Примерная форма инструкции о приеме, учете, хранении и выдаче денежных сумм, документов и ценностей в учреждениях социального обслуживания (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Инструкция о приеме, учете, хранении и выдаче денежных сумм, документов и ценностей в учреждениях социального обслуживания


1. Общие положения


1.1. Настоящая инструкция предназначена для предупреждения возможных противоправных действий обслуживающего персонала, ущемляющих интересы клиентов [наименование учреждения социального обслуживания] (далее - Учреждение).

1.2. Прием, учет, хранение и выдача денежных сумм и ценностей, принадлежащих клиентам (пациентам) Учреждения, организуется в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

1.3. С работниками, принимающими от клиентов (пациентов) Учреждения деньги и ценности, заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

1.4. Деньги и ценности принимаются дежурным сотрудником в присутствии клиента (пациента) или сопровождающего его лица. Прием денег и ценностей оформляется документально.

В случае, когда клиент (пациент) доставлен в учреждение службой "скорой помощи" без сознания или в состоянии опьянения, принадлежащие ему деньги и ценности принимаются дежурным сотрудником от медицинского работника (врача, фельдшера) бригады "скорой помощи", который расписывается за их передачу.

Документы на принятые от клиентов (пациентов) на хранение деньги и ценности являются бланками строгой отчетности, подчистки и исправления в них не допускаются.

1.5. Руководитель социальной службы должен обеспечить сохранность принятых от клиентов (пациентов) денег и ценностей в оборудованных в установленном порядке помещениях, сейфах, железных шкафах.

За деньги и ценности, не сданные клиентами (пациентами) на хранение, Учреждение ответственности не несет.

1.6. Сданные на хранение деньги и ценности возвращаются клиентам (пациентам) при их выписке. Для обеспечения своевременной выдачи клиентам (пациентам) денег и ценностей, находящихся на хранении в Учреждении, уполномоченные сотрудники ежедневно составляют списки лиц, подлежащих выписке на следующий день.

В случае смерти клиента (пациента) выдача денег и ценностей, принадлежавших ему, производится его родственникам (опекунам и др.) в установленном порядке.


2. Порядок оприходования, хранения и выдачи денег, принятых у клиентов (пациентов) на хранение


2.1. На деньги, принятые от клиента (пациента), составляется ордер на прием денежных средств, в котором расписываются: клиент (пациент) - в сдаче денег, а дежурный сотрудник - в их приеме. Квитанция к ордеру выдается клиенту (пациенту). Если клиент (пациент), доставленный службой "скорой помощи", находится без сознания или в состоянии опьянения, дежурный сотрудник Учреждения в "Карте вызова" (ф. N 110/у, утверждена приказом Минздрава СССР от 04.10.80 г. N 1030) указывает номер ордера о принятых на хранение денежных суммах клиента (пациента) и заверяет своей подписью.

2.2. Деньги, полученные от клиентов (пациентов) на хранение, до передачи их в кассу хранятся в сейфе.

2.3. Клиент (пациент) может оставить у себя необходимую ему сумму денег.

2.4. Ежедневно деньги, полученные от клиентов (пациентов) на хранение, сдаются в кассу. Бухгалтерия Учреждения на основании ордера и наличия денег выписывает приходный кассовый ордер на деньги, принятые от каждого клиента (пациента). Номер приходного кассового ордера, за подписью кассира, проставляется в ордере на прием денежных средств. Квитанция кассового ордера подшивается в дело (карту) клиента (пациента).

2.5. Деньги из кассы выдаются в каждом случае по письменному заявлению клиента (пациента), подписанному [должность работника учреждения].

Бухгалтерия Учреждения на основании полученных заявлений выдает клиентам (пациентам) денежные средства по расходным кассовым ордерам.

2.6. В исключительных случаях при выписке клиента (пациента) деньги могут выдаваться другому лицу (родственнику, опекуну и др.) по доверенности больного, заверенной руководителем Учреждения или его заместителем и скрепленной печатью.


3. Прием и хранение ценностей, принадлежащих клиентам (пациентам)


3.1. По желанию клиентов (пациентов) при поступлении в Учреждение дежурным сотрудником от них могут быть приняты принадлежащие им ценности.

3.2. Если клиент (пациент), доставленный службой "скорой помощи", находится без сознания или в состоянии опьянения, дежурный сотрудник Учреждения в "Карте вызова" указывает номер квитанции о принятых на хранение ценностях клиента (пациента) и заверяет своей подписью.

На принятые ценности выписывается квитанция в трех экземплярах, в которой указывается подробная характеристика ценностей. Первый экземпляр квитанции хранится в сейфе вместе с ценностями. Второй - прилагается к делу (карте) клиента (пациента) или вручается ему лично. Третий экземпляр остается в квитанционной книжке.

3.3. При приеме ювелирных изделий им дается подробная характеристика - указывается цвет камня и материала, из которого они изготовлены, наличие пробы, другие отличительные особенности.

3.4. Количество ценностей указывается цифрами и прописью.

3.5. Хранение ценностей клиентов (пациентов) осуществляется в сейфе. В конце рабочего дня сейф опечатывается. Ценности хранятся в отдельных пакетах, на которых указывается фамилия, имя, отчество клиента (пациента), номер дела (карты), номер квитанции о принятых на хранение ценностях.

3.6. При выписке ценности выдаются клиенту (пациенту) или его родственнику (опекуну и др.), о чем делается запись на втором экземпляре квитанции.

3.7. При выдаче ценностей клиент (пациент) расписывается на 1-м и 2-м экземплярах квитанции.

3.8. В случае расхождения данных квитанции с наличием ценностей в сейфе комиссией, назначенной руководителем Учреждения, устанавливаются причины и виновные в этом лица, составляется акт.

Стоимость ценностей возмещается клиенту (пациенту) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.


4. Прием и хранение документов, принадлежащих клиентам (пациентам)


4.1. На принятые от клиентов (пациентов) на хранение документы (паспорта, личные удостоверения, военные билеты и другие документы) выписываются квитанции в трех экземплярах.

4.2. Если клиент (пациент), доставленный службой "скорой помощи", находится без сознания или в состоянии опьянения, дежурный сотрудник Учреждения в "Карте вызова" указывает номер квитанции о принятых на хранение документах клиента (пациента), а также номер, серию документа и др. и заверяет своей подписью.

4.3. Первый экземпляр квитанции передается вместе с документами ответственному лицу за хранение этих документов, второй - прилагается к делу (карте) клиента (пациента) или вручается ему лично, третий - остается в квитанционной книжке.

4.4. В деле (карте) клиента (пациента) делается запись о принятии документов на хранение.

4.5. Лицо, ответственное за хранение документов, назначается приказом руководителя Учреждения.

4.6. Руководитель Учреждения должен обеспечить хранение документов в отдельных железных шкафах или сейфах, где документы хранятся в отдельных ячейках вместе с первыми экземплярами квитанций.


5. Учет в бухгалтерии Учреждения денежных средств, принятых на хранение от клиентов (пациентов)


5.1. Прием, хранение и выдача денежных средств, принадлежащих клиентам (пациентам), а также их бухгалтерский учет производится в соответствии с установленным Положением Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".

5.2. Принятые от клиентов (пациентов) на хранение деньги должны сдаваться в банк.

5.3. Получение из банка денег производится в суммах, необходимых для выдачи клиентам (пациентам).

5.4. Инвентаризация денежных средств, принятых от больных на хранение, производится в сроки и порядке, предусмотренных Положением Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П.



Примерная форма инструкции о приеме, учете, хранении и выдаче денежных сумм, документов и ценностей в учреждениях социального обслуживания


Разработана: Компания "Гарант", март 2010 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.