Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2009 г. N 597 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 160108.04 Электромонтажник авиационной техники" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2009 г. N 597
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 160108.04 Электромонтажник авиационной техники"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 686 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 160108.04 Электромонтажник авиационной техники.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15525


ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 160108.04 Электромонтажник авиационной техники
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2009 г. N 597)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 160108.04 Электромонтажник авиационной техники всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по профессии


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)

(ОК 016-94)*

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Монтажник радио- и специального оборудования летательных аппаратов

Монтажник электрооборудования летательных аппаратов

Слесарь-монтажник приборного оборудования

1 год 10 мес.

на базе основного общего образования

3 года 5 мес.**


______________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.


3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

монтажник электрооборудования летательных аппаратов;

слесарь-монтажник приборного оборудования;

монтажник радио- и специального оборудования летательных аппаратов.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение электромонтажных работ по изготовлению жгутов, прокладке магистральных трасс, монтажу арматуры, приборного оборудования средней сложности при производстве летательных аппаратов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

жгуты;

кабели;

электрооборудование;

приборное оборудование средней сложности;

приборные доски и щитки;

электроизмерительные приборы;

монтажный и слесарный инструмент;

электрические, монтажные и полумонтажные схемы;

техническая и технологическая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Электромонтажник авиационной техники готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Изготовление электрожгутов.

4.3.2. Прокладывание магистральных трасс через силовые конструкции изделия: укладка, крепление электрожгутов и кабелей.

4.3.3. Выполнение монтажа электроприборов и электрооборудования на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки по чертежам и схемам. Демонтаж оборудования.

4.3.4. Выполнение проверки правильности монтажа электрических систем.

4.3.5. Соблюдение правил безопасности труда и внутреннего распорядка.


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Изготовление электрожгутов.

ПК 1.1. Проводить подготовительные работы при изготовлении высокочастотных кабелей и электрожгутов.

ПК 1.2. Изготавливать по схемам электрожгуты из большого количества электропроводов различных диаметров и марок с количеством разъемов свыше восьми по эталонам, электромонтажным схемам и чертежам.

5.2.2. Прокладывание магистральных трасс через силовые конструкции изделия: укладка, крепление электрожгутов и кабелей.

ПК 2.1. Прокладывать кабели, электрожгуты к электрическим устройствам, приборам и электроагрегатам, расположенным в труднодоступных местах.

ПК 2.2. Заделывать электропровода в электрические соединители и выполнять пайку проводов к электроразъемам согласно схемам и техническим условиям в неудобных местах на летательном аппарате.

5.2.3. Выполнение монтажа электроприборов и электрооборудования на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки по чертежам и схемам. Демонтаж оборудования.

ПК 3.1. Выполнять монтаж электроприборов, электрооборудования, аппаратуры, приборных досок и щитков на летательные аппараты с подключением электрических соединителей по чертежам и схемам.

ПК 3.2. Производить монтаж электроприборов и электроагрегатов средней сложности на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки по чертежам и схемам. Подключать электрические соединители. Производить демонтаж.

5.2.4. Выполнение проверки правильности монтажа электрических систем.

ПК 4.1. Определять техническое состояние электропроводов, крепежных деталей и электроизоляционного материала при помощи электроизмерительных приборов.

ПК 4.2. Проверять правильность монтажа электрических схем на соответствие монтажным чертежам, электрическим схемам соединений и техническим условиям.

ПК 4.3. Проверять сопротивление изоляции электропроводов.

ПК 4.4. Выполнять прозвонку смонтированных систем согласно принципиальным электрическим схемам соединений.

5.2.5. Соблюдение правил безопасности труда и внутреннего распорядка.

ПК 5.1. Анализировать рабочую ситуацию, своевременно и рационально подготавливать рабочее место к работе и убирать его после окончания работы.

ПК 5.2. Соблюдать правила техники безопасности труда и внутреннего распорядка.

ПК 5.3. Применять электробезопасные методы организации труда на рабочем месте, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, средства предупреждения и тушения пожара на рабочем месте, способы пользования этими средствами.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования


Таблица 2


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

1512

1008



ОП.00

Общепрофессиональный цикл

570

392




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

знать:

виды нормативно-технической и производственной документации;

правила чтения технической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;

технику и принципы нанесения размеров



ОП.01. Основы черчения

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

ПК 5.1

уметь:

рассчитывать крепежные и несложные детали механических узлов машиностроительных изделий на прочность;

читать кинематические схемы;

проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

знать:

виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;

типы кинематических пар;

характер соединения деталей и сборочных единиц;

принцип взаимозаменяемости;

основные сборочные единицы и детали;

типы соединений деталей и машин;

виды движений и преобразующие движения механизмы;

виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах



ОП.02. Основы технической механики

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

ПК 4.1

ПК 5.1


уметь:

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических схем;

собирать электрические схемы;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

подбирать приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками;

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

методы расчета электрических цепей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, типовых электронных устройств, аппаратуры управления и защиты;

основные виды технических средств сигнализации;

основные правила эксплуатации электрооборудования



ОП.03. Основы электротехники и электроники

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

ПК 4.1

ПК 5.1


уметь:

определять марки основных материалов по внешним признакам и маркировке;

подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

применять материалы при выполнении работ;

знать:

общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

общие сведения о строении материалов;

общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов



ОП. 04. Основы материаловедения

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

ПК 4.1

ПК 5.1

уметь:

пользоваться измерительными инструментами, приборами и измерять параметры деталей и простых электрических цепей, осуществлять выбор измерительных средств;

знать:

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации, систему обеспечения качества продукции;

принцип взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц;

методы и средства нормирования точности, систему допусков и посадок;

квалитеты и параметры шероховатости; единицы физических величин; точность физических величин



ОП. 05. Метрология, стандартизация, сертификация

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

ПК 4.1

ПК 5.1


уметь:

использовать изученные прикладные программные средства, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, в том числе и в Интернет;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ



ОП.06. Информационные технологии

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

ПК 4.1

ПК 5.1

уметь:

использовать в производственной деятельности средства механизации и автоматизации технологических процессов;

производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

знать:

понятие о механизации и автоматизации производства, их задачи;

принципы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса;

основные понятия автоматизированной обработки информации;

классификацию автоматических систем и средств измерений;

общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ);

классификацию технических средств автоматизации;

типовые средства измерений и автоматизации, область их применения;

основные виды электрических, электронных, пневматических, гидравлических и комбинированных устройств, в том числе соответствующие датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства;

основы техники измерений;

принципы автоматизации рабочего места



ОП.07. Основы автоматизации производства

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

ПК 4.1

ПК 5.1


уметь:

применять безопасные приемы выполнения слесарно-сборочных работ, осуществлять контроль выполнения слесарно-сборочных работ;

устранять дефекты, обнаруженные при слесарно-сборочных работах;

знать:

слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;

приемы и правила выполнения операций;

рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство назначение и приемы пользования;

наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

способы и средства контроля выполненной работы;

основные виды дефектов при выполнении слесарных и слесарно-сборочных работ;

приемы устранения обнаруженных дефектов;

требования безопасности выполнения слесарно-сборочных работ



ОП.08. Слесарно-сборочное дело

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 5.1


уметь:

ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции (по видам);

применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;

рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;

производить расчеты заработной платы;

знать:

основные принципы рыночной экономики;

понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;

принцип деятельности, виды, характеристику и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;

основные технико-экономические показатели производства;

механизмы ценообразования;

формы оплаты труда



ОП.09. Экономика отрасли и организации

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 5.1

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


56

ОП.10. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4

ПК 5.1

ПК 5.2

ПК 5.3

П.00

Профессиональный цикл

802

546



ПМ.00

Профессиональные модули

546

546



ПМ.01

Изготовление электрожгутов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проведения подготовительных работ при изготовлении высокочастотных кабелей и электрожгутов;

изготовления по схемам электрожгутов из большого количества электропроводов различных диаметров и марок с количеством разъемов свыше восьми по эталонам, электромонтажным схемам и чертежам;

уметь:

читать электрические схемы электрожгутов, маркировку проводов, кабелей;

выбирать необходимые материалы и инструменты;

пользоваться тепловым, электрическим паяльниками;

выполнять подготовительные работы при изготовлении высокочастотных кабелей и электрожгутов по заготовке электрожгутов, маркировке, установке заглушек, зачистке, изоляции, промывке, заделке концов в наконечники;

производить лужение электрожгутов всех сечений, паять электропровода, наконечники электропроводов специальными и серебряными припоями;

разделывать и подготавливать к пайке экранированные и витые электропровода;

изготавливать маркировку по сложным электромонтажным схемам;

заделывать электрические соединители, производить заделку электропроводов обжатием в контакты электрических соединителей, муфты сращивания;

знать:

характеристику материалов, используемых в области профессиональной деятельности;

основные марки и сечения кабелей, электропроводов и их номенклатуру, механические и физические свойства;

марки и состав припоев, способы их применения, марки флюсов, их состав и назначение;

способы заготовки проводов (резка и зачистка концов, способы и правила выполнения работ по очистке, пайке и лужению электрожгутов);

применяемые инструменты;

состав, назначение и использование технической документации, связанной с изготовлением, монтажом, контролем электрожгутов и электросистем летательного аппарата;

правила чтения простых электрических и монтажных схем;

способы раскладки и вязки жгутов с выводами по монтажным схемам;

системы маркировки электропроводов, электрожгутов, электросоединителей;

сведения о допусках, посадках и электрических измерениях;

основные сведения о коррозии металлов, причины ее появления и способы предохранения от коррозии;

контроль качества изготовления электрожгутов, виды дефектов, способы их предупреждения и устранения



МДК.01.01. Электромонтажные материалы и изделия

МДК.01.02. Техническая и технологическая документация при проведении электромонтажных работ

МДК 01.03. Технология и организация работ по изготовлению электрожгутов

ОК 1 - 7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПМ.02

Прокладывание магистральных трасс через силовые конструкции изделия: укладка, крепление электрожгутов и кабелей

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

прокладывания кабелей, электрожгутов к электрическим устройствам, приборам и электроагрегатам, расположенным в труднодоступных местах;

заделывания электропроводов в электрические соединители; выполнения пайки проводов к электроразъемам согласно схемам и техническим условиям в неудобных местах на летательном аппарате;

выполнения монтажа электроприборов и электрооборудования на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки по чертежам и схемам; демонтажа оборудования;

уметь:

читать электрические, монтажные схемы и технические условия по выполняемому объему работ и работать по технологическому процессу;

выбирать необходимый инструмент и применять безопасные приемы работы с механическим и электрическим инструментом;

выполнять разметку трасс соединительных линий;

производить зачистку конструкции летательного аппарата в соответствии с чертежами на сборку, мест подключения наконечников минусовых проводов, масс и перемычек металлизации в соответствии с инструкциями и техническими требованиями чертежей;

производить монтаж электропроводов, электроприборов, электрооборудования с помощью механического крепежа;

заделывать электропровода в электрические соединители согласно схемам и техническим условиям;

производить разборку и сборку электрических соединителей; производить герметизацию заделки электропроводов в электрических соединителях и гермовводах;

осуществлять контроль качества выполненной работы;

заполнять необходимую документацию по выполняемому объему работ;

знать:

летательные аппараты, их типы, назначение, конструкцию; устройство систем и электрооборудования летательных аппаратов;

способы крепления электрожгутов на летательном аппарате;

технологию выполнения электромонтажных работ, способы и варианты защиты электрожгутов;

технические условия на выполнение данного вида работ;

контроль качества магистральной трассы, виды дефектов, способы их предупреждения и устранения



МДК.02.01. Конструкция летательных аппаратов (планер, системы и электрооборудование) электрооборудование)#

МДК.02.02. Технология и организация выполнения электромонтажных работ при прокладывании магистральных трасс

ОК 1 - 7

ПК 2.1.

ПК 2.2

ПМ.03

Выполнение монтажа электроприборов и электрооборудования на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки по чертежам и схемам. Демонтаж оборудования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения монтажа электроприборов, электрооборудования, аппаратуры, приборных досок и щитков на летательные аппараты с подключением электрических соединителей по чертежам и схемам;

монтажа электроприборов и электроагрегатов средней сложности на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки по чертежам и схемам с подсоединением электрических соединителей; демонтажа электросхем;

уметь:

применять в работе техническую и технологическую документацию;

работать со слесарно-сборочным инструментом и выполнять слесарные, сверлильные работы, изготавливать простейшие элементы крепления согласно чертежу;

выполнять монтаж электроприборов, электрооборудования, аппаратуры, приборных досок и щитков на летательные аппараты с подключением электрических соединителей;

производить монтаж и демонтаж электроприборов и электроагрегатов на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки;

обеспечивать зазоры в соответствии с техническими требованиями и инструкциями;

выполнять металлизацию электрооборудования;

проверять правильность монтажа;

заполнять необходимую документацию;

знать:

конструкцию, назначение применяемого электроинструмента, электрооборудования;

принципиальные схемы, схемы соединений, чертежи электрооборудования;

технические условия на монтаж электрооборудования, основные зазоры при монтаже приборов и агрегатов;

подключение к источникам питания и системе управления;

устройство, принцип действия аэродромных источников постоянного и переменного токов;

технологию монтажа электрооборудования на летательные аппараты;

систему защиты электроизоляции;

контроль качества монтажа, виды дефектов, способы предупреждения и устранения дефектов монтажа электрооборудования



МДК.03.01. Монтажные чертежи и электрические схемы по системам электрооборудования

МДК.03.02. Организация и технология монтажа электрооборудования на летательные аппараты

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ПК 3.1

ПК 3.2

ПМ.04

Выполнение проверки правильности монтажа электрических систем

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения проверочных работ при монтаже электрооборудования на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям;

уметь:

работать с измерительными электрическими приборами, средствами измерений и автоматизированными стендами;

диагностировать техническое состояние электропроводов, крепежных деталей и электроизоляционного материала при помощи электроизмерительных приборов, измерять и определять сечения электропроводов всех марок;

проверять монтаж электрических систем на соответствие монтажным чертежам, электрическим схемам и техническим условиям;

проверять с заданной точностью сопротивление изоляции электропроводов;

выполнять прозвонку смонтированных систем согласно электрическим и принципиальным схемам соединений;

заполнять необходимую документацию;

использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

знать:

виды технической и технологической документации; назначение, содержание; основные характеристики и особенности; правила ведения и оформления документации;

типичные виды повреждений электрожгутов, кабелей, крепления; их признаки, возможные причины и способы выявления;

основные понятия об измерениях;

стандартные приборы электротехнических измерений: назначение, принцип действия, характеристики (общие технические требования, классы точности, обозначения), правила пользования ими; методы измерений;

стендовое оборудование, требования к техническому состоянию;

правила проверки сопротивления изоляции электропроводов;

правила прозвонки электрических схем;

действующие нормативные документы по доработке монтируемого оборудования;

правила проверки действия монтируемого электрооборудования;

технологию проверочных работ при монтаже электрооборудования летательных аппаратов



МДК.04.01. Электрические измерения и средства измерений

МДК.04.02. Организация и технология

проверочных работ при монтаже

электрооборудования летательных аппаратов

ОК 1 - 7

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4.

ПМ.05

Соблюдение правил безопасности труда и внутреннего распорядка

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации рабочего места;

соблюдения правил техники безопасности труда и внутреннего распорядка;

применения электробезопасных методов организации труда на рабочем месте, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;

уметь:

анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

своевременно и рационально подготавливать рабочее место к работе и убирать его после окончания работы;

соблюдать правила внутреннего распорядка;

выполнять и поддерживать требования безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарных мероприятий, охраны окружающей среды на рабочем месте и в производственной зоне;

оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;

знать:

основные положения трудового законодательства и законодательства по охране труда, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

принципы делового общения в коллективе;

физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах, режим рабочего дня, гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения;

электробезопасные методы организации труда на рабочем месте, нормы и правила электробезопасности, меры и средства защиты от поражения электрическим током;

средства предупреждения и тушения пожара на рабочем месте, способы пользования средствами пожаротушения;

правила пожарной безопасности, причины возникновения пожаров, меры пожарной профилактики, меры и средства пожаротушения;

способы оказания первой помощи при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током);

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации



МДК.05.01. Трудовое право и охрана труда

МДК.05.02. Организация рабочего места электромонтажника на производственном участке

ОК 1 - 7

ПК 5.1

ПК 5.2

ПК 5.3

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

140

70


ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7


Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

378

252




Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1890

1260



УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

43 нед.

1548


ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.2

ПК 2.1 - 2.2

ПК 3.1 - 3.2

ПК 4.1 - 4.4

ПК 5.1 - 5.3

ПП.00

Производственная практика


ПА.00

Промежуточная аттестация

3 нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.




Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:


Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

35 нед.

Учебная практика (производственное обучение)

43 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

3 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Каникулярное время

13 нед.

Итого

95 нед.


VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:


теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулярное время

13 нед.


7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:

безопасности жизнедеятельности;

основ электротехники;

материаловедения;

метрологии, стандартизации и сертификации;

конструкции летательных аппаратов;

электрооборудования летательных аппаратов.

Лаборатории:

информационных технологий;

измерительных приборов и средств измерений.

Мастерские:

слесарные;

электромонтажные.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)



Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2009 г. N 597 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 160108.04 Электромонтажник авиационной техники"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15525


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 марта 2010 г. N 9 (без приложения)


Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 686 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.




Актуальный текст документа