение N 5
к Правилам применения
автоматизированных систем расчетов


Требования
к функциям и техническим параметрам автоматизированной системы расчетов, предназначенной для предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи


1. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций сбора и первичной обработки исходной информации об оказанных услугах связи:

1) автоматического и (или) автоматизированного сбора исходной информации об оказанных услугах связи;

2) автоматического и (или) автоматизированного сбора исходной (первичной) информации об услугах связи, оказанных другим оператором связи (для автоматизированных систем расчетов, предназначенных для использования на сетях связи, в которых предусмотрено предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи);

3) настройки периодичности сбора исходных данных;

4) синхронизации по меткам времени системы единого времени с точностью +- 1 с системного времени аппаратных средств автоматизированной системы расчетов, используемых для определения даты и времени начала оказания услуг связи;

5) фильтрации исходной информации;

6) сортировки исходной информации;

7) преобразования исходной информации к заданному формату;

8) объединения (консолидации) различной исходной информации, относящейся к одной оказанной услуге связи;

9) накопления введенной исходной информации об оказанных услугах связи;

10) автоматической и (или) автоматизированной проверки достоверности и корректности вводимой исходной информации, включающей:

а) настройку критериев и (или) условий, в соответствии с которыми исходная информация об оказанных услугах связи считается ошибочной;

б) проверку на соответствие заданным критериям;

в) проверку на отсутствие дублирования исходной информации;

11) формирования информационного массива с исходной информацией (далее - массив "отсева"), не прошедшей входной контроль, с указанием (кода) ошибки;

12) обеспечения возможности просмотра, корректировки и последующей обработки массива "отсева";

13) регистрации в файлах или таблицах перечня исправленных записей в массиве "отсева", даты и времени проведения корректировок, идентификатора исполнителя.

Требование подпункта 4) распространяется на автоматизированные системы расчетов, в которых реализована функция определения даты и времени начала оказания услуг связи.

2. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций администрирования (автоматизированной системы расчетов):

1) обеспечения целостности и доступности хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации;

2) архивирования данных;

3) резервного копирования и восстановления данных;

4) восстановления работоспособности после устранения причин, вызвавших аварийную ситуацию;

5) информирования персонала в случае возникновения аварийной ситуации.

3. Автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение следующих функций взаимодействия с внешними автоматизированными системами:

1) формирования по установленным правилам информации, необходимой для передачи во внешние автоматизированные системы;

2) передачи подготовленной информации во внешние автоматизированные системы;

3) регистрации в электронных журналах факта передачи информации во внешние автоматизированные системы с указанием даты и времени передачи.


Приложение N 6
к Правилам применения
автоматизированных систем расчетов


Справочно


Список используемых понятий


1. "Видеокадр" - изображение документа, рисунка или текста сообщения на экране монитора.

2. "Документирование" - процесс представления информации в виде бумажного документа, видеокадра, файла на любом типе носителя.

3. "Достоверность расчетов" - отношение количества правильно сформированных счетов к общему количеству сформированных счетов за расчетный период.

4. "Запись" - совокупность связанных элементов данных, рассматриваемых как одно целое.

5. "Идентификационный признак" - числовой, символьный или символьно-числовой код, однозначно определяющий объект, которому он принадлежит.

6. "Источник учетных данных" - подразделение оператора связи, аппаратное и (или) программное средства, выполняющие функции регистрации атрибутов оказанных услуг связи.

7. "Код доступа" - уникальная кодовая последовательность или совокупность таких последовательностей, обеспечивающая идентификацию карты оплаты услуг связи в базе данных.

8. "Контрольный пример" - совокупность данных, инструкций, а также необходимых дополнительных аппаратно-программных средств, обеспечивающих возможность проверки правильности результатов расчетов.

9. "Коэффициент готовности автоматизированной системы расчетов" - вероятность того, что автоматизированная система расчетов окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых интервалов, в течение которых применение автоматизированной системы расчетов по назначению не предусматривается.

10. "Лицевой счет" - персонифицированная запись, отражающая учет и движение кредитных, расчетных, а также других операций, связанных с начислением стоимости оказанных абоненту услуг электросвязи и их оплатой.

11. "Массив" - совокупность данных, взаимосвязанных с точки зрения их обработки и записываемых по общим правилам.

12. "Обеспечение целостности" - способность обеспечивать неизменность информации в условиях случайного и (или) преднамеренного искажения.

13. "Совокупный коэффициент готовности модулей автоматизированной системы расчетов" - вероятность того, что выбранная группа модулей автоматизированной системы расчетов окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых интервалов, в течение которых применение модулей из выбранной группы по назначению не предусматривается.

14. "Средство восстановления" - программное и (или) аппаратное средство сбора информации о правильности работы автоматизированной системы, обеспечивающее повторение операций, не выполненных из-за ошибок в техническом обеспечении, программном обеспечении, канале или оборудовании ввода-вывода.

15. "Технологический процесс" - систематизированная последовательность операций, направленная на получение конкретного результата.

16. "Типовой запрос к базе данных" - информационный запрос к базе данных по одному идентификационному признаку, не предполагающий проведение вычислений, в результате которого возвращается не более одной записи из базы данных, например, запрос состояния лицевого счета по номеру лицевого счета.

17. "Учет (данных)" - функция автоматизированной системы, состоящая в сборе, формализации, записи в память и периодической коррекции информации.


Утвержденные Правила применения автоматизированных систем расчетов устанавливают требования к функциям и техническим параметрам аппаратно-программных комплексов, предназначенных для обеспечения автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании (за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи), а также для информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи и предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи.

Автоматизированная система расчетов должна пройти процедуру обязательной сертификации.

Установленные требования разработаны в целях обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети связи РФ и применяются при проведении сертификации указанных аппаратно-программных комплексов.


Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 2 июля 2007 г. N 73 "Об утверждении Правил применения автоматизированных систем расчетов"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2007 г.

Регистрационный N 9828


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 августа 2007 г. N 33


Актуальный текст документа