Предпосылки и условия развития системы обеспечения государственной аэронавигационной информацией в РФ, ее организационной и технической архитектуры (Основные ограничения и недостатки ныне действующей системы сбора, передачи, обработки, хранения и распространения государственной аэронавигационной информации)

Глава II. Предпосылки и условия развития системы обеспечения государственной аэронавигационной информацией в Российской Федерации, ее организационной и технической архитектуры
(Основные ограничения и недостатки ныне действующей системы сбора, передачи, обработки, хранения и распространения государственной аэронавигационной информации)

 

2.1. В ряде случаев отсутствует понимание понятия "государственная аэронавигационная информация" и ответственность государства за нее. Одной из причин этого является отсутствие до последнего времени в документах термина "государственная аэронавигационная информация" и его определения. В последние 4-5 лет в документах и на официальных мероприятиях начали входить в употребления термин и определение "государственная аэронавигационная информация" - аэронавигационная информация, публикуемая для и от имени государства, с санкции государства, которое ответственно за нее. Эти формулировки соответствуют Приложению 15 "Службы аэронавигационной информации" к Конвенции о международной гражданской авиации (далее - Конвенция) и другим Стандартам и Рекомендуемой практике ИКАО.

2.2. В настоящее время созданная в СССР в рамках штурманской службы Министерства гражданской авиации структура взаимосвязанных органов аэронавигационной информации (штурманская служба МГА СССР - ЦАИ ГА - САИ управлений гражданской авиации - штурманская служба аэропортов - бюро АНИ аэропортов) практически разрушилась.

2.3. Вследствие структурных и хозяйственных изменений, связанных с распадом СССР и, в первую очередь, исчезновением Министерства гражданской авиации и разделением хозяйственной деятельности аэропортов и летных авиапредприятий, функции органов аэронавигационной информации на всех уровнях претерпели коренные изменения, что привело к стихийному появлению новых разрозненных органов аэронавигационной информации в виде организаций различных организационно-правовых форм. Эти организации зачастую не располагают необходимой материально-технической базой и не укомплектованы квалифицированными специалистами, а потому могут лишь частично решать задачи обеспечения аэронавигации и ОрВД аэронавигационной информацией.

Отсутствует сертифицированный государственный банк аэронавигационной информации.

Не проводится оценка аэронавигационной информации при сертификации аэродромов.

2.4. До настоящего времени в гражданской авиации не внедрены квалификационные требования КТ-200А "Обработка аэронавигационных данных", подготовленные и утвержденные Международным авиационным комитетом в 2004 году на основе документов DO-200A RTCA/ED-76 EURO-САЕ, которыми введены параметры, характеризующие качество аэронавигационных данных и способ, которым они обрабатываются: точность, разрешающая способность (разрешение), уровень гарантии качества, прослеживаемость, своевременность.

Системы менеджмента качества в органах АНИ находятся в своем большинстве на стадии первоначального развития, а организующие их нормативно-методические документы практически отсутствуют. Требование, чтобы система менеджмента качества включала в себя необходимые принципы, процессы и процедуры для гарантирования и подтверждения возможности выяснения источника аэронавигационных данных, еще не нашло должного отражения в Приложении 15 к Конвенции. А это позволило бы идентифицировать первопричину любых аномалий или ошибок в данных, обнаруженных при использовании; исправлению их и информированию затрагиваемых пользователей. Используемые методы валидации и верификации недостаточно совершенны и не всегда позволяют выявить снижение качества.

2.5. С большим отставанием от установленных сроков выполняются международные требования ИКАО, касающиеся обеспечения требуемого качества аэронавигационных данных, перехода на геоцентрические геодезические системы координат ПЗ-90 и WGS-84, снятия ограничений на публикацию точных координат, внедрения электронных карт, внедрение безбумажных технологий и др. Практически не ведутся работы по стратегической эволюции аэронавигационной информации в программе "от САИ к УАИ". Основной причиной этого отставания является недостаточное финансирование работ в области АНИ. В отличие от многих государств, в Российской Федерации не принята практика финансирования этих работ за счет аэропортовых и аэронавигационных сборов.

Крайне медленно ведутся работы по внедрению перспективных систем GNS/ATM, позволяющих коренным образом повысить безопасность и точность аэронавигации и ОрВД по методу "от перрона до перрона".

2.6. Нормативно-правовая база, определяющая деятельность органов аэронавигационной информации, созданная во времена Советского Союза в крайне ограниченном объеме, устарела, не соответствует нынешнему законодательству, не отражает современные требования к системе сбора, передачи, обработки, хранения и распространения АНИ и потому не может быть использована вновь созданными органами АНИ.

Существует острая необходимость в комплексном подходе к разработке нормативно-методической документации, регламентирующей создание и функционирование системы обеспечения аэронавигационной информацией, внесению дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации, изменений в Положение о Федеральной аэронавигационной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 N 173, и проекты федеральных авиационных правил.

2.7.С распадом Советского Союза до настоящего времени возрастает острота кадровой проблемы, связанная с дефицитом квалифицированных специалистов, причинами которой является низкий уровень оплаты труда, отсутствие эффективной системы подготовки специалистов в области аэронавигационной информации. Крайне слабо финансируются научные работы поискового характера, несмотря на их большую потенциальную эффективность в повышении безопасности, регулярности и экономичности полетов.

2.8. Недостаточно информационное обеспечение по вопросам состояния, достижений и перспектив развития АНИ за рубежом, связанное со все более ограничивающейся публикацией материалов ИКАО, Евроконтроля и других организаций на русском языке. Ряд официальных переводов ИКАО не аутентичен английской (основной) версии документов ИКАО. Этим страдают большинство переводов, выполненных в различных российских организациях.

2.8.1. Недостаточно используются возможности Аэронавигационного Совета отрасли и ряда общественных организаций (Международной Академии транспорта, Российского общественного института навигации и др.), в состав которых входят крупнейшие специалисты в области аэронавигации и ОрВД, при формировании планов НИОКР и аэронавигационных планов и при оценке хода и результатов их выполнения.

2.8.2. Для устранения вышеуказанных недостатков, ускорения внедрения перспективных систем GNS/ATM ИКАО, учета планов ИКАО и Евроконтроля по развитию государственной аэронавигационной информации в настоящее время и на перспективу необходимо определить стратегические направления развития системы обеспечения государственной аэронавигационной информацией в Российской Федерации, ее организационной и технической архитектуры и осуществить целеустремленное движение по ним.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.