Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 480 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 480
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. N 506 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2014 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15689


ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 480)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 040401 Социальная работа всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс;

ТЖС - трудная жизненная ситуация.


III. Характеристика подготовки по специальности


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации базовой подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Специалист по социальной работе

1 год 10 месяцев

на базе основного общего образования

2 года 10 месяцев*


______________________________

* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.


3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.


Таблица 2


Образовательная база приема

Наименование квалификации углубленной подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Специалист по социальной работе

2 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

3 года 10 месяцев*


______________________________

* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.


Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

Срок освоения ОПОП CПO углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ в различных сферах жизнедеятельности по оказанию социальной помощи нуждающимся.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

различные группы населения, находящиеся в трудной жизненной ситуации (ТЖС);

первичные трудовые коллективы.

4.3. Специалист по Социальной работе готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):

4.3.1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

4.3.2. Социальная работа с семьей и детьми.

4.3.3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

4.4. Специалист по социальной работе готовится к следующим видам деятельности (по углубленной подготовке):

4.4.1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

4.4.2. Социальная работа с семьей и детьми.

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником


4.4.1. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

4.4.3. Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.).

4.4.4. Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Специалист по социальной работе должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Специалист по социальной работе должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

5.2.1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

5.2.2. Социальная работа с семьей и детьми.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

5.2.3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Специалист по социальной работе должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.4. Специалист по социальной работе должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):

5.4.1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

5.4.2. Социальная работа с семьей и детыми.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

5.4.3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

5.4.4. Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.).

ПК 4.1. Осуществлять организационно - управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.

ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.

ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).

5.4.5. Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС.

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки


Таблица 3


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП

2052

1368



ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

468

312




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры,

окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий


48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 14

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения


48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 14

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности


108

ОГСЭ. 03 Иностранный язык

ОК 1 - 2

ОК 4 - 5

ОК 8 - 9

ПК 1.1 - 3.5

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

216

108

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 1

ОК 6 - 7

ОК 10

ОК 13 - 14

EH.00

Математический и общий естественнонаучный цикл

108

72




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности



ЕН.01. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1

ОК 3 - 9

уметь:

собирать и регистрировать статистическую информацию;

проводить первичную обработку и контроль материалов;

выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники;

знать:

предмет, метод и задачи статистики;

принципы организации государственной статистики;

современные тенденции развития статистического учета;

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

основные формы и виды действующей статистической отчетности;

технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления



ЕН.02. Статистика

ОК 1

ОК 3 - 5

ОК 8 - 9

ОК 12

П.00

Профессиональный цикл

1476

984



ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

474

316




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

оперировать основными понятиями и категориями специальности;

использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента;

собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи;

знать:

категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

традиции российской и международной благотворительности;

основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;

общие и частные технологии, методы социальной работы;

особенности объекта и субъекта социальной работы;

основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

принципы деятельности социального работника;

понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей



ОП.01. Теория и методика социальной работы

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 3.5

уметь:

охарактеризовать специфику деятельности (цель, задачи, направления и т.д.) учреждений социальной сферы;

обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем;

определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности;

знать:

структуру органов социальной работы в Российской Федерации и конкретном регионе;

особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе;

особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека;

особенности социальной политики Российской Федерации, ее цели и задачи;

основные направления и принципы социальной работы в России;

систему организации социальной работы в Российской Федерации;

систему учреждений социальной сферы и особенности их взаимодействия;

особенности деятельности органов социальной защиты региона



ОП.02. Организация социальной работы в Российской Федерации

ОК 1 - 3

ОК 6 - 7

ОК 9

ОК 11

ПК 1.1 - 1.3

ПК 1.5

ПК 2.1 - 2.3

ПК 2.5

ПК 3.1 - 3.2

ПК 3.5

уметь:

оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т.ч. используя информационные технологии;

унифицировать системы документации;

осуществлять хранение и поиск документов;

осуществлять автоматизацию обработки документов;

использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте;

знать:

понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства;

основные понятия документационного обеспечения управления;

системы документационного обеспечения управления;

классификацию документов;

требования к составлению и оформлению документов;

организацию документооборота:

прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел



ОП.03. Документационное обеспечение управления

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ПК 1.1 - 3.5

уметь:

осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

поддерживать деловую репутацию;

создавать и соблюдать имидж делового человека;

организовывать деловое общение подчиненных;

знать:

правила делового общения;

этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

основные техники и приемы общения:

правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

составляющие внешнего облика делового человека:

костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;

правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения



ОП.04. Деловая культура

ОК 6

ОК 8

ПК 1.1 - 3.5

уметь:

работать с информационными источниками:

изданиями, сайтами и т.д.;

оформлять и защищать учебно-исследовательские студенческие работы (реферат, выпускную квалификационную работу);

знать:

формы и методы учебно-исследовательской работы;

требования, предъявляемые к защите реферата, выпускной квалификационной работы



ОП.05. Основы учебно-исследовательской деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.3 - 1.5

уметь:

планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность;

осуществлять первичную психологическую поддержку клиента;

пользоваться приемами первичной психологической самопомощи при работе с клиентом;

знать:

сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе;

основы социально-педагогической работы по различным направлениям;

основы психологии и методы психологического познания человека



ОП.06. Основы педагогики и психологии

ОК 1 - 9

ОК 11

ОК 14

ПК 1.1 - 3.5

уметь:

анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы;

осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения;

знать:

типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях;

основные категории социальной медицины;

формы медико-социальной помощи населению;

этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере



ОП.07. Основы социальной медицины

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 3.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации:

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила

оказания первой помощи пострадавшим


68

ОП.08. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 3.5

ПМ.00

Профессиональные модули

1002

668



ПМ.01

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;

осуществления социального патроната;

создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим реалиям жизни и их реабилитации;

координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;

уметь:

анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;

пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;

выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;

оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;

осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";

знать:

нормативно-правовое обеспечение социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты;

основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов;

особенности

оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;

структуры, способные

оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам



МДК.01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами


МДК.01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов


МДК.01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами


МДК.01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 1.5

ПМ.02

Социальная работа с семьей и детьми

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната;

создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей;

уметь:

пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;

выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;

собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;

оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";

выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;

профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;

планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;

анализировать результаты своей деятельности;

осуществлять контроль качества предоставляемых услуг;

знать:

цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

структуру государственных органов, реализующих семейную политику;

основные задачи социальной защиты;

варианты социального обслуживания семьи;

нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;

типы социальной службы для семьи и детей;

внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

категории семей социального риска;

основные социальные проблемы семей различных категорий:

критерии социальной незащищенности семей;

формы социальной работы с семьями;

роль социального работника в решении проблем семьи;

особенности медико-социального патронажа семьи и детей;

учреждения и организации, способные

оказать помощь в преобразовании ситуации семьи



МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми


МДК.02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение


МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми


МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей

ОК 1 - 14

ПК 2.1 - 2.5

ПМ.03

Социальная работа с лицами из групп риска,

оказавшимися в ТЖС

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната;

создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства;

мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; с членами семей лиц, инфицированных ВИЧ;

наркозависимыми и членами их семей;

военнослужащими и членами их семей;

безнадежно и тяжелобольными, др.);

уметь:

выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;

строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;

проводить анализ ТЖС лиц из групп риска;

определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие;

осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;

анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;

анализировать и корректировать свою работу;

знать:

основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;

особенности проблем каждой категории лиц из групп риска;

специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;

особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;

организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации



МДК.03.01. Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска


МДК.03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска


МДК.03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

ОК 1 - 14

ПК 3.1 - 3.5

ПМ.04

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих






Вариативная часть циклов ОПОП

(определяется образовательным учреждением)

864

576




Всего часов обучения по циклам ОПОП

2916

1944



УП.00

Учебная практика

16 нед.

576


ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 3.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.




ПА.00

Промежуточная аттестация

3 нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.




ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.




ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.




Таблица 4


Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:


Обучение по учебным циклам

54 нед.

Учебная практика

16 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

3 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

Каникулярное время

12 нед.

Итого

95 нед.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки


Таблица 5


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП

3240

2160



ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

732

488




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры,

окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий


48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 14

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения


48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 14

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов


48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 14

ПК 1.3 - 5.5

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности


172

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1 - 2

ОК 4 - 5

ОК 8 - 9

ПК 1.1 - 3.5

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

344

172

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 1

ОК 6 - 7

ОК 10

ОК 13 - 14

EH.00

Математический и общий естественнонаучный цикл

144

96




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

взаимодействовать с операционной системой персонального компьютера;

пользоваться Интернетом и электронной почтой;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

электронный документооборот и основы электронного представления информации;

основные понятия компьютерных сетей



ЕН.01. Информатика

ОК 4 - 5

ОК 9

ПК 1.1 - 5.5

уметь:

собирать и регистрировать статистическую информацию;

проводить первичную обработку и контроль материалов;

выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники;

знать:

предмет, метод и задачи статистики;

принципы организации государственной статистики;

современные тенденции развития статистического учета;

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

основные формы и виды действующей статистической отчетности:

технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления



ЕН.02. Статистика

ОК 1 - 3

ОК 5

ПК 1.1 - 3.5

ПК 4.1

ПК 5.1

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности



ЕН.03. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 4 - 5

ОК 9

ПК 1.1 - 5.5

П.00

Профессиональный цикл

2364

1576



ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

474

316




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся но полупрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

оперировать основными понятиями и категориями;

использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ТЖС клиента;

собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при

оказании социальных услуг и адресной помощи;

знать:

категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

традиции российской и международной благотворительности;

основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;

общие и частные технологии, методы социальной работы;

особенности объекта и субъекта социальной работы;

основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

принципы деятельности социального работника;

понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей



ОП.01. Теория и методика социальной работы

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 3.5

ПК 5.1 - 5.3

уметь:

охарактеризовать специфику деятельности (цель, задачи, направления и т.д.) учреждений социальной сферы;

обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем;

определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности;

знать:

структуру органов социальной работы в Российской Федерации и конкретном регионе;

особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе;

особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека;

особенности социальной политики Российской Федерации, ее цели и задачи;

основные направления и принципы социальной работы в России;

систему организации социальной работы в Российской Федерации;

систему учреждений социальной сферы и особенности их взаимодействия;

особенности деятельности органов социальной защиты региона



ОП.02. Организация социальной работы в Российской Федерации

ОК 1 - 3

ОК 6 - 7

ОК 9

ОК 11

ПК 1.1 - 1.3

ПК 1.5

ПК 2.1 - 2.3

ПК 2.5

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.4

уметь:

оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т.ч. используя информационные технологии;

унифицировать системы документации;

осуществлять хранение и поиск документов;

осуществлять автоматизацию обработки документов;

использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте;

знать:

понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства;

основные понятия документационного обеспечения управления;

системы документационного обеспечения управления;

классификацию документов;

требования к составлению и оформлению документов;

организацию документооборота:

прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел;



ОП.03. Документационное обеспечение управления

ОК 2

ОК 4 - 5

ОК 9

ПК 1.1 - 4.4

уметь:

осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

поддерживать деловую репутацию;

создавать и соблюдать имидж делового человека;

организовывать деловое общение подчиненных;

знать:

правила делового общения;

этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

основные техники и приемы общения:

правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

составляющие внешнего облика делового человека:

костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;

правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения



ОП.04. Деловая культура

ОК 2

ОК 8

ПК 1.1 - 4.4

уметь:

работать с информационными источниками:

изданиями, сайтами и т.д.;

оформлять и защищать учебно-исследовательские студенческие работы (реферат, выпускную квалификационную работу);

знать:

формы и методы учебно-исследовательской работы;

требования, предъявляемые к защите реферата, выпускной квалификационной работы



ОП.05. Основы учебно-исследовательской деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 5.5

уметь:

планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность;

осуществлять первичную психологическую поддержку клиента;

оказывать психологическую самопомощь;

знать:

сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе;

основы социально-педагогической работы по различным направлениям;

основы психологии и методы психологического познания человека



ОП.06. Основы педагогики и психологии

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 5.5

уметь:

анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы;

осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения;

знать:

типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях;

основные категории социальной медицины;

формы медико-социальной помощи населению;

этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере



ОП.07. Основы социальной медицины

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 5.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


68

ОП.08. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 5.5


ПМ.00

Профессиональные модули

1890

1260



ПМ.01

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;

осуществления социального патроната;

создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации;

координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;

уметь:

анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;

пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;

выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;

оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;

осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";

знать:

нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты;

основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов;

особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;

структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов



МДК.01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами


МДК.01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов


МДК.01.03. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами


МДК.01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 1.5

ПМ.02

Социальная работа с семьей и детьми

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната;

создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей;

уметь:

пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;

выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;

собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;

оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";

выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;

профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;

планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;

анализировать результаты своей деятельности;

осуществлять контроль качества предоставляемых услуг;

знать:

цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

структуру государственных органов, реализующих семейную политику;

основные задачи социальной защиты;

варианты социального обслуживания семьи;

нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;

типы социальной службы для семьи и детей;

внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

категории семей социального риска;

основные социальные проблемы семей различных категорий;

критерии социальной незащищенности семей;

формы социальной работы с семьями;

роль социального работника в решении проблем семьи;

особенности медико-социального патронажа семьи и детей;

учреждения и организации, способные

оказать помощь в преобразовании ТЖС семьи



МДК.02.01. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми


МДК.02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение


МДК.02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми


МДК.02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей

ОК 1 - 14

ПК 2.1 - 2.5

ПМ.03

Социальная работа с лицами из групп риска,

оказавшимися в ТЖС

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната;

создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС;

лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей;

членами семей лиц, инфицированных ВИЧ;

наркозависимыми и членами их семей;

военнослужащими и членами их семей;

безнадежно и тяжелобольными, др.);

уметь:

выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;

строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;

проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска;

определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними;

осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;

анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;

анализировать и корректировать свою работу;

знать:

основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;

особенности проблем каждой из этих категорий;

специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;

особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;

организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации



МДК.03.01. Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска


МДК.03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска


МДК.03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

ОК 1 - 14

ПК 3.1 - 3.5

ПМ.04

Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование и др.)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики

оказываемой помощи;

уметь:

применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;

осуществлять организацию социальной работы в различных сферах;

осуществлять организационно-управленческую деятельность по межведомственному взаимодействию специалистов и учреждений разных систем;

определять объем деятельности специалистов, необходимый для решения конкретных задач по

оказанию помощи и поддержки клиенту;

знать:

сущность и особенности различных сфер жизнедеятельности людей;

особенности и содержание социальной работы в различных сферах;

специфику деятельности специалиста, необходимой для решения конкретных задач по

оказанию помощи и поддержки клиенту;

технологию организационной деятельности специалиста;

правовые аспекты социальной работы в различных сферах;

содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах;

типы организационных структур управления социальной работой в различных сферах;

особенности организации социальной работы в различных сферах



МДК.04.01. Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения


МДК.04.02. Технология социальной работы в учреждениях образования


МДК.04.03. Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты

ОК 1 - 14

ПК 4.1 - 4.4

ПМ.05

Проектирование социальной работы с различными категориями граждан,

оказавшихся в ТЖС

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

постановки значимых целей и путей их достижения, необходимых для преобразования ТЖС;

прогнозирования и моделирования вариантов решения проблем клиента с учетом имеющихся ресурсов;

применения инновационных технологий и творческого подхода в деятельности для

оказания помощи и поддержки клиенту;

уметь:

осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности;

разрабатывать концепцию состояния будущего объекта;

осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности;

знать:

методологическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе;

антропологию человека;

особенности прогнозирования и моделирования в социальной работе:

формы и методы исследования и анализа ТЖС;


технологии проектной деятельности



МДК.05.01. Проектная деятельность специалиста по социальной работе


МДК.05.02. Инновационная деятельность в социальной работе


МДК.05.03. Менеджмент в социальной работе

ОК 1 - 4

ПК 5.1 - 5.5

ПМ.06

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих






Вариативная часть циклов ОПОП

(определяется образовательным учреждением)

1404

936




Всего часов обучения по циклам ОПОП

4644

3096



УП.00

Учебная практика


23 нед.


828


ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 5.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.




ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.




ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.




ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.




Таблица 6


Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:


Обучение по учебным циклам

86 нед.

Учебная практика

23 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

Каникулярное время

23 нед.

Итого

147 нед.


VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в части развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.

7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:


теоретическое обучение (при обязательной учебной

нагрузке 36 часов в неделю)

39 нед.

промежуточная аттестация

2 нед.

каникулярное время

11 нед.


7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.

7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточение, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:


истории и основ философии;

иностранного языка;

психологии;

информационных технологий в профессиональной деятельности;

статистики;

теории и методики социальной работы; документационного обеспечения управления; деловой культуры;

основ учебно-исследовательской деятельности;

основ педагогики и психологии;

основ социальной медицины;

психологии и андрогогики лиц пожилого возраста и инвалидов;

социального патроната лиц пожилого возраста и инвалидов;

возрастной психологии и педагогики, семьеведения;

социально-правовой и законодательной основы социальной работы с семьей и детьми;

технологии социальной работы с лицами из группы риска;

технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения;

технологии социальной работы в учреждениях образования;

технологии социальной работы в учреждениях социальной защиты;

менеджмента в социальной работе;

безопасности жизнедеятельности.


Спортивный комплекс:


спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:


библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет, актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе, выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинском обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст.  3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


Приложение к ФГОС СПО
по специальности 040401
Социальная работа


Перечень
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО


Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

(ОК 016-94)

Наименование профессий рабочих, должностей служащих

1

2

26527

Социальный работник


С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности "Социальная работа". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и к ее структуре.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 480 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15689


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 марта 2010 г. N 10 (без приложения)


Приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. N 506 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2014 г.


Актуальный текст документа