Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2008 г. N 03-599 "О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2008 г. N 03-599
"О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда"


В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007 - 2010 годы Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных учреждениях в 2008 - 2009 годах систем оплаты труда, принципы которых апробированы в некоторых субъектах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования.

Приложение: на 8 л.


Заместитель
директора Департамента

В.А. Русаков


Приложение


Методические рекомендации
"О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях в 2008 - 2009 годах систем оплаты труда, принципы которых апробированы в некоторых субъектах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования"


Одним из условий повышения качества дошкольного образования является установление зависимости размера заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) от качества их труда. В связи с этим предлагаемые методические рекомендации имеют целью раскрыть некоторые возможные подходы к введению новой системы оплаты труда педагогов (и других работников) ДОУ, в основе которой лежит стимулирование качественного педагогического труда.

Основными задачами разработки и введения новой системы оплаты труда является создание механизмов:

повышения эффективности и качества педагогического труда;

повышения мотивации педагогических работников ДОУ к качественному труду;

повышения кадровой обеспеченности ДОУ, в том числе путем привлечения к работе высококвалифицированных специалистов, закрепления в дошкольных образовательных учреждениях молодых кадров.

При разработке и введении новой системы оплаты труда необходимо учитывать обязательность соблюдения следующих принципов:

разделение фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части, обеспечение их оптимального соотношения;

обеспечение оптимального соотношения численности педагогических кадров и иных сотрудников ДОУ;

участие органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления ДОУ, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;

нормативное подушевое финансирование дошкольных образовательных учреждений в части обеспечения выплаты заработной платы и расходов, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования и непосредственной организацией воспитательно-образовательного процесса;

доведение средств по нормативу до уровня дошкольных образовательных учреждений;

финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ;

учет сложности и интенсивности труда педагогических работников при формировании их заработной платы;

установление зависимости размера заработной платы руководителя ДОУ от среднего размера заработной платы работников ДОУ.

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда педагогов государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации "Об образовании", часть 2 статьи 26.14. Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Данные рекомендации были разработаны с учетом результатов внедрения в 2007 году в регионах Российской Федерации новой системы оплаты труда (далее - НСОТ) для работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования. Предлагаемые рекомендации описывают возможные подходы к введению новой системы оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений.

Предполагается, что формирование фонда оплаты труда ДОУ осуществляется в пределах выделенных дошкольному образовательному учреждению на текущий финансовый год ассигнований, не ниже норматива подушевого финансирования, установленного законодательными и нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Фонд оплаты труда может быть рассчитан по следующей формуле:


где:


- фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения;

- норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, установленный не ниже утвержденного субъектом Российской Федерации, в расчете на одного воспитанника;

- поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения (зависит от категории воспитанников, необходимости оказания услуг по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, места нахождения образовательного учреждения - в городской или сельской местности других критериев);

- доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- количество воспитанников ДОУ.


Фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения делится на фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТр) и отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ (ФОТцст):



Указанный централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ (ФОТцст) формируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся дошкольные образовательные учреждения. Формирование указанного фонда может осуществляться по следующей формуле:


где:


- отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;

- фонд оплаты труда дошкольных образовательных учреждений;

- централизуемая доля ФОТ, размер которой устанавливается учредителем. Рекомендуемая доля "ц" не превышает 5%.


Фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТр) состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст).



Объем стимулирующей части определяется по формуле:


где


- доля, которую ФОТст составляет в ФОТр.

(Рекомендуемое значение доли стимулирующей части ФОТр - около 30%. Значение "с" определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно).


Базовая часть фонда оплаты труда (ФОТб) обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (воспитатели, специалисты), других работников ДОУ в соответствии со штатным расписанием и складывается из:


где:


- базовая часть фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

- базовая часть фонда оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс;

- базовая часть фонда оплаты труда для других работников ДОУ в соответствии со штатным расписанием.


Руководитель ДОУ с учетом специфики реализуемой образовательной программы и мнения органа, осуществляющего государственно-общественный характер управления ДОУ, формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда, при этом:

доля фонда оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТпп), устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год;

доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала (ФОТауп) и других работников ДОУ (за исключением педагогических работников) (ФОТпр) устанавливается на уровне, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Каждая из составляющих базовой части фонда оплаты труда, в свою очередь, делится на общую часть и специальную часть.

Объем фонда оплаты труда педагогических работников определяется по формуле:


где


- доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего воспитательно-образовательный процесс, в базовой части ФОТ.


Базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТпп), состоит из общей части (ФОТо), включающей базовые оклады педагогов, и специальной части (ФОТсп):



Объем специальной части определяется по формуле:


где


- доля специальной части ФОТпп, устанавливаемая дошкольным образовательным учреждением самостоятельно, исходя из необходимости обеспечения базовых окладов педагогическим работникам за счет ФОТпп.


Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТсп), включает в себя:

повышающие коэффициенты, учитывающие квалификацию педагогов, сложность и интенсивность их работы;

выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации либо нормативными актами субъекта Российской Федерации;

доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п.

Оклад (должностной оклад) каждого педагога Оп рассчитывается исходя из величины базового оклада с учетом повышающих коэффициентов, учитывающих уровень квалификации, сложность и интенсивность педагогического труда:


где


- величина базового оклада (базового должностного оклада),

- коэффициент, учитывающий квалификацию педагога,

- коэффициент, учитывающий сложность педагогической работы (например, наличие в группе детей с ограниченными возможностями здоровья),

- коэффициент, учитывающий интенсивность педагогического труда (например, наполняемость группы детей дошкольного возраста).

Величина каждого повышающего коэффициента Кк, Кс, Ки устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно в пределах ФОТсп.


Заработная плата педагогического работника ЗПп включает оклад (должностной оклад) Оп, рассчитанный в зависимости от квалификации педагога, сложности и интенсивности педагогического труда, а также компенсационные выплаты из ФОТсп (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты из ФОТст (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом заработная плата каждого педагога может быть рассчитана по следующей формуле:


где


- оклад (должностной оклад) педагогического работника;

- выплаты специального характера, включающие выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации либо нормативными актами субъекта Российской Федерации, доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п.;

- выплаты стимулирующего характера из ФОТст, учитывающие результативность педагогического труда.


Система стимулирующих выплат работникам ДОУ включает в себя выплаты по результатам труда (премии и т.д.).

Критерии, влияющие на размер стимулирующих выплат педагога, отражают результаты его работы. Примерами таким критериев для педагогических работников ДОУ могут быть:

- достижение воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом;

- низкий, по сравнению с муниципальным, уровень заболеваемости воспитанников;

- эффективность организации предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах, игротеках;

- организация взаимодействия с семьями воспитанников, отсутствие конфликтных ситуаций;

- своевременность и качество оформления документации (план воспитательно-образовательной работы, табель посещаемости воспитанников, табель закаливающих процедур, протоколы родительских собраний и др.);

- результативное участие педагога в проведении открытых мероприятий, конкурсах профессионального мастерства;

- продуктивное участие в реализации системы методической деятельности дошкольного образовательного учреждения, создание методических разработок, рекомендаций, систематизация дидактических материалов;

- участие в работе системы повышения квалификации педагогических работников, совершенствование профессионального мастерства, самообразование;

- другие критерии.

Значение и вес критериев, влияющих на размер стимулирующих выплат педагога, определяется ДОУ самостоятельно по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, в зависимости от специфики реализуемых образовательных программ.

Распределение стимулирующих выплат по результатам труда за счет стимулирующей части ФОТст производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.

Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами образовательного учреждения.

Заработная плата руководителя ДОУ устанавливается учредителем на основании трудового договора, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы оплаты труда, с учетом выплат специального и стимулирующего характера по следующей формуле:


где:


- заработная плата руководителя ДОУ;

- средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;

- коэффициент по группам оплаты труда руководителей ДОУ, установленный органом управления образованием субъекта Российской Федерации или муниципальными органами управления образованием,

- выплаты компенсационного характера для руководителя ДОУ из специальной части ФОТауп, включающие выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации либо нормативными актами субъекта Российской Федерации, доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п.;

- выплаты стимулирующего характера для руководителя ДОУ из централизованного фонда стимулирования руководителей ДОУ.


Отнесение к группам оплаты труда руководителей ДОУ осуществляется в зависимости от различных показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения (контингент воспитанников; численность работников; наличие соответствующим образом оборудованных и эффективно используемых физкультурного зала, спортивной площадки, медицинского кабинета, кабинетов специалистов; создание предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту детей, в разных возрастных группах ДОУ и т.д.).

Для расчета повышающего коэффициента по группе оплаты труда руководителей образовательных учреждений учредителем может вводиться система рейтинговых баллов.

Распределение централизованного фонда стимулирования руководителей дошкольных образовательных учреждений должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом органов учредителя дошкольного образовательного учреждения. В указанном порядке стимулирования руководителей ДОУ могут учитываться:

результаты государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения;

физическое и психическое здоровье воспитанников (по результатам мониторинга);

создание благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);

участие дошкольного образовательного учреждения в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.;

обеспечение прозрачности деятельности образовательного учреждения для всех участников образовательного процесса.

Заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.


Раскрываются некоторые возможные подходы к введению новой системы оплаты труда педагогов (и других работников) дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). В основе данной системы лежит стимулирование качественного педагогического труда. Принципы новой системы уже апробированы в некоторых субъектах РФ.

Формирование фонда оплаты труда ДОУ осуществляется в пределах выделенных ему на текущий финансовый год ассигнований, не ниже норматива подушевого финансирования. При этом учитываются поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения, доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, количество воспитанников ДОУ. Фонд оплаты труда ДОУ делится на фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТр) и отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ (ФОТцст). Фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТр) состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст). Объем стимулирующей части рассчитывается, исходя из доли, которая ФОТст составляет в ФОТр. Рекомендуемое значение доли стимулирующей части ФОТр - около 30%. Значение "с" определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно. Базовая часть фонда оплаты труда (ФОТб) обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей, педагогических работников и других работников ДОУ. Каждая из составляющих базовой части фонда оплаты труда, в свою очередь, делится на общую часть и специальную часть.

Оклад (должностной оклад) каждого педагога рассчитывается исходя из величины базового оклада с учетом повышающих коэффициентов, учитывающих уровень квалификации, сложность и интенсивность педагогического труда. Заработная плата каждого педагога складывается из оклада, специальных и стимулирующих выплат. Она не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.


Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2008 г. N 03-599 "О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2008 г., N 13, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2008 г., N 23, в журнале "Администратор образования", январь 2009 г., N 1


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.