Примерная форма положения о планово-экономическом отделе (подготовлено экспертами компании "Гарант")


Утверждаю

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения]

[должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]


[число, месяц, год]

М. П.


Положение о планово-экономическом отделе


[наименование организации, предприятия, учреждения]*


[число, месяц, год] N [вписать нужное]


1. Общие положения


1.1. Планово-экономический отдел, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Отдел подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.4. Начальник планово-экономического отдела имеет [вписать нужное] заместителя(ей).

1.5. Обязанности заместителя(ей) определяются начальником планово-экономического отдела.

1.6. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов и пр.) в составе планово-экономического отдела, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника планово-экономического отдела.

1.7. В своей деятельности отдел руководствуется:

- уставом предприятия;

- настоящим положением;

- [вписать нужное].

1.8. [Вписать нужное].


2. Структура


2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника планово-экономического отдела и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Планово-экономический отдел может иметь в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.).

Например: бюро (сектор, группа) экономического планирования, бюро (сектор, группа) учета, бюро (сектор, группа) экономического анализа и прогноза, бюро (сектор, группа) статистики, бюро (сектор, группа) расчета и формирования планово-расчетных цен.

2.3. Положения о подразделениях планово-экономического отдела (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником планово-экономического отдела, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ми) начальника планово-экономического отдела].

2.4. [Вписать нужное].


3. Задачи


На планово-экономический отдел возложены следующие задачи:

3.1. Формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли.

3.2. Анализ экономического состояния предприятия.

3.3. Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

3.4. Формирование ценовой политики предприятия.

3.5. Организация и методическое обеспечение разработок программ, перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия.

3.6. Совершенствование концепции планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, на инвестиционные программы.

3.7. Контроль за выполнением подразделениями предприятия законодательства Российской Федерации в области экономики.

3.8. Разработка проектов оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию, а также цен на услуги.

3.9. [Вписать нужное].


4. Функции


На планово-экономический отдел возложены следующие функции:

4.1. Организация и общее руководство разработкой и подготовкой к утверждению проектов перспективных и текущих планов экономической деятельности и развития предприятия.

4.2. Руководство составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия, согласование и увязка их разделов.

4.3. Формирование и определение экономической стратегии развития предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.

4.4. Руководство подготовкой проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами контрагентов и заключенными договорами.

4.5. Разработка прогнозов экономического развития предприятия в соответствии с потребностями рынка.

4.6. Разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли.

4.7. Составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением текущих изменений в планово-расчетные цены и на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве.

4.8. Подготовка заключений на проекты оптовых цен на продукцию предприятия.

4.9. Анализ роста цен на аналогичную продукцию конкурентов.

4.10. Внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельную продукцию.

4.11. Выявление убыточной продукции, разработка мероприятий по снятию ее с производства.

4.12. Комплексный анализ всех видов деятельности предприятия.

4.13. Планирование объемов капитальных вложений и операционных средств для централизованной оплаты оборудования и инвентаря на основе заявок производственных и технических подразделений предприятия.

4.14. Разработка мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений.

4.15. Определение лимитов капитальных вложений.

4.16. Разработка мероприятий по повышению производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов.

4.17. Организация и координация исследований для определения условий повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и разработка соответствующих мероприятий на основе полученных результатов.

4.18. Подготовка и представление в главную бухгалтерию, отдел организации и оплаты труда предложений по установлению (изменению) должностных окладов отдельных должностей и категорий работников предприятия.

4.19. Подготовка предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия.

4.20. Контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий.

4.21. Статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, систематизация статистических материалов.

4.22. Подготовка статистической отчетности в установленные сроки.

4.23. Разработка мер по обеспечению режима экономии, снижению издержек на производство и реализацию продукции, выявлению возможности дополнительного выпуска продукции, если в этом есть необходимость.

4.24. Подготовка, обоснование и согласование с:

- финансовым отделом - доходной и расходной частей бюджета;

- отделом капитального строительства - лимитов капитальных вложений на строительство и приобретение оборудования;

- отделом науки, отделом социального развития и отделом подготовки кадров - расходов на финансирование научно-исследовательских работ, социальное развитие предприятия, подготовку кадров.

4.25. Разработка экономических нормативов затрат на осуществление деятельности предприятия и представление их для согласования в финансовый отдел, корректировка их с учетом инфляционных процессов.

4.26. Разработка и доведение до структурных подразделений предприятия прогнозируемых объемов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в увязке с объемами финансирования.

4.27. Разработка планов операционных затрат на осуществление деятельности предприятия по источникам финансирования на год и по кварталам.

4.28. Подготовка предложений, обоснований и расчетов по затратам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытных работ и разработок, капитального ремонта зданий и сооружений, доведение планов затрат до финансового отдела.

4.29. Определение объемов затрат на повышение квалификации работников на основе прогнозов потребности в подготовке кадров для предприятия.

4.30. Разработка и согласование с финансовым отделом и главной бухгалтерией расчетов по мобилизации собственных средств предприятия.

4.31. Анализ действующих структур управления предприятия и подготовка предложений по их дальнейшему совершенствованию.

4.32. Разработка методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, проведению организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособной продукции (работ, услуг).

4.33. Разработка унифицированной документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной документации.

4.34. Разработка методик, рекомендаций, нормативно-инструктивной документации по вопросам экономики, оплаты труда, ценовой политики, совершенствования статистической отчетности.

4.35. Организация обмена опытом экономической работы, проведение семинаров-совещаний по повышению квалификации работников финансово-экономических подразделений предприятия и сторонних организаций, с привлечением соответствующих служб предприятия.

4.36. [Вписать нужное].


5. Права


5.1. Планово-экономический отдел имеет право:

- давать структурным подразделениям предприятия указания по методике экономических расчетов, учета и планирования, которые являются обязательными к исполнению подразделениями;

- требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач;

- самостоятельно вести переписку по вопросам экономического планирования и статистической отчетности, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия;

- представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями;

- давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

- проверять правильность и обоснованность смет, расчетов, иной учетной и отчетной документации, составленной структурными подразделениями предприятия;

- вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности работников предприятия по результатам проверок;

- проводить совещания и участвовать в совещаниях, проводимых на предприятии по вопросам производственно-экономической деятельности предприятия;

- привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений предприятия, экспертов сторонних организаций для участия в выполнении работ по вопросам, входящим в компетенцию отдела в соответствии с настоящим положением;

- [вписать нужное].

5.2. Начальник планово-экономического отдела визирует все документы, связанные с производственно-экономической деятельностью предприятия (планы, договоры, отчеты, сметы, справки, пр.).

5.3. Начальник планово-экономического отдела вправе вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.

5.4. Проекты приказов, положений, инструкций и других документов, затрагивающих вопросы экономической работы, структур управления и штатов подлежат обязательному согласованию с планово-экономическим отделом.

5.5. [Вписать нужное].


6. Взаимоотношения (служебные связи)**


Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, планово-экономический отдел взаимодействует:

6.1. С финансовым отделом по вопросам:

Получения:

- финансовых и кредитных планов;

- отчетов о выполнении финансовых планов;

- результатов финансового анализа;

- методических и инструктивных материалов по вопросам финансовой деятельности предприятия;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- среднесрочных и долгосрочных планов производственной деятельности предприятия;

- копий плановых экономических заданий, поставленных перед подразделениями предприятия;

- плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат;

- проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы и услуги;

- результатов экономического анализа всех видов деятельности предприятия;

- [вписать нужное].

6.2. С главной бухгалтерией по вопросам:

Получения:

- данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа;

- баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств;

- расчетов заработной платы;

- предварительных расчетов амортизационных отчислений;

- данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- планов производства продукции на месяц, квартал, год в целом по предприятию и по отдельным структурным подразделениям;

- проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги);

- отчетов о выполнении планов структурными подразделениями и предприятием в целом;

- [вписать нужное].

6.3. С производственными подразделениями по вопросам:

Получения:

- отчетов о выполнении плана по производству продукции;

- сведений о расходах сырья и материалов на единицу продукции;

- отчетов об устранении потерь и сокращении непроизводственных расходов;

- данных о затратах трудовых ресурсов, использовании рабочего времени;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- планов производства продукции на месяц, квартал, год;

- результатов анализа деятельности производственных подразделений за предыдущие плановые периоды с рекомендациями по выявлению возможностей более полной и равномерной загрузки производственных мощностей, оборудования и производственных площадей;

- [вписать нужное].

6.4. С отделом главного технолога по вопросам:

Получения:

- данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа;

- проектов перспективных и текущих планов развития и внедрения ресурсо- и природосберегающих технологических процессов и режимов производства выпускаемой предприятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

- данных для расчетов по снижению себестоимости продукции (расчетов снижения энерго- и материалоемкости продукции, трудоемкости ее производства с приложением прогнозов изменения качества продукции);

- данных, необходимых для утверждения товарной номенклатуры;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- планов производства продукции на месяц, квартал, год в целом по предприятию и по отдельным структурным подразделениям;

- расчетов по снижению себестоимости продукции (расчетов снижения энерго- и материалоемкости продукции, трудоемкости ее производства);

- расчетов экономической эффективности внедрения новых видов продукции и технологий;

- [вписать нужное].

6.5. С отделом материально-технического снабжения по вопросам:

Получения:

- расчетов потребности материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования, топлива, энергии и др.);

- данных об изменениях цен на материальные ресурсы у поставщиков;

- проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений;

- отчетов о выполнении планов материально-технического снабжения;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;

- результатов анализа деятельности отдела материально-технического снабжения за предыдущие плановые периоды;

- расчетов необходимых объемов запасов материальных ресурсов;

- [вписать нужное].

6.6. С отделом сбыта по вопросам:

Получения:

- планов и графиков отгрузки продукции;

- отчетов о выполнении планов по отгрузке покупателям готовой продукции;

- данных о состоянии запасов готовой продукции и их соответствии утвержденным нормативам;

- отчетов о выполнении графиков поставок и других условий договоров;

- [вписать нужное].

Предоставления;

- планов реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;

- планов производства для заключения договоров с контрагентами;

- утвержденных цен на продукцию (работы, услуги);

- [вписать нужное].

6.7. С отделом маркетинга по вопросам:

Получения:

- обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги), в том числе по отдельным позициям номенклатуры;

- сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, об объемах оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;

- информации о состоянии рынка товаров (работ, услуг);

- данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия;

- [вписать нужное].

Предоставления;

- планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;

- изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований;

- проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа;

- [вписать нужное].

6.8. С отделом организации и оплаты труда по вопросам:

Получения:

- расчетов затрат труда на единицу продукции;

- планов по труду структурных подразделений предприятия и систему трудовых показателей;

- предложений по формированию заработной платы;

- перечня мероприятий по повышению производительности труда и качества выполнения работ, улучшению использования рабочего времени;

- отчетов о формировании фондов оплаты труда структурных подразделений;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

- рекомендаций и указаний по снижению трудоемкости продукции (работ, услуг);

- [вписать нужное].

6.9. С юридическим отделом по вопросам:

Получения:

- разъяснения действующего законодательства и порядка его применения;

- анализа изменений и дополнений финансового, налогового, гражданского законодательства;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- заявок на поиск необходимых нормативных правовых документов, а также на разъяснение действующего законодательства;

- [вписать нужное].

6.10. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

Предоставления:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].


7. Ответственность


7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник планово-экономического отдела.

7.2. На начальника планово-экономического отдела возлагается персональная ответственность за:

- организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на планово-экономический отдел;

- организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями, а также использование информации работниками отдела строго в служебных целях;

- своевременность и качество исполнения документов и поручений руководства предприятия;

- создание условий для производственной деятельности работников отдела;

- соблюдение работниками отдела трудовой и производственной дисциплины;

- обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе и соблюдение правил пожарной безопасности;

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

7.3. Ответственность работников планово-экономического отдела устанавливается должностными инструкциями.

7.4. [Вписать нужное].


Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


______________________________

*Наименование организации, предприятия, учреждения должно строго соответствовать тому, которое закреплено в учредительном документе, если в нем закреплено и сокращенное наименование, оно помещается в скобках ниже полного наименования.

Для краткости в тексте положения используется одно название предприятие.

**Данный раздел дается как ориентировочный, поскольку со временем служебные связи между структурными и иными подразделениями изменяются ("шлифуются") и в положения о подразделениях вносятся соответствующие изменения и дополнения.



Примерная форма положения о планово-экономическом отделе


Разработана: Компания "Гарант", июнь, 2016 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.