Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния в сфере поддержки и социальной защиты инвалидов Ростовской области

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Ростовской области от 30 июля 2015 г. N 483 раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции

См. текст раздела в предыдущей редакции

Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния в сфере поддержки и социальной защиты инвалидов Ростовской области

 

В связи с ратификацией в мае 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 проблема создания в Российской Федерации общества равных возможностей приобрела особую актуальность, поэтому создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики Российской Федерации, в том числе и Ростовской области.

Анализ статистических данных по Ростовской области за несколько предшествующих лет позволил выявить тенденцию к уменьшению числа инвалидов. По состоянию на 1 января 2014 г. в Ростовской области проживает 357,5 тысячи инвалидов, что составляет 8,4 процента населения, в том числе 11,2 тысячи инвалидов по зрению, 20,5 тысячи инвалидов-колясочников, 4,8 тысячи инвалидов по слуху, 11,1 тысячи детей-инвалидов (1,5 процента от общего числа детского населения области).

С целью выявления обеспечения доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями, в 2013 году минтрудом Ростовской области совместно с общественными организациями инвалидов проведен социологический опрос на тему соблюдения в области положений Конвенции ООН о правах инвалидов и требований действующего законодательства. Из 1000 опрошенных - 68 процентов респондентов считают, что в Ростовской области выполняются положения международной Конвенции ООН.

Положительная оценка доступности объектов и услуг дана инвалидами по четырем направлениям и сферам: социальное обслуживание, включая пенсионное обеспечение; информационные и коммуникационные службы и связь; бытовое и торговое обслуживание, включая общественное питание; административные здания.

По результатам опроса неблагоприятными сферами признаны: культурно-зрелищные объекты, включая места отдыха, общественный транспорт, жилые дома, междугородный транспорт, вузы, инженерные устройства (лифты, подъемники), дороги, спорт, включая туризм.

Для обеспечения комплексного подхода в решении вопросов доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, предоставления услуг в Ростовской области и в соответствии с Методикой паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность, разработанной Минтруда России, в Ростовской области в течение 2013 года проводилась работа по паспортизации.

Мероприятие по проведению паспортизации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов; формирование карт доступности объектов и услуг реализовано в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2014 годы", утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 15.09.2010 N 184.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 07.02.2013 N 56 "Об организации работы по паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью обеспечения доступности для инвалидов":

во всех 55 муниципальных образованиях области созданы комиссии по обследованию объектов и экспертной оценке состояния их доступности с привлечением представителей социальной защиты населения, здравоохранения, культуры, образования, спорта, архитектуры и градостроительства, общественных организаций инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

сформированы карты доступности объектов и услуг на информационном портале государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы "Жить вместе" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://zhit-vmeste.ru).

Перечни социально значимых объектов, подлежащих паспортизации и впоследствии дооборудованию в первоочередном порядке, определены общественными организациями Ростовской области.

В результате обследовано 2315 социально значимых объектов (304 областных и 2011 - муниципальных) и выявлено что:

доступны полностью всем категориям инвалидов 100 объектов или 4,3 процента;

частично доступны - 1874 объекта или 81 процент;

недоступны - 341 объект или 14,7 процента от обследованных.

Данные обследования позволяют сделать вывод, что большая часть социально значимых объектов являются недоступными для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствуют пандусы, перила, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, лифт либо стационарный подъемник на 2-й и другие этажи внутри зданий, нет специализированных санузлов для инвалидов и так далее.

Одними из основных мероприятий Областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2014 годы" (далее - ОДЦП "Доступная среда") являлись:

обеспечение инвалидов дополнительными техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень (приобретаются дорогостоящие средства реабилитации: для инвалидов-колясочников - динамические параподиумы, гидравлические и электрические подъемники, медицинские кровати; для инвалидов по зрению - "говорящие" ноутбуки и смартфоны, для инвалидов по слуху - ноутбуки);

обеспечение информационной доступности инвалидов по слуху: предоставляются дополнительные услуги по сурдопереводу, услуги в диспетчерском центре, профессиональное обучение сурдопереводчиков на базе "Донского педагогического колледжа", сурдоперевод итоговых информационных программ на областных телеканалах.

Государственные услуги населению в сфере социальной защиты населения предоставляются в 88 учреждениях, в числе которых 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних с приютами, 7 социальных приютов для детей и подростков, 6 центров социальной помощи семье и детям, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр психолого-педагогической помощи семье и детям, социальный приют, 3 детских дома-интерната, 14 психоневрологических домов-интернатов, 19 домов-интернатов общего типа. В данных учреждениях ежегодно предоставляются государственные услуги более чем 9000 инвалидов и социально незащищенных граждан.

В сфере социального обслуживания населения в Ростовской области проводится работа по формированию безбарьерной среды для граждан пожилого возраста для доступа к информации, общения в электронной форме; повышению доступности социальных услуг для инвалидов. Вместе с тем данные мероприятия не позволяют в полной мере решить проблему доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп. К основным проблемам в сфере социальной защиты населения относятся:

низкий уровень оснащенности учреждений социального обслуживания элементами безбарьерной среды, обеспечивающими доступность зданий, и, соответственно, услуг, предоставляемых в данных зданиях;

недостаточная укомплектованность учреждений социального обслуживания предметами пользования, отвечающими требованиям универсального дизайна, предназначенными для обучения инвалидов навыкам самообслуживания.

Одной из проблем, с которой сталкиваются инвалиды, проживающие в Ростовской области, является неприспособленность общественного пассажирского транспорта для маломобильных групп населения.

В области практически отсутствует низкопольный транспорт для пользования инвалидами-колясочниками и другими маломобильными категориями граждан. Наземный подвижной состав городского транспорта в крупных городах Ростовской области представлен автомобильным и электротранспортом; в сельских поселениях области - автомобильным транспортом.

На многих маршрутах автоматически объявляются остановки посредством "бегущей строки" и автоответчика, что позволяет без посторонней помощи пользоваться транспортом инвалидам по зрению и по слуху. В крупных городах и населенных пунктах Ростовской области светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, оснащены звуковыми сигналами. Требуют адаптации пешеходные пути (понижение бордюров, оборудование приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственное и безопасное передвижение инвалидов и других маломобильных групп населения).

Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов.

В целях обеспечения доступности участия в культурной жизни общества, в муниципальных образованиях действуют 1296 культурно-досуговых клубов для граждан пожилого возраста и инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Всего в деятельность досуговых клубов вовлечено 1089 инвалидов, проживающих в сельских поселениях. Государственными областными музеями для людей с инвалидностью проводятся музыкальные, творческие вечера, выставки работ и выездные мероприятия.

Кроме того, организовано библиотечное обслуживание для инвалидов по зрению в 24 библиотечных пунктах области. Изготовлены и установлены пандусы и подъемники в 24 областных учреждениях культуры, организован программно-методический цикл "Шаги навстречу", приобретена специализированная техника для инвалидов по зрению в Ростовской областной библиотеке для слепых, созданы условия для организации доступа маломобильных групп населения в "Археологическом музее-заповеднике "Танаис".

Также с 2011 года в Ростовской области реализуются мероприятия по модернизации общего образования, обеспечивающие равную доступность и современное качество учебных результатов, формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Проблема создания в профессиональных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, обеспечивающей эффективный образовательный процесс студентов-инвалидов, остается актуальной.

По данным министерства общего и профессионального образования Ростовской области, сеть профессиональных образовательных организаций включает 104 учреждения. По состоянию на 1 января 2014 г. численность студентов-инвалидов в данных организациях составляет 210 человек.

Анализ ситуации по обеспечению доступности объектов, информации и услуг в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы:

неприспособленность учебных и иных помещений профессиональных образовательных организаций для студентов-инвалидов;

недостаточная подготовленность специалистов данных организаций к работе по социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.

В целях создания условий, обеспечивающих возможность гражданам, в том числе инвалидам, систематически заниматься физической культурой и массовым спортом ежегодно в Ростовской области проводятся массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (Спартакиада Дона, Универсиада Ростовской области, Спартакиада среди воспитанников детских домов и школ-интернатов и прочие). Кроме того, выполняются мероприятия по созданию условий для занятий физической культурой и спортом для инвалидов в "Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва инвалидов N 27".

В отношении мероприятий государственной программы предусматривается осуществление:

мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации мероприятий на основе системы соответствующих целевых показателей (индикаторов), обеспечивающих достижение намеченных целей;

корректировки содержания и сроков реализации указанных мероприятий, а также ресурсов, привлекаемых для их выполнения, в пределах общего объема бюджетных ассигнований на реализацию.

Таким образом, данный вариант решения проблемы обеспечит создание условий для устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ростовской области.

Характер государственной программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления государственной программой:

отсутствие ожидаемых конечных результатов государственной программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;

неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;

недостаточные гибкость и адаптируемость государственной программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;

дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках государственной программы;

пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций инвалидов при реализации мероприятий государственной программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.

В рамках реализации государственной программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации, в том числе для подпрограмм государственной программы:

1. Финансовый риск реализации государственной программы может привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального и областного бюджетов. Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий государственной программы.

2. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов государственной программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности, формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий государственной программы с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.

Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач государственной программы, и меры по их минимизации предпринимаются министерством труда и социального развития Ростовской области при управлении государственной программой. Участниками государственной программы обеспечивается актуальность при планировании и реализации мероприятий государственной программы, предупреждение дублирования и организация распространения получаемых отдельными участниками государственной программы результатов.

Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий государственной программы, включают:

стратегическое планирование и прогнозирование (участники государственной программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения формирования условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения);

определение организационной структуры управления реализацией государственной программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).

Важнейшим элементом реализации государственной программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки государственной программы.

Мероприятия, направленные на формирование доступной среды для инвалидов в Ростовской области, необходимо реализовать с учетом комплексного подхода во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, программно-целевым методом как наиболее целесообразным в установлении эффективного межведомственного взаимодействия и координации работ государственных органов исполнительной власти и других участников формирования доступной среды.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.