Приложение N 6. Рекомендуемый метод определения удельных частот различных типов разгерметизации магистрального трубопровода

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 настоящее приложение дополнено приложением N 6

Приложение N 6
к пункту 45 Методики

 

Рекомендуемый метод определения удельных частот различных типов разгерметизации магистрального трубопровода

 

Удельная частота разгерметизации линейной части магистрального трубопровода определяется следующим образом:

а) на основе статистических данных определяется базовая частота разгерметизации . При отсутствии данных для вновь проектируемых магистральных трубопроводов допускается принимать равной:

- для магистральных газопроводов;

- для магистральных нефтепроводов;

б) выделяются рассматриваемые при проведении расчетов типы разгерметизации:

для магистральных газопроводов:

j=1 - проколы (трещины, точечные отверстия), определяемые как отверстия с диаметром 20 мм;

j=2 - отверстия с диаметром, равным 10% от диаметра магистрального трубопровода;

j=3 - разрыв, определяемый как образование отверстия размером равным диаметру магистрального трубопровода;

для магистральных нефтепроводов:

j=1 - "свищи" - отверстия с характерными размерами (Lp - характерный размер продольной трещины, D - условный диаметр магистрального трубопровода), площадь дефектного отверстия - ( - площадь поперечного сечения магистрального трубопровода);

j=2 - трещины, характерный размер , площадь дефектного отверстия - ;

j=3 - "гильотинный" разрыв, характерный размер , площадь дефектного отверстия - .

Допускается при соответствующем обосновании учитывать и другие типы разгерметизации;

в) рассматриваются шесть причин разгерметизации (i=1...6 - таблица П6.1);

г) удельная частота разгерметизации линейной части магистрального трубопровода для j-го типа разгерметизации на участке m трубопровода определяется по формуле:

 

, (П6.1)

 

где:

- базовая частота разгерметизации магистрального трубопровода, ;

- относительная доля i-ой причины разгерметизации для j-го типа разгерметизации на участке m магистрального трубопровода.

д) величины для различных типов разгерметизации для различных участков магистрального трубопровода определяются по формулам:

 

, (П6.2),

 

, (П6.3);

 

, (П6.4)

 

, (П6.5);

 

, (П6.6);

 

, (П6.7);

 

где:

- поправочные коэффициенты, определяемые по таблице П6.2 с учетом технических характеристик магистрального трубопровода.

 

Таблица П6.1

 

Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, на магистральных трубопроводах

 

Причина

Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, f_ijcp, (m), %

проколы (трещины), точечные отверстия

отверстие

разрыв

всего

j=1

j=2

j=3

i=1

Внешнее воздействие

13,2/16,8

26,6/26,2

9,7/6,5

49,5

i=2

Брак строительства, дефект материалов

10,6/11,3

4,7/4,6

1,2/0,6

16,5

i=3

Коррозия

15,2/15,2

0,2/0,2

0/0

15,4

i=4

Движение грунта, вызванное природными явлениями

1,8/2,2

2,2/2,2

3,3/2,9

7,3

i=5

Ошибки оператора

3,0/3,0

1,6/1,6

0/0

4,6

i=6

Прочие и неизвестные причины

6,5/6,5

0,2/0,2

0/0

6,7

 

Итого

50,3/55,0

35,51/35,0

14,2/10,0

100

 

Примечание. В числителе приведены значения для магистральных газопроводов, в знаменателе - магистральных нефтепроводов.

 

Таблица П6.2

 

Поправочные коэффициенты к среднестатистической относительной доли аварий

 

Поправочный коэффициент

Значение поправочного коэффициента

Поправочный коэффициент k_тс, зависящий от толщины стенки трубопровода дельта (мм)

k_тс=ехр[-0,275(дельта-6)]

Поправочный коэффициент k_зт зависящий от минимальной глубины заложения трубопровода (м):

 

менее 0,8 м

k_зm=1

от 0,8 до 1 м

k_зm=0,93

более 1 м

k_зm=0,73

Поправочный коэффициент k_ннб для участков переходов, выполненных методом наклонно направленного бурения (далее - ННБ):

 

на участках этих переходов

k_ннб=0

вне этих участков

k_ннб=1

Поправочный коэффициент k_пер1 переходов через искусственные препятствия:

 

на переходах через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации

k_пер=2

вне переходов либо на них предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства

k_пер=1

Поправочный коэффициент k_бд, учитывающий применение материалов и средств контроля при строительстве:

 

для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов

k_бд=1

при использовании улучшенных материалов и дополнительных средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов

k_бд=0,07

Поправочный коэффициент k_ктс, учитывающий влияние толщины стенки трубопровода (мм) на частоту разгерметизации по причине коррозии:

 

менее 5

k_кmс=2

от 5 до 10

k_кmс=1

более 10

k_кmс=0,03

Поправочный коэффициент k_кпз, учитывающий влияние применяемых систем защиты от коррозии:

 

для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов;

k_кпз=1

при использовании улучшенной системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.)

k_кпз=0,16

Поправочный коэффициент k_дгд, зависящий от диаметра трубопровода D (мм)

k_дгд=exp[-0,00156(D-274)]

Поправочный коэффициент k_пер2, учитывающий прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки:

 

для водных преград

k_пер=5

для заболоченных участков

k_пер=2

при отсутствии переходов либо выполненных методом ННБ

k_пер=1

Поправочный коэффициент k_оп, зависящий от диаметра трубопровода D (мм)

k_оп=exp[-0,004(D-264)]