Письмо Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и МВД РФ от 1 августа 2007 г. N ВФ-1887/06 "О мерах по предупреждению и пресечению незаконной деятельности по усыновлению (удочерению) детей"

Письмо Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и МВД РФ от 1 августа 2007 г. N ВФ-1887/06
"О мерах по предупреждению и пресечению незаконной деятельности по усыновлению (удочерению) детей"


В соответствии с законодательством Российской Федерации (Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей") деятельность по подбору и передаче детей на усыновление (удочерение) (далее - усыновление) вправе осуществлять только органы опеки и попечительства, а также соответствующие органы исполнительной власти, на которые возложены функции регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность по оказанию иностранным гражданам, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, и лицам без гражданства (далее - иностранные граждане) содействия в усыновлении детей, граждан Российской Федерации, в рамках, определенных российским законодательством, могут также осуществлять представительства иностранных организаций по усыновлению детей, получившие соответствующие разрешения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, являющихся гражданами Российской Федерации, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

Вместе с тем, анализ ситуации в сфере усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что такая незаконная деятельность ведется организациями и физическими лицами и в настоящее время.

В частности, ряд иностранных организаций по усыновлению детей, не имеющих представительства на территории Российской Федерации, продолжает размещать в сети Интернет фотографии детей, граждан Российской Федерации, а также информацию медико-социального характера об этих детях, предлагает и оказывает услуги в их усыновлении.

При этом указанная деятельность не ограничивается только предоставлением информации о детях иностранным гражданам на территории иностранных государств. Очевидно, что получение посредниками - организациями и физическими лицами сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказание ими содействия в усыновлении конкретных детей сопровождаются совершением противоправных действий непосредственно на территории Российской Федерации, в том числе, связанных с нарушением установленного порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, со стороны работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных, лечебно-профилактических и других детских учреждений.

Выявлены случаи, когда иностранные граждане - кандидаты в усыновители обращаются к региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, уже располагая конфиденциальной информацией о детях, не размещавшейся в открытом доступе.

Тем самым нарушается требование пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которым иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без попечения родителей детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления указанными гражданами (таким образом, информация о ребенке может быть передана иностранным кандидатам в усыновители только по истечении шести месяцев со дня поступления в установленном порядке сведений о нем в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Обращаем внимание на то, что незаконные действия по усыновлению ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью являются административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Аналогичные действия, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, влекут за собой уголовную ответственность в соответствии со статьей 154 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также административную ответственность за нарушение руководителями учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление заведомо недостоверных сведений о таких несовершеннолетних, а также совершение действий, направленных на укрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание в семью либо в соответствующее учреждение.

В 2005-2006 годах правоохранительными органами возбужден ряд уголовных дел по фактам незаконной деятельности в сфере усыновления в отношении представителей иностранных организаций по усыновлению детей, а также должностных лиц соответствующих органов и учреждений Российской Федерации.

Организация работы по противодействию противоправной деятельности в сфере усыновления детей требует усиления межведомственного взаимодействия в данной области.

В целях повышения эффективности деятельности по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, при передаче их на воспитание в семьи граждан, предупреждению и пресечению незаконной деятельности по усыновлению детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в соответствии с решением Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) и иных форм устройства детей на воспитание в семьи от 11 ноября 2005 г. (протокол N 2) предлагаем:

1. Руководителям органов управления образованием, органов управления здравоохранением, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выполняющих функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с компетенцией:

1.1. Обеспечить контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за соблюдением порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.2. Незамедлительно информировать об организациях и гражданах, осуществляющих посредническую деятельность по усыновлению детей, а также совершающих иные незаконные действия по устройству детей на воспитание в семьи, в том числе занимающихся сбором информации о детях, оставшихся без попечения родителей, предлагающих услуги в их усыновлении иными лицами, Министерство образования и науки Российской Федерации и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.

2. Руководителям органов опеки и попечительства, руководителям учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, независимо от ведомственной принадлежности:

2.1. Обеспечить соблюдение порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и в органы опеки и попечительства.

2.2. Незамедлительно информировать об организациях и гражданах, осуществляющих посредническую деятельность по усыновлению детей, а также совершающих иные незаконные действия по устройству детей на воспитание в семьи, в том числе занимающихся сбором информации о детях, оставшихся без попечения родителей, предлагающих услуги в их усыновлении иными лицами, соответственно регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и орган местного самоуправления или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится учреждение, а также органы внутренних дел по месту нахождения органа опеки и попечительства или учреждения.

3. Руководителям органов внутренних дел субъектов Российской Федерации организовать работу по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с осуществлением посреднической деятельности по усыновлению детей, а также совершением иных незаконных действий по устройству детей на воспитание в семьи, в том числе:

3.1. Обеспечить тщательную проверку информации о фактах осуществления посреднической деятельности по усыновлению детей, а также совершения иных незаконных действий по устройству детей на воспитание в семьи, поступающей из федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, от граждан.

3.2. Обеспечить при наличии оснований возбуждение дел об административных правонарушениях и (или) уголовных дел по фактам осуществления посреднической деятельности по усыновлению детей, а также совершения иных незаконных действий по устройству детей на воспитание в семьи.

3.3. Незамедлительно информировать о выявленных фактах осуществления посреднической деятельности по усыновлению детей, а также совершения иных незаконных действий по устройству детей на воспитание в семьи Министерство внутренних дел Российской Федерации.

4. Руководителям органов управления образованием, органов управления здравоохранением, органов социальной защиты субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выполняющих функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел обеспечить координацию деятельности по предупреждению и пресечению незаконной деятельности по усыновлению детей, в том числе:

4.1. Разработать совместные планы мероприятий по предупреждению и пресечению незаконной деятельности по усыновлению детей, в том числе посреднической деятельности по усыновлению детей.

4.2. Регулярно рассматривать вопросы организации работы по предупреждению и пресечению незаконной деятельности по усыновлению детей на совместных совещаниях, заседаниях коллегий.

4.3. Обеспечить регулярный обмен информацией о выявленных случаях незаконной деятельности организаций и граждан по усыновлению детей, являющихся гражданами Российской Федерации.

4.4. Организовать повышение квалификации специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, органов внутренних дел в части изучения законодательства и правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включая порядок передачи детей на усыновление иностранным гражданам, а также организации работы по предупреждению и пресечению незаконной деятельности по усыновлению детей.


Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации

В.Н. Фридлянов


Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации

В.И. Стародубов


Первый заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации

А.А. Чекалин



Подбирать и передавать детей на усыновление (удочерение) вправе только органы опеки и попечительства, а также те, на которые реализуют функции регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях.

Российским гражданам, постоянно проживающим за границей, иностранцам и апатридам оказывают содействие в усыновлении детей. Этим могут заниматься представительства зарубежных организаций, получившие разрешения. Посредничество не допускается. Однако такая незаконная деятельность ведется в настоящее время.

В связи с этим необходимо, в частности, усилить контроль за соблюдением законодательства в данной области, информировать о незаконной деятельности ОВД, Минобрнауки России. Следует повысить квалификацию специалистов органов опеки и попечительства, специальных учреждений для детей и др.


Письмо Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и МВД РФ от 1 августа 2007 г. N ВФ-1887/06 "О мерах по предупреждению и пресечению незаконной деятельности по усыновлению (удочерению) детей"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.