Примерная форма договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Договор холодного и горячего водоснабжения, водоотведения


г. [место заключения договора]

[число, месяц, год]


[Полное наименование ресурсоснабжающей организации], именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], с одной стороны, и

[Ф. И. О./наименование собственника помещения], именуемый(ая) в дальнейшем "Потребитель", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:


1. Предмет договора


1.1. По настоящему договору Исполнитель обязуется предоставить, а Потребитель оплатить следующие коммунальные услуги:

- холодное водоснабжение;

- горячее водоснабжение;

- водоотведение (отвод бытовых стоков).

1.2. Коммунальные услуги предоставляются по адресу: [адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) с указанием количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении].

1.3. Предоставление коммунальных услуг Потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую Требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

1.4. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых Потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

1.5. Качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

1.6. Техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.


2. Порядок определения объема предоставленных коммунальных ресурсов и размера платы за них


2.1. Объем (количество) потребленных коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета и иными, указанными в Правилах предоставления коммунальных услуг, способами.

2.2. Размер платы за коммунальные ресурсы рассчитывается по тарифам (ценам), установленным Исполнителем в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). С даты введения в действие тарифы становятся обязательными для Сторон.

2.3. Расчетный период для оплаты коммунальных ресурсов устанавливается равным календарному месяцу.

2.4. При наличии общедомовых (квартирных) приборов учета (ОПУ) размер платы за коммунальные ресурсы рассчитывается исходя из их показаний.

2.5. При непредоставлении (несвоевременном предоставлении) ведомости учета, а также в случае выхода из строя ОПУ или временного его отсутствия, плата за коммунальный ресурс определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ, начиная с расчетного периода, за который Потребителем не предоставлены показания ОПУ до расчетного периода, за который Потребитель предоставил Исполнителю показания ОПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении 3 расчетных периодов, плата за коммунальный ресурс определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов.

2.6. При отсутствии ОПУ размер платы за коммунальный ресурс определяется по нормативам потребления коммунальных ресурсов.

2.7. Потребитель осуществляет оплату коммунальных ресурсов не позднее [значение] числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

2.8. Исполнитель обязан ежемесячно направлять Потребителю счет на оплату коммунальных услуг [указать способ и адрес доставки счета потребителю].

2.9. При оплате коммунальных услуг Потребитель пользуется [указать меры социальной поддержки, предоставленные потребителю в соответствии с законодательством РФ (в случае предоставления таких мер)].

2.10. По факту выявления несанкционированного водозабора без согласования с Исполнителем составляется акт, на основании которого производится расчет количества дополнительно полученных коммунальных ресурсов.


3. Права и обязанности сторон


3.1. Исполнитель обязан:

- предоставлять Потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг и настоящим договором;

- производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия Потребителя в занимаемом жилом помещении;

- принимать сообщения потребителя о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу Потребителя;

- информировать Потребителя в порядке и сроки, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

- информировать Потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;

- осуществлять по заявлению Потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;

- нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг.

3.2. Исполнитель имеет право:

- требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

- требовать допуска в заранее согласованное с Потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое Потребителем жилое или нежилое помещение своих представителей (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;

- осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку правильности снятия Потребителем показаний ОПУ, проверку состояния таких приборов учета;

- приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг, подачу Потребителю коммунальных ресурсов;

- осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг.

3.3. Потребитель имеет право:

- получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

- получать от Исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного Потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты Потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления Потребителю неустоек (штрафов, пеней);

- требовать от Исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

- требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия Потребителя в занимаемом жилом помещении;

-  требовать от Исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу Потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством РФ;

- принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, и требовать от Исполнителя ввода его в эксплуатацию;

- самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги;

- осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг.

3.4. Потребитель обязан:

- при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу, указанную Исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба), а при наличии возможности - принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;

- при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу;

- в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;

- обеспечивать проведение поверок установленных за счет Потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав Исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки;

- допускать представителей Исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;

- допускать Исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца;

- своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги;

- нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг.

3.5. Потребитель не вправе:

- самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;

- несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.


4. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность


4.1. При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, Исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны). Если такие причины не известны, то Исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

4.2. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов Исполнитель обязан проинформировать Потребителя о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

4.3. Дату и время возобновления предоставления Потребителю коммунальных услуг надлежащего качества Исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

4.4. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги Потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу.

4.5. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано Потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

4.6. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся Потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. Сотрудник обязан согласовать с Потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от Потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с Потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.

4.7. Если в ходе проверки между Потребителем (или его представителем) и Исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных параметров качества коммунальной услуги, то Потребитель и Исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Расходы на проведение экспертизы, инициированной Потребителем, несет Исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной Потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то Потребитель обязан возместить Исполнителю расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник.

4.8. Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

- дата и время обнаружения Исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные Исполнителем в журнале учета таких фактов;

- дата и время доведения Потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные Исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы;

- дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

4.9. Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

- с даты и времени установления Исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных Исполнителем в журнале регистрации таких фактов;

- с даты и времени доведения Потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

- с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги;

- с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

4.10. После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги Исполнитель обязан удостовериться в том, что Потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.


5. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг


5.1. При ограничении предоставления коммунальной услуги Исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи Потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги Исполнитель временно прекращает подачу Потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у Потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, Исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением настоящего договора.

5.2. Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

- возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водоснабжение и водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

- возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

- выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования Потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

- использования Потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

- получения Исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

5.3. Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом Потребителя, в случае:

- неполной оплаты Потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) Потребителя;

- проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

5.4. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, послуживших основанием приостановления или ограничения их предоставления, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если Исполнитель не примет решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

5.5. Ограничение или приостановление Исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества Потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим договором, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.

5.6. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

- повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

- нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

- нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.


6. Сведения об исполнителе


6.1. [Наименование, место нахождения, адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых в случаях, предусмотренных законодательством РФ, размещается информация об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя].

6.2. Диспетчерская служба расположена по адресу: [адрес, телефон].

Аварийно-диспетчерская служба расположена по адресу: [адрес, телефон].

6.3. Сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать Потребитель для удовлетворения бытовых нужд: [вписать нужное].

6.4. Органы, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам: [наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил].


7. Сведения о приборах учета


7.1. Тип установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета - [вписать нужное].

7.2. Дата и место их установки (введения в эксплуатацию) - [вписать нужное].

7.3. Дата опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета - [вписать нужное].

7.4. Срок проведения очередной поверки - [число, месяц, год].


8. Ответственность сторон


8.1. Исполнитель несет установленную законодательством РФ административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:

- нарушение качества предоставления Потребителю коммунальных услуг;

- вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу Потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления Потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;

- убытки, причиненные Потребителю в результате нарушения Исполнителем прав Потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права Потребителя по сравнению с Правилами предоставления коммунальных услуг;

- моральный вред, причиненный Потребителю вследствие нарушения Исполнителем прав Потребителей, предусмотренных жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг.

8.2. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления Потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения Потребителя от оплаты такой услуги.

При этом потребитель вправе требовать с Исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в законе РФ "О защите прав потребителей", при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе в случаях:

- если Исполнитель после заключения настоящего договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;

- если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг;

- если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ;

- если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения Потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;

- [можно указать иные случаи].

8.3. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине Потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов Исполнителя или действия (бездействие) Исполнителя, включая отсутствие у Исполнителя необходимых денежных средств.

8.4. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу Потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска.

8.5. В случае причинения Исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу Потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме Исполнитель и Потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу Потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.

8.6. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения Потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта Потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо Исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.

8.7. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу Потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для предоставления коммунальных услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

8.8. Исполнитель освобождается от ответственности за причинение вреда, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения Потребителем установленных правил потребления коммунальных услуг.

8.9. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

8.10. Потребитель несет установленную законодательством РФ гражданско-правовую ответственность за:

- невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги;

- вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу Исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования (для потребителя в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме) или внутридомовых инженерных систем (для потребителя в жилом доме).

8.11. Потребитель, несвоевременно и неполностью внесший плату за коммунальные услуги, обязан уплатить Исполнителю пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

8.12. Вред, причиненный Потребителем жизни, здоровью и имуществу Исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования (для потребителя в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме) или внутридомовых инженерных систем (для потребителя в жилом доме), подлежит возмещению Потребителем по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ.


9. Срок действия договора, основания и порядок его изменения и расторжения


9.1. Договор вступает в силу, является обязательным для Сторон со дня его подписания и действует до [число, месяц, год].

9.2. В случае если ни одна из Сторон после истечения срока действия договора не заявит о его расторжении, то договор считается возобновленным на тех же условиях на тот же срок. Это правило применяется и в дальнейшем.

9.3. Исполнитель не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора при наличии возможности представлять Потребителю соответствующие коммунальные услуги.

9.4. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

9.5. Настоящий договор составлен в двух аутентичных экземплярах - по одному для каждой из Сторон.

9.6. Все изменения и дополнения к договору являются неотъемлемой его частью, должны быть составлены в письменной форме и подписаны Сторонами.

9.7. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством.


10. Реквизиты и подписи сторон


Исполнитель


[вписать нужное]


[должность, подпись, инициалы, фамилия]


М. П.

Потребитель


[вписать нужное]


[подпись, инициалы, фамилия]


М. П.



Примерная форма договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения


Разработана: Компания "Гарант", июль 2010 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.