Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 апреля 2009 г. N 113 "Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 апреля 2009 г. N 113
"Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта"


В соответствии с пунктом 9 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемую форму экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2009 г.

Регистрационный N 13824


Приложение


Форма


                     Экспертное заключение по результатам независимой экспертизы       
                   проекта федерального государственного образовательного стандарта    
                 __________________________________________________, N ____________,
                  (наименование уровня образования, ступени*(1),    (регистрационный
                  направления подготовки*(2), специальности*(3),         номер)
                                профессии*(4))
              представленного _________________________________________________________
                           (наименование организации разработчика или заказчика проекта
                             федерального государственного образовательного стандарта)

Результаты экспертизы методологического аппарата
проекта федерального государственного образовательного стандарта


Позиция для экспертной оценки

Экспертная оценка*(5)

Примечание*(6)

1.1. Указаны уровень образования; ступень*(1); направление подготовки*(2); специальность*(3); профессия*(4), по отношению к которым применяется данный федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС)

нет

да

X


1.2. Представлено структурированное содержание ФГОС (перечень всех разделов)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


1.3. Полно представлены расшифровки применяемых в тексте ФГОС обозначений и сокращений, в достаточной степени подробно даны разъяснения понятий, используемых терминов

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


1.4. Перечень групп пользователей ФГОС представлен полно, соотнесен с целями применения ФГОС

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


1.5. Полно и в достаточной степени подробно представлен перечень методических и иных документов, разработка которых необходима для реализации данного ФГОС

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


1.6. Полно и в достаточной степени подробно представлен перечень нормативных правовых актов, методических и иных документов, при разработке которых в последующем следует опираться на данный ФГОС

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


1.7. Возрастные особенности обучающихся*(1), характеристики профессиональной деятельности выпускника*(7):



1.7.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


1.7.2. отвечают современным представлениям

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


1.7.3. соответствуют требованиям работодателей*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует



Подпись уполномоченного лица организации, проводившей экспертизу: _______________________ Дата "___" ___________ 20__ г.


Результаты экспертизы основных разделов проекта ФГОС
Результаты экспертизы требований к результатам освоения основных образовательных программ


Позиция для экспертной оценки

Экспертная оценка*(5)

Примечание*(6)

Требования к результатам освоения основных образовательных программ (далее - результаты):


2.1. представлены с достаточной степенью детализации и полноты

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


2.2. обеспечивают ясное описание и характеристику результатов, их четкое структурирование по видам

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


2.3. обеспечивают соответствие результатов характеристикам современного образования и перспективным задачам системы образования в Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


2.4. обеспечивают соответствие результатов возрастным особенностям и возможностям обучающихся*(1)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


2.5. обеспечивают соответствие результатов современным характеристикам профессиональной деятельности*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


2.6. обеспечивают возможность достоверного подтверждения достижения всех видов результатов

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


2.7. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


Замечания и предложения по разделу*(8) "Требования к результатам освоения основных образовательных программ":


Подпись уполномоченного лица организации, проводившей экспертизу: _______________________ Дата "___" ___________ 20__ г.


Результаты экспертизы требований к структуре основных образовательных программ


Позиция для экспертной оценки

Экспертная оценка*(5)

Примечание*(6)

3.1. Требования к структуре основных образовательных программ:


3.1.1. представлены с достаточной степенью детализации и полноты

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.1.2. соответствуют законодательству Российской Федерации

нет

да

X


3.1.3. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.2. Соотношение обязательной части основных образовательных программ и части, формируемой участниками образовательного процесса:


3.2.1. соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся*(1)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.2.2. отвечает характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.2.3. обеспечивает возможности для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.2.4. обеспечивает удовлетворение потребностей работодателей*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.3. Соотношение объемов частей основных образовательных программ:


3.3.1. отвечает характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.3.2. соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся*(1)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.3.3. соответствует современным характеристикам профессиональной деятельности*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.3.4. обеспечивает возможности для выполнения заявленных требований к результатам

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


3.3.5. может быть реализовано в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


Замечания и предложения по разделу*(8) "Требования к структуре основных образовательных программ":


Подпись уполномоченного лица организации, проводившей экспертизу: _______________________ Дата "___" ___________ 20__ г.


Результаты экспертизы требований к условиям реализации основных образовательных программ


Позиция для экспертной оценки

Экспертная оценка*(5)

Примечание*(6)

4.1. Требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ:


4.1.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.1.2. соответствуют законодательству Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.1.3. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.1.4. обеспечивают необходимое качество и постоянное совершенствование профессиональной деятельности работников образовательного учреждения

нет

скорее

нет

скорее

да

да

экспертная оценка

отсутствует


4.1.5. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.2. Требования к финансовым условиям реализации основных образовательных программ:


4.2.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.2.2. соответствуют законодательству Российской Федерации

нет

да

X

4.2.3. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.2.4. обеспечивают необходимое качество реализаций основных образовательных программ и эффективно стимулируют его повышение

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.2.5. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.3. Требования к материально-техническим условиям реализации основных образовательных программ:


4.3.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.3.2. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.3.3. соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся*(1)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.3.4. соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.3.5. позволяют обеспечить реализацию современных образовательных и иных потребностей и возможностей обучающихся (по жизнеобеспечению и безопасности, сохранению и укреплению здоровья, развитию профессионального, социального и творческого опыта обучающихся и другим)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.3.6. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


Требования к иным условиям реализации основных образовательных программ

4.4. Требования к использованию современных информационных и коммуникационных технологий при реализации основных образовательных программ:


4.4.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.4.2. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.4.3. отвечают возрастным особенностям и возможностям обучающихся*(1)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.4.4. соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.4.5. соответствуют современному уровню и позволяют учитывать перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.4.6. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.5. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ:


4.5.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.5.2. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.5.3. отвечают возрастным особенностям и возможностям обучающихся*(1)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.5.4. соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.5.5. соответствуют современному уровню и учитывают перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.5.6. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.6. Требования к организации учебной и производственной практик*(7):


4.6.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.6.2. соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.6.3. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.6.4. обеспечивают освоение компетенций на рабочем месте

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.6.5. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации (в том числе на основе договоров, заключаемых с организациями)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.7. Требования к организации оценки качества освоения основных образовательных программ:


4.7.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.7.2. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.7.3. отвечают возрастным особенностям и возможностям обучающихся*(1)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.7.4. соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.7.5. обеспечивают оценку выполнения заявленных требований к результатам на основе четкой системы критериев

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.7.6. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.8. Требования к организации управления реализацией основных образовательных программ в образовательном учреждении:


4.8.1. представлены полно и в достаточной степени подробно

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.8.2. отвечают характеристикам современного образования

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.8.3. обеспечивают общественное участие (и участие работодателей*(7)) в разработке, реализации и управлении реализацией основных образовательных программ

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.8.4. в полной мере обеспечивают учет интересов и потребностей участников образовательного процесса при формировании и реализации основных образовательных программ

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


4.8.5. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


Замечания и предложения по разделу*(8) "Требования к условиям реализации основных образовательных программ":


Подпись уполномоченного лица организации, проводившей экспертизу: _______________________ Дата "___" ___________ 20__ г.


Результаты экспертизы проекта ФГОС в целом


Позиция для экспертной оценки

Экспертная оценка*(5)

Примечание*(6)

5.1. Представленный проект ФГОС в целом:


5.1.1. соответствует нормативным срокам освоения основных образовательных программ данного уровня образования; ступени*(1); направления подготовки*(2); специальности*(3); профессии*(4)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.1.2. соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся*(1)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.1.3. соответствует современным характеристикам профессиональной деятельности*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.1.4. соответствует профессиональным стандартам данных профессий, специальностей (при наличии таких стандартов)*(7)

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.1.5. соответствует законодательству Российской Федерации

нет

да

X


5.1.6. отвечает характеристикам современного образования и перспективным задачам образования в Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.1.7. может быть реализован в системе образования Российской Федерации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.2. Полно представлена информация о разработке представленного проекта ФГОС:


5.2.1. об организациях, которые приняли участие в разработке

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.2.2. об организации, результатах обсуждения, апробации проекта и его отдельных элементов

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.3. Текст представленного проекта ФГОС аккуратно оформлен, соответствует правилам русской орфографии и пунктуации

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.4. Общее экспертное мнение о проекте:


5.4.1. может быть рекомендован к утверждению

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.4.2. следует рекомендовать к отклонению

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


5.4.3. следует рекомендовать к доработке

нет

скорее нет

скорее да

да

экспертная оценка отсутствует


Рекомендации по доработке*(9):


Подпись уполномоченного лица организации, проводившей экспертизу ________________________________________


Реквизиты организации, проводившей экспертизу ___________________________________________________________

(место нахождения, ИНН)

_______________________________________________________________ ___________ ______________
(должность руководителя организации, проводившей экспертизу,      (подпись)      (Ф.И.О.)
или уполномоченного им лица с указанием реквизитов документа,
        подтверждающего переданные полномочия)
                                    Место печати организации

_____________________________

*(1) Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

*(2) Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - бакалавриат или магистратура.

*(3) Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - подготовка специалиста и среднего профессионального образования.

*(4) Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.

*(5) По каждой позиции для экспертной оценки отмечается соответствующий ответ, все позиции для экспертной оценки обязательны для заполнения.

*(6) В столбце "Примечание" указываются обоснования экспертной оценки при их наличии.

*(7) Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

*(8) В графу "Замечания и предложения по разделу" при наличии вносятся замечания и предложения организации, проводившей независимую экспертизу проекта федерального государственного образовательного стандарта.

*(9) В графу "Рекомендации по доработке" при наличии вносятся рекомендации организации, проводившей независимую экспертизу проекта федерального государственного образовательного стандарта.



Проекты федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) подлежат независимой экспертизе. По результатам экспертизы проводившие ее организации или госорганы представляют в Минобрнауки России экспертное заключение.

Утверждена форма такого заключения. В нем должны отражаться результаты экспертизы методологического аппарата и основных разделов проекта ФГОС, а также результаты экспертизы требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ. Кроме того, заключение должно содержать результаты экспертизы проекта ФГОС в целом.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 апреля 2009 г. N 113 "Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2009 г.

Регистрационный N 13824


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 июня 2009 г. N 24



Актуальный текст документа