В целях оказания практической помощи территориальным органам Росрегистрации и совершенствования работы по ведению реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по порядку предоставления территориальными органами Росрегистрации в центральный аппарат Федеральной регистрационной службы сведений, необходимых для ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.
Директор |
С.В. Васильев |
Методические рекомендации
по порядку предоставления территориальными органами Росрегистрации в центральный аппарат Федеральной регистрационной службы сведений, необходимых для ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой
(утв. приказом Федеральной регистрационной службы от 14 января 2008 г. N 5)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания практической помощи территориальным органам Росрегистрации при реализации ими функций по подготовке и направлению в центральный аппарат Федеральной регистрационной службы информации, необходимой для ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.
2. В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (далее - Основы)*(1) реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата.
Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (далее - Порядок), утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. N 306*(2).
3. В соответствии с пунктом 1.2 Порядка в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (далее - Реестр), вносятся сведения о лицах, назначенных в порядке, установленном Основами, на должность нотариуса.
4. На основании пункта 1.3 Порядка Реестр ведется Управлением по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы.
Реестр ведется на основании информации, предоставляемой территориальными органами Росрегистрации, поэтому от качества и своевременности предоставления информации зависит достоверность сведений, содержащихся в Реестре.
II. Информация о наделении полномочиями и прекращении полномочий нотариуса
5. В соответствии с пунктом 2.1 Порядка территориальный орган Росрегистрации в течение 10 дней после издания приказа о наделении нотариуса полномочиями или о прекращении полномочий направляет его копию в Федеральную регистрационную службу с сопроводительным письмом, содержащим сведения по форме Реестра.
6. При издании приказов территориальным органам Росрегистрации следует руководствоваться положениями инструкции по делопроизводству.
7. В заголовках приказов рекомендуется указывать фамилию и инициалы нотариуса. В тексте приказа рекомендуется указывать сведения об организационной форме деятельности нотариуса (нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, или нотариус, занимающийся частной практикой) и о нотариальном округе, в котором данный нотариус осуществлял и (или) будет осуществлять нотариальную деятельность.
Не рекомендуется использование терминов и формулировок, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, таких как "внебюджетный нотариат", "должность частнопрактикующего нотариуса", "принять на должность нотариуса", "допустить нотариуса к частной нотариальной деятельности", "уволить нотариуса, занимающегося частной практикой" и т.п.).
При подготовке приказов рекомендуется использовать примерные формы, приложенные к настоящим Методическим рекомендациям.
8. Обращаем внимание на то, что территориальный орган Росрегистрации не издает приказы о внесении сведений о нотариусе в Реестр, о внесении в Реестр изменений, а также не присваивают регистрационные номера нотариусам, сведения о которых представляются в Управление по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы.
Не требуется представления в Управление по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы приказа территориального органа Росрегистрации, которым в порядке, предусмотренном статьей 36 Основ, нотариусу, занимающемуся частной практикой, поручается совершение нотариальных действий по выдаче свидетельств о праве на наследство и принятию мер к охране наследственного имущества.
9. В соответствии со статьями 2 и 12 Основ, подпунктом 5 пункта 9 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 183*(3), и пунктом 6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97*(4), территориальные органы Росрегистрации издают приказ о наделении нотариуса полномочиями и назначении лица на должность нотариуса.
Основанием для издания данного приказа является решение конкурсной комиссии и рекомендация нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Эти основания указываются в приказах о наделении полномочиями как нотариусов, занимающихся частной практикой, так и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (приложение N 1).
10. В сопроводительном письме территориального органа Росрегистрации о наделении нотариуса полномочиями должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество нотариуса;
- реквизиты приказа о наделении нотариуса полномочиями (наименование органа, издавшего приказ, дата, номер, заголовок приказа);
- реквизиты лицензии на право нотариальной деятельности (наименование органа, выдавшего лицензию, дата, номер лицензии);
- организационная форма нотариальной деятельности (нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, или нотариус, занимающийся частной практикой);
- наименование нотариального округа, в котором нотариус будет осуществлять нотариальную деятельность;
- адрес государственной нотариальной конторы или конторы нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием субъекта Российской Федерации, населенного пункта, улицы, дома, корпуса, номера офиса, почтового индекса;
- телефон с указанием кода города;
- адрес электронной почты нотариуса.
При отсутствии в территориальном органе на момент составления письма информации об адресе конторы нотариуса, занимающегося частной практикой, о телефоне и адресе электронной почты данного нотариуса указанные сведения направляются в Управление по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы в течение 10 дней с даты их поступления в территориальный орган Росрегистрации.
11. К информации о наделении полномочиями нотариуса, предоставляемой в Управление по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы, рекомендуется прилагать копию лицензии на право нотариальной деятельности.
12. В соответствии со статьей 12 Основ увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении его права нотариальной деятельности.
Основаниями для издания приказа о прекращении полномочий нотариуса (приложения N 2, 3) являются: заявление нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, об увольнении; заявление нотариуса, занимающегося частной практикой, о сложении полномочий; вступившее в законную силу решение суда о лишении права нотариальной деятельности. В случае смерти нотариуса основанием для издания приказа является свидетельство о смерти.
13. В сопроводительном письме территориального органа Росрегистрации о прекращении полномочий нотариуса должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество нотариуса;
- реквизиты приказа о прекращении полномочий нотариуса (наименование органа, издавшего приказ, дата, номер, заголовок приказа);
- реквизиты лицензии на право нотариальной деятельности (наименование органа, выдавшего лицензию, дата, номер лицензии);
- организационная форма нотариальной деятельности (нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, или нотариус, занимающийся частной практикой);
- наименование нотариального округа, в котором нотариус осуществлял нотариальную деятельность.
14. К информации о прекращении полномочий нотариуса, предоставляемой в Управление по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы, в соответствующих случаях рекомендуется прилагать копии вступившего в законную силу решения суда, свидетельства о смерти.
III. Информация об изменении сведений о нотариусе, содержащихся в Реестре
15. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка при изменении сведений о нотариусе, содержащихся в Реестре, территориальный орган Росрегистрации направляет указанную информацию в течение 10 дней со дня ее получения в Федеральную регистрационную службу для внесения соответствующих изменений в Реестр.
16. К информации о перемене фамилии, имени и (или) отчества нотариуса рекомендуется прилагать копии документов, свидетельствующих об указанных изменениях (например, копию свидетельства о заключении или расторжении брака, о перемене имени).
Приказ территориального органа Росрегистрации о перемене фамилии, имени и (или) отчества нотариуса издавать не рекомендуется.
17. К информации об изменении нотариального округа прилагается копия приказа территориального органа Росрегистрации об освобождении нотариуса от должности нотариуса в соответствующем нотариальном округе и о назначении его на должность в другом нотариальном округе.
18. К информации об изменении организационной формы нотариальной деятельности (например, в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате") прилагается копия соответствующего приказа территориального органа Росрегистрации (приложение N 4).
___________________________
*(1) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53 (ч. 1), ст. 5030; 2002, N 52 (ч. 1), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; 2003, N 52 (ч. 1), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 41, ст. 4845; 2007, N 43, ст. 5084.
*(2) Зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2003 г., регистрационный N 5307. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 3.
*(3) Зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2004 г., регистрационный N 6180. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 50; 2005, N 42; 2006, N 20.
*(4) Зарегистрирован Минюстом России 12 марта 1997 г., регистрационный N 1268. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 7.
Приложение N 1
Примерная форма приказа
О наделении полномочиями нотариуса__________________________________
фамилия, инициалы
В соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I, подпунктом 5
пункта 9 Общего положения о территориальном органе Федеральной
регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации,
утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3
декабря 2004 г. N 183 (зарегистрирован в Минюсте России
9 декабря 2004 г., регистрационный N 6180), и пунктом 6 Положения о
порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса,
утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17
февраля 1997 г. N 19-01-19-97 (зарегистрирован в Минюсте России 12 марта
1997 г., регистрационный N 1268), приказываю:
Наделить полномочиями нотариуса_____________________________________
фамилия, имя, отчество лица,
наделяемого полномочиями
и назначить его на должность нотариуса, занимающегося частной практикой
(работающего в государственной нотариальной конторе),
_________________________________________________________________________
наименование нотариального округа или государственной
нотариальной конторы
с_____________________________________________.
дата назначения нотариуса на должность
Основание: 1. Решение конкурсной комиссии при Управлении Федеральной
регистрационной службы по
_________________________________________ от ___________,
наименование субъекта Российской Федерации дата решения
протокол N____.
2. Рекомендация нотариальной палаты от N_____.
Руководитель ___________________ ______________________
подпись инициалы, фамилия
Приложение N 2
Примерная форма приказа
О прекращении полномочий нотариуса__________________________________
фамилия, инициалы
В соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I приказываю:
Прекратить полномочия нотариуса ____________________________________
фамилия, имя, отчество нотариуса
и освободить его от должности нотариуса, занимающегося частной практикой
в ______________________________________________________________________,
наименование нотариального округа
с_____________________________________________.
дата прекращения полномочий
Основание: личное заявление_________________________________________
фамилия, инициалы нотариуса
либо решение________________________________________________________
наименование судебного органа, вынесшего решение
___________________________________от "___"_____________г.
о прекращении полномочий нотариуса
Руководитель ________________ _________________________
подпись инициалы, фамилия
Приложение N 3
Примерная форма приказа
О прекращении полномочий нотариуса__________________________________
фамилия, инициалы
В связи со смертью прекратить полномочия нотариуса
_________________________________________ и освободить его от должности
фамилия, имя, отчество
нотариуса________________________________________________________________
организационная форма нотариальной
________________________________________________________________________,
деятельности, наименование государственной нотариальной конторы
или нотариального округа
с________________________________.
дата смерти нотариуса
Основание: свидетельство о смерти _________________________________,
фамилия, инициалы
выданное_______________________________ от_________________.
наименование органа ЗАГС дата выдачи
Руководитель _____________ ________________________
подпись инициалы, фамилия
Приложение N 4
Примерная форма приказа
Об изменении организационной формы нотариальной деятельности
нотариуса___________________________________
фамилия, инициалы
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 постановления Верховного
Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке
введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о
нотариате" уволить______________________________________________________,
фамилия, имя, отчество
с должности нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе
_________________________________, с ____________________________________
наименование государственной дата увольнения нотариуса
нотариальной конторы
и назначить на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, в
______________________________________с__________________________________
наименование нотариального округа дата назначения на должность
нотариуса
Основание: заявление нотариуса_______________________________
фамилия, инициалы
Руководитель ___________ __________________________
подпись инициалы, фамилия
Приказ Федеральной регистрационной службы от 14 января 2008 г. N 5 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку предоставления территориальными органами Росрегистрации в центральный аппарат Федеральной регистрационной службы сведений, необходимых для ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой"
Текст приказа официально опубликован не был