Примерная форма положения о главной бухгалтерии (подготовлено экспертами компании "Гарант")


Утверждаю

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения]

[должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]


[число, месяц, год]

М. П.


Положение о главной бухгалтерии [наименование организации, предприятия, учреждения]*


[число, месяц, год] N [вписать нужное]


1. Общие положения


1.1. Главная бухгалтерия, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия] одновременно с созданием или ликвидацией предприятия.

Примечание: Наименование данного подразделения определяется на предприятии. Это может быть: "Бухгалтерия", "Отдел главного бухгалтера", "Центральная бухгалтерия", "Отдел бухгалтерского учета, отчетности и контроля", "Финансово-бухгалтерский отдел". Однако следует помнить, что если на предприятии в структурных подразделениях (например, отделах) созданы внутренние подразделения, отвечающие за бухгалтерский учет (бюро, участки, пр.) внутри подразделения (отдела), то наименование головного бухгалтерского подразделения необходимо обозначить более четко. Употребление понятия "Главная бухгалтерия" в таких случаях наиболее приемлемо.

1.2. Главная бухгалтерия подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Главную бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.4. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) руководство главной бухгалтерией осуществляет его заместитель, а при отсутствии последнего - другое должностное лицо, о чем объявляется приказом по предприятию.

1.5. В своей деятельности главная бухгалтерия руководствуется:

- Законом Российской Федерации о бухгалтерском учете;

- положениями по бухгалтерскому учету;

- иными нормативными правовыми документами о бухгалтерском учете;

- уставом предприятия;

- настоящим положением.

1.6. [Вписать нужное].


2. Структура


2.1. Структуру и штатную численность главной бухгалтерии утверждает [наименование должности руководителя предприятия] по представлению главного бухгалтера и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Главная бухгалтерия может иметь в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.).

Например: бюро (сектор, группа) учета основных средств и нематериальных активов, бюро (сектор, группа) финансово-расчетных операций, бюро (сектор, группа) сводного учета и отчетности, бюро (сектор, группа) учета готовой продукции и ее реализации, бюро (сектор, группа) расчетов с работниками предприятия, бюро (сектор, группа) финансового контроля и ревизии.

2.3. Положения о подразделениях главной бухгалтерии (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются главным бухгалтером, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями бюро, секторов, групп].

2.4. [Вписать нужное].


3. Задачи


На главную бухгалтерию возлагаются следующие задачи:

3.1. Организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

3.2. Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

3.3. [Вписать нужное].


4. Функции


Главная бухгалтерия выполняет следующие функции:

4.1. Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, а также исходя из структуры, особенностей деятельности предприятия и необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

4.2. Разработка и принятие рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.

4.3. Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности.

4.4. Обеспечение порядка проведения инвентаризаций. Контролирование проведения хозяйственных операций.

4.5. Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

4.6. Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля.

4.7. Своевременное представление в установленном порядке полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах.

4.8. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

4.9. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

4.10. Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

4.11. Своевременный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

4.12. Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

4.13. Обеспечение своевременных расчетов по заработной плате.

4.14. Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений.

4.15. Погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам.

4.16. Отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

4.17. Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.

4.18. Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства Российской Федерации.

4.19. Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей.

4.20. Принятие мер по обеспечению накопления финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

4.21. Взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных ценных бумаг; контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

4.22. Обеспечение строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов; законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

4.23. Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

4.24. Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, а также другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

4.25. Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) подразделениях предприятия (проведение документальных ревизий).

4.26. Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств.

4.29. Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов и надбавок к заработной плате, положений о премировании.

4.28. [Вписать нужное].


5. Права


5.1. Главная бухгалтерия имеет право:

- требовать от всех подразделений предприятия соблюдения порядка оформления операций и представления необходимых документов и сведений;

- требовать от руководителей структурных подразделений предприятия и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффективности использования средств предприятия, обеспечение сохранности собственности предприятия, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета и контроля в частности:

пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм;

улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованности отпуска этих ценностей для нужд производства, обслуживания и управления;

проведения мероприятия по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов, организации правильного первичного учета выработки продукции и движения деталей и полуфабрикатов, организации количественного учета использования сырья и материалов в цехах, на производственных участках;

- проверять в структурных подразделениях предприятия соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

- вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок;

- не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также без соответствующего распоряжения [наименование должности руководителя предприятия] и начальника юридического отдела;

- вести переписку по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, а также другим вопросам, входящим в компетенцию главной бухгалтерии и не требующим согласования с руководителем предприятия;

- представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции главной бухгалтерии во взаимоотношениях с налоговыми, финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, банками, кредитными учреждениями, иными государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.

- по согласованию с [наименование должности руководителя предприятия]

или его заместителем по коммерческим вопросам привлекать экспертов и специалистов в области бухгалтерского учета для консультаций, подготовки заключений, рекламаций и предложений.

5.2. Главный бухгалтер вправе:

- в случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписок, использования средств не по назначению и других нарушений и злоупотреблений) докладывать [наименование должности руководителя предприятия] для принятия мер;

- вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников главной бухгалтерии, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую и финансовую дисциплину;

- давать согласие или отказывать в нем по вопросам назначения, увольнения и перемещения работников главной бухгалтерии;

- [вписать нужное].

5.3. Требования главной бухгалтерии в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений предприятия.

5.4. [Вписать нужное].


6. Взаимоотношения (служебные связи)**


6.1. Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, главная бухгалтерия взаимодействует:

С планово-экономическим отделом по вопросам:

- получения: планов производства продукции на месяц, квартал, год в целом по предприятию и по отдельным структурным подразделениям; проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги); отчетов о выполнении планов структурными подразделениями и предприятием в целом; [вписать нужное];

- предоставления: данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа; баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета; расчетов заработной платы; предварительных расчетов амортизационных отчислений; данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; [вписать нужное].

С производственными подразделениями и техническими подразделениями (цехами, отделами главного технолога, главного механика, пр.) по вопросам:

- получения: отчетов о выполнении планов; отчетов о движении основных материалов: актов на передачу оборудования в эксплуатацию, расчетов о расходе материалов на единицу продукции; приказов, распоряжений, актов и других документов, необходимых для бухгалтерского учета; договоров; смет; [вписать нужное];

- предоставления: [вписать нужное].

С отделом контроля качества по вопросам:

- получения: актов отбраковки продукции; заключений о виновности ответственных лиц; заключений на принятие рекламации; расчетов издержек на устранение брака; [вписать нужное].

- предоставления: сведений о результатах учета потерь от брака; сведений о взысканиях с виновных; [вписать нужное].

С отделом сбыта по вопросам:

- получения: товарно-сопроводительной документации; отчетов об отгруженной контрагентам продукции; сведений о состоянии запасов продукции на складах готовой продукции; счетов, выставленных контрагентам за отгруженную продукцию; данных о возврате продукции контрагентами; информации о затратах, произведенных на отгрузку продукции; копий претензий и рекламаций, предъявленных предприятию; сведений о порче, повреждении, гибели продукции; актов о списании продукции; [вписать нужное];

- предоставления: данных о движении продукции; норм запасов продукции на складах; норм естественной убыли; итогов инвентаризации продукции; [вписать нужное].

С отделом материально-технического снабжения по вопросам:

- получения: товарно-сопроводительной документации; отчетов об отгруженных контрагентами материально-технических ресурсов; сведений о состоянии запасов на складе сырья и материалов; отчетов о затратах, произведенных на приобретение материально-технических ресурсов; [вписать нужное];

- предоставления: утвержденных смет расходов на приобретение материально-технических ресурсов; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; отчетных данных о движении сырья и материалов, об их остатках на конец отчетного периода; [вписать нужное].

С отделом маркетинга по вопросам:

- получения: отчетов о затратах, произведенных на маркетинговые исследования; расчетов затрат на послепродажное обслуживание продукции; сведений о ценах на материально-технические средства у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий; [вписать нужное];

- предоставления: бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продукции; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; нормативов на представительские, командировочные и рекламные расходы; [вписать нужное].

С отделом организации и оплаты труда по вопросам:

- получения: данных об использовании фондов оплаты труда и фондов материального поощрения; положений о премировании; норм труда; расчетов трудоемкости продукции; [вписать нужное];

- предоставления: сведений о фактически начисленной заработной плате по предприятию и по подразделениям; утвержденных фондов оплаты труда и фондов материального поощрения; сведений о дополнительных выплатах; рекомендаций по оформлению расходования фондов оплаты труда; [вписать нужное].

С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения: [вписать нужное];

Предоставления: [вписать нужное].

6.2. Главная бухгалтерия согласовывает с руководителями структурных подразделений предприятия, а также с отделом организации и оплаты труда, вопросы назначения, увольнения и перемещения материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

6.3. Главная бухгалтерия оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.

6.4. [Вписать нужное].


7. Ответственность


7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных настоящим положением, несет главный бухгалтер.

7.2. На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:

- правильное ведение бухгалтерского учета;

- принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые отвечают требованиям установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

- своевременную и правильную выверку операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетам с дебиторами и кредиторами;

- соблюдение порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

- своевременное проведение в структурных подразделениях предприятия проверок и документальных ревизий;

- составление достоверной бухгалтерской отчетности;

- [вписать нужное].

7.3. Главный бухгалтер привлекается наравне с [наименование должности руководителя предприятия] к ответственности в случае:

- нарушения правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;

- нарушения сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам;

- [вписать нужное].

7.4. Ответственность работников главной бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями.

7.5. [Вписать нужное].


Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


______________________________

* Наименование организации, предприятия, учреждения должно строго соответствовать тому, которое закреплено в учредительном документе, если в нем закреплено и сокращенное наименование, оно помещается в скобках ниже полного наименования.

Для краткости в тексте положения используется одно название предприятие.

Учитывая тот факт, что финансовые отделы создаются далеко не на каждом предприятии, в положении объединены основные функции главной бухгалтерии и функции финансового отдела.

** Данный раздел дается как ориентировочный, поскольку со временем служебные связи между структурными и иными подразделениями изменяются ("шлифуются") и в положения о подразделениях вносятся соответствующие изменения и дополнения.



Примерная форма положения о главной бухгалтерии


Разработана: Компания "Гарант", сентябрь, 2008 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение