Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 499 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза (квалификация (степень) "магистр")" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 499
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза (квалификация (степень) "магистр")"

С изменениями и дополнениями от:

31 мая 2011 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. N 368 настоящий приказ признан утратившим силу

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза (квалификация (степень) "магистр").

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15758


ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки
111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза
(квалификация (степень) "магистр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 499)

С изменениями и дополнениями от:

31 мая 2011 г.

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.


III. Характеристика направления подготовки


Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.


Таблица 1


Сроки, трудоемкость освоения ООП


Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в соответствии с принятой классификацией ООП

Наименование

ООП магистра

68

магистр

2 года

120*


_____________________________

* трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.


Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность магистерских программ определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.


IV. Характеристика профессиональной деятельности магистров


4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: разработку, планирование, организацию и проведение лабораторного ветеринарно-санитарного контроля на боенских предприятиях и в цехах перерабатывающей промышленности, специализированных торговых предприятиях, рынках; организацию, планирование и осуществление ветеринарно-санитарных мероприятий при экспорте, импорте и перевозке внутри страны подконтрольных госветслужбе грузов; прогнозирование рисков, разработку и проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организацию и проведение занятий с практикантами ведомственных учебных учреждений при прохождении ими производственной практики, на предприятиях мясной, молочной и рыбной промышленности. Участие в работе научных учреждений, в работе арбитражных комиссий, планирование и анализ результатов исследовательских работ, разработка ведомственных нормативных документов. Представительство профессиональных интересов ветеринарно-санитарной службы в различных зарубежных организациях, на съездах, конференциях и симпозиумах.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: сырье и продукты животного и растительного происхождения, подлежащие ветеринарно-санитарной экспертизе для определения их пригодности к использованию на пищевые и кормовые цели, деятельность по охране населения от болезней общих для человека и животных, охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств, а также по охране окружающей среды от загрязнения; ветеринарный мониторинг, состояние эпизоотологической обстановки в регионах РФ и биологической безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения. Объектами служат также ведомственная нормативная документация, предприятия перерабатывающей промышленности, холодильники, санитарные бойни, ветсанутильзаводы, государственные лаборатории госветсанэкспертизы на рынках, выставках и ярмарках и другие объекты и сооружения, материалы, процессы, услуги и методы исследования, подлежащие контролю на соответствие ветеринарно-санитарным требованиям.

4.3. Магистр по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

производственная;

научно-педагогическая;

организационно-управленческая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

выявление необходимых усовершенствований и разработка новых, более эффективных методов и средств ветеринарно-санитарной экспертизы для определения биологической безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения;

усовершенствование существующих и разработка новых средств и методов ветеринарно-санитарной обработки предприятий агропромышленного комплекса;

разработка ветеринарно-санитарных мероприятий по профилактике антропозоонозов на мясоперерабатывающих предприятиях;

научное обоснование и разработка ветеринарно-санитарных защитных мероприятий при экспортно-импортных операциях;

научное обоснование и разработка ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций (радиационные, химические, бактериологические источники);

организация и планирование эксперимента с использованием методов математической обработки результатов;

использование объективных методов, включая мониторинг, анализ и обобщение информации с целью объективной оценки эпизоотической ситуации на предприятиях мясо- и птицеперерабатывающей промышленности.


V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры


5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК -3);

способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-4);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-7);

способностью использовать углубленные теоретические и практические знания современных проблем ветеринарной экспертизы и биологической безопасности (ОК-8);

способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности в области ветеринарно-санитарной экспертизы (ОК-9);

способностью собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-10);

готовностью к преподавательской деятельности по профилю подготовки (ОК-11).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью разрабатывать нормативную и техническую документацию (ПК-1);

способностью применять современные методы лабораторных и инструментальных исследований для диагностики незаразной, инвазионной и инфекционной патологии (ПК-2);

способностью и готовностью проводить научные эксперименты на современных и зарубежных научных приборах и оценивать результаты исследования (ПК-3);

способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ПК-4);

способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-5);

по видам деятельности:

производственная деятельность

способностью организовывать и разрабатывать методы и средства повышения безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения для обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия продукции (ПК-6);

способностью выявлять необходимые усовершенствования и разрабатывать новые, более эффективные средства для контроля качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения (ПК-7);

способностью осуществлять порядок оформления документации по импорту-экспорту подконтрольных государственной ветеринарной службе грузов (ПК-8);

готовностью осуществлять экспертизу и контроль качества кормов и ветеринарных препаратов для животных в соответствии с федеральным законом о технических регламентах, федеральным законом о биологической безопасности, европейскими требованиями МЭБ, Россельхознадзора, СанПиН и СНиП (ПК-9);

способностью проводить ветеринарно-санитарный контроль мясных, молочных, рыбных и других продуктов при поступлении на таможенную территорию РФ (ПК-10);

способностью к планированию и разработке ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения (ПК-11);

способностью к планированию и разработке мероприятий по охране окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу, гидросферу и литосферу (ПК-12);

способностью к разработке и решению задач, связанных с практическим применением дезинсекции, дезинфекции, дератизации и дезакаризации с помощью современных средств и техники (ПК-13);

научно-педагогическая:

способностью организовывать и планировать эксперименты по мероприятиям для повышения качества продуктов животного и растительного происхождения (ПК-14);

способностью проводить исследования, анализ и разработку методов контроля качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения (ПК-15);

способностью организовывать исследования мониторинга для контроля особо опасных болезней животных (ПК-16);

способностью организовывать мониторинга окружающей среды (ПК-17);

готовностью собирать, обрабатывать, анализировать, обобщать научно-техническую информацию, передовой, отечественной и зарубежный опыт в области ветеринарно-санитарной экспертизы и составлять отчеты и участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-18);

способностью усовершенствовать научные методики и разработки в области ветеринарно-санитарной экспертизы, производственного ветеринарного контроля, ветеринарной санитарии, биотехнологии и генной инженерии (ПК-19);

готовностью принимать участие в разработке технических регламентов по безопасности и качеству лекарственных препаратов и кормов для животных (ПК-20);

способностью проводить исследования с использованием современных методов диагностики (ПК-21);

организационно-управленческая

способностью использовать информационные технологии для повышения безопасности продуктов и сырья животного и растительного происхождения (ПК-22);

способностью использовать нормативно-правовую документацию в области повышения качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения (ПК-23);

способностью проводить расчеты и определять экономическую и социальную эффективность исследований и разработок (ПК-24).


VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры


6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.


Таблица 2


Структура ООП магистратуры


Код

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные единицы*)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций


Общенаучный цикл

10-20



М.1

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

философские аспекты развития отдельных разделов естествознания и технических наук;

государственные законы, нормативные документы, обеспечивающие безопасность сырья животного происхождения;

современные методы исследования сырья животного происхождения, гидробионтов и готовых изделий с целью создания безопасной для здоровья населения России продукции;

методологию и основы научных исследований;

программно-целевые методы решения научных проблем;

организационно-правовые формы хозяйственных обществ и товариществ;

правовое регулирование финансового управления персоналом организации, правовую охрану объектов и интеллектуальной собственности;

теорию планирования, управления и контроля процессов движения материальных и информационных потоков в производстве;

математические расчеты адекватности основных компонентов пищи при проектировании новых видов продукции;

вероятностные модели для конкретных процессов, проведение расчетов в рамках построенных моделей;

основные элементы теории проверки статистических гипотез;

критерии значимости для параметров;

построение наиболее мощных критериев;

критерии на зависимость признаков и однородных данных;

уметь:

использовать накопленный опыт;

выбирать оптимальные формы организации ветеринарной деятельности;

разрабатывать новые методы ветеринарно-санитарной экспертизы и контроля безопасности сырья и продуктов животного происхождения;

использовать современные реакции для определения патогенов и выявления специфических генов для контроля качества сырья и продуктов животного происхождения;

владеть:

приемами проведения научных исследований;

методами применения математических методов в технических приложениях;

научными разработками по ветеринарно-санитарной экспертизе в научно-исследовательских и ветеринарных учреждениях;

современными методами контроля качества сырья и продуктов животного происхождения.

1-10

Философские проблемы науки и техники


Математическое моделирование,

ОК-1,

ОК-2,

ОК-3,

ОК-5

ОК-6,

ОК-10

ПК-22,

ПК-24


Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)


Информационные технологии


Деловой иностранный язык


М.2

Профессиональный цикл

Базовая (общепрофессиональная) часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

структуру государственной ветеринарной службы на различных подконтрольных объектах;

порядок и методы проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырья и продуктов животного происхождения;

лабораторный анализ безопасности пищевых и кормовых продуктов;

требования ветеринарных правил при импорте, экспорте и транспортировке животных для убоя, при импорте говядины, свинины, конины, баранины, мыса птицы, молока и молочных продуктов, рыбы и других гидробионтов;

принципы ХАСРР и ИСО на предприятиях мясной, молочной и рыбной промышленности;

классификацию биологических и терапевтических ветеринарных препаратов, порядок контроля, исследованиях при рекламациях, стандартизацию и сертификацию ветеринарных препаратов;

санитарные требования к проектированию, строительству, эксплуатации предприятий по переработке сырья животного происхождения;

методы контроля качества и безопасности сырья и продуктов животного происхождения;

анализ качества продуктов убоя при различной заразной и незаразной патологии;

уметь:

оформлять ветеринарные сопроводительные документы, в том числе при экспортно-импортных операциях с подконтрольными госветслужбе грузами;

обеспечивать ветеринарно-санитарное благополучие и биологическую безопасность выпускаемой продукции;

осуществлять ветеринарно-санитарный контроль за технологией производства мясных, молочных, рыбных продуктов, кормов, биологических препаратов и лечебных средств для животных;

использовать и определять эффективность применения санитарных средств при дезинфекциях, дезинвазиях, дератизациях на подконтрольных ветслужбе объектах;

оформлять учетно-отчетную документацию;

владеть:

основными законами РФ, регулирующими качество и безопасность сырья и продуктов животного происхождения, основными ведомственными нормативными документами, в том числе при экспорте и импорте и перевозках подконтрольных госветслужбе грузов, делопроизводством в ветеринарии, методами учета и ветеринарно-санитарной экспертизе на предприятиях различного типа, вопросами финансирования и материального обеспечения госветслужбы на предприятиях

40-50

15-25

Государственный ветеринарный надзор на объектах Россельхознадзора


Ветеринарная санитария на предприятиях


Микробиологическая безопасность сырья и продуктов животного и растительного происхождения


Биологическая безопасность сырья и продуктов животного и растительного происхождения


Ветеринарная иммунология

ОК-2,

ОК-3

ОК-6,

ОК-7,

ОК-8,

ОК-9,

ПК-1,

ПК-3,

ПК-6,

ПК-7,

ПК-8,

ПК-9,

ПК-10,

ПК-11,

ПК-12,

ПК-13,

ПК-14,

ПК-15,

ПК-19,

ПК-20,

ПК-21

ПК-22

ПК-23

ПК-24


Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)




М.3

Практики и научно-исследовательская работа

(практические умения и навыки определяются ООП вуза)

57


ОК-2,

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7,

ОК-8,

ОК-9,

ОК-10

ОК-11

ПК-3,

ПК-4

ПК-6

ПК-14,

ПК-15,

ПК-19,

ПК-20,

ПК-21

ПК-23

ПК-24

М.4

Итоговая государственная аттестация

3


ОК-6,

ОК-7,

ОК-8,

ОК-9,

ПК-21


Общая трудоемкость основной образовательной программы

120




_____________________________

* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.



VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров


7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 20 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин по программам, составленным на основе результатов исследований кафедр вуза.

7.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области философских проблем науки и техники; математического моделирования; государственного ветеринарного надзора на объектах Россельхознадзора; ветеринарной санитарии на предприятиях; микробиологической безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения; биологической безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения; ветеринарной иммунологии, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Требования к организации практик обучающихся.

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, педагогическая.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее в себя изучение методической литературы и программное обеспечение предполагаемых исследований, освоение методик научных исследований, выбор темы и написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы, анализ и обобщение результатов составления отчета о научно-исследовательской работе;

развитие навыков научно-педагогической работы;

освоение научно-методического компонента в проведении учебных занятий и методов и приемов педагогической работы;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной магистерской программой.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.18 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные кабинеты и аудитории а также лаборатории: ветеринарно-санитарной экспертизы, биологической безопасности, молекулярной биотехнологии, ветеринарной санитарии, микробиологии и иммунологии.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность для студента к сетям Интернет составляет 100 процентов.


VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ


8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению ученого совета вуза.

Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебно-методических объединений вузов. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


_____________________________

* одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам;

** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534)

*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)



Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 499 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза (квалификация (степень) "магистр")"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15758


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 марта 2010 г. N 11


Приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. N 368 настоящий приказ признан утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2011 г. N 1975

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Актуальный текст документа