Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2009 г. N 362 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240100.03 Аппаратчик-оператор экологических установок" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2009 г. N 362
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240100.03 Аппаратчик-оператор экологических установок"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 918 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240100.03 Аппаратчик-оператор экологических установок.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15464


ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 240100.03 Аппаратчик-оператор экологических установок

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240100.03 Аппаратчик-оператор экологических установок всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по профессии


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016 -94)*

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

аппаратчик газоразделения

аппаратчик нейтрализации

аппаратчик обессоливания воды

аппаратчик осаждения

аппаратчик осушки газа

аппаратчик отстаивания

аппаратчик очистки газа

аппаратчик очистки жидкости

аппаратчик очистки сточных вод

аппаратчик перегонки

аппаратчик переработки отходов химического производства

аппаратчик фильтрации

аппаратчик химводоочистки

оператор по обслуживанию пылегазоулавливающих установок

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.**


______________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.


3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

аппаратчик газоразделения - аппаратчик осушки газа - аппаратчик очистки газа - оператор по обслуживанию пылегазоулавливающих установок;

аппаратчик нейтрализации - аппаратчик осаждения - аппаратчик отстаивания - аппаратчик фильтрации;

аппаратчик осаждения - аппаратчик отстаивания;

аппаратчик очистки жидкости - аппаратчик сточных вод - аппаратчик химводоочистки и др.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников:

ведение технологических процессов очистки отходов химических производств.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

атмосфера и материалы окружающей природной среды;

процессы и аппараты очистки (переработки) отходов химических производств;

нормативная и техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Аппаратчик-оператор экологических установок готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Техническое обслуживание оборудования и контрольно-измерительных приборов.

4.3.2. Контроль и поддержка технологических параметров работы очистных сооружений, установок и оборудования.

4.3.3. Ведение технической документации.


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Оценивать состояние и соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Техническое обслуживание оборудования и контрольно-измерительных приборов

ПК 1.1. Проверять состояние и подготавливать к работе очистные сооружения, установки, оборудование и контрольно-измерительные приборы.

ПК 1.2. Осуществлять пуск, вывод на технологический режим работы и остановку очистных сооружений, установок и оборудования.

ПК 1.3. Устранять мелкие неисправности обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов.

5.2.2. Контроль и поддержка технологических параметров работы очистных сооружений, установок и оборудования

ПК 2.1. Подготавливать реагенты, вспомогательные материалы и инструменты.

ПК 2.2. Определять параметры технологических процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов.

ПК 2.3. Контролировать ведение технологических процессов по результатам анализов выбросов и стоков, расхода реагентов и энергоресурсов.

ПК 2.4. Регулировать параметры и поддерживать технологический режим.

5.2.3. Ведение технической документации

ПК 3.1. Пользоваться нормативной и справочной документацией.

ПК 3.2. Вести учет расхода энергоресурсов, количества и качества отходов, реагентов, выбросов и стоков химических производств.

ПК 3.3. Вести отчетно-техническую документацию о работе обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования


Таблица 2

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576



ОП.00

Общепрофессиональный цикл

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

контролировать выполнение заземления, зануления;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

знать:

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

основные законы электротехники;

правила графического изображения и составления электрических схем;

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

408

272

ОП.01.

Электротехника

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.2

ПК 2.4


уметь:

определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;

подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;

выполнять общеслесарные работы:

разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла:

сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ;

знать:

основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

основные виды, свойства и области применения конструкционных металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве;

особенности строения металлов и сплавов;

виды прокладочных и уплотнительных материалов;

классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;

виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;

методы измерения параметров и определения свойств материалов;

основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

основные свойства полимеров и их использование;

способы термообработки и защиты металлов от коррозии;

виды слесарных работ и технологию их выполнения;

устройство, назначение, правила выбора и применения инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ;

требования к качеству обработки деталей;

виды износа деталей и узлов;

свойства смазочных материалов



ОП.02.

Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.2

ПК 2.4


уметь:

собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

знать:

виды износа и деформации деталей и узлов;

виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

назначение и классификацию подшипников;

основные типы смазочных устройств;

типы, назначение, устройство редукторов;

трение, его виды, роль трения в технике;

устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации



ОП.03.

Основы технической механики

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.2

ПК 2.4


уметь:

выбирать тип контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации под задачи производства и аргументировать свой выбор;

регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольно-измерительных приборов и аппаратуры (КИПиА), вручную и дистанционно с использованием средств автоматизации;

снимать показания КИПиА и оценивать достоверность информации;

знать:

классификацию, виды, назначение и основные характеристики типовых контрольно-измерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств по месту их установки, устройству и принципу действия (электрические, электронные, пневматические, гидравлические и комбинированные датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства);

общие сведения об автоматизированных системах управления и системах автоматического управления;

принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами, типовые системы автоматического регулирования технологических процессов;

систему автоматической противоаварийной защиты, применяемой на производстве;

состояние и перспективы развития автоматизации технологических процессов;

принципы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса;

основные понятия автоматизированной обработки информации;

основы техники измерений



ОП.04.

Основы автоматизации производств

ОК 2

ОК 3

ОК 5

ОК 6

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.2

ПК 2.4


уметь:

определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

различать конструкции и определять принадлежность аппаратов и устройств очистки сточных вод и газоочистки;

оценивать состояние экологии

окружающей среды на производственном объекте;

знать:

виды и классификацию природных ресурсов и задачи охраны

окружающей среды;

методы и принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств;

основные группы промышленных сточных вод и методы их очистки;

основные источники техногенного воздействия на

окружающую среду;

основные источники и масштабы образования отходов производства;

основные способы предотвращения и улавливания выбросов;

правила и нормы экологической безопасности;

принципы и организацию производственного экологического контроля;

состав промышленных выбросов в атмосферу от различных производств;

основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов



ОП.05.

Природопользование и охрана окружающей среды

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.3


уметь:

пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;

использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

определять и проводить анализ травмоопасных и вредных) факторов в сфере профессиональной деятельности;

знать:

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

общие требования безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на

окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

права и обязанности работников в области охраны труда;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов



ОП.06.

Охрана труда

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.3


уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила

ОКазания первой помощи пострадавшим


32

ОП.07.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.4

П. 00

Профессиональный цикл

376

264



ПМ.00

Профессиональные модули

376

264



ПМ. 01

Техническое обслуживание оборудования и контрольно-измерительных приборов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проверки состояния и подготовки к работе очистных сооружений, установок, оборудования и контрольно-измерительных приборов;

осуществления пуска, вывода на технологический режим работы и остановки очистных сооружений, установок и оборудования;

устранения мелких неисправностей обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов;

уметь:

читать и изображать принципиальные схемы технологических процессов;

обслуживать технологическое оборудование;

проводить ремонт оборудования и контрольно-измерительных приборов;

соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии, пожарной и электрической безопасности при обслуживании оборудования;

оценивать состояние техники безопасности на рабочем месте;

знать:

назначение, устройство, принцип действия, правила технической эксплуатации контрольно-измерительных приборов;

систему технического обслуживания и ремонта оборудования, контрольно-измерительных приборов;

схемы и карты обслуживаемых установок;

виды, периодичность и технологию технического обслуживания;

правила ремонта оборудования и контрольно-измерительных приборов;

систему технического обслуживания и ремонта;

систему ремонтной службы на предприятии;

оборудование для очистки воды, воздуха и переработки отходов химического производства;

эксплуатационные свойства оборудования;

допуски, посадки и технические измерения;

схемы и карты обслуживаемых установок;

основные сведения из технической механики;

слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте экологических установок, основного и вспомогательного оборудования;

оборудование для очистки воды, воздуха и переработки отходов химического производства;

безопасность труда при техническом обслуживании и ремонте оборудования экологических установок;

правила промышленной санитарии, безопасности труда, пожарной и электрической безопасности, защитные средства и правила пользования ими



МДК.01.01.

Основы обслуживания технологического оборудования

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1.3.

ПК 1.4.

ПМ.02

Контроль и поддержка технологических параметров работы очистных сооружений, установок и оборудования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

подготовки реагентов, вспомогательных материалов, инструментов;

определения параметров технологических процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов;

контроля технологических процессов по результатам анализов выбросов и стоков, расхода реагентов и энергоресурсов;

регулирования параметров и поддержки технологического режима;

уметь:

пользоваться инструментом, основным и вспомогательным оборудованием;

подготавливать реагенты и вспомогательные материалы к технологическому процессу;

выбирать методы по защите

окружающей среды от загрязнений;

осуществлять контроль технологических параметров экологических установок;

поддерживать оптимальные технологические параметры экологических установок;

знать:

химические и физико-химические свойства реагентов и вспомогательных материалов, методы подготовки их к технологическому процессу;

параметры технологических процессов, методы их измерения;

назначение и правила пользования инструментом;

устройство, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;

правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования;

государственные стандарты и нормативную документацию по охране

окружающей среды;

правовые основы и законодательные документы в области охраны

окружающей среды;

мониторинг

окружающей среды, виды мониторинга;

классификацию и характеристику видов контроля;

организацию производственного контроля источников загрязнения, методы и средства контроля, их классификацию;

физические характеристики компонентов внешней среды;

критерии оценки степени загрязнения воды, воздуха и почвы;

источники загрязнения

окружающей среды;

мероприятия по охране

окружающей среды;

использование и переработку крупнотоннажных промышленных отходов;

обезвреживание и захоронение токсичных отходов;

экологический паспорт предприятия;

правовые вопросы природопользования;

экономику природопользования



МДК.02.01.

Контроль и управление работой очистных сооружений, установок и оборудования

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.3

ПМ.03

Ведение технической документации

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

использования нормативной и справочной документации;

ведения учета расхода энергоресурсов, количества и качества отходов, реагентов, выбросов и стоков химических производств;

ведения отчетно-технической документации о работе обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов;

уметь:

оформлять необходимую документацию в соответствии с установленными требованиями;

заполнять производственный журнал;

вести записи по учету расходов сырья, полуфабрикатов, количества продукции, энергоресурсов;

знать:

правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;

виды отчетно-технической документации;

правила ведения и оформления отчетно-технической документации;

государственные стандарты и нормативную документацию по охране

окружающей среды



МДК.03.01.

Основы ведения технической

документации

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ПК 3.1.

ПК 3.2.

ПК 3.3.

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40


ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 6

ОК 7, 8


Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

216

144




Итого по обязательной части ОПОП, включая

1080

720




раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП





УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

684


ОК 1 - ОК 8

ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1.3.

ПК 1.4.

ПП.00

Производственная практика

ОК 1 - ОК 8

ПК все

ПА.00

Промежуточная аттестация

1нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.




Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:


Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

Производственная практика


Промежуточная аттестация

1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Каникулярное время

2 нед.

Итого

43 нед.


VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:


теоретическое обучение (при обязательной учебной

нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулярное время

13 нед.


7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.)

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практики: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:


электротехники;

материаловедения и технологии общеслесарных работ;

технической механики;

автоматизации производства;

природопользования и охраны окружающей среды;

охраны труда;

безопасности жизнедеятельности.


Лаборатории:


автоматизации управления экологическими установками;

технологических процессов очистки, улавливания и утилизации вредных выбросов, стоков и отходов производств;

промышленной экологии.


Мастерские:


технического обслуживания и ремонта;

оборудования экологических установок.


Спортивный комплекс:


спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:


библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Аппаратчик-оператор экологических установок". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу по данной профессии (лицензию).

Приведена характеристика подготовки по специальности и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и к структуре основной профессиональной образовательной программы.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2009 г. N 362 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240100.03 Аппаратчик-оператор экологических установок"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15464


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 февраля 2010 г. N 8


Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 918 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.




Актуальный текст документа