Решение коллегии Госкомспорта РФ от 23 апреля 2003 г. N 3/1 "Об утверждении сводных годовых форм федеральных статистических наблюдений N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" и N 5-ФК (сводная) "Сводные сведения по детско-юношеским спортивным школам и специализированным детско-юношеским школам олимпийского резерва" за 2002 год"

Решение коллегии Госкомспорта РФ от 23 апреля 2003 г. N 3/1
"Об утверждении сводных годовых форм федеральных статистических наблюдений N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" и N 5-ФК (сводная) "Сводные сведения по детско-юношеским спортивным школам и специализированным детско-юношеским школам олимпийского резерва" за 2002 год"

 

Рассмотрев сводные данные, составленные на основании сведений о физической культуре и спорте, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, коллегия Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту отмечает важность годовых статистических наблюдений для анализа и управления физкультурным движением в стране.

Анализ статистических данных показывает, что по всем основным показателям развития физической культуры и спорта в Российской Федерации наблюдается устойчивый рост.

Число занимающихся физической культурой и спортом в настоящее время составляет более 14 млн человек (что на 700 тыс.человек больше, чем в 2001 году), или 9,8% от численности населения Российской Федерации. Наблюдается как количественный, так и качественный рост штатных физкультурных работников. Из общего числа штатных физкультурных работников (255,2 тыс.человек) 83,4% имеют высшее и среднее специальное образование. Увеличилось количество физкультурно-оздоровительных учреждений, в том числе по месту жительства, для инвалидов всех категорий. Численность учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе, занимающихся физической культурой и спортом, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 3,2%.

В соответствии с государственной статистической отчетностью N 5-ФК в настоящее время в Российской Федерации работают 4143 спортивные школы, из которых 3012 - ДЮСШ и 1131 - СДЮШОР.

Всего за последние 5 лет (1998 - 2002 гг.) количество спортивных школ увеличилось на 381 и достигло 4143. Только за 2002 год количество спортивных школ увеличилось на 119, в том числе ДЮСШ - на 107, СДЮШОР - на 12.

Контингент занимающихся в спортивных школах в 2002 году превысил 2,5 млн человек, что на 108 тыс.(4,3%) больше, чем в 2001 году, и на 435 тыс.чел. (17,3%) больше, чем в 1998 г.

Подготовка спортсменов-разрядников в последние годы свидетельствует о некотором повышении качества работы спортивных школ по подготовке спортивного резерва. Так, в 1998 г. доля спортсменов-разрядников от общего числа занимающихся составляла 35,5%, а в 2002 г. - 36,2%. Доля высококвалифицированных спортсменов (КМС, МС, МСМК) также за эти годы возросла с 1,7% до 2,0%.

Положительная динамика спортивных результатов напрямую связана с уровнем образования и квалификации тренеров-преподавателей, работающих в спортивных школах. В настоящее время в спортивных школах работает тренеров-преподавателей 75,1 тыс.человек. Число штатных тренеров-преподавателей с 1998 по 2002 г. увеличилось на 5961 чел. (12,8%), тренеров-преподавателей, имеющих квалификационные категории, - на 5579 чел. (15,7%), имеющих физкультурное образование, - на 1625 чел. (4,4%), в том числе высшее физкультурное образование - на 1278 чел. (4,5%). Доля тренеров-преподавателей, имеющих квалификационные категории, также увеличилась с 74% в 1998 г. до 76,4% в 2002 г.

Несмотря на меры, принимаемые местными органами власти, охват детей и подростков (возраст 6-15 лет) занятиями спортом в спортивных школах в среднем по Российской Федерации пока остается низким - 11,3%.

Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы ухудшилось качество заполнения статистических отчетов, представляемых территориальными спортивными организациями. Формально анализируются показатели, допускаются ошибки, грубо нарушаются сроки представления статотчета - все это затрудняет подготовку сводных показателей.

Анализ статистических данных показывает, что существующая форма отчетности (N 1-ФК) по основным показателям является недостаточной, не отвечает современным требованиям и нуждается во внесений# изменений, дополнений и конкретизации всех существующих разделов. Требуется совершенствование показателей и по форме отчетности N 5-ФК.

В целях совершенствования статистической отчетности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации коллегия Госкомспорта России решила:

1. Рекомендовать к утверждению сводные годовые формы федеральных статистических наблюдений N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" и N 5-ФК (сводная) "Сводные сведения по детско-юношеским спортивным школам и специализированным детско-юношеским школам олимпийского резерва" за 2002 год (приложения 1, 2).

2. Управлению развития физической культуры (В.П.Моченов) совместно с Управлением науки, образования и спортивной медицины (Н.В.Паршикова) создать рабочую группу по совершенствованию статистических наблюдении в отрасли. Экономическому управлению (Е.В.Тестов), Финансовому управлению (Л.Д.Покровская), Управлению госслужбы и кадров (А.А.Алексеенко), Правовому управлению (В.Н.Краснов), Управлению спорта (Н.В.Гудин), Управлению имущественным комплексом (С.В.Жарков), Управлению региональной политики и оргработы (П.А.Виноградов) в недельный срок дать предложения в состав рабочей группы.

3. Правовому управлению (В.Н.Краснов) до 15 мая 2003 г. в соответствии с тематическим планом НИОКР Госкомспорта России на 2003 год, утвержденным приказом Госкомспорта России от 17 марта 2003 г. N 145, объявить конкурс по теме "Создание информационно-аналитической компьютерной программы оценки развития спортивной инфраструктуры".

4. Финансовому управлению (Л.Д.Покровская) при подготовке проекта бюджета Госкомспорта России на 2004 год предусмотреть расходы на изготовление бланков статистических отчетов по формам N 1-ФК и N 5-ФК.

5. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта республик Саха (Якутия), Тыва, Дагестан, Калмыкия, Мордовия, Карелия, а также Алтайского и Ставропольского краев, Смоленской, Владимирской, Пермской, Тамбовской областей, Корякского, Чукотского, Усть-Ордынского Бурятского, Эвенкийского, Ненецкого автономных округов и Еврейской автономной области обратить особое внимание на качество и своевременность представления статистических отчетов.

6. Принять к сведению предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, направленных в адрес Госкомспорта России по различным направлениям деятельности (приложение 3). Управлению региональной политики и оргработы (П.А.Виноградов) проанализировать эти предложения и разработать план по их реализации.

7. Управлению развития физической культуры (В.П.Моченов) совместно с Управлением науки, образования и спортивной медицины (Н.В.Паршикова) в двухнедельный срок подготовить приказ по реализации настоящего решения.

Председатель коллегии,
председатель Госкомспорта
России

В.А.Фетисов

 

Материалы к коллегии

Госкомспорта РФ

от 23 апреля 2003 г.

 

Справка
о работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта за 2002 год

 

По итогам работы за 2002 год Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре и спорту были представлены статистические наблюдения N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Управлением развития физической культуры Госкомспорта России были проанализированы данные статистических наблюдений N 1-ФК и описательные отчеты территориальных спортивных организаций.

В 2002 году органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта проводили государственную политику, направленную на дальнейшее развитие массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни среди всех демографических групп населения, создание нормативно-правовых и организационных механизмов, подготовку кадров и укрепление материально-спортивной базы. Разрабатывались концепции, долгосрочные и межведомственные программы развития физической культуры и спорта, принимались постановления правительств и глав администраций, вносились изменения и дополнения в местные законы о физической культуре и спорте, проводились физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Согласно сводным статистическим наблюдениям за 2002 год сеть спортивных сооружений Российской Федерации по сравнению с 2000 годом увеличилась на 10 640 единиц и составила 208 944 единицы, в сельской местности увеличение произошло на 4934 единицы и составило 99 338 единиц. В том числе: стадионы составляют 2112 ед., дворцы спорта - 292 ед., спортивные залы - 56 130 ед., бассейны разных размеров - 2639 ед., лыжные базы - 3316 ед., плоскостные спортивные сооружения - 103 824 единицы (табл. 1). Из-за обветшалости помещений и отсутствия хранилищ для оружия в 2002 году произошло сокращение количества тиров на 326 единиц, что составило 9571 единицу. На 280 единиц произошло увеличение физкультурно-оздоровительных центров предприятий, учреждений и организаций.

Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу на территории Российской Федерации проводят 255,2 тыс.штатных физкультурных работников (64,7 тыс.- в сельской местности). Из них 59,4% - специалисты с высшим и 24,0% - со средним специальным образованием. Количество работников исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта всех уровней составляет 6302 человека. Из них 64,6% - специалисты с высшим и 10,7% - со средним специальным образованием.

Количество занимающихся физической культурой и спортом в 2002 году составило 14,1 млн человек (3,7 млн человек - в сельской местности), что составляет 9,8% к населению Российской Федерации.

В 26 субъектах Российской Федерации процент занимающихся к населению составляет от 5 до 8%, в 28 субъектах - от 8 до 10% и в 35 субъектах - 10 и более процентов.

На 1,1 млн человек увеличилось количество занимающихся в секциях и группах по видам спорта, включенным в Государственный реестр видов спорта, признанных на территории России. Увеличилось число физкультурно-оздоровительных учреждений для инвалидов всех категорий и численность занимающихся в них. В 2002 году подготовлено 1,9 млн человек - спортсменов массовых разрядов, 34,7 тыс.спортсменам присвоены спортивные разряды и звания (КМС, МС, МСМК, ЗМС).

В 2002 году на развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, по данным статистических наблюдений, всего израсходовано 15,7 млрд руб. Из них фактически получено из бюджетных средств 12,4 млрд руб., из других источников - 3,3 млрд руб. На одного жителя Российской Федерации в 2002 году приходилось 109,0 руб.

По итогам работы за 2002 год среди федеральных округов лучший показатель по проценту занимающихся физической культурой и спортом к населению имеет Приволжский федеральный округ -11,7 % (табл. 2). В округе самая большая спортивная база - 54 675 единиц, из числа штатных работников 79,6% имеют специальное образование, при этом на одного жителя округа затрачивается 83,7 руб. Уральский и Центральный федеральные округа имеют лучшие показатели по финансированию (261,4 и 142,2 руб. на одного жителя).

Вместе с тем отмечается ежегодное увеличение количества учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе. Если в 2000 году эта категория по Российской Федерации составляла 1 292 807 человек, то в 2002 году произошло увеличение на 50 531 человека, что составило 1 343 338 человек. Из них 49,0% посещают занятия по физической культуре в спецмедгруппе.

Из-за недостаточности финансирования отрасли и несовершенства правовой базы продолжается отток квалифицированных специалистов в другие сферы деятельности. Имеются проблемы с физкультурными кадрами в до-школьных образовательных учреждениях. В Едином перечне должностей Минтруда России должность методиста по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях не предусмотрена, в результате этого специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, профессиональный стаж не учитывается.

По-прежнему уровень обеспеченности населения Российской Федерации физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями не отвечает современным требованиям, имеются проблемы в эксплуатации объектов физической культуры и спорта, переданных в государственную и муниципальную собственность, существуют межведомственные проблемы их использования. Зачастую не предусматривается строительство простейших спортивных сооружений во вновь строящихся жилых микрорайонах.

Большие трудности имеются сегодня в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях. Продолжается сокращение ставок и должностей тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по физической культуре и спорту.

Отмечается острая нехватка спортивного инвентаря и оборудования. Слабо оснащены спортивной формой, игровыми мячами, оборудованием и инвентарем образовательные учреждения. Сегодня в 32 субъектах Российской Федерации налажено производство товаров и оборудования спортивного назначения.

В ходе работы по представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта формы статистических наблюдений отмечается, что в последние годы значительно ухудшилось качество заполнения статистических отчетов. В сведениях, представляемых многими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, при сравнении с предыдущими годами существенно разнятся показатели как по количеству спортивных объектов, так и по их пропускной способности. В отчетах допускаются ошибки, грубо нарушаются сроки представления отчетов. Все это затрудняет подготовку сводного годового документа.

По итогам работы за 2002 год качественно и своевременно были подготовлены и представлены отчеты республиками Адыгея, Коми, Татарстан, Башкортостан, Красноярским и Краснодарским краями, Кировской, Ростовской, Оренбургской, Орловской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Рязанской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

Некачественно выполнили и несвоевременно представили отчеты республики Тыва, Саха (Якутия), Дагестан, Калмыкия, Мордовия, Карелия, Алтайский и Ставропольский края, Смоленская, Владимирская, Пермская, Тамбовская области, Корякский, Чукотский, Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский, Ненецкий автономные округа и Еврейская автономная область.

 

Управление развития

физической культуры

 


Решение коллегии Госкомспорта РФ от 23 апреля 2003 г. N 3/1 "Об утверждении сводных годовых форм федеральных статистических наблюдений N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" и N 5-ФК (сводная) "Сводные сведения по детско-юношеским спортивным школам и специализированным детско-юношеским школам олимпийского резерва" за 2002 год"


Текст решения опубликован в сборнике официальных документов и материалов Госкомспорта РФ, апрель 2004 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.