С (обязательное). Процедура определения точки Н и фактического угла наклона туловища сидящего в механическом транспортном средстве водителя или пассажира

Приложение С
(обязательное)

 

Процедура определения точки Н и фактического угла наклона туловища сидящего в механическом транспортном средстве водителя или пассажира

 

С.1 Цель

Описанная в настоящем приложении процедура используется для определения положения точки H и фактического угла наклона туловища для одного или нескольких мест для сидения в механическом транспортном средстве и для проверки соотношения между измеренными параметрами и конструктивными спецификациями, указанными предприятием-изготовителем*.

С.2 Термины и определения

В настоящем приложении применены следующие термины с соответствующими определениями:

С.2.1 исходные данные: Одна или несколько из следующих характеристик места для сидения:

С.2.1.1 точка H и точка R их соотношение;

С.2.1.2 фактический угол наклона туловища и конструктивный угол наклона туловища и их соотношение.

С.2.2 объемный механизм определения точки Н (механизм 3-D Н): Устройство, применяемое для определения точек H и фактического угла наклона туловища.

С.2.3 точка H: Центр вращения туловища и бедра механизма 3-D Н, установленного на сиденье транспортного средства в соответствии с требованиями С.4. Точка H располагается в середине центральной линии устройства, проходящей между визирными метками точки H с обеих сторон механизма 3-D Н. Теоретически точка Н соответствует (допуски см. С.3.2.2) точке R. После определения точки H в соответствии с С.4 считается, что эта точка является фиксированной по отношению к подушке сиденья и перемещается вместе с ней при регулировании сиденья.

С.2.4 точка R или контрольная точка места для сидения: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехкамерной системы координат.

С.2.5 линия туловища: Центральная линия штыря механизма 3-D Н, когда штырь находится в крайнем заднем положении.

С.2.6 фактический угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку Я, и линией туловища посредством зубчатого сектора механизма 3-D Н. Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски С.3.2.2).

С.2.7 конструктивный угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием - изготовителем транспортного средства.

С.2.8 центральная плоскость водителя или пассажира (C/LO): Средняя плоскость механизма 3-D Н, расположенного на каждом указанном месте для сидения; она представлена координатой точки Н относительно оси Y. На отдельных сиденьях центральная плоскость сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя или пассажира. На других сиденьях центральная плоскость водителя или пассажира определяется предприятием-изготовителем.

С.2.9 трехмерная система координат: Система, описанная в настоящем приложении (см. дополнение 2).

С.2.10 исходные точки отсчета: Физические точки (отверстия, плоскости, метки или углубления) на кузове транспортного средства, указанные предприятием-изготовителем.

С.2.11 положение для измерения на транспортном средстве: Положение транспортного средства, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.

С.3 Требования

С.3.1 Представление данных

Для каждого места для сиденья, исходные данные о котором используются для проверки соответствия положениям настоящего стандарта, представляются все выборки или соответствующая выборка следующих данных в том виде, как это указано в настоящем приложении:

С.3.1.1 координаты точки R относительно трехмерной системы координат;

С.3.1.2 конструктивный угол наклона туловища;

С.3.1.3 все указания, необходимые для регулирования сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения, определенное в С.4.3.

С.3.2 Соотношение полученных данных и конструктивных спецификаций

С.3.2.1 Координаты точки H и значение фактического угла наклона туловища, определенные в С.4, сравниваются соответственно с координатами точки R и значением конструктивного угла наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.

С.3.2.2 Относительное положение точек R и Н и соотношение между конструктивным углом наклона туловища и фактическим углом наклона туловища считают удовлетворительным для рассматриваемого места для сидения, если точка Н, определенная ее координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные и вертикальные стороны которого, равные 50 мм, имеют диагонали, пересекающиеся в точке R, и если фактический угол наклона туловища не отличается от конструктивного угла наклона туловища более чем на 5°.

С.3.2.3 В случае выполнения условий С.3.2.1 и С.3.2.2 точку R и конструктивный угол наклона туловища используют для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

С.3.2.4 Если точка H или фактический угол наклона туловища не соответствуют требованиям С.3.2.2, то точку Н и фактический угол наклона туловища определяют еще два раза (всего три раза). Если результаты двух из этих трех измерений отвечают требованиям, то применяют положения С.3.2.3.

С.3.2.5 Если результаты по меньшей мере двух из трех измерений, определенных в С.3.2.4, не соответствуют требованиям С.3.2.2 или если проверка невозможна в связи с тем, что предприятие-изготовитель транспортного средства не представило данных, касающихся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, то может использоваться центроида трех полученных точек или средние значения трех измерений углов, которые будут считаться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящем стандарте упоминается точка R или конструктивный угол наклона туловища.

С.4 Определение точки Н и фактического угла наклона туловища

С.4.1 Испытуемое транспортное средство выдерживают при температуре ()°С по усмотрению предприятия-изготовителя для того, чтобы температура материала, из которого изготовлены сиденья, достигла комнатной. Если испытуемое сиденье никогда не использовалось, то на него необходимо поместить дважды в течение минуты человека или устройство массой от 70 до 80 кг, для того чтобы размять подушку сиденья и спинку. По просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженном состоянии в течение, по крайней мере, 30 мин до установки на них механизма 3-D Н.

С.4.2 Транспортное средство должно занять положение для измерения, определенное в С.2.11.

С.4.3 Если сиденье является регулируемым, то оно устанавливается сначала в крайнее заднее - нормальное при управлении или использовании - положение, предусмотренное предприятием-изготовителем транспортного средства, за счет одного лишь продольного регулирования сиденья и без его перемещения, предусмотренного для иных целей помимо нормального управления или использования. При наличии других способов регулирования сиденья (вертикального, угла наклона спинки и т.д.) оно должно приводиться в положение, определенное предприятием - изготовителем транспортного средства. Для откидных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать нормальному положению при управлении, указанному предприятием-изготовителем.

С.4.4 Поверхность места для сиденья, с которой соприкасается механизм 3-D Н, покрывается муслиновой хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры, определяемой как гладкая хлопчатобумажная ткань, имеющая 18,9 нитей на и весящая 0,228 , или как вязаная или нетканая материя, имеющая аналогичные характеристики. Если испытание проводят на сиденье вне транспортного средства, то пол, на который установлено сиденье, должен иметь те же основные характеристики**, что и пол транспортного средства, в котором будет установлено такое сиденье.

С.4.5 Расположить основание и спинку механизма 3-D Н таким образом, чтобы центральная плоскость водителя или пассажира (C/LO) совпадала с центральной плоскостью механизма 3-D Н. По просьбе предприятия-изготовителя механизм 3-D Н может быть передвинут внутрь относительно C/LO, если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет произвести его выравнивание.

С.4.6 Прикрепить ступни и голени к основанию корпуса либо отдельно, либо посредством шарнирного соединения Т. Линия, проходящая через визирные метки определения точки Н, должна быть параллельной грунту и перпендикулярной к продольной центральной плоскости сиденья.

С.4.7 Расположить ступни и ноги механизма 3-D Н следующим образом:

С.4.7.1 Обозначенное место для сидения: водитель и пассажир рядом с водителем

С.4.7.1.1 Ступни и ноги перемещаются вперед таким образом, чтобы ступни заняли естественное положение, в случае необходимости, между рабочими педалями. Левая ступня, по возможности, устанавливается таким образом, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости механизма 3-D Н, на каком находится правая ступня с правой стороны. С помощью уровня проверки поперечной ориентации устройства оно приводится в горизонтальное положение за счет регулирования, в случае необходимости, основания корпуса либо за счет перемещения ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки Н, должна быть перпендикулярной к продольной центральной плоскости сиденья.

С.4.7.1.2 Если левая нога не может удерживаться параллельно правой ноге, а левая ступня не может быть установлена на элементах конструкции транспортного средства, то необходимо переместить левую ступню таким образом, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяется визирными метками.

С.4.7.2 Обозначенное место для сидения: боковые задние сиденья

Что касается задних или приставных сидений, то ноги располагаются в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя. Если при этом ступни опираются на части пола, которые находятся на различных уровнях, то та ступня, которая первая прикоснулась к переднему сиденью, служит в качестве исходной, а другая ступня располагается таким образом, чтобы обеспечить горизонтальное положение устройства, проверяемое с помощью уровня поперечной ориентации основания корпуса.

С.4.7.3 Другие обозначенные места для сидения

Следует придерживаться общей процедуры, описанной в С.4.7.1, за исключением порядка установки ступней, который определяется предприятием - изготовителем транспортного средства.

С.4.8 Разместить грузы на голенях и бедрах и установить механизм 3-D Н в горизонтальное положение.

С.4.9 Наклонить заднюю часть основания туловища вперед до упора и отвести механизм 3-DH от спинки сиденья с помощью коленного шарнира Т. Вновь установить механизм на прежнее место на сиденье посредством одного из нижеследующих способов:

С.4.9.1 Если механизм 3-D Н скользит назад, то необходимо: дать механизму 3-D Н возможность скользить назад до тех пор, пока не отпадет необходимость в использовании передней ограничительной горизонтальной нагрузки на коленный шарнир Т, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья. При необходимости изменить положение голени и ступни.

С.4.9.2 Если механизм 3-D Н не скользит назад, то необходимо поступить следующим образом: отодвинуть механизм 3-D Н назад за счет использования горизонтальной задней нагрузки, прилагаемой к коленному шарниру Т, до тех пор, пока задняя часть механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (рисунок С.2).

С.4.10 Приложить нагрузку в () Н к задней части и основанию механизма 3-D Н на пересечении кругового сектора бедра и кожуха коленного шарнира Т. Это усилие все время направляется вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейся чуть выше кожуха кронштейна бедра (рисунок С.2). После этого осторожно вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Последние действия необходимо проводить осторожно, с тем чтобы не допустить соскальзывания механизма 3-DH вперед.

С.4.11 Разместить грузы на правой и левой частях основания туловища и затем попеременно восемь грузов на спине. Горизонтальное положение механизма 3-D Н проверяется с помощью уровня.

С.4.12 Наклонить спинку механизма 3-D Н вперед, чтобы устранить давление на спинку сиденья. Произвести три полных цикла бокового качания механизма 3-D Н по дуге в 10° (5°в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости), с тем чтобы выявить и устранить возможные трения между механизмом 3-D Н и сиденьем.

В ходе раскачивания коленный шарнир Т механизма 3-D Н может отклоняться от установленного горизонтального и вертикального направлений. Поэтому во время раскачивания механизма шарнир Т должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удерживании шарнира Т и раскачивании механизма 3-D Н необходимо проявить осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных и горизонтальных нагрузок.

При этом не следует удерживать ступни механизма 3-D Н или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, то они должны оставаться на некоторое время на той же высоте.

Осторожно вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья и вывести оба уровня в нулевое положение. В случае перемещения ступней во время раскачивания механизма 3-D Н они должны быть вновь установлены следующим образом:

- попеременно приподнимать каждую ступню с пола на минимальную величину, необходимую для того, чтобы предотвратить ее дополнительное перемещение. При этом необходимо удерживать ступни таким образом, чтобы они могли вращаться применение каких-либо продольных или поперечных сил исключается. Когда каждая ступня опять устанавливается в свое нижнее положение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции;

- вывести поперечный уровень в нулевое положение в случае необходимости приложить поперечную нагрузку к верхней части спинки механизма; нагрузка должна быть достаточной для установки в горизонтальное положение спинки механизма 3-D Н на сиденье.

С.4.13 Придерживать коленный шарнир Г, с тем чтобы не допустить соскальзывания механизма 3-D Н вперед на подушку сиденья, и затем:

а) вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;

б) попеременно прилагать и устранять горизонтальную нагрузку, действующую в направлении назад и не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте приблизительно центра крепления грузов к спине, пока зубчатый сектор бедра не покажет, что после устранения действия нагрузки достигнуто устойчивое положение. Необходимо обеспечить, чтобы на механизм 3-D Н не действовали какие-либо внешние силы, направленные вниз или в сторону. При необходимости повторной ориентации механизма 3-D Н в горизонтальном направлении наклонить спинку механизма вперед, вновь проверить его горизонтальное положение и повторить испытания по 4.12.

С.4.14 Произвести все измерения:

С.4.14.1 Координаты точки Н измеряются в трехмерной системе координат.

С.4.14.2 Фактический угол наклона туловища определяется по зубчатому сектору наклона спинки механизма 3-D Н, причем штырь должен находиться в крайнем заднем положении.

С.4.15 При повторной установке механизма 3-D Н сиденье должно быть свободным от любых нагрузок не менее 30 мин до начала установки. Механизм 3-D Н не следует оставлять на сиденье сверх того времени, которое необходимо для проведения данного испытания.

С.16 Если сиденья, находящиеся в одном и том же ряду, могут рассматриваться как одинаковые (многоместное сиденье, идентичные сиденья и т.п.), то следует определять только одну точку Н и один фактический угол наклона спинки сиденья для каждого ряда, помещая механизм 3-D Н в том месте, которое можно рассматривать как типичное для данного ряда сидений. Этим местом является:

- место водителя - в переднем ряду;

- одно из крайних мест - в заднем ряду или рядах.

______________________________

* В отношении любых мест для сидения, за исключением передних сидений, для которых точка Н не может определяться посредством применения объемного механизма определения точки Н или соответствующих методов, в качестве контрольной точки может применяться, по усмотрению компетентного органа, точка R, указанная предприятием-изготовителем.

** Угол наклона, разница в высоте крепления сиденья, текстура поверхности.

 

Дополнение 1
(обязательное)

 

Описание объемного механизма определения точки Н (механизм 3-D Н)

 

1 Спинка и основание

 

Спинка и основание изготавливаются из арматурного пластика и металла; они моделируют туловище и бедра человека и крепятся друг к другу механически в точке Н. На штырь, укрепленный в точке Н, устанавливают зубчатый сектор для измерения фактического угла наклона спинки. Регулируемый шарнир бедра, соединяемый с основанием туловища, определяет центральную линию бедра и служит исходной линией для зубчатого сектора наклона бедра.

2 Элементы туловища и ног

 

Элементы, моделирующие ступни и голени, соединяются с основанием туловища с помощью коленного шарнира Т, который является продольным продолжением регулируемого кронштейна бедра. Для измерения угла сгиба колена элементы голени и лодыжки оборудованы зубчатыми секторами. Элементы, моделирующие ступни, имеют градуировку для определения угла наклона ступни. Ориентация устройства обеспечивается за счет использования двух уровней. Грузы, размещаемые на туловище, устанавливают в соответствующих центрах тяжести и обеспечивают давление на подушку сиденья, равное давлению, которое оказывается пассажиром-мужчиной массой 76 кг. Все сочленения механизма 3-D Н должны быть проверены, с тем чтобы обеспечить их свободное движение и исключить сколь-либо заметное трение.

 

РИС. С.1 ПРИЛОЖЕНИЯ С К ГОСТ Р 41.16-2005

 

РИС. С.2 ПРИЛОЖЕНИЯ С К ГОСТ Р 41.16-2005

Дополнение 2
(обязательное)

 

Трехмерная система координат

 

1 Трехмерная система координат определяется тремя ортогональными плоскостями, установленными предприятием - изготовителем транспортного средства (рисунок С.3)

2 Положение для измерения на транспортном средстве устанавливается путем помещения данного транспортного средства на опорную поверхность таким образом, чтобы координаты исходных точек отсчета соответствовали величинам, указанным предприятием-изготовителем.

3 Координаты точек R и Н устанавливаются относительно исходных точек отсчета, определенных предприятием - изготовителем транспортного средства.

 

РИС. С.3 ПРИЛОЖЕНИЯ С К ГОСТ Р 41.16-2005

Дополнение 3
(обязательное)

 

Исходные данные, касающиеся мест для сидения

 

1 Кодировка исходных данных

Исходные данные перечисляют последовательно по каждому месту для сидения. Места для сидения обозначают двузначным кодом. Первый знак представляет собой арабскую цифру и указывает ряд сидений; отсчет мест ведется по направлению от передней части транспортного средства к его задней части. Вторым знаком является заглавная буква, которая обозначает расположение места для сидения в ряду, обращенном в направлении движения транспортного средства вперед; при этом используют следующие буквы:

L - сиденье по левой стороне;

С- центральное сиденье;

R - сиденье по правой стороне.

2 Описание положения для измерения на транспортном средстве

2.1 Координаты исходных точек отсчета:

 

     X _________________________________________________________________
     Y _________________________________________________________________
     Z _________________________________________________________________

 

3 Перечень исходных данных

3.1 Место для сидения:

3.1.1 Координаты точки R

 

     X _________________________________________________________________
     Y _________________________________________________________________
     Z _________________________________________________________________
     3.1.2 Конструктивный угол наклона туловища: _______________________

 

3.1.3 Параметры для регулирования сиденья*;

горизонтальное;

вертикальное;

угловое;

угол наклона туловища.

Примечание - Перечислить исходные данные для других мест для сидения в 3.2, 3.3 и т.д.

 

______________________________

* Ненужное зачеркнуть.

Актуальный текст документа