Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (утв. Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР 19 ноября 1976 г.)

Правила эксплуатации шин
для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин
(утв. Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР 19 ноября 1976 г.)

 

Общая часть

 

Настоящие "Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин" разработаны Днепропетровским филиалом НИИ шинной промышленности.

В соответствующих разделах Правил учтены предложения НАМИ, ВНИИстройдормаша, основных заводов-изготовителей и министерств-потребителей большегрузных автосамосвалов, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.

Правила являются обязательными для всех хозяйств и предприятий, эксплуатирующих шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.

Ответственность за выполнение Правил возлагается на руководителей хозяйств и предприятий. Контроль за соблюдением Правил осуществляется министерствами и ведомствами, которым подчинены хозяйства и предприятия. Лица, виновные в нарушении Правил, привлекаются к ответственности.

 

1. Приемка и транспортирование шин (покрышек и камер)

 

1.1. Приемка крупногабаритных автомобильных шин и шин для строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин должна осуществляться в соответствии с "Положением о поставке продукции производственно-технического назначения", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N 269 от 9/IV 1969 г., и "Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству", утвержденными Постановлениями Государственного арбитража при Совете Министров СССР соответственно N П-6 от 15 июня 1965 г. и N П-7 от 25/IV 1966 г.

Приемке не подлежат шины с производственными дефектами и маркировкой, не соответствующей требованиям ГОСТ или ТУ на шины.

1.2. Шины, покрышки, камеры и ободные ленты транспортируются без упаковки. Допускается поставка отдельно покрышек, камер и ободных лент.

1.3. При транспортировании покрышек в комплекте с камерами последние, пропудренные тальком или смазанные другим веществом, заменяющим тальк и не ухудшающим условия монтажа шин, должны быть вложены внутрь покрышек и поддуты до внутреннего размера покрышек.

1.4. Камеры, отправляемые не в комплекте с покрышками, транспортируются поштучно в свернутом виде (вентилем внутрь), перевязанными в двух местах.

1.5. Ободные ленты транспортируются поштучно или в пачках не более чем по 10 шт., перевязанных в трех местах.

1.6. Шины, транспортируемые при температурах ниже минус 45°С, необходимо оберегать от ударов.

1.7. Запрещается перевозка шин вместе с нефтепродуктами, кислотами, щелочами и другими веществами, разрушающими резину.

2. Маркировка шин

 

2.1. На каждой покрышке должно быть четко обозначено:

а) товарный знак или наименование предприятия-изготовителя (Приложение 1);

б) обозначение шины в соответствии с ГОСТ или ТУ (на обеих сторонах покрышки);

в) модель шины (на обеих сторонах покрышки);

г) норма слойности* (например, НС28 или 28PR)

д) номер ГОСТ или ТУ;

е) штамп отдела технического контроля (ОТК);

ж) серийный номер (например, ДХI76097437, где Д - сокращенное обозначение предприятия-изготовителя, XI - месяц изготовления, 76 - год изготовления, 097437 - серийный номер покрышки);

з) сокращенное обозначение предприятий-изготовителей шин, включенное в серийные номера:

Бел - Белорусский шинный комбинат,

В - Воронежский шинный завод,

Вл - Волжский шинный завод,

Д - Днепропетровский шинный завод,

Е - Ереванский шинный завод,

Кя - Красноярский шинный завод,

Л - Ленинградский шинный завод,

О - Омский шинный завод,

Я - Ярославский шинный завод.

На покрышках могут быть следующие дополнительные маркировки или обозначения:

а) на покрышках высшей категории качества должно быть нанесено обозначение государственного Знака качества по ГОСТ 1.9-67;

б) для морозостойких шин обозначение "Север";

в) знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);

г) для покрышек 240-381 (8.25-15), предназначенных для эксплуатации на низкорамных прицепах - буквы "ПР" на красном или желтом фоне.

2.2. На каждой камере и ободной ленте должно быть четко обозначено:

а) товарный знак предприятия-изготовителя;

б) номер ГОСТ или ТУ;

в) штамп отдела технического контроля (ОТК);

г) обозначение камеры - в соответствии с обозначением шины;

д) на ободной ленте указывается только метрическое обозначение шины;

е) дата их изготовления (год и месяц).

2.3. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины могут иметь рисунки протектора следующих типов:

а) дорожный (шины предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием);

б) повышенной проходимости (шины предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на грунтах 1-3 категорий);

в) универсальный (шины предназначены для эксплуатации на дорогах с покрытиями различных типов);

г) карьерный (шины предназначены для эксплуатации в карьерах открытых угле- и рудоразработок, на дорогах с покрытиями различных типов или без покрытий в соответствии со Строительными Нормами и Правилами СНиП IIД.5-72);

д) без рисунка (шины предназначены для эксплуатации на пневмокатках).

Типы рисунков протектора приведены в Приложении 2.

3. Хранение шин

 

3.1. Для предупреждения преждевременного старения все новые, восстановленные, пригодные к эксплуатации и ремонту покрышки, камеры и ободные ленты должны храниться в сухом помещении, защищенными от солнечных лучей. При хранении шин в разное время года в помещении допускаются колебания температуры воздуха от минус 30 до плюс 35°С, а относительной влажности - от 50 до 80%. При хранении шин сроком до 10 дней температура и влажность в помещении не лимитируются.

3.2. Покрышки и шины (покрышки в сборе с камерами) должны храниться в вертикальном положении.

3.3. При хранении покрышек в сборе с камерами последние должны быть поддуты до внутренних размеров покрышек.

3.4. При хранении шин в сборе с ободьями давление воздуха в них не должно превышать 0,5-1 .

3.5. При длительном хранении во избежание деформации необходимо через каждые 2-3 месяца поворачивать шины, меняя точки опоры.

3.6. Не допускается хранение покрышек и шин в штабелях.

3.7. Камеры размером до 15" должны храниться на вешалках с полукруглыми полками, камеры размером свыше 15" допускается хранить в свернутом виде (вентилем внутрь).

Во избежание появления складок через каждые 1-2 месяца камеры, хранящиеся на вешалах, необходимо проворачивать по окружности, а камеры, хранящиеся в свернутом виде, перекладывать, меняя места изгибов.

3.8. Покрышки, камеры и ободные ленты не должны находиться ближе 1 м от отопительных приборов.

3.9. Не разрешается хранение шин совместно с горючими и смазочными материалами, а также химическими веществами (кислоты, щелочи и др.).

4. Порядок комплектования шинами большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин

 

4.1. Комплектование шинами большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин осуществляется в соответствии с рекомендациями шинной промышленности.

4.2. Машины, предназначенные для эксплуатации в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним районов, следует комплектовать морозостойкими шинами с маркировкой "Север" (Перечень районов Крайнего Севера, а также приравненных к ним районов определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г.).

4.3. Новые и восстановленные шины взамен снятых с эксплуатации рекомендуется выдавать на машины полными комплектами.

4.4. Не допускается комплектование осей большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин шинами различных конструкций (шин диагональной конструкции с шинами типа Р), а также шинами с различными типами рисунков протектора.

4.5. Допускается доукомплектование большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин шинами для совместной установки с бывшими в эксплуатации с целью замены шин передней и средней оси или спаренных шин задней оси. При доукомплектовании разница в габаритах сдвоенных шин не должна превышать значений, приведенных ниже:

 

Ширина профиля

Допускаемые различия в мм, по

наружному диаметру, не более

длине окружности, не более

8.25

6

19

9.00-14.00

13

41

16.00-18.00

22

69

21.00

24

75

4.6. В целях обеспечения безопасности движения не разрешается устанавливать на передние оси большегрузных автомобилей покрышки с отремонтированными местными повреждениями, а также восстановленные методом наложения нового протектора.

4.7. Шины закрепляются за машинами, что фиксируется в карточках учета работы шин и подтверждается подписями водителей (Приложение 3).

4.8. Передавать шины с одной машины на другую можно только на основании разрешения технического руководителя хозяйства (предприятия), о чем делается соответствующая запись в карточке учета работы шины.

5. Правила монтажа и демонтажа шин

 

5.1. Монтаж и демонтаж шин в хозяйстве должны осуществляться на шиномонтажном участке с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента (Приложение 4) в условиях, исключающих попадание грязи на камеры, ободные ленты и в покрышки. В полевых условиях монтаж - демонтаж шин должен осуществляться с применением передвижных и переносных приспособлений. Применение кувалды запрещается.

5.2. Монтажу подлежат только исправные, соответствующие по размерам и типам покрышки, камеры, ободные ленты, ободья, бортовые, посадочные, распорные и замочные кольца. В новые покрышки необходимо монтировать новые камеры и ободные ленты. Это же рекомендуется и для покрышек, восстановленных наложением протектора.

5.3. Покрышки, камеры и ободные ленты, поступающие для монтажа, должны быть чистыми и сухими.

5.4. Перед монтажом покрышку (внутри), камеру и ободную ленту необходимо пропудрить тонким слоем талька по всей поверхности, а излишек талька удалить.

5.5. Шины, хранившиеся при температурах ниже 0°С, перед монтажом на ободья следует отогреть до плюсовой температуры.

5.6. При монтаже шины на обод колеса необходимо следить за правильным положением вентиля камеры, не допуская его перекосов.

5.7. Ободья, бортовые, посадочные, распорные и замочные кольца должны иметь правильную форму, без деформации или повреждений, очищены от ржавчины и окрашены. Отверстия для крепления дисков не должны быть разработаны.

5.8. При монтаже на ободья шин с направленным рисунком протектора необходимо учитывать направленность рисунка и места установки колес на автомобиле, чтобы обеспечить совпадение указателей направления вращения шин (стрелки на боковинах покрышек) с направлением вращения колес при движении автомобиля вперед.

5.9. При накачивании шин для обеспечения безопасности следует пользоваться специальными ограждениями. Для достижения плотной посадки борта шины на полку обода, исключения складок и изломов ободной ленты и камеры заполнение шин воздухом необходимо производить следующим образом:

накачать шину до давления, соответствующего норме;

стравить воздух из шины до атмосферного давления.

накачать шину до давления не более 1 , доведя его до нормы после установки шины на машину и закрепления ее на ступице.

5.10. После проведения ремонта камеры в дорожных условиях накачивание шины размером до 14" для строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин необходимо проводить, положив ее замочным кольцом вниз или заложив монтажную лопатку в окно диска. Монтаж и демонтаж этих шин в пути необходимо производить с применением монтажного инструмента. При порезах или разрыве каркаса применение временных манжет запрещается. В случае ремонта в дорожных условиях шин размером свыше 14" необходимо применять специальное оборудование, обеспечивающее безопасность монтажных и демонтажных работ.

5.11. При накачивании шин не рекомендуется вывинчивать золотники. Шланг, подающий сжатый воздух при механической подкачке, должен быть снабжен специальным наконечником, обеспечивающим нажатие на иглу золотника для свободного поступления воздуха в камеру, и предохранительным вентилем, отрегулированным на максимально допустимое давление в шине.

5.12. Для предохранения золотников от загрязнения и повреждений на всех вентилях должны быть металлические, резиновые или иные надежные колпачки. Запрещается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями, не позволяющими замерять давление воздуха в шинах.

5.13. Сдвоенные колеса следует устанавливать так, чтобы "окна" дисков были совмещены и вентиль выведен в "окно". Это будет способствовать облегчению доступа к вентилю при замере давления воздуха в шинах. Запрещается установка и снятие одного из сдвоенных колес крупногабаритных шин без полного выпуска воздуха из обеих шин.

5.14. Монтаж наружных шин необходимо производить серийными номерами наружу (при ненаправленном рисунке протектора), а внутренних - в сторону карданного вала.

5.15. Демонтированные покрышки, камеры, ободные ленты и ободья сортируют на:

пригодные для дальнейшей эксплуатации без ремонта;

требующие ремонта или восстановления;

подлежащие предъявлению к списанию.

6. Уход за шинами

 

6.1. Места стоянки большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин должны быть чистыми, не загрязненными нефтепродуктами и другими веществами, разрушающими резину. Не допускается стоянка машин ближе 1 м от отопительных приборов.

6.2. Запрещается стоянка большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин, в шинах которых давление воздуха не соответствует норме, a также стоянка с полной нагрузкой более двух суток. При невозможности разгрузки следует менять точку контакта шины с опорной поверхностью не реже 1 раза в течение двух суток.

6.3. В случае консервации большегрузные автомобили, строительные, дорожные и подъемно-транспортные машины должны быть поставлены на подставки, обеспечивающие полную разгрузку шин. При необходимости колеса с шинами могут быть сняты и сданы на склад для хранения с соблюдением требований, указанных в разделе 3 настоящих Правил.

6.4. Ежедневно по возвращении большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин с линии необходимо осматривать шины и ободья колес. Застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами посторонние предметы (камни, гвозди, стекла и др.) должны быть удалены. Поврежденные покрышки (до нитей корда), камеры и ободья, а также покрышки с предельным износом рисунка протектора должны быть сняты с автомобиля и направлены в ремонт. На период ремонта неисправных покрышек и ободьев автомобиль может быть укомплектован покрышками и ободьями из имеющегося в хозяйстве оборотного фонда.

6.5. При выявлении интенсивного или неравномерного износа рисунка протектора шин следует установить его причины и немедленно принять меры для их устранения независимо от сроков проведения технического обслуживания.

6.6. Все операции по техническому обслуживанию шин (замер и доведение до нормы внутреннего давления воздуха, проверка технического состояния шин, ободьев, бортовых, посадочных и замочных колец, вентилей, золотников, наличие колпачков и при необходимости их замена или отправка в ремонт) должны выполняться при соответствующем виде технического обслуживания большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин и механизмов (ТО-1 и ТО-2). Замер давления воздуха производится в холодных шинах (полностью остывших). Полное остывание шины происходит после 8-12 ч стоянки машины.

6.7. Давление воздуха в шинах проверяется манометром с такой шкалой, чтобы измеряемая величина находилась на второй трети шкалы. Правильность показаний манометра необходимо периодически сверять с контрольным манометром, имеющим класс точности 0,5 или 1,0.

Результаты замеров давления регистрируются в "Журнале замера внутреннего давления в шинах" (Приложение 5).

6.8. Перестановку шин рекомендуется производить при выявлении технической необходимости, которая определяется техническим руководителем хозяйства или предприятия. Основанием для перестановки шин могут служить:

повреждения шин;

необходимость правильного подбора сдвоенных шин и установки более надежных шин на передней оси большегрузных автомобилей;

неравномерный интенсивный износ рисунка протектора шин.

6.9. Для предупреждения преждевременного выхода шин из строя и обеспечения безопасности движения дороги в карьерах и подъезды к экскаваторам и отвалам должны постоянно очищаться от кусков скалы, руды, кварцитов и других твердых компонентов. Поврежденные участки дорог необходимо подсыпать только измельченным щебнем или гравием. Размер фракции должен быть не более 20-50 мм.

6.10. Запрещается выпуск на линию машин и механизмов, шины которых имеют:

а) неотремонтированные местные повреждения (пробои, порезы сквозные и несквозные);

б) застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами камни, гвозди, стекла и др.;

в) предельный износ рисунка протектора, при котором его остаточная глубина равна 0 на площади, ограниченной половиной ширины и 1/6 длины окружности беговой дорожки, или на суммарной такой же площади. Остаточная глубина рисунка протектора замеряется по ближайшим к центру беговой дорожки канавкам, но не в местах расположения полумостиков или уступов у основания элементов рисунка протектора; для шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, замер производится по краям этого ребра; при наличии у шин индикаторов износа (несколько рядов выступов по дну канавок беговой дорожки, имеющих высоту, равную предельному износу протектора) предельный износ рисунка определяется появлением одного индикатора (при равномерном износе беговой дорожки), при неравномерном износе - появлением индикаторов в 2-х диаметрально-противоположных точках шин (по два индикатора в каждой точке);

г) неисправные вентили и золотники, а также вентили без колпачков или с заглушками;

д) давление воздуха, не соответствующее установленным нормам (Приложения 6, 7).

Для шин, перечисленных в Приложениях 6 и 7, необходимо:

увеличить внутреннее давление (значение давления по норме приведено для температуры окружающего воздуха не более 20°С) на 0,15-0,20 кгс/см2 при повышении температуры окружающего воздуха на каждые 10°С;

увеличить давление в шине на 10-12% от нормы при интенсивной эксплуатации автомобиля (более чем в одну смену);

следить, чтобы давление в горячей шине во время эксплуатации не превышало с учетом всех поправок рекомендуемое нормой для холодного состояния более чем на 1,2 кгс/см2.

6.11. При транзите большегрузных автомобилей к новым объектам эксплуатации необходимо соблюдать следующие требования:

автомобиль должен быть порожним;

ежедневно перед выездом проверять и регулировать в соответствии с нормой внутреннее давление;

повышать внутреннее давление на 12-14% относительно расчетного рабочего давления;

соблюдать скорость движения на автострадах - не более 50 км/ч;

через каждые 80 км пути или 2 ч непрерывной езды производить охлаждение шин путем остановки автомобиля на 30 мин;

после каждых 4 ч транзита производить охлаждение шин путем остановки автомобиля на 1 ч.

6.12. Эксплуатационные режимы крупногабаритных автомобильных шин должны соответствовать приведенным в Приложении 8.

7. Обязанности водителя по уходу за шинами

 

7.1. Водитель обязан эксплуатировать закрепленные за ним шины в полном соответствии с настоящими Правилами. Категорически запрещается снижение давления и доведение его до нормы при нагреве шин во время движения.

7.2. Перед выездом на линию водитель обязан:

а) проверить наличие шин, закрепленных за автомобилем, строительной, дорожной или подъемно-транспортной машиной (при обнаружении замены шин выяснить ее причину);

б) проверить техническое состояние шин и принять меры по устранению выявленных дефектов (покрышки, имеющие повреждения или предельный износ рисунка протектора, должны быть сняты и предъявлены для сдачи в ремонт, так как наружные повреждения могут повлечь за собой отслоение протектора или разрыв каркаса);

в) убедиться, что за время стоянки не произошла утечка воздуха из шин; в случае необходимости довести давление воздуха в шинах до нормы.

7.3. На линии водитель обязан:

а) трогать с места большегрузный автомобиль, строительную, дорожную или подъемно-транспортную машину плавно, так как в противном случае колеса пробуксовывают, что приводит к ускоренному износу рисунка протектора; при уводе в сторону необходимо немедленно остановиться и проверить давление воздуха в шинах; запрещается езда с пониженным внутренним давлением в шинах, так как это приводит к разрушению покрышки;

б) внимательно следить за состоянием дороги; на участках, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, снижать скорость движения до пределов, обеспечивающих сохранность шин; избегать наездов на острые предметы, которые могут повредить шины;

в) не допускать резкого торможения при подъездах к месту остановки; действие тормозов должно быть одновременным на всех колесах; неправильная регулировка тормозов приводит к повышенному износу протектора;

г) не допускать длительного буксования колес;

д) не перегружать машину, следить за равномерным распределением груза в кузове.

7.4. При работе в условиях Крайнего Севера и в приравненных к нему районах при температуре ниже минус 45°С рекомендуется:

а) исправную машину не ставить без особой надобности в теплый гараж на срок менее 4 ч, так как при этом не успевает высыхать образующаяся на шинах влага, не выезжать на мороз с влажными шинами, так как замерзающая в трещинах и повреждениях покрышек влага ускоряет их разрушение;

б) после стоянки более 3-х часов на открытом воздухе при температуре ниже минус 45°С необходимо в течение 15-20 мин двигаться со скоростью не более 10 км/ч, а затем скорость постепенно увеличивать;

в) после длительных остановок (более 3 ч) проверять и доводить до нормы изменившееся давление воздуха в шинах во время рейса из района с умеренными температурами (минус 20-25°С) в район Крайнего Севера с более низкими температурами (минус 45-60°С) или обратно.

8. Учет работы шин

 

8.1. Учет ежемесячного пробега шин и их ремонта следует вести регулярно для каждой шины в отдельности. Новые покрышки должны учитываться по серийным номерам. Восстановленные покрышки можно учитывать по номерам, нанесенным шиноремонтным предприятием. В случае утери в процессе эксплуатации или ремонта шин их серийных номеров допускается выжигание гаражных номеров на боковинах шин. Глубина нанесенных знаков не должна превышать 1 мм, а высота - 40 мм.

8.2. На каждую поступившую (в том числе с автомобилем или машиной) в хозяйство новую, восстановленную или бывшую в эксплуатации покрышку должна быть заведена карточка учета работы шины. При обезличенном виде восстановительного ремонта в карточке учета делается отметка о сдаче покрышки на восстановление (с указанием группы ремонта и ссылкой на документ о приемке в ремонт), после чего карточка закрывается. При сдаче в необезличенный вид ремонта и возвращении после восстановления этой покрышки в хозяйство учет работы продолжается в ранее заведенной карточке.

8.3. Карточка является основной формой учета работы и ремонта покрышек и служит основным документом при определении пробега шин, их годности, предъявлении рекламаций, списании и т.п. Заполнение всех граф карточки обязательно, порядок заполнения указан в самой карточке.

8.4. Если шины, установленные на ходовые колеса машины, в течение отчетного месяца не заменялись запасными или другими шинами, то пробег каждой ходовой шины должен соответствовать фактическому пробегу машины за месяц. Если в течение месяца производилась замена шин ходовых колес запасными шинами, водитель обязан сообщить, когда (дата) и какие шины (их номера) подвергались замене, а также какой фактический пробег за месяц имеют снятые и вновь установленные шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шин и подтверждаются подписью водителя.

8.5. Учет движения покрышек и камер в шиномонтажном цехе ведется в специальном журнале (Приложение 9).

9. Сдача шин на восстановление, в местный ремонт и списание в утиль

 

9.1. Покрышки с изношенным рисунком протектора и работоспособным каркасом хозяйства должны сдавать для восстановления на шиновосстановительные предприятия. Руководители хозяйств и предприятий несут ответственность за несвоевременную сдачу шин на восстановление.

9.2. Прием шин для восстановления осуществляется шиновосстановительными предприятиями в соответствии с действующими техническими условиями ТУ 38-10428-75 "Покрышки шин большегрузных автомобилей, пригодные к восстановлению методом наложения протектора" (Приложение 10). Все пригодные для восстановления покрышки должны направляться на шиновосстановительное предприятие с сопроводительной ведомостью (Приложение 11).

9.3. Покрышки, поступившие на восстановление, в зависимости от состояния каркаса и брекера шиновосстановительное предприятие разделяет на 1-ю и 2-ю группы. Группа определяет стоимость восстановления и уровень гарантийных норм пробега для восстановленных шин. Гарантийные нормы пробега на восстановленные шины приведены в действующих технических условиях ТУ 38-10429-75 "Покрышки шин большегрузных автомобилей, восстановленные методом наложения протектора" (Приложение 12).

9.4. Шины с неизношенным рисунком протектора, имеющие механические повреждения (порезы, пробои, проколы, разрывы), должны быть демонтированы с машины для местного ремонта. Этот вид ремонта выполняется на вулканизационных участках хозяйств или в кустовых шиноремонтных мастерских.

9.5. Пригодность шин для местного ремонта и виды ремонта (1-й и 2-й) определяются в соответствии с действующими техническими условиями ТУ 38-104203-75 "Покрышки шин большегрузных автомобилей, пригодные для ремонта местных повреждений" (Приложение 13). Перечень оборудования для ремонта местных повреждений покрышек и камер приведен в Приложении 14. Эксплуатация поврежденных неотремонтированных шин запрещается. Гарантийные нормы пробега шин, подвергшихся местному ремонту, приведены в действующих технических условиях ТУ 38-104204-75 "Покрышки для большегрузных автомобилей, прошедшие ремонт местных повреждений" (Приложение 15).

9.6. Перечисленные ТУ на шины, пригодные к восстановлению и восстановленные, а также пригодные для ремонта местных повреждений и отремонтированные будут пересматриваться и уточняться.

9.7. Порядок комплектования машин восстановленными и прошедшими местный ремонт шинами указан в пункте 4.6 настоящих Правил.

9.8. Пробег шин, равный или превышающий эксплуатационные нормы для новых и гарантийные нормы для восстановленных и прошедших местный ремонт шин, не может служить основанием для снятия шин с машины и их списания, если шины по своему техническому состоянию пригодны к дальнейшей эксплуатации, ремонту или восстановлению.

9.9. Осмотр и определение технического состояния предъявленных к списанию покрышек должны производиться местной комиссией по списанию шин, которая назначается приказом по хозяйству или предприятию. На каждую предъявляемую к списанию покрышку должна быть представлена полностью заполненная карточка учета работы шин.

9.10. При осмотре шин, предъявленных к списанию или отобранных для восстановления (местного ремонта), необходимо:

а) установить степень износа рисунка протектора, число, характер и размеры повреждений;

б) проверить состояние бортов покрышки;

в) определить степень старения резины по наличию трещин ("сетки старения") на протекторе и боковинах;

г) осмотреть внутреннюю поверхность покрышки для определения состояния каркаса, т.е. установить наличие или отсутствие кольцевых изломов, отслоений обкладочных резин, расслоений, разрывов нитей корда.

Перечень основных видов износа и повреждений шин, обусловливающих нецелесообразность их восстановления или местного ремонта, приведен в Приложениях 10 и 13.

9.11. При предъявлении к списанию шин с пробегом ниже установленного эксплуатационными и гарантийными нормами комиссия должна выяснить причину преждевременного выхода из строя каждой шины, выявить виновных в этом лиц и составить акт о списании. Списание шин, выбывших из эксплуатации с пробегом ниже установленного гарантийными нормами, при наличии у них производственных дефектов, может быть произведено после предъявления рекламации заводу-изготовителю.

9.12. Результаты осмотра и заключение комиссии о дальнейшем использовании шины заносятся в карточку учета работы шины и подтверждаются подписями членов комиссии.

10. Рекламации

 

10.1. Гарантийный пробег новых и восстановленных шин определяется ГОСТ или ТУ и гарантируется заводами-изготовителями и шиновосстановительными предприятиями (Приложение 16).

10.2. На покрышки и камеры, в которых в период действия гарантийных норм выявляются производственные дефекты, хозяйствами и предприятиями должны предъявляться рекламации шинным и шиновосстановительным предприятиям независимо от того, находятся шины в эксплуатации или на хранении.

Перечень основных производственных и эксплуатационных видов разрушения покрышек и камер приведен в Приложении 17.

10.3. При предъявлении рекламации заводу-изготовителю или шиновосстановительному предприятию должен быть направлен акт на дефектные изделия (покрышки и камеры).

На дефектные покрышки, кроме того, направляются заверенные копии карточек учета работы шин. Дефектные шины предъявляются по требованию завода-изготовителя или шиновосстановительного предприятия.

10.4. При возникновении спорных вопросов между потребителями и заводами-изготовителями шин или шиновосстановительными предприятиями по вопросам качества шин или их поставки потребитель должен обратиться в органы Госарбитража.

По вопросам, касающимся претензий к качеству импортных шин, потребитель должен обращаться в экспортно-импортный отдел Союзглавхима по адресу: г. Москва. 107809, Орликов пер., дом 5.

 

Утверждаю:

Заместитель министра
нефтеперерабатывающей и
нефтехимической
промышленности СССР

М.П. Парфенов

19 ноября 1976 г.

 

Согласовано

Заместитель начальника
Управления механизации
строительства Госстроя СССР

В.В. Семковский

30 июня 1976 г.

 

Заместитель министра
черной металлургии СССР

В.И. Панкрушин

30 июня 1976 г.

 

Заместитель министра
строительного, дорожного
и коммунального
машиностроения СССР

В.К. Ростоцкий

30 июня 1976 г.

 

______________________________

* Норма слойности условно обозначает прочность каркаса и определяет соответствие шины максимально допускаемой нагрузке. При одной и той же норме слойности фактическое число слоев каркаса может быть различным в зависимости от прочности применяемого корда.

Приложения

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определен порядок эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, а также строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин. Приведены правила приемки и транспортирования шин (покрышек и камер), их маркировки и хранения, ухода за ними.

Перечислены обязанности водителя по уходу за шинами. Так, категорически запрещается снижать давление и доводить его до нормы при нагреве шин во время движения. Перед выездом на линию водитель должен проверить наличие шин, закрепленных за автомобилем, их техническое состояние, а также убедиться, что за время стоянки не произошла утечка воздуха.

Учет ежемесячного пробега шин и их ремонта следует вести регулярно для каждой шины в отдельности. Покрышки с изношенным рисунком протектора и работоспособным каркасом хозяйства необходимо сдавать на шиновосстановительные предприятия.

Принятые правила являются обязательными для всех хозяйств и предприятий, эксплуатирующих шины для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.


Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (утв. Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР 19 ноября 1976 г.)


Текст правил приводится по изданию издательства "Химия", Москва 1979 г.


В Правилах изложены следующие вопросы: приемка, транспортирование, маркировка, назначение и хранение шин; порядок комплектования шинами большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин; правила монтажа и демонтажа шин; уход за шинами; обязанности водителя по уходу за шинами; порядок сдачи шин в ремонт, на восстановление и порядок списания; учет работы шин


В Правилах приведены краткие сведения об основных типах машин, на которых эксплуатируются шины, о режимах эксплуатации и гарантийных нормах пробега шин. Правила являются основным документом, регламентирующим работу и обслуживание шин. Выполнение их является обязательным для всех организаций, эксплуатирующих большегрузные автомобили, строительные, дорожные и подъемно-транспортные машины


Правила подготовили сотрудники Днепропетровского филиала НИИ шинной промышленности А.Г. Нечипоренко, С.С. Якушкин, В.А. Сторожко, Н.И. Сидоренко, В.С. Жидко, В.И. Коваленко