Примерная форма положения о юридическом отделе (подготовлено экспертами компании "Гарант")


Утверждаю

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения]

[должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]


[число, месяц, год]

М. П.


Положение
о юридическом отделе


[наименование организации, предприятия, учреждения]*


[число, месяц, год] N [вписать нужное]


1. Общие положения


1.1. Юридический отдел, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Отдел непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.4. Начальник юридического отдела имеет [вписать нужное] заместителя(ей).

Обязанности заместителя(ей) определяются начальником юридического отдела.

1.5. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов и пр.) в составе юридического отдела, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника юридического отдела.

1.6. В своей деятельности отдел руководствуется:

- законодательством Российской Федерации;

- уставом предприятия;

- настоящим положением;

1.7. [Вписать нужное].


2. Структура


2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника юридического отдела и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Юридический отдел может иметь в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы,бюро, пр.).

Например: Бюро (сектор, группа) планирования и оперативного управления, бюро (сектор, группа) договорной работы, бюро (сектор, группа) обеспечения правовой информацией, бюро (сектор, группа) обеспечения законности правовых документов, бюро (сектор, группа) претензионной и исковой работы, бюро (сектор, группа) учета и хранения нормативных актов.

2.3. Положения о подразделениях юридического отдела (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями бюро,секторов, групп; заместителем(ми) начальника отдела].

2.4. [Вписать нужное].


3. Задачи


На юридический отдел возлагаются следующие задачи:

3.1. Обеспечение соблюдения законности на предприятии.

3.2. Юридическая защита интересов предприятия.

3.3. Договорная, претензионная и исковая работа.

3.4. Консультирование руководителей структурных подразделений и работников предприятия по вопросам законодательства Российской Федерации.

3.5. [Вписать нужное].


4. Функции


4.1. Для выполнения задачи по обеспечению соблюдения законности на предприятии на юридический отдел возложены следующие функции:

- поиск, сбор, приобретение нормативных правовых документов, необходимых для осуществления деятельности предприятия;

- организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие нормативных правовых актов:

- учет локальных нормативных правовых актов принимаемые предприятием:

- приобретение и эксплуатация электронных баз данных правовой информации;

- проведение подписки на газеты и журналы, являющиеся официальными источниками опубликования нормативных правовых актов, и публикующих нормативно-правовые акты по хозяйственной, финансовой, налоговой, трудовой и иной тематике, а также на электронные версии газет и журналов;

- проверка соответствия закону представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера по следующим направлениям:

определение правомочности руководителя предприятия издавать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу;

определение специалиста предприятия или руководителя подразделения, который компетентен подписывать правовой акт по конкретному правовому вопросу;

определение степени необходимости согласования с подразделениями предприятия;

определение правильности ссылок на законы и другие нормативные правовые акты;

[вписать нужное];

- проверка этапов согласований подготовленных документов с заинтересованными подразделениями предприятия;

- визирование проектов, составленных правильно по существу и форме;

- возврат проектов без визы в подразделения (специалистам), разработавшим его, с приложением письменного заключения, в котором указываются положения, не соответствующие законодательству, и приводятся обоснованные ссылки на нормативные правовые акты, инструкции по делопроизводству, пр.;

- контроль за приведением проектов в соответствие с законодательством согласно письменному заключению, переданному с возвращаемыми в подразделения (специалистам) проектами;

- выдача руководителям (специалистам) подразделений предписаний об изменении или отмене актов, изданных с нарушением законодательства;

- [вписать нужное];

4.2. Для выполнения задачи по ведению договорной работы на юридический отдел возложены следующие функции:

- определение форм договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов, взаимоотношений (хозяйственных связей) с контрагентами и других факторов;

- внесение руководству предприятия предложений о возможном способе установления договорных отношений:

путем заключений договоров, подписываемых сторонами;

путем подтверждения принятия заказа;

[вписать нужное];

- разработка примерных форм договоров и передача их в структурные подразделения предприятия;

- проверка наличия на проектах хозяйственных договоров, представленных для визирования в юридический отдел, виз руководителей структурных подразделений, с которыми эти проекты должны быть согласованы;

- визирование проектов хозяйственных договоров, заключаемых предприятием с контрагентами, и передача их на подпись руководителю предприятия;

- составление протоколов разногласий в случае, если у юридического отдела возникли возражения по отдельным условиям договоров;

- рассмотрение протоколов разногласий, полученных от контрагентов:

проверка своевременности составления протоколов контрагентами;

законности и мотивированности возражений структурных подразделений против тех или иных предложений контрагентов;

[вписать нужное];

- принятие мер к доарбитражному (несудебному) урегулированию разногласий в случае полного или частичного несогласия предприятия с предложениями контрагентов;

- обеспечение согласно установленному порядку нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации отдельных видов договоров;

- анализ практики заключения и исполнения хозяйственных договоров за предыдущие годы по следующим направлениям:

соответствие условий договоров как интересам предприятия, так и его контрагентов;

определение условий, которые следует уточнить или изменить;

определение перечня условий, подлежащих изменению в связи с изменениями законодательства, экономической и правовой ситуации в отрасли и на товарных рынках (введение в условия договора дополнительных санкций, технических оговорок, пр.);

[вписать нужное];

- проверка состояния договорной работы в структурных подразделениях предприятия и в случае выявления недостатков (несвоевременного заключения договоров, "амнистирования" нарушителей договорной дисциплины, нарушений порядка расчетов с контрагентами, нарушений инструкций о порядке приемки продукции по количеству и качеству, др.) выработка предложений и разработка мероприятий по исправлению сложившейся ситуации;

- анализ данных о суммах штрафов, выплаченных предприятием за нарушение договорных обязательств, и принятие мер по пересмотру системы подготовки, заключения и исполнения договоров;

- [вписать нужное].

4.3. Для выполнения задачи по ведению претензионной работы на юридический отдел возложены следующие функции:

- учет претензий и связанных с ними документов по единой утвержденной на предприятии форме (журнальной);

- разработка формы учета исполнения контрагентами своих обязательств;

- подготовка претензий и материалов к ним в количестве экземпляров, необходимых для передачи претензий контрагенту-нарушителю, оставления в деле и передачи в арбитражный суд;

- передача проектов претензий для визирования заинтересованными структурными подразделениями;

- предъявление претензий контрагентам;

- проверка соблюдения требований, указанных в претензиях на основе данных, представленных структурными подразделениями (при положительных ответах на претензии);

- подготовка и представление руководству предприятия соответствующих предложений по досудебному урегулированию или о предъявлении исков в арбитражный суд;

- контроль за исполнением претензий, предъявленных контрагентам, и ведение учета их исполнения;

- рассмотрение претензий, поступивших на предприятие:

проверка их юридической обоснованности: не истекли ли установленные сроки исковой давности для данной категории дел, правильные ли ссылки заявителей претензий на нормативные акты, договоры и другие документы правового характера и т.п.;

проверка фактических обстоятельств, изложенных в претензиях;

[вписать нужное];

- составление проектов ответов на претензии и согласование с заинтересованными подразделениями;

- представление руководителю предприятия для утверждения решений о полном или частичном удовлетворении претензии;

- [вписать нужное];

4.4. Для выполнения задачи по ведению исковой работы на юридический отдел возложены следующие функции:

- принятие мер по соблюдению доарбитражного порядка урегулирования хозяйственных споров (если он установлен соответствующим документом);

- подготовка исковых заявлений и материалов для предъявления в арбитражные суды; предъявление исковых заявлений в арбитражные суды;

- изучение исковых заявлений, направленных предприятию;

- формирование по каждому исковому производству дел, в которые подшиваются копии исковых заявлений и приложений к ним, отзывы на исковые заявления, повестки о вызове на заседание арбитража (суда) и другие документы;

- подготовка встречных исковых заявлений, решений о добровольном удовлетворении исковых требований, предложений по заключению мировых соглашений;

- согласование с руководством предприятия состава специалистов, представительство которых необходимо в суде (представителей отдела материально-технического снабжения - по спорам, связанным с качеством сырья и материалов, поставленных предприятию; представителей отдела контроля качества - по спорам, связанным с качеством продукции, изготовленной предприятием, пр.);

- представительство в заседаниях суда;

- своевременное получение копий решений, определений и других документов, принимаемых судом или арбитражным судом по делу, имеющему отношение к предприятию;

- изучение решений, определений, постановлений и подготовка жалоб в случае, если есть основания считать их необоснованными;

- [вписать нужное].

4.5. Для выполнения иных задач на юридический отдел возложены следующие функции:

- оформление заявок и других документов и передача их в государственные и муниципальные органы для получения лицензий, разрешений, торговых патентов, иных разрешительных документов, необходимых для осуществления деятельности предприятия;

- работа по страхованию имущества предприятия, страхованию ответственности в страховых организациях;

- участие в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности предприятия (договоров о материальной ответственности; инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятии материальных ценностей, учета их движения; инструкций учета выпуска и отпуска готовой продукции; пр.);

- проверка и визирование договоров о полной материальной ответственности;

- проверка соответствия закону проектов приказов об увольнении или переводе лиц, несущих полную материальную ответственность;

- участие в подготовке материалов о хищениях, растратах, недостачах и порче имущественных ценностей для принятия мер по возмещению ущерба;

- анализ совместно с заинтересованными подразделениями (бухгалтерией, отделом материально-технического снабжения, отделом сбыта и др.) причин, повлекших за собой порчу материальных ценностей, а также причин и условий, способствующих хищениям, возникновению потерь, пр.);

- участие в проверках, проводимых на предприятии государственными контрольно-надзорными органами с целью правового контроля за соблюдением проверяющими процессуальнымх действий, обоснованностью и правильностью выводов проверяющих, оформлением результатов проверок и составлением процессуальных документов, пр.;

- подписание актов проверок или протоколов об административных правонарушениях, выявленных в результате проверок на предприятии, изложение причин несогласия с ходом проверок и их результатами;

- представительство в государственных контрольно-надзорных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных на предприятии;

- обеспечение подразделений предприятия, отдельных работников нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления ими своих функций и обязанностей;

- разработка графиков приема работников предприятия для консультирования по юридическим вопросам;

- письменное и устное консультирование, оказание правовой помощи в составлении правовых документов;

- [вписать нужное].


5. Права


Юридический отдел имеет право:

5.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений предприятия сведения, справочные и другие материалы, необходимые для осуществления деятельности отдела.

5.2. Представлять в установленном порядке предприятие в органах государственной власти, иных учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

5.3. Вести самостоятельную переписку с государственными и муниципальными органами по правовым вопросам.

5.4. Давать структурным подразделениям и отдельным специалистам обязательные для исполнения указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

5.5. Принимать меры при обнаружении нарушений законности на предприятии и докладывать об этих нарушениях руководителю предприятия для привлечения виновных к ответственности.

5.6. По согласованию с руководителем предприятия привлекать экспертов и специалистов в отрасли права для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.

5.7. [Вписать нужное].


6. Взаимоотношения (служебные связи)**


6.1. Юридический отдел взаимодействует со всеми структурными подразделениями по вопросам:

Получения:

- приказов, распоряжений, инструкций, проектов договоров для визирования и правовой экспертизы;

- материалов для предъявления претензий и исков к поставщикам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- претензий, предъявленных предприятию контрагентами;

- имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных контрагентах;

- заявок на поиск необходимых нормативных правовых документов, разъяснение действующего законодательства;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;

- согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- ответов на претензии и иски контрагентов по поводу нарушения структурными подразделениями предприятия договорных обязательств;

- разъяснения действующего законодательства и порядка его применения;

- анализа изменений и дополнений законодательства;

- [вписать нужное].

6.2. Юридический отдел взаимодействует с отдельными структурными подразделениями по специальным вопросам, а именно:

С главной бухгалтерией по вопросам:

Получения:

- проектов договоров о материальной ответственности;

- результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- сведений о недостачах, хищениях, растратах товарно-материальных ценностей;

- материалов по взысканию дебиторской задолженности;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- расчетов на представительство отдела в судах (размеров госпошлин, штрафов, пр.);

- отчетов о расходовании средств, выделенных отделу;

- [вписать нужное].

С финансовым отделом по вопросам:

Получения:

- проектов финансовых договоров для правовой экспертизы;

- заключений по претензиям и искам, предъявленных предприятию;

- документов о перечислении денежных средств по оплате госпошлины, в счет удовлетворения претензий и исков, предъявленных предприятию;

- сведений о дебиторской и кредиторской задолженности;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- решений по предъявленным предприятию претензиям, искам;

- обобщенных результатов рассмотрения претензий, судебных дел;

- разъяснения действующего законодательства и порядка его применения;

- правовой помощи в претензионной работе;

- согласованных материалов о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, предложений по принудительному взысканию долгов;

- [вписать нужное].

С отделом сбыта по вопросам:

Получения:

- согласованных условий договоров по реализации продукции;

- сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок и оплаты поставленной продукции;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- предложений по корректировке примерных хозяйственных договоров в зависимости от специфики отдельных контрагентов;

- заключений и ответов на предъявленные контрагентами претензии и иски по поводу неисполнения предприятием договорных обязательств;

- согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- анализа изменений и дополнений гражданского законодательства;

- [вписать нужное].

С отделом материально-технического снабжения по вопросам:

Получения:

- сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок;

- материалов и необходимых расчетов для предъявления претензий и исков к поставщикам материально-технических ресурсов по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- [вписать нужное].

Предоставления:

- проектов договоров на приобретение материально-технических ресурсов;

- протоколов согласования разногласий по условиям заключаемых договоров;

- согласованных претензий и исков к поставщикам материально-технических ресурсов по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- [вписать нужное].

С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

Предоставления:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].


7. Ответственность


7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник юридического отдела.

7.2. На начальника юридического отдела возлагается персональная ответственность за:

- соответствие законодательству визируемых и подписываемых документов;

- составление, утверждение и представление достоверной отчетности;

- обеспечение руководства предприятия информацией по правовым вопросам;

- своевременное, а также качественное исполнение документов и поручений руководства предприятия;

- недопущение использования информации работниками отдела в неслужебных целях;

- соблюдение трудового распорядка работниками отдела;

- [вписать нужное].

7.3. Ответственность работников юридического отдела устанавливается должностными инструкциями.

7.4. [Вписать нужное].


Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


______________________________

* Наименование организации, предприятия, учреждения должно строго соответствовать тому, которое закреплено в учредительном документе, если в нем закреплено и сокращенное наименование, оно помещается в скобках ниже полного наименования.

Для краткости в тексте положения используется одно название предприятие.

** Данный раздел дается как ориентировочный, поскольку со временем служебные связи между структурными и иными подразделениями изменяются ("шлифуются") и в положения о подразделениях вносятся соответствующие изменения и дополнения.



Примерная форма положения о юридическом отделе


Разработана: Компания "Гарант", июль, 2016 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.