Рекомендации по формированию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 января 2009 г. N 03-124)

Рекомендации по формированию программ
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 января 2009 г. N 03-124)


Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России подготовил и письмом от 27.01.2009 N 03-124 направил в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, для практического использования Рекомендации по формированию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время.

В настоящее время в связи с актуализацией опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время, а также для обеспечения кадровой потребности секторов экономики в посткризисный период Минобрнауки России формирует доступный для пользователей общероссийский банк действующих программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с целью использования их субъектами РФ для опережающего обучения (далее - программы опережающего обучения). Размещение в открытом доступе такой базы данных позволит субъектам РФ отобрать необходимые для переобучения программы, обеспечит мобильность этих программ.

Вместе с тем работа только по действующим программам не может обеспечить полноценного опережающего обучения. В условиях кризиса неизбежно произойдет замена неэффективных технологий на более современные, создающие условия для существенного повышения производительности труда, а потому не гарантирующие при достижении докризисных уровней производства возвращения к соответствующим показателям занятости.

Это означает, что в случае отсутствия востребованных программ опережающего обучения их разработка может осуществляться:

- на федеральном уровне - Федеральным институтом развития образования совместно с работодателями (по заказу субъекта РФ);

- на региональном уровне - учреждениями профессионального образования с обязательным участием представителей работодателей, общественных организаций, действующих в сфере труда и образования, региональных научно-методических структур.

К этой работе в первую очередь должны привлекаться образовательные учреждения профессионального образования - победители приоритетного национального проекта "Образование".

Работа по реализации программ опережающего обучения организуется на уровне субъектов РФ совместными усилиями служб занятости, организаций, предприятий, органов управления образованием, общественных организаций работодателей, профсоюзов и образовательных учреждений.

Минобрнауки России организует мониторинг реализации субъектами РФ программ опережающего обучения.


1. Особенности содержания программ опережающего обучения


1.1. Направленность программы на подготовку и переподготовку востребованных кадров для отдельных секторов экономики по заявкам предприятий и запросам служб занятости с учетом приоритетов пост кризисного развития экономики.

Например, для системы образования: программа переподготовки (подготовки) преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения для учреждений НПО и СПО из числа инженерных работников профильных организаций; программа переподготовки (подготовки) учителей профильного обучения из числа лиц, имеющих соответствующее высшее образование; для социального обеспечения: программа переподготовки (подготовки) социальных работников и т.д.

1.2. Направленность программы опережающего обучения на повышение квалификации работников с целью приобретения новых компетенций, способствующих повышению эффективности деятельности и производительности труда на рабочем месте.

Программа соответствует данному критерию, если она направлена на освоение современных производственных технологий (например, на освоение автоматизированных программных продуктов) или на освоение новых форм и методов организации труда.

Примеры программ, направленных на освоение автоматизированных программных продуктов: для бухгалтеров - программа 1С бухгалтерия, для инженеров-конструкторов в машиностроении - программы Solid works, Catia, Avtocad, Компас и др., для станочников - программа для освоения станков с числовым программным управлением, для инженеров-конструкторов в строительстве - программа по современным подходам в конструировании зданий и сооружений и т.п.

Примеры программ, направленных на освоение новых форм и методов организации труда: для преподавателей системы образования - программы по формированию и реализации модульных программ обучения (междисциплинарных курсов), для работников системы здравоохранения - программы повышения мастерства при работе с пациентами, для работников общественного питания - программы по освоению современного оборудования и технологий приготовления продукции питания с учетом требований к безопасности готовой продукции, для работников секторов экономики - участников нацпроекта - по эксплуатации закупленного современного оборудования (здравоохранение, АПК, образование и др.) и т.п.

1.3. Направленность программы опережающего обучения на освоение новых компетенций в области компьютерной грамотности, иностранных языков, правовой культуры в профессиональной сфере, предпринимательства для организации малого бизнеса (в первую очередь для молодежи), а также программы для получения водительских прав в целях повышения мобильности граждан при трудоустройстве в месте, удаленном от проживания, и др.

1.4. Направленность программы опережающего обучения на повышение квалификации работников с целью приобретения новых компетенций, способствующих овладению дополнительными (новыми) видами профессиональной деятельности: для инженерных работников - программы экологической безопасности, для работников социальной сферы и сферы услуг - программы по эффективному взаимодействию с клиентом, пациентом, потребителем и т.п.


2. Особенности формирования программ опережающего обучения


2.1. Установление соответствия цели и содержания программы опережающего обучения требованиям работодателей. Определение требований к результатам освоения программы.

При этом необходимо учитывать изменение требований к профессиональным компетенциям, связанное с развитием современных технологий профессиональной деятельности и особенностями их реализации на предприятиях (в организациях) конкретного региона.

В современных условиях наиболее востребованными являются способности: принимать решения и нести ответственность за их исполнение; работать в команде, адаптироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; использовать информационно-коммуникационные технологии, работать с информацией; стремление и способность к самообразованию, повышению профессиональной квалификации.

2.2. Обеспечение возможности построения обучающимися индивидуального образовательного маршрута.

2.3. Установление требований к содержанию и условиям реализации программ опережающего обучения:

- наличие в структуре программы учебно-тематического плана, содержания дисциплин (модулей), перечня рекомендуемой литературы по всем дисциплинам, модулям, разделам, темам;

- наличие методических разработок по обеспечению самостоятельной работы обучающихся, обоснованность времени, затрачиваемого на ее выполнение;

- наличие требований к организации практической подготовки;

- наличие требований к материально-техническому обеспечению, действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам;

- наличие требований к обеспечению доступа обучающихся к информационным ресурсам.

2.4. Установление требований к проведению итоговой аттестации по программе опережающего обучения.


Минобрнауки России формирует общероссийский банк программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Он должен использоваться регионами для опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время.

Если необходимые программы отсутствуют, их могут разрабатывать как на федеральном, так и на региональном уровнях. Приведены соответствующие рекомендации.

Программы могут быть направлены на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда, новых компетенций в области компьютерной грамотности, иностранных языков, овладение дополнительными видами профессиональной деятельности и др. Каждая из них должна включать в себя учебно-тематический план, описание содержания дисциплин (модулей), перечень рекомендуемой литературы. Также должно быть предусмотрено соответствующее материально-техническое, информационное и методическое обеспечение. Необходимо установить требования к практической подготовке.


Рекомендации по формированию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 января 2009 г. N 03-124)


Текст рекомендаций опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", август 2009 г., N 23


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение