Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (утв. Министерством образования и науки РФ 16 апреля 2007 г. и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ 30 августа 2007 г.) (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2007 г. N 06-1549)

Межведомственная программа
развития системы дополнительного образования детей до 2010 года
(утв. Министерством образования и науки РФ 16 апреля 2007 г. и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ 30 августа 2007 г.)
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2007 г. N 06-1549)


Пояснительная записка


В целях улучшения положения детей в Российской Федерации, создания благоприятных условий для их воспитания, обучения, творческого развития и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 27.12.2000 N 1874 Министерством образования Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы (далее - Программа).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "1847-р"


За годы реализации Программы активизировалось межведомственное взаимодействие в интересах более полного удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества; повысилась роль дополнительного образования детей в деятельности образовательных учреждений всех типов и видов по развитию мотивации ребенка к самообразованию, воспитанию и гражданскому становлению личности, формированию толерантного сознания. Аналогичные программы были приняты практически во всех субъектах РФ, что позволило сохранить сеть учреждений дополнительного образования детей.

Однако, несмотря на ряд положительных результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, требуют дальнейшего разрешения проблемы:

- развития единого культурного и информационного пространства России;

- создания условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; совершенствования законодательной базы в части дополнительного образования детей;

- приведения нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским законодательством; обновления содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года разработана во исполнение решения коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004 N ПК-2, в соответствии с Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 N 1340-р*(1), Концепцией федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.09.2005 N 1432-р, федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.01.2006 N 7.

ГАРАНТ:

См. Федеральную целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803


Необходимость реализации эффективных программ поддержки детей и семьи подтверждена Президентом РФ в Послании Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г.*(2)


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и решения ее на межотраслевом уровне


Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей в Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.

Программа развития системы дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (далее - Программа) разработана в целях модернизации системы в соответствии с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации до 2010 года.

Сеть учреждений дополнительного образования детей составляет 18 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры - 5,8 тыс., системе спорта - 1,1 тыс., общественных организаций - более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (около 39% от общего числа обучающихся).

Дополнительное образование детей, как правило, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и в конечном счете - результативность как практико-ориентированного образования. Дополнительное образование детей - это "зона ближайшего развития" личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Цель политики модернизации дополнительного образования детей в среднесрочной перспективе состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, обеспечении конкурентоспособности человеческих ресурсов России. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования; обеспечить сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России, создать условия и механизмы устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года*(3) (далее - Концепция). Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:

1) совершенствование законодательной базы и нормативного правового обеспечения в области образования, культуры, спорта, туризма в части дополнительного образования детей;

2) повышение качества и доступности дополнительного образования детей;

3) развитие информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования детей;

4) обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

5) укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей;

6) повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

7) внедрение моделей нормативного финансирования основных образовательных программ дополнительного образования детей;

8) целевая поддержка научных исследований, разработок в области научных достижений и методических основ системы дополнительного образования детей;

9) совершенствование межведомственного взаимодействия в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей.

Решение этих задач в 2007-2010 годах позволит использовать потенциал системы дополнительного образования детей в целях обеспечения качества, доступности и эффективности образования.


Обоснование решения проблемы программно-целевым методом


Программа как организационная основа государственной политики в вопросах дополнительного образования детей носит управленческий характер и призвана обеспечить реализацию мероприятий, направленных на изменения в структуре, содержании и технологиях дополнительного образования детей, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах развития дополнительного образования детей.

Реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации дополнительного образования детей, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую образовательную политику.

Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий федерального масштаба предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в дополнительном образовании детей.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

- рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности дополнительного образования детям и дифференциацией качества дополнительного образования для различных регионов и групп населения;

- сокращение доли детей, обучающихся по программам дополнительного образования;

- увеличение числа безнадзорных детей, склонных к асоциальному поведению;

- усиление деградации материальной инфраструктуры дополнительного образования детей, что может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию;

- девальвация возможностей дополнительного образования для развития социальных компетенций подрастающего поколения, формирования навыков адаптации и освоения новых видов деятельности, замещение образовательной деятельности исключительно досуговой занятостью.


Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации


В Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения - государственную систему (внешкольного) дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах РФ активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный (межотраслевой) подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, созданы и продолжают развиваться системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях - государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области. Выполняя координирующую роль в развитии системы дополнительного образования детей, они:

- осуществляют сетевое взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений дополнительного образования детей; обеспечивают участие детей из субъектов РФ в мероприятиях федерального и международного уровней;

- реализуют функции организационно-методических центров для образовательных учреждений всех типов и видов субъектов РФ, осуществляют программно-методическое обеспечение муниципальных учреждений дополнительного образования детей, организуют работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом специфики деятельности, проводят экспериментальную работу;

- организуют работу с одаренными детьми от муниципального до федерального и международного уровней, участвуют в формировании молодежной политики, способствуют развитию "замещающей педагогики" в деятельности по предупреждению асоциальных проявлений в детской и молодежной среде.

Созданы предпосылки для институциональной перестройки дополнительного образования детей, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, развития международного сотрудничества по вопросам дополнительного образования детей, прежде всего на территории постсоветского пространства - со странами СНГ.

Наряду с позитивными тенденциями в развитии системы дополнительного образования детей имеется ряд нерешенных проблем:

- усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе (общая проблема российского образования);

- недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, которая не в должной мере обеспечивает социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития;

- ограничение доступа детей из малообеспеченных семей к качественному дополнительному образованию;

- сокращение бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность учреждений дополнительного образования детей, что ведет к ее ресурсному "истощению". Отсутствие гарантированного финансирования системы федеральных и региональных мероприятий с учащимися подрывает основы системы дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся;

- недостаточный уровень квалификации части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

В целом потенциал системы в настоящий момент используется не в полной мере, что связано с устаревшей учебной и материально-технической базой учреждений; недостаточностью законодательной базы в части дополнительного образования детей, отсутствием социальных нормативов и социальных гарантий, обеспечивающих доступность дополнительного образования детей для всех слоев населения; недостатками программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья; неразвитостью механизмов государственно-общественного контроля за качеством образования; дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей; остаточным принципом финансирования учреждений дополнительного образования детей из бюджетов всех уровней.

Одним из основных инструментов единой государственной политики в области дополнительного образования детей в целях устранения указанных противоречий призвана стать Программа, направленная на сохранение и развитие единства требований, подходов в вопросах развития системы дополнительного образования детей на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, сохранение единого образовательного пространства, общедоступной системы дополнительного образования детей.


2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей


Основной целью Программы является создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка в условиях разграничения полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации; создание условий для активного включения подрастающего поколения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов России на мировом уровне.

Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

- обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей;

- создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в целях сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России.

Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития дополнительного образования детей, в том числе:

- совершенствование нормативного правового обеспечения системы дополнительного образования детей, приведение системы в соответствие с российским законодательством; сохранение межотраслевого характера системы дополнительного образования детей;

- обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

- создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;

- повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

- развитие инфраструктуры и материально-технической базы дополнительного образования детей.

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.


Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей


Решение стратегической задачи обеспечения современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- совершенствование законодательства и нормативного правового обеспечения в области образования, культуры, спорта, туризма в части дополнительного образования детей;

- обновление содержания, совершенствование организационных форм дополнительного образования детей;

- развитие информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования детей;

- укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей;

- повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, модернизация федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров дополнительного образования детей;

- обеспечение качества и доступности дополнительного образования детей;

- формирование эффективного рынка дополнительных образовательных услуг и внедрение моделей нормативного финансирования;

- повышение инвестиционной привлекательности учреждений дополнительного образования детей;

- целевая поддержка научных исследований, разработок в области научных достижений и методических основ дополнительного образования детей.


Обеспечение сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России, создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации


Решение стратегической задачи обеспечения сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России, создания условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- совершенствование нормативного правового обеспечения в области образования, культуры, спорта, туризма (в целях развития дополнительного образования детей);

- координация деятельности учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе создание единого нормативного и правового пространства, информационного обеспечения и статистического наблюдения;

- разработка социальных нормативов и методических рекомендаций для муниципальных образований в части дополнительного образования детей;

- координация деятельности по повышению квалификации и подготовки кадров системы дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности;

- развитие международного сотрудничества по вопросам дополнительного образования детей стран СНГ и Союзного государства;

- поддержка и развитие массовых мероприятий со школьниками, формирование единого календаря массовых мероприятий (на основе совместных и ведомственных проектов);

поддержка проведения всероссийских детских движений на основе объединений дополнительного образования детей: "Отечество", "Школа безопасности", "Юные инспектора дорожного движения" и др.


Сроки и этапы реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2007-2010 годы.

Реализация Программы позволит достичь к концу 2010 года следующих результатов:

- доля детей, занимающихся по дополнительным образовательным программам, возрастет с 37,5 до 46% (в процентах от общего числа обучающихся в динамике по годам);

- доля расходов на развитие учебно-методической и материальной базы образовательных учреждений дополнительного образования детей возрастет с 6 до 20% (в процентах от общих затрат на реализацию дополнительных образовательных программ в динамике по годам).

Результаты, достигнутые в ходе реализации Программы, станут основой нормативного акта, определяющего комплекс мер по развитию системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.


Целевые индикаторы и показатели оценки хода реализации Программы


Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых показателей, характеризующих ход реализации Программы.

Система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы приведена в приложении 1*(1).


3. Перечень мероприятий Программы


Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 2.


4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, отражены в мероприятиях федеральных, аналитических и ведомственных целевых программ.


______________________________

*(1) См. Официальные документы в образовании. - 2005. - N 26. - С. 3-35.

*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2006. - N 15. - С. 3-24.

*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2002. - N 4. - С. 3-31.


Согласовано


Руководитель Федерального агентства
по физической культуре и спорту

В.А. Фетисов


16 мая 2006 г.


Министр образования
и науки Российской Федерации

А.А. Фурсенко


И.о. министра культуры и
массовых коммуникаций
Российской Федерации

А.Е. Бусыгин


Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, поскольку направлено на развитие способностей детей и молодежи, а также их личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Сеть учреждений дополнительного образования детей включает 18 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в которых занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года разработана в целях повышения качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.

Программа предполагает обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей, создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей, повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, развитие инфраструктуры и материально-технической базы дополнительного образования детей, внедрение моделей нормативного финансирования основных образовательных программ дополнительного образования детей. Программой также предусмотрены поддержка проведения массовых мероприятий со школьниками, формирование единого календаря массовых мероприятий, поддержка всероссийских детских движений на основе объединений дополнительного образования детей ("Отечество", "Школа безопасности", "Юные инспектора дорожного движения" и др.).

В целом Программа направлена на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной, творческой личности ребенка.


Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (утв. Министерством образования и науки РФ 16 апреля 2007 г. и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ 30 августа 2007 г.) (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2007 г. N 06-1549)


Текст программы опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", 2007 г., N 32, в журнале "Вестник образования", декабрь 2007 г., N 22, в журнале "Администратор образования", январь 2008 г., N 2


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение