Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ
от 27 июня 2007 г. N 03-1430
Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для практического применения Рекомендации по формированию государственного заказа на подготовку рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Заместитель директора |
Н.М. Розина |
Рекомендации
по формированию государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
Концепцией модернизации российского образования на 2006 - 2010 годы, Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Комплексом межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года определены стратегические цели развития профессионального образования, включая формирование эффективных механизмов трансляции государственного (социального) заказа системе профессионального образования.
В современных условиях формирование государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов рассматривается как важная составная часть маркетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос. Горизонт прогнозирования кадровых потребностей социально-экономического развития территорий должен составлять не менее пяти-семи лет. Более длительные горизонты прогнозирования невозможны в связи с высокой рыночной динамикой, характерной для современной России.
Разработка механизмов прогнозирования потребностей региональных рынков труда в рабочих и специалистах даст возможность работодателям эффективно решать проблемы комплектования предприятий и организаций квалифицированной рабочей силой, что будет способствовать реализации программ социально-экономического и инвестиционного развития различных территорий Российской Федерации.
2. Мероприятия, осуществляемые органами управления образованием и образовательными учреждениями при формировании государственного заказа на подготовку кадров
Формирование государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих может осуществляться как на уровне органа управления образованием, так и конкретного образовательного учреждения путем реализации следующих этапов работы:
- оценка рынка труда;
- оценка демографической ситуации в регионе с целью выявления возможных потребителей профессиональных образовательных услуг, включая подростков, молодежь, взрослое население, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов, беженцев и другие категории населения;
- оценка потенциальных возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг.
Оценка рынка труда, включающая его анализ и прогноз, является основой для определения объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов и предполагает оценку экономической ситуации региона; оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы; отбор предприятий, функционирующих на территории конкретного региона, для изучения их кадровой политики.
Оценка рынка труда проводится органами управления образованием при содействии органов по труду и занятости населения, органов статистики, миграционных служб, объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных ведомств.
Кроме того, при оценке рынка труда необходимо использовать различные источники информации, в том числе информацию, которую можно получить силами педагогических и ученических коллективов учреждений или специально подготовленными лицами на основе опросов предприятий, используя простейшие социологические приемы и методы анкетирования, интервьюирования.
Содержание интервью, как правило, включает сведения о респонденте и предприятии, которое он представляет; вопросы, относящиеся к кадровой политике, развитию квалификации персонала; оценки профессионального уровня выпускников образовательных учреждений; вопросы о путях возможного взаимовыгодного сотрудничества.
При этом собирать информацию целесообразно у крупных и средних предприятий, которые оказывают влияние на ситуацию на рынке труда региона или могут быть экономикообразующими или градообразующими в малых и средних городах или сельской местности. Рекомендуется также опираться на программы социально-экономического развития региона, содействия занятости населения и др.
Сбор, систематизацию и анализ информации рекомендуется осуществлять по следующим основным показателям:
- занятость населения в целом по региону, по отраслям экономики;
- предложение рабочей силы, включая лиц, не имеющих работы, впервые вступающих в трудовую жизнь, возобновляющих трудовую деятельность после перерыва;
- спрос на рабочую силу, определяющийся на основе данных о количестве дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу, о количестве вакантных мест, возникших по причинам текучести кадров, естественной убыли и др.;
- численность граждан трудоспособного возраста, прибывающих из-за пределов региона.
В итоге определяются соотношение спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, включающем качественный состав рабочей силы, оказавшейся на рынке труда, объемы и структура подготовки новой рабочей силы, а также переподготовки незанятого населения.
При оценке демографической ситуации в регионе предполагается наличие информации о качественном и количественном составе различных категорий населения, планирующих получить образовательные услуги в учреждениях профессионального образования.
К их числу относятся выпускники общеобразовательных учреждений; безработные граждане, состоящие на учете в органах по труду и занятости населения, включая молодежь и взрослое население; лица, нуждающиеся в социальной защите средствами профессионального образования или профессиональной подготовки - инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, мигранты, беженцы и т.д.
Анализ выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ рекомендуется рассматривать на основе разработанного баланса их распределения по каналам дальнейшей учебы и занятости.
Необходимую информацию можно получить помимо органов управления образованием, по труду и занятости населения, социальной защиты, также в процессе использования различных социологических методов (анкетирование, беседы, встречи на ярмарках вакансий, анализ карточек персонального учета гражданина, ищущего работу и т.п.).
С целью выявления мотивации молодежи на получение профессионального образования целесообразно привлекать специалистов центров профориентации и психологической поддержки, которым отводится ведущая роль в формировании у населения готовности к обоснованному выбору рабочей профессии или специальности.
Оценка возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг осуществляется как на муниципальном, так и региональном уровнях.
На муниципальном уровне оцениваются возможности конкретного образовательного учреждения в части наличия свободных ученических мест, материально-технической базы (помещения, оборудование), кадрового потенциала, нормативно-правовой основы и т.д. для подготовки кадров определенной профессионально-квалификационной структуры.
На региональном уровне аналогичным образом через инвентаризацию функционирующих образовательных учреждений определяются возможности региональной системы профессионального образования в оказании населению образовательных услуг.
Для выявления и оценки возможностей образовательных учреждений по предоставлению образовательных услуг различным категориям населения может использоваться сводная информация органов управления образованием о:
- профессиях и специальностях, которыми можно овладеть в учреждениях профессионального образования;
- профессиях и специальностях, которые пользуются повышенным спросом у населения;
- видах дополнительных образовательных услуг, которые могут предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у населения;
- видах образовательных услуг, которые могут оказать образовательные учреждения исходя из ресурсного и кадрового потенциала.
Таким образом, в результате сравнительного анализа всей совокупности полученных данных уточняется прогноз на подготовку трудовых ресурсов в учреждениях профессионального образования.
3. Порядок организации работы по формированию государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования
Весь комплекс работ по оценке рынка труда и демографии региона, оценке образовательных потребностей населения и возможностей образовательных учреждений профессионального образования по оказанию образовательных услуг обеспечивает следующий примерный порядок организации формирования государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих.
На муниципальном уровне - взаимодействие через систему прямых договоров образовательных учреждений, работодателей (их объединений), районных (городских) органов по труду и занятости населения по определению объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, согласованных с администрацией района (города), в частности, следующим образом.
Руководители учреждений профессионального образования на основе данных статистического наблюдения и научного анализа, прогнозных данных, содержащихся в программах социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, информации от предприятий и организаций различных форм собственности, объединений работодателей о их потребностях в трудовых ресурсах, договоров на подготовку кадров, сведений от органов труда и занятости населения, центров профориентации и психологической поддержки населения о востребованности профессий и специальностей на рынке труда, а также о профессиях, востребованных различными категориями населения, составляют совместно с местными органами по труду и занятости населения, районной администрацией проект государственного задания (проект контрольных цифр приема) на подготовку рабочих кадров и специалистов.
Проект государственного задания (проект контрольных цифр приема) на подготовку кадров, согласованный с руководством местных органов по труду и занятости населения, направляется в областной орган управления образованием.
Составной частью этого плана может быть рекомендуемая для заполнения таблица 1.
Таблица 1
Планируемые объемы и профили подготовки кадров в учреждениях профессионального образования на муниципальном уровне
N п/п |
Наименование профессии (специальности) |
Код по классификатору |
Уровень квалификации |
Объемы подготовки (чел.) |
Источник финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Уровень субъекта Российской Федерации предусматривает взаимодействие органов управления образованием, органов по труду и занятости населения, работодателей, их объединений (в том числе на основе соответствующих соглашений), администрации субъекта Российской Федерации при формировании и согласовании объемов и профилей подготовки кадров с учетом региональных особенностей рынка труда и планируемых показателей приема в учреждения профессионального образования, утвержденные администрацией районов (городов).
При этом:
- органы управления образованием обобщают проекты государственного задания по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, корректируют их с учетом рекомендаций территориальных органов по труду и занятости населения, объединений работодателей, профсоюзов;
- согласованные проекты государственного задания по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования утверждаются на уровне администрации субъекта Российской Федерации в виде социального заказа.
Составной частью этого плана может быть рекомендуемая для заполнения таблица 2.
Таблица 2
Планируемые объемы и профили подготовки кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования на региональном уровне
N п/п |
Наименование профессии (специальности) |
Наименование образовательного учреждения |
Код по классификатору |
Уровень квалификации |
Объемы подготовки (чел.) |
Источник финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После утверждения главой администрации субъекта Российской Федерации органы управления образованием субъекта Российской Федерации передают государственное задание на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в территориальные органы по труду и занятости населения, экономического развития и финансовые структуры.
4. Мероприятия по подготовке трудовых ресурсов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Формирование государственного задания на подготовку кадров с учетом потребностей в профессиональном образовании или профессиональной подготовке детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает:
- создание в субъектах Российской Федерации системы учреждений профессионального образования или программ профессиональной подготовки, в которых сможет обучаться данная категория населения с учетом специфики заболеваний и медицинских показаний к обучению и труду;
- обеспечение права на внеконкурсное поступление на места бюджетного финансирования для профессиональной подготовки и профессионального образования детей-инвалидов;
- обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья адекватными, материально-техническими, дидактическими и методическими средствами обучения.
При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать следующие основные требования:
- профессии и специальности должны быть безвредными и безопасными для потенциальных обучающихся и по возможности способствовать восстановлению или компенсации у них нарушенных функций;
- профессии и специальности должны отвечать наклонностям и желаниям потенциальных обучающихся;
- рекомендуемые профессии и специальности должны соответствовать уровню их общеобразовательной или профессиональной подготовки, профессиональному опыту и знаниям, а также быть перспективными для их квалификационного или карьерного роста и, главное, их трудоустройства.
При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются следующие варианты их трудового прогноза:
- может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности в полном объеме;
- может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с ограничениями по заключению бюро медико-социальной экспертизы;
- может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с уменьшением общего объема работ;
- работа в# основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, но может продолжать работу в других профессиях в полном объеме;
- работа в# основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, может продолжать работу в других профессиях с ограничениями в обычных производственных условиях;
- работа в обычных производственных условиях противопоказана, но может продолжать работу в специально созданных производственных условиях или на дому;
- противопоказана любая трудовая деятельность и в любых условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2007 г. N 03-1430
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", 2007 г., N 20, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", декабрь 2007 г., N 34